Организация методической работы в образовательном учреждении по содействию здоровья школьников
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Организация методической работы в образовательном учреждении по содействию здоровья школьников
(реферат)
Выполнила:
Давиденко Татьяна Васильевна
Заместитель директора по УВР
МОУ «Казначеевская средняя
общеобразовательная школа»
Белгород
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Основы педагогики здоровья
Смысл понятия «здоровье»………………………………………………5
Образ жизни и здоровье………………………………………………….6
Составные части здоровья………………………………………………..7
Факторы, влияющие на формирование здоровья учащихся…………..10
Глава 2. Организация учебно-воспитательной оздоровительной деятельности в образовательном учреждении
Концепция оздоровительной деятельности…………………………….11
Общие методы педагогики здоровья……………………………………14
Педагогические условия формирования здорового образа жизни…….15
Глава 3. Система работы МОУ «Казначеевская средняя общеобразовательная школа» по содействию здоровья школьников…………………………………18
Заключение ………………………………...……………………………………24
Список литературы………………………………………………….…………..25
ВВЕДЕНИЕ
Так уж сложилось, что здоровье школьников в образовательном учреждении традиционно понимается как основная забота школьных медицинских работников и учителей физкультуры. Однако, сегодня медицинская проблема здоровья подрастающего поколения переходит в иную плоскость и становится категорией педагогической. Современное состояние общества предъявляет новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье - важный фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и обязательное условие его полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни.
В последнее время наблюдается постоянное ухудшение здоровья всех категорий населения. Особое беспокойство вызывает состояние здоровья молодого поколения. За последние 10 лет частота выявленных функциональных нарушений и хронических болезней у учащихся возросла более чем на 20 %. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и учащихся 53% школьников имеют ослабленное здоровье, около 90% - отклонение в психосоматическом развитии, 80% страдают от гиподинамии. За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями - в 1,5-2 раза. В специальной литературе появились такие, связанные со школой, термины, как «школьный стресс», «дидактогения», «школофобия». Беспокойство вызывает и то, что девушек, имеющих серьезные длительные заболевания, в 3 раза больше, чем юношей. А ведь здоровье будущих матерей определяет здоровье нации.
Реализация задач формирования здоровой личности учащегося и всей системы учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении невозможна без тесного сотрудничества всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов. Представления у детей и их родителей о здоровом образе жизни должны формироваться с раннего возраста ребенка. Формирование здоровья и образа жизни в детском и подростковом возрасте на 75% определяется условиями, созданными в семье и образовательно-воспитательном учреждении.
С приходом ребенка в образовательное учреждение родители сразу сталкиваются с проблемой сохранения его здоровья и полноценного развития. Во взаимодействие с семьей вступают не только педагоги, но и медицинские работники, повара, заведующие образовательными учреждениями и другие категории работников. От слаженной работы всех структур зависит здоровье ребенка.
Цель работы - рассмотреть систему организации методической работы в образовательном учреждении по содействию здоровья школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить основы педагогики здоровья.
Ознакомиться с методологическими основами организации учебно-воспитательной оздоровительной деятельности в образовательном учреждении.
Рассмотреть система работы образовательного учреждения по содействию здоровья школьников на примере МОУ «Казначеевская средняя общеобразовательная школа».
Основы педагогики здоровья
Смысл понятия «здоровье»
В мировой практике существует множество определений понятия «здоровье». Каждое из них высвечивает наиболее значимые с точки зрения представляемой авторами позиции грани этого явления. Толковый словарь русского языка акцентирует внимание на соответствии требованиям физиологической нормы: «...правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие».
Н.М.Амосов (1987) полагает, что здоровье организма определяется его количеством, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций. В.П. Казначеев (1989) трактует здоровье как «процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». По мнению В.Т. Лободина (1997), здоровье - это бесконфликтная, безопасная, счастливая деятельность организма на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях человеческой природы.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т.е. здоровье - это состояние телесного, душевного и социального благополучия.
Из приведенных определений видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания: само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (духовность, наследственность, пол, возраст) факторов.
1.2. Образ жизни и здоровье
Образ жизни - биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения в единстве с условиями жизни. Иначе говоря, образ жизни - это «лицо» индивида, отражающее одновременно и уровень общественного прогресса, и его частную реализацию.
С одной стороны, образ жизни обусловлен социально-экономическими условиями. В то же время он, во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраиваются психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).
Если попытаться оценить роль каждой из категорий образа жизни в формировании индивидуального здоровья, то можно заметить, что уровень жизни отдельного человека в значительной степени определяется уровнем экономического состояния общества, т.е. имеет общественно-экономический характер. Качество жизни обладаетдвойной зависимостью, общественной и личной, по преимуществу обусловлено личным отношением к уровню жизни, пониманием и реализацией человеком своих возможностей в достижении благополучия. Отсюда понятно, что здоровье человека, прежде всего, будет зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными особенностями.
Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное. В связи с этим, появляется возможность педагогического управления становлением образа жизни, которая, в первую очередь, зависит от воспитания.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Б.Т. Лихачев называет это антиотравляющим воспитанием и понимает под ним процесс формирования у детей осознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам. В основе этого процесса должны лежать глубокие мировоззренческие, культурологические идеи о смысле человеческой жизни, идеалах, морали. Это могут быть и религиозные идеи. Формирование здорового образа жизни является очень важным в свете современного состояния нравственного индифферентизма и дезориентации подростков. Содержание его не следует сводить к «анти - », т.е. к тому, чего не надо делать. Оно должно быть построено на утверждении идеала и норм здоровой, гармоничной и счастливой жизни каждого.
1.3. Составные части здоровья
Сегодня принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья.
1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, в основе которого лежат морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Противоположностью этого вида здоровья является инвалидность. Иногда соматический и физический виды объединяют, добавляя к ним еще один вид - биологическое здоровье.
Для оценки физического здоровья детей и подростков используются три основных критерия: соответствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям: достигнутый уровень физической работоспособности, отражающий функциональные возможности организма; наличие хронических заболеваний и физических дефектов; степень сопротивляемости организма.
3. Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Отметим, что содержание понятия психического здоровья не исчерпывается только медицинскими и психологическими критериями, в нем отражены также общественные и групповые нормы и ценности.
Для оценки психического здоровья используются следующие критерии:
-осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического Я;
-чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
-критичность к себе, своей деятельности и ее результатам;
-адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
-способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
-способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать ее;
- способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
4. Социальное здоровье - это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие. Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности.
Критериями социального здоровья детей и подростков могут служить:
адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада, класс);
овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная);
-уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;
выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);
наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств;
общая средовая адаптация, т. е. интеграция в общество.
5. Духовно-личностное
здоровье -
комплекс нравственных характеристик
мотивационной и потребностно-информативной
сферы жизнедеятельности, основу которого
определяет система ценностей, установок
и
мотивов
поведения
индивидуума в обществе. Нравственным
здоровьем опосредована духовность
человека, так как оно связано с
общечеловеческими истинами добра, любви
и красоты.
1.4. Факторы, влияющие на формирование здоровья учащихся
Современная наука утверждает, что 20% уровня здоровья зависят от наследственных факторов, 20% - от внешнесредовых условий, т.е. в конечном итоге от экологии, 10% - от деятельности здравоохранения, остальные 50% - от образа жизни человека. Таким образом, появляется дополнение к известному определению: образ жизни - это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.
К факторам внешней среды относятся: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию).
Школьные факторы риска можно классифицировать следующим образом:
Педагогические факторы (учебная нагрузка; средства и методы обучения и воспитания; педагогические методики; организация физического воспитания).
Физиолого-гигиенические факторы (режим дня; школьное оборудование; организация двигательной активности; оздоровительные мероприятия).
Социально-психологические факторы (мотивация к учению; взаимоотношения ученик-учитель).
Организация учебно-воспитательной оздоровительной деятельности в образовательном учреждении
Концепция оздоровительной деятельности
Система воспитательно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения структурируется в зависимости от объектов, влияющих на формирование личности, и характера воздействий.
Объекты, влияющие на ВОДОУ, - участники образовательного процесса: учащиеся и их родители, педагогические работники, коллектив образовательно-воспитательного учреждения в целом. Воспитательно-оздоровительная деятельность образовательного учреждения зависит от внешних и внутренних факторов и классифицируется по целям и задачам, принципам, направлениям деятельности, методам и формам работы.
Главная цель концепции ВОДОУ заключается в разработке системы оздоровления учащихся, комплекса организационных форм и методов деятельности учреждений образования, направленных на сохранение и улучшение здоровья, основывающегося на 4 уровнях человеческой природы, всех участников образовательного процесса.
К основным задачам в области обеспечения духовно-нравственного и психофизического здоровья учащихся относятся:
Улучшение качества образовательного процесса и формирование устойчивого интереса и потребности в приобретении навыков здорового образа жизни;
Разработка и внедрение нормативно-правовых, научно-методических и организационных основ деятельности системы образования по формированию духовно и физически здоровой личности учащегося;
Разработка педагогических условий и критериев эффективности деятельности ОУ по формированию духовно и физически здоровой личности учащегося;
Реализация целевых программ по формированию здоровой личности в условиях образовательного пространства;
Совершенствование профессиональной компетентности и механизмов аттестации работников образования в области ВОДОУ;
Воспитательно-оздоровительная деятельность образовательного учреждения предполагает:
-оптимальное сопровождение образовательного процесса;
обучение основам ЗОЖ;
воспитание здоровой личности;
формирование культуры здоровья;
повышение компетентности в области формирования ЗОЖ всех субъектов образовательной деятельности: руководителей образовательных учреждений, учителей, специалистов служб сопровождения образовательного процесса (медработников, психологов, социальных педагогов и т.д.), учащихся и их родителей.
В процессе воспитательно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения необходимо обратить внимание на стратегические направления:
-создание группы единомышленников из числа администрации, учителей, учащихся и родителей по реализации концепции ВОДОУ; формирование у педагогического коллектива осознанной необходимости заниматься оздоровительной работой; определение общих целей; формирование положительной эмоциональной обстановки в учениче ских и педагогическом коллективах; совершенствование процесса обучения по своему предмету с учетом охраны и укрепления личного здоровья и здоровья учащихся. Каждый член педагогического коллектива должен быть психологически готов к такой работе: уметь вести диагностическую и коррекционную работу, занимать гуманную позицию, обеспечивающую психологическую комфортность развивающейся личности;
-тесное взаимодействие и взаимосотрудничество с родителями в целях:
а) обеспечения возможно полной информации об индивидуальных особенностях ребенка, наследственной предрасположенности к заболеваниям;
б) учета имеющихся социальных и демографических факторов, экономических и материальных условий жизни семьи; в) выявления причин заболевания;
г) организации совместной деятельности по их устранению;
д) непосредственного участия родителя в воспитательно-оздоровительной работе в образовательном учреждении (при проведении констатирующего эксперимента нами была выявлена группа причин заболеваний, относящихся к семейным: наследственные факторы, родовые травмы, неполноценное и нерегулярное питание, трудные материальные условия, отсутствие контроля за здоровьем ребенка и др.);
-организацию личностно ориентированного обучения с учетом индивидуальных психофизиологических и социальных возможностей индивидуума;
- организацию
системы рекреационных, коррекционных
и
реабилитационных мероприятий для
учащихся и педагогического
коллектива;
-диагностику индивидуальных психосоматических, конституциональных и социально-духовных показателей личности (мониторинг здоровья и адаптации);
выбор оптимальных педагогических технологий, учебных программ с учетом возраста, пола, психотипа, среды (здоровьесберегающие технологии);
формирование индивидуальных потребностей личности и профессиональной ориентации на основе знаний индивидуальных особенностей и возможностей;
- формирование духовно-нравственных и социальных ориентиров, определяющих здоровье и благополучие личности на каждом этапе онтогенеза.
Общие методы педагогики здоровья
В качестве наиболее распространенных средств ВОДОУ обычно используются общие методы педагогики, психологии, медицины и других смежных отраслей знания, а также основные методы воспитательной работы.
1. Методы формирования сознания - убеждение (в форме рассказа, объяснения, разъяснения, лекции, беседы, увещевания, внушения, инструктажа, диспута, доклада), т.е. воздействие воспитателя на сознание, чувства, волю воспитуемого с целью формирования твердой, глубоко осмысленной и эмоционально пережитой точки зрения по различным вопросам отношения к своему здоровью и здоровью окружающих его людей.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения - упражнение (т.е. многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек к ЗОЖ), приучение, поручение. Особо следует обратить внимание на использование общественного мнения как метода воспитательно-оздоровительной работы, который помогает воспитателю направлять учащихся на действия, формирующие желаемые качества здоровой личности. В реальной жизни и оздоровительной деятельности школьного коллектива можно использовать также метод воспитывающих ситуаций.
Исходным действием в применении методов этой группы является педагогическое требование - способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам, направленным на формирование, сохранение и укрепление здоровья.
Методы стимулирования поведения и деятельности.
Эти методы применяются для того, чтобы побуждать, давать толчок мысли, чувству, тому действию, которое нужно или целесообразно применять в воспитательно-оздоровительной работе - поощрение, одобрение, осуждение, наказание, соревнование. Данные методы целесообразно использовать как стимулирующие, дополнительные, коррекционные и на последующих стадиях решения воспитательно-оздоровительных задач в образовательном учреждении. Следует отметить, что деятельность учителей-предметников в оздоровительной работе с учащимися не подменяет методы учителя физкультуры. Она носит просветительский характер, пропагандирует здоровый образ жизни, убеждает, что для сохранения здоровья необходимо поддерживать организм в оптимальном состоянии, предлагает конкретные рекомендации по повышению работоспособности учащихся.
Сегодня в арсенале специалистов имеется достаточно большое количество проверенных, надежных методов, которые, без всякого сомнения, содействуют здоровью. Они могут быть медицинскими (например, профилактика близорукости, сезонная дотация витаминов, своевременное лечение зубов и др.), психологическими (коррекция дис-графии, дислекции и др.), педагогическими («уроки здоровья», различные виды игровой активности и т.д.). Наличие четкого протокола проведения этих мероприятий, в которых реализуются данные методы, адекватных форм оценки эффективности использования такого рода «регламентированных» средств дает сотрудникам и администрации школы уверенность в правильности своего выбора. На фоне таких методов более успешна деятельность, связанная с инициативными школьными мероприятиями, направленными на здоровье: тематическими сочинениями, выставками, конкурсами и т.д.
2.3. Педагогические условия формирования здорового образа жизни
Реализация рассмотренных методов становится более эффективной, если их содержание раскрывается в определенных условиях. Существует два подхода к пониманию и применению педагогических условий.
1. Сторонники традиционного, формирующего подхода представляют педагогическое условие, как внешнее обстоятельство, фактор, существенно влияющий на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, предполагающий, но не гарантирующий определенный результат. Такие условия делятся на объективные и субъективные. Как показывает опыт, одни из них с трудом поддаются изменению, так как зависят от внешних обстоятельств, другие изменяются по мере возрастания психологической подготовки и степени осознанности действий участников педагогического процесса. Эти условия способствуют общей атмосфере формирования, требовательности, стимулирования и контроля, в которой протекает традиционный образовательный процесс.
К педагогическим условиям формирования здоровой личности в образовательном пространстве относятся:
наличие системы диагностики и объективного контроля за здоровьем учащихся в общеобразовательных учреждениях, разработанной на основе требований санитарных норм и правил и государственного образовательного стандарта;
формирование знаний в области технологии сохранения, поддержки и укрепления здоровья;
обеспечение материально-пространственной среды для организации воспитательно-оздоровительной деятельности;
наличие эмоционально-положительной установки на формирование потребности в здоровом образе и стиле жизни учащихся и педагогов;
практическая включенность всех участников образовательного процесса в оздоровительную деятельность;
наличие единых педагогических требований в системе «ученик-учитель-родитель» по организации здорового образа жизни учащихся;
высокий уровень активности обучающихся в воспитательно-оздоровительной работе;
практическая реализация содержания воспитательно-оздоровительной деятельности учащихся в повседневной жизни;
-личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к формированию здорового образа и стиля жизни.
Одним из важнейших условий становится удовлетворение физиологических потребностей школьников. Этому способствует соответствующий уровень санитарно-гигиенических норм: света и тепла, питания и медицинского контроля, удобной мебели, просторности помещений и т.п. В этом смысле важную роль играет грамотная организация режима дня, уровня индивидуальной учебной нагрузки и т. д.
При этом следует иметь в виду, что формы и объем потребностей каждого ребенка разняться. Поэтому, важной представляется способность педагога определять индивидуальные формы и объем потребностей ребенка.
Удовлетворение физиологических потребностей ребенка связано с созданием условий, которые не всегда могут находиться под контролем учителя. Однако, если учащиеся уверены, что учитель настроен по отношению к ним доброжелательно, всякая неопределенная ситуация толкуется ими в свою пользу. Следовательно, ребенок не станет мучительно думать, можно ли отпроситься с урока, как проявлять свою двигательную активность на перемене, не станет связывать свою усталость со злой волей учителя. В равной мере возрастут его шансы на удовлетворение физиологических потребностей, если он будет считать учителя авторитетным лицом: он скорее обратится к такому педагогу за помощью, не станет бояться вмешательства других учителей, если совершит проступок.
Педагогические условия, способствующие воспитанию духовно здоровой личности:
1. Приобщение учащихся к различным видам созидательной творческой деятельности как в учебной, так и во внеурочной работе.
2. Создание, поддержание атмосферы высокой духовности, нравственности как между учителем и учеником, так и в среде самих учащихся и их родителей.
3.Вовлечение учащихся в различные виды социально значимой деятельности, где бы проявились их милосердие, сопричастность с разрешением проблем, которые стоят перед страной, городом, поселком, школой.
4.Обсуждение вопросов, которые затрагивают проблемы мироздания, мироведения, глобальной экологии, освоения человеком земли и космоса, гармонии мира, взаимосвязи духовного и материального, гуманитарного и естественнонаучного знания.
5.Участие в народных праздниках, поддержка и развитие народных традиций, детских, юношеских творческих коллективов, движений.
6.Поощрение и поддержка философского осмысления, обсуждение с учащимися достижений современной и прошлых цивилизаций, науки, культуры, религиозных обрядов, традиций.
7.Педагогическое стимулирование и развитие у учащихся ценностей и ценностных ориентации, которые обусловлены понятиями «свобода», «творчество», «интеллигентность», «культура», «вера, надежда, любовь», «духовно-нравственная личность» и др.
3. Система работы МОУ «Казначеевская средняя общеобразовательная школа» по содействию здоровья школьников.
В своей работе школа опирается на следующие нормативно-правовые документы:
1. Кодекс РФ об административной ответственности (извлечения):
-Статья
5.35. Неисполнение родителями или иными
законными
представителями
несовершеннолетних обязанностей по
содержанию и
воспитанию
несовершеннолетних;
Статья
6.8. Незаконное приобретение либо хранение
наркотических
средств
или психотропных веществ, а также оборот
их аналогов;
Статья
6.9. Потребление наркотических средств
или психотропных
веществ
без назначения врача;
-Статья
6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в
употребление
спиртных
напитков или одурманивающих веществ;
Статья. 20.1 Мелкое хулиганство.
Статья
20.20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей
продукции
либо
потребление наркотических средств или
психотропных веществ
в
общественных местах;
Статья 20.21. Появление
в общественных местах в состоянии
опьянения;
Статья
20.22. Появление в состоянии опьянения
несовершеннолетних,
а
равно распитие ими алкогольной и
спиртосодержащей продукции,
потребление
ими наркотических средств или психотропных
веществ в
общественных
местах.
Приказ
школы:
«О
мерах по запрещению курения в школе и
на
территории
школы»
Общая программа оздоровительной работы с детьми
мероприятия |
периодичность |
Прогулки и экскурсии |
по расписанию |
Сбор лечебных трав |
летний период |
Туристические поход |
1 раз в год |
Утренняя гимнастика |
ежедневно |
Физкультурные занятия |
по расписанию |
Включение в горячее питания меда, молочных продуктов |
1 раз в неделю |
День здоровья |
1 раз в четверть |
Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз |
ежедневно |
Гимнастика по профилактике сколиоза, плоскостопия |
1 раз в неделю |
Спортивные игры |
по расписанию |
Катание на лыжах |
в холодное время |
Кружки и секции |
по расписанию |
Работа ДЮСШ |
по расписанию |
Мероприятия по реализации положений программы
Основные направления |
мероприятия |
Здоровьесберегающая инфраструктура |
Состояние здания и кабинетов школы Оборудование (мебель, спорт.инвентарь) Помещение столовой. 4. Медицинское обслуживание |
Рациональная организация образовательного режима |
Соблюдение норм СанПин (учебный план, расписание, учебная и внеучебная нагрузка)
|
Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей |
Ежегодные углубленные медосмотры, выявление отклонений, осмотр специалистами, составление «карточек здоровья» учащихся. Анализ состояния здоровья учащихся. |
Коррекция состояния здоровья учащихся |
Выполнение предписанных процедур. Организация горячего питания. Введение в рацион витаминных и йодосодержащих продуктов. |
Усиление двигательного режима
|
Проведение физкультминутки во время уроков. Оборудование спортивного зала тренажерами. Приобретение спортинвентаря. Увеличение количества уроков физкультуры. Проведение утренней зарядки. проведение спортивных праздников. |
Валеологическое и психологическое сопровождение учебного процесса |
Включене в учебный план учебных курсов «Основы гигиены и санитарии» в 10 классе, «Экология с элементами валеологии» в 11 классе, «Экология человека» в 8 и 9 классах Снятие стрессовых ситуаций. Методические рекомендации по работе с учащимися «группы риска». |
Здоровьесберегающая деятельность
|
Диспансеризация учащихся 1-11 классов. Оценка состояния здоровья детей. Разделение детей по группам на основании медицинских карт и консультаций врача. проведение гимнастики для глаз. |
Анализ динамики текущих и хронических заболеваний |
Мониторинг результатов по данным медосмотра. Разработка мероприятий по уменьшению количества текущих и хронических заболеваний. |
Работа школы осуществляется в соответствии с циклограммой
Ежедневно:
- проведение утренней гимнастики (перед уроками);
- контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью классного
помещения;
- проведение физкультминуток (на уроках) и подвижных перемен;
- организация горячего питания.
- занятия в ДЮСШ
Еженедельно:
- занятия на уроках физической культуры;
- занятия в спортивных секциях и кружках;
- прогулки с классом;
Ежемесячно:
- проведение родительских собраний по сбережению здоровья детей;
- организация классных часов с приглашением медицинских работников;
- генеральная уборка классов;
- проведение спортивных соревнований.
- организация лекций, дискуссий, бесед, викторин по теме «Школа против курения, алкоголя, наркотиков»
Один раз в четверть:
- организация экскурсий, родительских собраний;
- проведение «Дня здоровья».
Один раз в полугодие:
- анализ медицинских карт учащихся;
- организация встреч детей и родителей для участия в спортивных соревнованиях «Неразлучные друзья – взрослые и дети!».
- выступление агитбригады «Наркотикам – нет!»
- выставка агитплакатов «Мы против наркотиков!»
Один раз в год:
- организация медицинского осмотра;
- сбор лекарственных трав;
- профилактика гриппа и других вирусных инфекций (вакцинация, чай с травами и др.)
Чтобы помочь ребятам разобраться в мифе и антимифе о вредных привычках, систематически проводятся беседы, лекции, дискуссии по темам: «Разные дороги в бездну», « Выбери будущее без наркотиков, алкоголя и курения», «Коротка карьера наркокурьера» и др. Организуются встречи с наркологом ЦРБ, с фельдшером. Мы объединили тех, кто не приемлет вредных привычек – создали агитбригаду, которая пропагандирует здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек. Демонстрируется различная наглядность, агитационный материал, обсуждаются различные статьи и информация из СМИ.
Есть информация, что половина российских школьников вообще не посещают физкультуру, 25% детей посещают физкультуру с большими перерывами, прикрываясь различными справками, и только 15 % детей занимаются спортом регулярно. Это привело к тому, что треть мальчиков, которые уходят в армию, не имеет достаточной физической массы, не может выполнить элементарные физические упражнения. Это говорит о том, что их дальнейшая жизнь, и их старость будут предопределены. Для девочек мышечная масса тоже важна. Если она не развита, то, помимо прочих проблем со здоровьем, в будущем будут трудности с родами.
Мониторинг результатов по данным медосмотра показывает, что за последние пять лет увеличился процент учащихся, которые относятся к основной группе здоровья (приложение 1).
На воспитание здорового образа жизни ориентирована и внеклассная работа школы. Большинство учащихся (особенно мальчики) c большим удовольствием посещают спортивные кружки и секции (приложение2). Систематически проводятся различные мероприятия данного направления: «День Здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, парни», «Праздник молока», туристический поход, выставки рисунков.
Здоровый образ жизни – это не только спорт, но и правильное питание, благотворная окружающая среда. Поэтому большое значение имеет экологическое и трудовое воспитание. Благодаря летнему оздоровительному лагерю и трудовой практике работа в данном направлении реализуется и в каникулярное время.
Критерии оценки эффективности внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в работе школы.
Результаты проведения мониторинга здоровья учащихся.
Желание учащихся посещать школу.
Объем дневной учебной нагрузки на учащихся.
Наличие курящих школьников.
Гигиеническое состояние школьных туалетов, состояние сантехники.
Содержание уроков физкультуры и эмоциональная атмосфера на них.
Жизнь в школе после окончания уроков.
Активность и заинтересованность школьников в участии в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья.
Психологический климат в педагогическом коллективе.
Эмоциональное состояние и вид учеников после уроков.
Характер взаимоотношений учащихся с учителями и друг с другом.
Отношение к школе большинства родителей учащихся.
Заключение
Педагог в образовательном процессе должен выступать как руководитель межличностных отношений, от его профессиональных качеств и коммуникативных воздействий зависит эмоциональный фон, психологический климат и комфортность в коллективе, которые напрямую способствуют формированию здорового образа жизни учащихся. Признаками положительных коммуникативных воздействий в межсубъектных отношениях являются: взаимная удовлетворенность, сотрудничество и взаимопомощь; высокая активность учащегося на основе внутренней мотивации.
В новых условиях жизни приоритетными направлениями в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становятся: физическое развитие учащихся и укрепление их здоровья; психологическая самозащита личности; правильное и здоровое (рациональное) питание; привитие навыков личной гигиены; профилактика вредных привычек; обучение поведению в экстремальных ситуациях; культура здоровья человека. Исходя из сказанного, можно выделить следующие основные приоритеты в формировании духовного и физического здоровья учащихся:
1. Образование и воспитание учащихся в области здоровья - неотъемлемая часть педагогического процесса;
2.Образование и воспитание в области здоровья - важный составной компонент психофизического развития и саморазвития личности;
Образование и воспитание в области здоровья выступают как условие, средство и результат формирования здоровой личности.
Ученые отмечают, что состояние здоровья населения на 8 - 12% определяется уровнем развития медицины как науки и состоянием медицинской помощи, на 20 - 23% -наследственными факторами, на 20 - 25% - состоянием окружающей среды, на 50 - 55% - образом жизни. Таким образом, до 70 - 90% состояние здоровья человека полностью зависят от грамотности и образованности человека, его образа жизни.
Список литературы
1. Анастасова Л.П., Иванова Н.В. Ты, твое здоровье и твое окружение. - М., 1997.
2. Гласе Дж. Жить до 180 лет. - Минск, 1998.
3. Гогулан М. Попрощайтесь с болезнями. - М., 1998.
4. Дегтерев Е.А., Синицын Ю.М. Воспитательно-оздоровительная работа с учащимися образовательных учреждений. Учебное пособие. - Москва - Краснодар, 2000.
5. Дубровский А.А. Учителю Кубани о лечебной педагогике. - Краснодар, 1989.
6. Дыхан Л.Б. Педагогические условия валеологизации образовательной среды младших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов, 2001.
Ермолаев В.Я. Педагогика доктора Дубровского. - Анапа, 1993.
7. Журнал «Школа здоровья». 1997. № 1-4.
8. Лечебная педагогика в школе // Под ред. Э.Г. Малиноч-ки. - Краснодар, 1992.
9. Мельничук В.М. Я и мое здоровье. - Новосибирск, 1997.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Давиденко Татьяна Васильевна
→ Давиденко 24.10.2012 0 3532 910 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.