Организация методической работы в образовательном учреждении по содействию здоровья школьников


Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов












Организация методической работы в образовательном учреждении по содействию здоровья школьников


(реферат)







Выполнила:

Давиденко Татьяна Васильевна

Заместитель директора по УВР

МОУ «Казначеевская средняя

общеобразовательная школа»









Белгород

2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Основы педагогики здоровья

    1. Смысл понятия «здоровье»………………………………………………5

    2. Образ жизни и здоровье………………………………………………….6

    3. Составные части здоровья………………………………………………..7

    4. Факторы, влияющие на формирование здоровья учащихся…………..10

Глава 2. Организация учебно-воспитательной оздоровительной деятельности в образовательном учреждении

    1. Концепция оздоровительной деятельности…………………………….11

    2. Общие методы педагогики здоровья……………………………………14

    3. Педагогические условия формирования здорового образа жизни…….15

Глава 3. Система работы МОУ «Казначеевская средняя общеобразовательная школа» по содействию здоровья школьников…………………………………18

Заключение ………………………………...……………………………………24

Список литературы………………………………………………….…………..25















ВВЕДЕНИЕ


Так уж сложилось, что здоровье школьников в образовательном учреждении традиционно понимается как основная забота школьных медицинских работников и учителей физкультуры. Однако, сегодня медицинская проблема здоровья подрастающего поколения переходит в иную плоскость и становится категорией педагогической. Современное состояние общества предъявляет новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье - важный фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и обяза­тельное условие его полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни.

В последнее время наблюдается постоянное ухудше­ние здоровья всех категорий населения. Особое беспокой­ство вызывает состояние здоровья молодого поколе­ния. За последние 10 лет частота выявленных функциональных нарушений и хронических болезней у учащихся возросла более чем на 20 %. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и учащихся 53% школь­ников имеют ослабленное здоровье, около 90% - отклоне­ние в психосоматическом развитии, 80% страдают от гипо­динамии. За годы обучения в школе число учащихся с бли­зорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонения­ми - в 1,5-2 раза. В специальной литературе появились такие, связанные со школой, термины, как «школьный стресс», «дидактогения», «школофобия». Беспокойство вызывает и то, что девушек, имеющих серьезные длительные заболевания, в 3 раза больше, чем юношей. А ведь здоровье будущих матерей определяет здоровье нации.

Реализация задач формирования здоровой личности учащегося и всей системы учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении невозможна без тесного сотрудничества всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов. Представления у детей и их родителей о здоровом образе жизни должны формиро­ваться с раннего возраста ребенка. Формирование здоро­вья и образа жизни в детском и подростковом возрасте на 75% определяется условиями, созданными в семье и об­разовательно-воспитательном учреждении.

С приходом ребенка в образовательное учреждение родители сразу сталкиваются с проблемой сохранения его здоровья и полноценного развития. Во взаимодействие с семьей вступают не только педагоги, но и медицинские работники, повара, заведующие образовательными учреж­дениями и другие категории работников. От слаженной ра­боты всех структур зависит здоровье ребенка.

Цель работы - рассмотреть систему организации методической работы в образовательном учреждении по содействию здоровья школьников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить основы педагогики здоровья.

  2. Ознакомиться с методологическими основами организации учебно-воспитательной оздоровительной деятельности в образовательном учреждении.

  3. Рассмотреть система работы образовательного учреждения по содействию здоровья школьников на примере МОУ «Казначеевская средняя общеобразовательная школа».










    1. Основы педагогики здоровья

    1. Смысл понятия «здоровье»

В мировой практике существует множество определе­ний понятия «здоровье». Каждое из них высвечивает наи­более значимые с точки зрения представляемой авторами позиции грани этого явления. Толковый словарь русского языка акцентирует внимание на соответствии требованиям физиологической нормы: «...правильная, нормальная дея­тельность организма, его полное физическое и психиче­ское благополучие».

Н.М.Амосов (1987) полагает, что здоровье организма определяется его количеством, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохране­нии качественных пределов их функций. В.П. Казначеев (1989) трактует здоровье как «процесс сохранения и разви­тия биологических, физиологических и психических функ­ций, оптимальной трудоспособности, социальной активно­сти при максимальной продолжительности жизни». По мнению В.Т. Лободина (1997), здоровье - это бесконфликтная, безопасная, счастливая деятельность организма на биоло­гическом, психологическом, социальном и духовном уров­нях человеческой природы.

Согласно определению Всемирной организации здра­воохранения, здоровье представляет собой не только био­логическую, но и социальную категорию, т.е. здоровье - это состояние телесного, душевного и социального благополучия.

Из приведенных определений видно, что понятие «здоровье» отражает ка­чество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия че­ловека и среды обитания: само состояние здоровья фор­мируется в результате взаимодействия внешних (природ­ных и социальных) и внутренних (духовность, наследст­венность, пол, возраст) факторов.




1.2. Образ жизни и здоровье

Образ жизни - биосоциальная категория, интегрирую­щая представления об определенном типе жизнедеятель­ности человека и характеризующаяся его трудовой дея­тельностью, бытом, формой удовлетворения материаль­ных и духовных потребностей, правилами индивидуально­го и общественного поведения в единстве с условиями жизни. Иначе говоря, образ жизни - это «лицо» индивида, отражающее одновременно и уровень общественного про­гресса, и его частную реализацию.

С одной стороны, образ жизни обусловлен социально-экономическими условиями. В то же время он, во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функцио­нальных возможностей организма. Этим, в частности, объ­ясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения ма­териальных, духовных и культурных потребностей челове­ка. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущест­венно социальная категория). Стиль жизни характеризу­ет поведенческие особенности жизни человека, т.е. опре­деленный стандарт, под который подстраиваются психоло­гия и психофизиология личности (социально-психологи­ческая категория).

Если попытаться оценить роль каждой из категорий образа жизни в формировании индивидуального здоровья, то можно заметить, что уровень жизни отдельного человека в значительной степени определяется уровнем экономиче­ского состояния общества, т.е. имеет общественно-экономический характер. Качество жизни обладаетдвойной зависимостью, общественной и личной, по пре­имуществу обусловлено личным отношением к уровню жизни, пониманием и реализацией человеком своих воз­можностей в достижении благополучия. Отсюда понятно, что здоровье человека, прежде всего, будет зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными особенностями.

Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным спосо­бом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное. В связи с этим, появляется возможность педагогического управления становлением образа жизни, которая, в первую очередь, зависит от воспитания.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Б.Т. Лихачев называет это антиотравляющим воспитанием и понимает под ним процесс формирования у детей осоз­нания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам. В основе этого процесса должны лежать глубокие мировоззренческие, культуроло­гические идеи о смысле человеческой жизни, идеалах, мо­рали. Это могут быть и религиозные идеи. Формирование здорового образа жизни является очень важным в свете современного состояния нравственного индифферентизма и дезориентации подростков. Содержание его не следует сводить к «анти - », т.е. к тому, чего не надо делать. Оно должно быть построено на утверждении идеала и норм здоровой, гармоничной и счастливой жизни каждого.

1.3. Составные части здоровья

Сегодня принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья.

1. Соматическое здоровье - текущее состояние ор­ганов и систем организма человека, основу которого со­ставляет биологическая программа индивидуального раз­вития, опосредованная базовыми потребностями, домини­рующими на различных этапах онтогенетического разви­тия. Эти потребности, во-первых, являются пусковым ме­ханизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, в основе которого лежат морфологические и функциональные резервы, обеспечи­вающие адаптационные реакции. Противоположностью этого вида здоровья является инвалидность. Иногда сома­тический и физический виды объединяют, добавляя к ним еще один вид - биологическое здоровье.

Для оценки физического здоровья детей и подро­стков используются три основных критерия: соответ­ствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям: достигнутый уровень физиче­ской работоспособности, отражающий функциональные возможности организма; наличие хронических заболева­ний и физических дефектов; степень сопротивляемости организма.

3. Психическое здоровье - состояние душевного бла­гополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию пове­дения, деятельности. Отметим, что содержание понятия психического здоровья не исчерпывается только медицин­скими и психологическими критериями, в нем отражены также общественные и групповые нормы и ценности.

Для оценки психического здоровья используются следующие критерии:

-осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического Я;

-чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

-критичность к себе, своей деятельности и ее резуль­татам;

-адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

-способность к самоуправлению поведением в соот­ветствии с социальными нормами, правилами, законами;

-способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать ее;

- способность изменить способ поведения в зависимо­сти от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

4. Социальное здоровье - это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и спо­собов взаимодействия индивида с внешней средой (при­способление, уравновешивание, регуляция); определен­ный уровень психического и личностного развития, позво­ляющий успешно реализовывать это взаимодействие. Ан­типодом социального здоровья является состояние социальной запущенности.

Критериями социального здоровья детей и подро­стков могут служить:

  • адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада, класс);

  • овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная);

-уравновешенность процессов социализации и инди­видуализации;

  • выработка индивидуального стиля поведения (дея­тельности);

  • наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств;

  • общая средовая адаптация, т. е. интеграция в обще­ство.

5. Духовно-личностное здоровье - комплекс нравст­венных характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которо­го определяет система ценностей, установок и мотивов
поведения индивидуума в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.



1.4. Факторы, влияющие на формирование здоровья учащихся


Современная наука утверждает, что 20% уровня здо­ровья зависят от наследственных факторов, 20% - от внешнесредовых условий, т.е. в конечном итоге от эколо­гии, 10% - от деятельности здравоохранения, остальные 50% - от образа жизни человека. Таким образом, появля­ется дополнение к известному определению: образ жизни - это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

К факторам внешней среды относятся: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, мик­роорганизмы, животные), психологические (воздействую­щие на эмоциональную сферу через зрение, прикоснове­ние, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию).

Школьные факторы риска можно классифицировать следующим образом:

  1. Педагогические факторы (учебная нагрузка; средства и методы обучения и воспитания; педагогические методики; организация физического воспитания).

  2. Физиолого-гигиенические факторы (режим дня; школьное оборудование; организация двигательной активности; оздоровительные мероприятия).

  3. Социально-психологические факторы (мотивация к учению; взаимоотношения ученик-учитель).










  1. Организация учебно-воспитательной оздоровительной деятельности в образовательном учреждении

    1. Концепция оздоровительной деятельности

Система воспитательно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения структурируется в зависимости от объектов, влияющих на формирование личности, и характера воздействий.

Объекты, влияющие на ВОДОУ, - участники обра­зовательного процесса: учащиеся и их родители, педагоги­ческие работники, коллектив образовательно-воспитатель­ного учреждения в целом. Воспитательно-оздоровительная деятельность образо­вательного учреждения зависит от внешних и внутренних факторов и классифицируется по целям и задачам, прин­ципам, направлениям деятельности, методам и формам работы.

Главная цель концепции ВОДОУ заключается в разра­ботке системы оздоровления учащихся, комплекса организа­ционных форм и методов деятельности учреждений образо­вания, направленных на сохранение и улучшение здоровья, основывающегося на 4 уровнях человеческой природы, всех участников образовательного процесса.

К основным задачам в области обеспечения духовно-нравственного и психофизического здоровья учащихся от­носятся:

  1. Улучшение качества образовательного процесса и формирование устойчивого интереса и потребности в при­обретении навыков здорового образа жизни;

  2. Разработка и внедрение нормативно-правовых, на­учно-методических и организационных основ деятельности системы образования по формированию духовно и физи­чески здоровой личности учащегося;

  3. Разработка педагогических условий и критериев эф­фективности деятельности ОУ по формированию духовно и физически здоровой личности учащегося;

  4. Реализация целевых программ по формированию здо­ровой личности в условиях образовательного пространства;

  5. Совершенствование профессиональной компетент­ности и механизмов аттестации работников образования в области ВОДОУ;

Воспитательно-оздоровительная деятельность образо­вательного учреждения предполагает:

-оптимальное сопровождение образовательного про­цесса;

  • обучение основам ЗОЖ;

  • воспитание здоровой личности;

  • формирование культуры здоровья;

  • повышение компетентности в области формирования ЗОЖ всех субъектов образовательной деятельности: руко­водителей образовательных учреждений, учителей, спе­циалистов служб сопровождения образовательного про­цесса (медработников, психологов, социальных педагогов и т.д.), учащихся и их родителей.

В процессе воспитательно-оздоровительной деятель­ности образовательного учреждения необходимо обратить внимание на стратегические направления:

-создание группы единомышленников из числа адми­нистрации, учителей, учащихся и родителей по реализации концепции ВОДОУ; формирование у педагогического кол­лектива осознанной необходимости заниматься оздорови­тельной работой; определение общих целей; формирова­ние положительной эмоциональной обстановки в учениче ских и педагогическом коллективах; совершенствование процесса обучения по своему предмету с учетом охраны и укрепления личного здоровья и здоровья учащихся. Каж­дый член педагогического коллектива должен быть психо­логически готов к такой работе: уметь вести диагностиче­скую и коррекционную работу, занимать гуманную пози­цию, обеспечивающую психологическую комфортность развивающейся личности;

-тесное взаимодействие и взаимосотрудничество с родителями в целях:

а) обеспечения возможно полной ин­формации об индивидуальных особенностях ребенка, на­следственной предрасположенности к заболеваниям;

б) учета имеющихся социальных и демографических фак­торов, экономических и материальных условий жизни се­мьи; в) выявления причин заболевания;

г) организации со­вместной деятельности по их устранению;

д) непосред­ственного участия родителя в воспитательно-оздорови­тельной работе в образовательном учреждении (при про­ведении констатирующего эксперимента нами была выяв­лена группа причин заболеваний, относящихся к семей­ным: наследственные факторы, родовые травмы, непол­ноценное и нерегулярное питание, трудные материальные условия, отсутствие контроля за здоровьем ребенка и др.);

-организацию личностно ориентированного обучения с учетом индивидуальных психофизиологических и социаль­ных возможностей индивидуума;

- организацию системы рекреационных, коррекционных
и реабилитационных мероприятий для учащихся и педаго­гического коллектива;

-диагностику индивидуальных психосоматических, конституциональных и социально-духовных показателей личности (мониторинг здоровья и адаптации);

  • выбор оптимальных педагогических технологий, учеб­ных программ с учетом возраста, пола, психотипа, среды (здоровьесберегающие технологии);

  • формирование индивидуальных потребностей лично­сти и профессиональной ориентации на основе знаний ин­дивидуальных особенностей и возможностей;

- формирование духовно-нравственных и социальных ориентиров, определяющих здоровье и благополучие лич­ности на каждом этапе онтогенеза.

    1. Общие методы педагогики здоровья

В качестве наиболее распространенных средств ВОДОУ обычно используются общие методы педагогики, психологии, медицины и других смежных отраслей знания, а также основные методы воспитательной работы.

1. Методы формирования сознания - убеждение (в форме рассказа, объяснения, разъяснения, лекции, бесе­ды, увещевания, внушения, инструктажа, диспута, докла­да), т.е. воздействие воспитателя на сознание, чувства, волю воспитуемого с целью формирования твердой, глу­боко осмысленной и эмоционально пережитой точки зре­ния по различным вопросам отношения к своему здоровью и здоровью окружающих его людей.

2. Методы организации деятельности и формиро­вания опыта поведения - упражнение (т.е. многократное повторение действий и поступков учащихся в целях обра­зования и закрепления у них необходимых навыков и при­вычек к ЗОЖ), приучение, поручение. Особо следует обра­тить внимание на использование общественного мнения как метода воспитательно-оздоровительной работы, который помогает воспитателю направлять учащихся на дейст­вия, формирующие желаемые качества здоровой лично­сти. В реальной жизни и оздоровительной деятельности школьного коллектива можно использовать также метод воспитывающих ситуаций.

Исходным действием в применении методов этой груп­пы является педагогическое требование - способ непо­средственного побуждения учащихся к тем или иным по­ступкам, направленным на формирование, сохранение и укрепление здоровья.

  1. Методы стимулирования поведения и деятель­ности.

Эти методы применяются для того, чтобы побуж­дать, давать толчок мысли, чувству, тому действию, кото­рое нужно или целесообразно применять в воспитательно-оздоровительной работе - поощрение, одобрение, осуж­дение, наказание, соревнование. Данные методы целесо­образно использовать как стимулирующие, дополнитель­ные, коррекционные и на последующих стадиях решения воспитательно-оздоровительных задач в образовательном учреждении. Следует отметить, что деятельность учителей-пред­метников в оздоровительной работе с учащимися не под­меняет методы учителя физкультуры. Она носит просвети­тельский характер, пропагандирует здоровый образ жизни, убеждает, что для сохранения здоровья необходимо под­держивать организм в оптимальном состоянии, предлагает конкретные рекомендации по повышению работоспособно­сти учащихся.

Сегодня в арсенале специалистов имеется достаточно большое количество проверенных, надежных методов, ко­торые, без всякого сомнения, содействуют здоровью. Они могут быть медицинскими (например, профилактика бли­зорукости, сезонная дотация витаминов, своевременное лечение зубов и др.), психологическими (коррекция дис-графии, дислекции и др.), педагогическими («уроки здо­ровья», различные виды игровой активности и т.д.). Нали­чие четкого протокола проведения этих мероприятий, в которых реализуются данные методы, адекватных форм оценки эффективности использования такого рода «регла­ментированных» средств дает сотрудникам и администра­ции школы уверенность в правильности своего выбора. На фоне таких методов более успешна деятельность, связан­ная с инициативными школьными мероприятиями, направ­ленными на здоровье: тематическими сочинениями, вы­ставками, конкурсами и т.д.

2.3. Педагогические условия формирования здорового образа жизни

Реализация рассмотренных методов становится более эффективной, если их содержание раскрывается в опре­деленных условиях. Существует два подхода к понима­нию и применению педагогических условий.

1. Сторонники традиционного, формирующего подхода представляют педагогическое условие, как внешнее об­стоятельство, фактор, существенно влияющий на протека­ние педагогического процесса, в той или иной мере созна­тельно сконструированный педагогом, предполагающий, но не гарантирующий определенный результат. Такие условия делятся на объективные и субъектив­ные. Как показывает опыт, одни из них с трудом поддаются изменению, так как зависят от внешних обстоятельств, другие изменяются по мере возрастания психологической подготовки и степени осознанности действий участников педагогического процесса. Эти условия способствуют об­щей атмосфере формирования, требовательности, стиму­лирования и контроля, в которой протекает традиционный образовательный процесс.

К педагогическим условиям формирования здоровой личности в образовательном пространстве относятся:

  • наличие системы диагностики и объективного кон­троля за здоровьем учащихся в общеобразовательных уч­реждениях, разработанной на основе требований санитар­ных норм и правил и государственного образовательного стандарта;

  • формирование знаний в области технологии сохра­нения, поддержки и укрепления здоровья;

  • обеспечение материально-пространственной среды для организации воспитательно-оздоровительной дея­тельности;

  • наличие эмоционально-положительной установки на формирование потребности в здоровом образе и стиле жизни учащихся и педагогов;

  • практическая включенность всех участников образо­вательного процесса в оздоровительную деятельность;

  • наличие единых педагогических требований в систе­ме «ученик-учитель-родитель» по организации здорового образа жизни учащихся;

  • высокий уровень активности обучающихся в воспита­тельно-оздоровительной работе;

  • практическая реализация содержания воспитательно-оздоровительной деятельности учащихся в повседневной жизни;

-личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к формированию здорового образа и стиля жизни.

Одним из важнейших условий становится удовлетво­рение физиологических потребностей школьников. Этому способствует соответствующий уровень санитарно-гигиенических норм: света и тепла, питания и медицинско­го контроля, удобной мебели, просторности помещений и т.п. В этом смысле важную роль играет грамотная органи­зация режима дня, уровня индивидуальной учебной на­грузки и т. д.

При этом следует иметь в виду, что формы и объем по­требностей каждого ребенка разняться. Поэтому, важной представляется способность педагога определять индиви­дуальные формы и объем потребностей ребенка.

Удовлетворение физиологических потребностей ре­бенка связано с созданием условий, которые не всегда могут находиться под контролем учителя. Однако, если учащиеся уверены, что учитель настроен по отношению к ним доброжелательно, всякая неопределенная ситуация толкуется ими в свою пользу. Следовательно, ребенок не станет мучительно думать, можно ли отпроситься с урока, как проявлять свою двигательную активность на перемене, не станет связывать свою усталость со злой волей учите­ля. В равной мере возрастут его шансы на удовлетворение физиологических потребностей, если он будет считать учителя авторитетным лицом: он скорее обратится к тако­му педагогу за помощью, не станет бояться вмешательст­ва других учителей, если совершит проступок.

Педагогические условия, способствующие вос­питанию духовно здоровой личности:

1. Приобщение учащихся к различным видам созида­тельной творческой деятельности как в учебной, так и во внеурочной работе.

2. Создание, поддержание атмосферы высокой духовности, нравственности как между учителем и учеником, так и в среде самих учащихся и их родителей.

3.Вовлечение учащихся в различные виды социально значимой деятельности, где бы проявились их милосер­дие, сопричастность с разрешением проблем, которые стоят перед страной, городом, поселком, школой.

4.Обсуждение вопросов, которые затрагивают про­блемы мироздания, мироведения, глобальной экологии, освоения человеком земли и космоса, гармонии мира, взаимосвязи духовного и материального, гуманитарного и естественнонаучного знания.

5.Участие в народных праздниках, поддержка и разви­тие народных традиций, детских, юношеских творческих коллективов, движений.

6.Поощрение и поддержка философского осмысления, обсуждение с учащимися достижений современной и про­шлых цивилизаций, науки, культуры, религиозных обрядов, традиций.

7.Педагогическое стимулирование и развитие у уча­щихся ценностей и ценностных ориентации, которые обу­словлены понятиями «свобода», «творчество», «интелли­гентность», «культура», «вера, надежда, любовь», «духов­но-нравственная личность» и др.


3. Система работы МОУ «Казначеевская средняя общеобразовательная школа» по содействию здоровья школьников.

В своей работе школа опирается на следующие нормативно-правовые документы:

1. Кодекс РФ об административной ответственности (извлечения):

-Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными
представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и
воспитанию несовершеннолетних;

  • Статья 6.8. Незаконное приобретение либо хранение наркотических
    средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов;

  • Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных
    веществ без назначения врача;

-Статья 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление
спиртных напитков или одурманивающих веществ;

  • Статья. 20.1 Мелкое хулиганство.

  • Статья 20.20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции
    либо потребление наркотических средств или психотропных веществ
    в общественных местах;

  • Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии
    опьянения;

  • Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних,
    а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции,
    потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в
    общественных местах.

  1. Приказ школы: «О мерах по запрещению курения в школе и на
    территории школы»

Общая программа оздоровительной работы с детьми

мероприятия

периодичность

Прогулки и экскурсии

по расписанию

Сбор лечебных трав

летний период

Туристические поход

1 раз в год

Утренняя гимнастика

ежедневно

Физкультурные занятия

по расписанию

Включение в горячее питания меда, молочных продуктов

1 раз в неделю

День здоровья

1 раз в четверть

Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз

ежедневно

Гимнастика по профилактике сколиоза, плоскостопия

1 раз в неделю

Спортивные игры

по расписанию

Катание на лыжах

в холодное время

Кружки и секции

по расписанию

Работа ДЮСШ

по расписанию


Мероприятия по реализации положений программы

Основные направления

мероприятия

Здоровьесберегающая инфраструктура

  1. Состояние здания и кабинетов школы

  2. Оборудование (мебель, спорт.инвентарь)

  3. Помещение столовой.

4. Медицинское обслуживание

Рациональная организация образовательного режима

  1. Соблюдение норм СанПин (учебный план, расписание, учебная и внеучебная нагрузка)


Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей

  1. Ежегодные углубленные медосмотры, выявление отклонений, осмотр специалистами, составление «карточек здоровья» учащихся.

  2. Анализ состояния здоровья учащихся.

Коррекция состояния здоровья учащихся

  1. Выполнение предписанных процедур.

  2. Организация горячего питания. Введение в рацион витаминных и йодосодержащих продуктов.

Усиление двигательного режима


  1. Проведение физкультминутки во время уроков.

  2. Оборудование спортивного зала тренажерами.

  3. Приобретение спортинвентаря.

  4. Увеличение количества уроков физкультуры.

  5. Проведение утренней зарядки.

  6. проведение спортивных праздников.

Валеологическое и психологическое сопровождение учебного процесса

  1. Включене в учебный план учебных курсов «Основы гигиены и санитарии» в 10 классе, «Экология с элементами валеологии» в 11 классе, «Экология человека» в 8 и 9 классах

  2. Снятие стрессовых ситуаций.

  3. Методические рекомендации по работе с учащимися «группы риска».

Здоровьесберегающая деятельность




  1. Диспансеризация учащихся 1-11 классов.

  2. Оценка состояния здоровья детей.

  3. Разделение детей по группам на основании медицинских карт и консультаций врача.

  4. проведение гимнастики для глаз.

Анализ динамики текущих и хронических заболеваний

  1. Мониторинг результатов по данным медосмотра.

  2. Разработка мероприятий по уменьшению количества текущих и хронических заболеваний.


Работа школы осуществляется в соответствии с циклограммой

Ежедневно:

- проведение утренней гимнастики (перед уроками);

- контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью классного

помещения;

- проведение физкультминуток (на уроках) и подвижных перемен;

- организация горячего питания.

- занятия в ДЮСШ

Еженедельно:

- занятия на уроках физической культуры;

- занятия в спортивных секциях и кружках;

- прогулки с классом;

Ежемесячно:

- проведение родительских собраний по сбережению здоровья детей;

- организация классных часов с приглашением медицинских работников;

- генеральная уборка классов;

- проведение спортивных соревнований.

- организация лекций, дискуссий, бесед, викторин по теме «Школа против курения, алкоголя, наркотиков»

Один раз в четверть:

- организация экскурсий, родительских собраний;

- проведение «Дня здоровья».

Один раз в полугодие:

- анализ медицинских карт учащихся;

- организация встреч детей и родителей для участия в спортивных соревнованиях «Неразлучные друзья – взрослые и дети!».

- выступление агитбригады «Наркотикам – нет!»

- выставка агитплакатов «Мы против наркотиков!»

Один раз в год:

- организация медицинского осмотра;

- сбор лекарственных трав;

- профилактика гриппа и других вирусных инфекций (вакцинация, чай с травами и др.)

Чтобы помочь ребятам разобраться в мифе и антимифе о вредных привычках, систематически проводятся беседы, лекции, дискуссии по темам: «Разные дороги в бездну», « Выбери будущее без наркотиков, алкоголя и курения», «Коротка карьера наркокурьера» и др. Организуются встречи с наркологом ЦРБ, с фельдшером. Мы объединили тех, кто не приемлет вредных привычек – создали агитбригаду, которая пропагандирует здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек. Демонстрируется различная наглядность, агитационный материал, обсуждаются различные статьи и информация из СМИ.

Есть информация, что половина российских школьников вообще не посещают физкультуру, 25% детей посещают физкультуру с большими перерывами, прикрываясь различными справками, и только 15 % детей занимаются спортом регулярно. Это привело к тому, что треть мальчиков, которые уходят в армию, не имеет достаточной физической массы, не может выполнить элементарные физические упражнения. Это говорит о том, что их дальнейшая жизнь, и их старость будут предопределены. Для девочек мышечная масса тоже важна. Если она не развита, то, помимо прочих проблем со здоровьем, в будущем будут трудности с родами.

Мониторинг результатов по данным медосмотра показывает, что за последние пять лет увеличился процент учащихся, которые относятся к основной группе здоровья (приложение 1).

На воспитание здорового образа жизни ориентирована и внеклассная работа школы. Большинство учащихся (особенно мальчики) c большим удовольствием посещают спортивные кружки и секции (приложение2). Систематически проводятся различные мероприятия данного направления: «День Здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, парни», «Праздник молока», туристический поход, выставки рисунков.

Здоровый образ жизни – это не только спорт, но и правильное питание, благотворная окружающая среда. Поэтому большое значение имеет экологическое и трудовое воспитание. Благодаря летнему оздоровительному лагерю и трудовой практике работа в данном направлении реализуется и в каникулярное время.

Критерии оценки эффективности внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в работе школы.

  1. Результаты проведения мониторинга здоровья учащихся.

  2. Желание учащихся посещать школу.

  3. Объем дневной учебной нагрузки на учащихся.

  4. Наличие курящих школьников.

  5. Гигиеническое состояние школьных туалетов, состояние сантехники.

  6. Содержание уроков физкультуры и эмоциональная атмосфера на них.

  7. Жизнь в школе после окончания уроков.

  8. Активность и заинтересованность школьников в участии в мероприяти­ях, связанных с тематикой здоровья.

  9. Психологический климат в педагогическом коллективе.

  10. Эмоциональное состояние и вид учеников после уроков.

  11. Характер взаимоотношений учащихся с учителями и друг с другом.

  12. Отношение к школе большинства родителей учащихся.






Заключение

Педагог в образовательном процессе должен высту­пать как руководитель межличностных отношений, от его профессиональных качеств и коммуникативных воздейст­вий зависит эмоциональный фон, психологический климат и комфортность в коллективе, которые напрямую способ­ствуют формированию здорового образа жизни учащихся. Признаками положительных коммуникативных воздействий в межсубъектных отношениях являются: взаимная удовле­творенность, сотрудничество и взаимопомощь; высокая активность учащегося на основе внутренней мотивации.

В новых условиях жизни приоритетными направления­ми в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становятся: физическое развитие учащихся и укрепление их здоровья; психологическая са­мозащита личности; правильное и здоровое (рациональ­ное) питание; привитие навыков личной гигиены; профи­лактика вредных привычек; обучение поведению в экстре­мальных ситуациях; культура здоровья человека. Исходя из сказанного, можно выделить следующие ос­новные приоритеты в формировании духовного и физи­ческого здоровья учащихся:

1. Образование и воспитание учащихся в области здо­ровья - неотъемлемая часть педагогического процесса;

2.Образование и воспитание в области здоровья - важный составной компонент психофизического развития и саморазвития личности;

  1. Образование и воспитание в области здоровья вы­ступают как условие, средство и результат формирования здоровой личности.

Ученые отмечают, что состояние здоровья населения на 8 - 12% определяется уровнем развития медицины как науки и состоянием медицинской помощи, на 20 - 23% -наследственными факторами, на 20 - 25% - состоянием окружающей среды, на 50 - 55% - образом жизни. Таким образом, до 70 - 90% состояние здоровья человека полно­стью зависят от грамотности и образованности человека, его образа жизни.


Список литературы

1. Анастасова Л.П., Иванова Н.В. Ты, твое здоровье и твое окружение. - М., 1997.

2. Гласе Дж. Жить до 180 лет. - Минск, 1998.

3. Гогулан М. Попрощайтесь с болезнями. - М., 1998.

4. Дегтерев Е.А., Синицын Ю.М. Воспитательно-оздоро­вительная работа с учащимися образовательных учрежде­ний. Учебное пособие. - Москва - Краснодар, 2000.

5. Дубровский А.А. Учителю Кубани о лечебной педагоги­ке. - Краснодар, 1989.

6. Дыхан Л.Б. Педагогические условия валеологизации образовательной среды младших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов, 2001.

Ермолаев В.Я. Педагогика доктора Дубровского. - Ана­па, 1993.

7. Журнал «Школа здоровья». 1997. № 1-4.

8. Лечебная педагогика в школе // Под ред. Э.Г. Малиноч-ки. - Краснодар, 1992.

9. Мельничук В.М. Я и мое здоровье. - Новосибирск, 1997.




25



Полный текст материала Организация методической работы в образовательном учреждении по содействию здоровья школьников смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Давиденко Татьяна Васильевна  Давиденко
24.10.2012 0 3549 910

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК