Программа развития школьного ученического самоуправления
Колясникова Наталья Владимировна
Учитель обществознания и права
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №113 города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №113
Программа развития школьного ученического самоуправления
«Высокий уровень»
«Высокий уровень»
Программа для руководителей школьного ученического самоуправления общеобразовательных учреждений средних общеобразовательных школ.
Предлагаемая программа рассчитана на три года обучения, позволяет организовать работу по развитию ученического самоуправления в школе. Программа «Высокий уровень» призвана способствовать становлению подростка с девиантным поведением, как социально активной личности, способной участвовать в творческом преобразовании социальной действительности.
Авторы-составители программы:
О.С. Завитаева – преподаватель Кафедры Социальной педагогики и социальной работы Уральского института социального образования
Н.В. Колясникова – студентка Уральского института социального образования, специальность «Социальная работа»
Объяснительная записка
Новые реальности, с которыми сталкивается человек в XXI веке, такие как деградация окружающей среды, угроза истощения природных ресурсов, наркотики, детская преступность и другие, дестабилизирующие отношения в большей или меньшей степени — все это усиливает потребность в создании более совершенного мира. Мира с большим взаимопониманием между людьми, чувством личной ответственности каждого за происходящее вокруг, готовностью совершать социально-полезные дела, осознанием того, что всякое преобразование оправдано и имеет смысл только в том случае, если в основе его лежит созидание; созидание истинных ценностей, гуманных отношений, ответственной позиции человека.
В реализации этой потребности общество ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, решение которых позволит молодому поколению наиболее полно реализовать себя в общественной жизни.
Ученическое самоуправление способно обеспечить не только интеллектуальное, но и социальное развитие: сформировать чувство ответственности за свои поступки и готовности к выполнению своих будущих обязанностей перед обществом.
Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст.50, п.4). В Концепции модернизации российского образования до 2010 года определены важность и значение самоуправления для государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодежи.
В соответствии с «Основными направлениями и планом действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы», одобренными решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2001г., развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания.
Данная программа развития школьного ученического самоуправления призвана помочь школьникам адаптироваться к окружающей их социальной жизни наименее болезненным способом – не путем проб и ошибок, а путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта. Это позволит школьникам уверенно действовать в различных жизненных ситуациях наиболее целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом, а также осуществлять свои жизненные планы, не вступая в конфликт с социумом.
Программа «Высокий уровень» призвана способствовать становлению подростка как социально активной личности, способной участвовать в творческом преобразовании социальной действительности.
Важным компонентом программы является действующая в школе система дополнительного образования (кружки, секции, объединения), преимущественно охватывающая контингент учащихся. Такая программа должна способствовать выработке позитивных ценностных ориентаций, формированию оптимального стиля поведения и социального опыта учащихся. В связи с этим программа построена на следующих принципах:
-приоритет интересов и потребностей детей;
-реалистический оптимизм;
-добровольность участия;
-опора на личностные ресурсы (явные и скрытые);
-дифференцированный подход.
Одним из важнейших направлений в программе является более тесное взаимодействие специалистов разного уровня, и в конечном счете интеграция с детскими юношескими центрами. Понадобится принятие соответствующих организационных решений, расширение профильных специалистов. В связи с этим в программе отражена роль специалиста по социальной работе.
Работа в педагогическом коллективе проводится параллельно с работой учащихся и родителей, вовлеченных в деятельность.
Специалисты, работающие по программе развития ученического самоуправления «Высокий уровень» привлекаются к проведению тренингового курса, мероприятий консультирования учащихся. Проводятся также и специальные занятия, посвященные повышению педагогической компетентности, направленные на выработку у педагогов навыков организации самоуправления в классном коллективе. Это происходит в ходе лекций, семинаров, тренинговых занятий, индивидуальных бесед.
Очень важным моментом в программе является вовлечение в работу неформальных лидеров и кумиров учащихся с девиантным поведением, а в последствии и самих учащихся девиантного поведения. Это может происходить через активное участие лидеров в деятельности, предоставление им в таких структурах лидерских позиций.
Работа с учащимися включает в себя содействие всем формам позитивной досуговой активности учеников. Целесообразно вовлечение в программу всех, работающих на постоянной основе взаимодействия досуговых клубов и клубов по интересам. Также целесообразно предоставлять информацию о работе таких клубов для родительской общественности.
Любая программа включает в свое содержание основные идеи, которые помогают достичь поставленной цели.
Основные идеи программы «Высокий уровень»
1.Создать условия, которые способствовали бы развитию интеллектуальных творческих личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе социально-экономических и правовых подходов во внеурочной деятельности в рамках воспитательной работы
2.Включение подростков с девиантным поведением в жизнедеятельность ученического самоуправления. Учитывая низкий уровень мотивации подростка к деятельности ученического самоуправления, необходимо, чтобы соответствующая стимуляция исходила из его окружающей среды.
3.Через систему самоуправления создать благоприятные условия для самореализации, самоутверждения, саморазвития детей с девиантным поведением путем вовлечения каждого в разнообразную индивидуальную и коллективную деятельность, стимулирование их к социальной активности и творчеству.
Говоря об основных идеях программы, нельзя не сказать о стратегии управления развитием системы ученического самоуправления. Эти два важных момента взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Отсюда в программе «Высокий уровень» определены стратегические шаги управления, которые направлены на то, чтобы:
восстановить
практику организации шефской благотворительной деятельности учащихся, проведение трудовых десантов, акций по обустройству школы, микрорайона;
совместную деятельность школы с досуговыми центрами микрорайона;
восполнить
недостаток психолого-педагогических знаний, опыта по формированию гражданственности и толерантности в условиях школьной среды;
востребовать
качественный уровень деятельности педагогического коллектива по формированию ценностных ориентаций и личностных качеств учащихся;
продуктивные действия педагогического коллектива по обогащению возможностей школьной воспитательной системы для самореализации учащихся в практической деятельности с учетом их потенциальных возможностей, образовательных и профориентационных потребностей;
согласованность действий всех субъектов программы по предупреждению асоциального поведения подростков, по формированию мотивации ответственного отношения к своим обязанностям и поступкам;
воспрепятствовать
привыканию учащихся к негативным явлениям внешней среды, проявлению иждивенчества, безразличия к завтрашнему дню;
проникновению антиценностей в ученическую среду;
поддержать
проявление творческих инициатив педагогов в овладении продуктивными методиками формирования навыков самоуправления на уровне классного коллектива;
исследовательскую деятельность учителей, творческих групп по данной проблеме;
включение учащихся в жизнедеятельность ученического самоуправления, проектирование развития системы самоуправления, активное участие в улучшении условий жизнедеятельности, образа жизни школьного сообщества;
упредить
ущемление личностных прав учащихся, нарушение принципов гуманистической педагогики.
Нормативно-правовое и научно-методическое оснащение программы
Конституция РФ,
Закон «Об образовании» РФ,
Концепция модернизации Российского образования,
Конституция семейной политики,
Семейный Кодекс РФ, включающий раздел «Права несовершеннолетних детей»,
Программы дополнительного образования детей,
«Программа воспитания школьника» Н.Е. Щурковой,
Устав муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы№113,
Локальные акты образовательного учреждения.
Планирование и корректирование содержания программы строится с учетом результатов социологического исследования.
Целевые ориентиры программы развития ученического самоуправления «Высокий уровень»
Цель программы: развитие системы ученического самоуправления через организацию условий, в которых будет происходить формирование активной жизненной и гражданской позиции ученика, его самоопределение, социализация.
Задачи:
-выявление и
развитие творческого потенциала личности
каждого обучающегося с учетом его
возможностей;
-предоставление
обучающимся реальной возможности вместе
с педагогами участвовать в управлении
учреждения;
-развитие навыков
поведения, организаторских знаний,
умений и навыков коллективной деятельности;
-обучение органов ученического
самоуправления активным формам работы;
-оказание помощи подросткам и молодежи в выборе и организации собственного дела в избранной сфере деятельности.
-развитие у подростков потребности к саморазвитию и самообразованию, экономическому и профессиональному самоопределению.
Особенностью программы является то, что взрослые не руководят деятельностью детей, а координируют её, создают условия для развития детского самоуправления.
Тип взаимодействия – горизонтальный: взрослый – ребенок.
Сроки реализации программы: три года
Этапы развития коллектива
Реализация поставленных в программе целевых ориентиров позволяет коллективу ученического самоуправления пройти в своем развитии несколько этапов (см. Таблица 1 «Динамика развития ученического самоуправления в коллективе»).
Таблица 1
Динамика развития ученического самоуправления в коллективе
-
Критерии ха-рактеризую-щие каждый этап
Первый этап
Второй этап
Третий этап
Коллективу присущи
Отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе.
Сформированность актива, заинтересован-ность учащихся в делах коллектива.
Наличие об-щественного мнения, пос-тоянно меня-ющегося ак-тива в орга-нах самоуп-равления
Функция само-управления
Исполнительская
Организаторская
Управленчес-кая
Содержание функции
Получение задания, определение режима выполнения, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль.
Определение цели и усвоение задач, обеспечение ра-боты (условия, средства), распре-деление обязан-ностей, оператив-ное руководство, подведение ито-гов.
Оценка, анна-лиз, принятие решений, ор-ганизация планирования контроль ре-гулирование.
Тенденция развития са-моуправления
Метод
Форма
Принцип
Продолжение
Элементы сис-темы учении-ческого само-управления
Задание, поручение, расстановка, взаимоконтроль.
Староста класса, член Совета школьного актива, заместитель министра, министр, президент.
Коллективное планирование проведение, анализ дела.
Способы привлечения учащихся к самоуправле-нию
Назначение ответственных лиц.
Выборность актива демократическим путем.
Участие каждого в организации дел в порядке очередности.
Позиция педагога
Учитель
Куратор
Партнер
Характер деятельности педагога
Сообщает учащим-ся знания о значе-нии самоуправ-ления, формирует положительные мотивы у учащихся в самоуправлен-ческой деятель-ности, выраба-тывает у учащихся навыки самостоя-тельной работы.
Передает учащимся организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы, помогает в начатых делах.
Сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач.
1 этап. Для начального этапа характерно отсутствие всякого опыта и навыков организаторской работы. Распределение поручений происходит в классных коллективах прямым назначением педагога.
Создаваемые органы коллектива в этот период немногочисленны и не в полной мере готовы к самостоятельной работе. Инициатива их создания исходит от педагогов.
На этом этапе единственными первичными коллективами, с которыми строит свою работу коллектив специалистов, являются учебные классы.
2 этап. Второй этап характеризуется тем, что появляется все более широкий самоуправленческий актив, учащиеся проникаются интересами школьного коллектива, ребята приобретают начальный, пока еще небольшой и несложный опыт организаторской работы, появляется чувство удовлетворения и вера в дальнейшие успехи, складываются первые традиции. На этом этапе важно не упустить мотивацию учащихся к деятельности.
3 этап. Последний этап характерен тем, что деление воспитанников по их участию в самоуправлении на актив и пассив становится весьма приблизительным, каждый учащийся имеет значительный опыт руководства, практически все учащиеся становятся организаторами своей жизни.
Отличительной чертой третьего этапа развития самоуправления является вовлечение в организацию самоуправления практически каждого обучающегося.
Поэтому, если в школе начинают возникать временные исполнительные органы: советы дела, оргкомитеты, инициативные группы, и все они включены в общую систему самоуправления (представители этих временных образований приглашаются на заседания исполнительного органа), то можно сказать, что самоуправление в этой школе находится на третьем этапе — высшей стадии развития.
Также необходимо добавить, что реализация представленной программы возможна лишь при условии взаимодействия субъектов образовательного процесса со специалистами разного уровня и привлечении к работе учреждений района (имеются в виду учреждения дополнительного образования, высшие учебные заведения, учреждения социальной защиты, комитет по делам молодежи, Отдел управления района и т. д.).
Материально-техническая база:
Минимальные требования:
-одна аудитория, оснащенная столами, стульями, для проведения совещаний членов ученического самоуправления, родительской общественности, педагогов;
-актовый зал, оснащенный музыкальным оборудованием для организации праздников и других мероприятий;
-компьютер для создания и переработки информации.
Дальнейшее оснащение зависит от запланированных мероприятий.
Содержание программы
Далее представлено содержание программы, которое может варьироваться в зависимости от условий, вида и типа образовательного учреждения. Поэтому в ней представлены примерные направления деятельности с:
-учащимися;
-педагогами:
-администрацией образовательного учреждения.
Примерный перечень мероприятий органов ученического самоуправления.
1. Игра «День Дублера» (см. Б.В. Куприянов., М.И. Рожков, И.И. Фришман «Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: учеб.-метод. Пособие.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004 г.). Ученики становятся учителями и проводят уроки в классах. Модель должна использоваться в КТД достаточно регулярно. При проведении коллективного творческого дела (далее в тексте КТД) используется принцип: «Каждое дело сами придумываем, сами выполняем, сами оцениваем».
2. Проведение операций:
-школа – территория здоровья;
-акция «Ветеран»;
-сбор макулатуры;
-забота о младших.
3. Деловая игра «Лидер» (см. А.Н, Смирнова, В.А. Петрова «Зеркальный» круглый год. Шпаргалка лидера. Вып.15, ГЦРДО ГОУ «СПбГДТЮ»., 2003 Г.). В ходе игры участники проявляют активность в выполнении заданий разного уровня, получая жетоны разного цвета.
Белый - лидер - организатор
Жёлтый - лидер - вдохновитель
Красный-исполнитель.
Выявленных лидеров необходимо активно включать в практические дела, предоставлять возможность для проявления самостоятельности.
4. Совместная игра «Семейный вечер». (см. «Методика воспитательной работы» Под ред. В.А. Сластенина, М., Издательский центр «Академия», 2002г.) Она способствует сплочению классного коллектива и развивает инициативу родительской общественности, самостоятельность и творчество детей. Это может быть шуточное представление «Наши общие дела, успехи, промахи», анализ предварительного анкетирования «Отцы и дети», «Комплимент друг другу» (родители готовят комплименты детям, а дети – родителям).
5. Игра « Расскажи мне обо мне» (см. Б.В. Куприянов., М.И. Рожков, И.И. Фришман «Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: учеб.-метод. Пособие.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004 г.). Игра стимулирует процессы самовоспитания и способствует взаимопониманию. В ходе игры участники её пишут ассоциации на своих друзей, ассоциируя их с животными, видом спорта и т.д. Она заканчивается рефлексией, в ходе которой каждый произносит фразу: «Сегодня я понял, что я …».
6. Методика « Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!». (см. «Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных» Под редакцией Е.А. Левановой, М., Педагогическое общество России, 2003 г.). Суть которой посредством групповой оценки определить на какой стадии развития находится коллектив.
7. Методика « Какой у нас коллектив». Обучающимся предлагаются характеристики различных уровней коллектива («Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел») по А.Н. Лутошкину (см. Педагогический поиск. Составитель: И.Н. Баженова. – 3-е издание с испр. и доп. – М.: Педагогика, 1989г.). Обучающиеся определяют, на каком уровне развития находится их коллектив, и что нужно сделать, чтобы продвинуть его на более высокий уровень.
8. Круглый стол «Портрет выпускника» (см. Б.В. Куприянов., М.И. Рожков, И.И. Фришман «Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: учеб.-метод. Пособие.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004 г.). В результате работы круглого стола появляется портрет выпускника, т.е. обозначаются те качества, которыми должен обладать выпускник по окончанию школы.
9. Журнал – эстафета « Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир общих дел» (см. «Энциклопедия коллективных творческих дел» Автор-составитель Есипова Т.М. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006 г., и «Сценарии праздничных программ для небольшого коллектива» С.П.Афанасьева, С.Ю Новикова.– Кострома: МЦ “Вариант”, 2001 г.). Игра преследует цель создания банка данных для составления идей и предложений по программе развития ученического самоуправления и выявление потенциальных организаторов конкретных школьных дел. Кроме выпуска оригинального тематического журнала игра предполагает проведение КТД.
Далее в разработке содержания мероприятий помогут брошюры: «Энциклопедия коллективных творческих дел» Автор-составитель Есипова Т.М. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006 г.; «Сценарии праздничных программ для небольшого коллектива» С.П.Афанасьева, С.Ю Новикова.– Кострома: МЦ “Вариант”, 2001 г.
Программа развития школьного ученического самоуправления реализуется при тесном сотрудничестве педагогического коллектива и исполнительного органа самоуправления школы (см. Таблица 2 «План совместной деятельности по развитию школьного ученического самоуправления»).
Таблица 2 План совместной деятельности по развитию школьного ученического самоуправления
-
действия
ответственный
сроки
Планируемый результат
за
действия
за контроль
1
2
3
4
5
менеджмент
Оптимизация управленческой деятельности воспитательного процесса
руководители класссных коллективов, куратор совета старшеклас-сников
директор заместитель директора по воспита-тельной работе
сентябрь 2006 г.
сентябрь 2007 г.
сентябрь 2008 г.
Разработка концеп-ции развития вос-питания. Анализ результатов за про-шедший учебный год. Приоритетные направления на предстоящий учеб-ный год. Планы (перспективный, годовой общий, план-сетка)
Обучение, кон-сультирование педагогических кадров и членов Совета старшек-лассников интер-активным фор-мам работы
руководители методи-ческого объ-единения класссных руководителей, курато-ры детских объедине-ний, специ-алист по социальной работе,
члены администрации.
в течение всего периода
Повышение уровня компетентности педагогического коллектива школы, классных руково-дителей, кураторов школьного объеди-нения, старшеклас-сников.
Продолжение
1
2
3
4
5
научные консуль-танты вузов
Деятельность команды членов педагогического коллектива и старшеклассни-ков по управле-нию организа-ционными мо-ментами в школе
специалист социальной работы, классные руководители, лидеры детских объедине-ний
директор
в течение всего периода
Совершенствование умений работать в команде, разви-тие лидерских ка-честв, организации-онных умений у старших школьников.
учебный план
Внедрение в сис-тему дополни-тельного образо-вания досуговых профилактических и учебных про-грамм, направ-ленных на совер-шенствование ли-дерских и органи-заторских спо-собностей детей; повышение уров-ня правовой куль-туры, граждан-ской позиции
педагоги дополни-тельного образования
специалист по социаль-ной работе
админи-страция образова-тельного учреждения
в течение всего периода
Формирование зако-нопослушного граж-данина своей страны; выдвижение на пер-вый план таких цен-ностей как Человек, Здоровье, Социум, Окружающий мир; повышение уровня правовых знаний у участников образо-вательного процесса образовательного учреждения.
Продолжение
1
2
3
4
5
менеджмент
Участие детских коллективов и отдельных уча-щихся в фести-валях, концер-тных программах, творческих отчетах.
Классные руководители, педа-гоги допол-нительного образова-ния, руко-водители кружков и клубов, старшие вожатые
директор Заместители директора руководители методи-ческих объе-динений
в течение года трудных
Выявление одаренных детей; вовлечение учащихся в работу системы самоуправления, как следствие этого увеличение количес-тва участников сис-темы самоуправле-ния, повышение престижа образова-тельного учреждения
Участие школьников в акциях милосердия, предвыборной кампа
26 ИИ, разви-тии и укреплении традиций обра-зовательного учрежденияКлассные руководи-тели, ПДО, руководи-тели круж-ков и клу-бов, стар-шие вожжа-тые, специ-алист соци-альной работы
Директор Заместители директора руководите-ли мето-дических объедине-ний
В течение года
Укрепление традиций в детских объедине-ниях. Повышение уровня воспитанности, компетентности, пра-вовой грамотности учащихся. Развитие организационных умений у учащихся. Поддержка незащи-щенных слоев насе-ления микрорайона, оказание помощи нуждающимся людям.
Продолжение
1
2
3
4
5
Включение уча-щихся в проектную деятельность образовательного учреждения; в подготовку и проведение районных и городских семинаров и конференций
кураторы детских
объедине-ний, руко-водители МО класс-сных руко-водителей, классные руководи-телидиректор заместители
директора руководители методи-ческих объ-единений
в соот-ветствии с графи-ком рай-онных и город-ских ме-роприя-тий
Обобщение опыта работы, обмен опы-том работы; повыше-ние уровня рефлексив-ных умений; отраже-ние результатов рабо-ты в форме творческих отчетов и исследова-тельских работ уча-щихся, выход на пред-ставления работ на районном, городском и областном уровнях.
Участие школь-ников в управ-лении образова-тельного учреж-дения и классного коллектива:
- в начальной школе на уровне звена (команды)
- в среднем звене на уровне класса
- в старшем звене на уровне школы
Классные руководители, вожатые, куратор Совета старшеклассников
заместитель директора по воспи-тательной работе
в тече-ние все-го пери-ода
Сформированность у учащихся необходи-мых знаний и умений для организации само-управления в коллек-тиве. Взаимодействие Совета школьного ак-тива с родительским комитетом и админис-трацией образовательного учреждения (про-ведение традиционных сборов Совета школьного актива) Организация встреч с интересными людьми, кумирами, политиками.
Продолжение
1
2
3
4
5
Квалификация команды
Обучение руко-водителей мето-дических объе-динений, класс-сных руководи-телей детских объединений
заместитель директора по научной работе; за-меститель директора по воспи-тательной работе, спе-циалист по социальной работе
директор
в течение года
Повышение педагогического мастерства, развитие коммуника-тивных и диагности-ческих умений по ор-ганизации школьного самоуправления классных руково-дителей, руково-дителей детских объ-единений. Проведение круглых столов с целью обобщения опыта между школами района.
Оказание управ-ленческой под-держки молодым и начинающим специалистам школы (вожатым, социальному пе-дагогу, руководителям МО, классным руководителям)
руководите-ли разного уровня, спе-циалист по социальной работе
администрация обра-зовательно-го учреж-дения, за-меститель директора по воспита-тельной работе
в течение года
Повышение педагогического мастерства, развитие организа-торских и управлен-ческих умений клас-сных руководителей МО, руководителей детских объединений образовательного процесса
Продолжение
1
2
3
4
5
Проведение обу-чающих семинар-ских занятий для педагогов допол-нительного обра-зования и учите-лей, задейство-ванных в работе с Советом школь-ного актива школы
заместители директора, специалист по работе с детскими организаци-ями, специ-алист по со-циальной работе
директор школы
2 раза в год
Обобщение опыта раз-вития школьного са-моуправления, развитие организатор-ских умений, повыше-ние знаний о теорети-ческих основах работы с детьми разных кате-горий, об инновацион-ных технологиях про-филактической работы.
Деятельность Со-вета школьного актива для школь-ников среднего и старшего возраста
старшие во-жатые, ку-ратор и Совет школьного актива
заместитель директора по воспитательной работе
в течение года
Выявление лидеров, поддержка творческой инициативы ребенка и педагога, оказание по-мощи классным руко-водителям в развитии самоуправления в классных коллективах, вовлечение детей в систему школьного самоуправления.
Продолжение
1
2
3
4
5
Психологический климат
Диагностика пе-дагогического и детского коллек-тивов с целью выявления уровня конфликтной культуры
руководители разного уровня уполномо-ченный по защите прав ребенка
специалист по социаль-ной работе
директор заместители директора специалист по социаль-ной работе
в тече-ние все-го пери-ода
Выявление фактов и степени нарушения прав участников образовательного процес-са в стенах образова-тельного учреждения, выявление уровня кон-фликтной культуры. Устранение наруше-ний, организация спе-циальных мер по пре-дупреждению негатив-ных последствий. Защита прав ребенка.
Ресурсы образовательного учреждения
ведение в штат-ное расписание педагога-органи-затора; общес-твенного инспек-тора по охране прав ребенка, специалиста по социальной работе.
директор
2008г.
Создание норматив-но-правовой базы, необходимых усло-вий для работы но-вых сотрудников образовательного учреждения.
Развитие внешних связей
Развитие внешних связей зависит от уже установившегося в образовательном учреждении взаимного сотрудничества с различными организациями (см. «Создание молодежных общественных объединений в образовательных учреждениях». Под редакцией С.Н. Возжаева, В.И. Скоробогатовой, СПб 2003 г.).
В данной программе, развитие внешних связей запланировано с учетом уже состоявшихся добровольнических взаимосвязей МОУ СОШ №113 с некоторыми учреждениями. Программа предусматривает дальнейшее развитие отношений на договорной основе (см. Таблица 3 «Развитие внешних связей»)
Таблица 3
Развитие внешних связей МОУ СОШ №113
Направления |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Формирование единого образовательного пространства
Продолжение |
1.Заключение договора о сотрудничестве с ВУЗами города и организация сотрудничества. 2. Заключение договора о сотрудничестве и организация
сотрудничества со следующими учреждениями дополнительного образования детей и учреждениями культуры: • Детско-юношеский центр «Галактика» • Детско-юношеский центр «Контакт» • Свердловский государственный областной дворец народного тваорчества • Дворец культуры «Эльмаш» • клубами по месту жительства; • районной библиотекой; |
На первом этапе реализации программы, а далее весь период. |
Директор школы. Заместитель директора по научно-методической работе. Специалист по социальной работе Заместитель директора по воспитательной работе.
|
Привлечение бюджетных, внебюджетных и спонсорских средств |
Привлечение спонсорских средств. |
Весь период
|
Директор школы Специалист по социальной работе
|
Организация работы с педагогическим коллективом
При реализации программы «Высокий уровень» необходимо организовать работу по обучению всех специалистов, работающих с детьми, включенными в ученическое самоуправление
Такая необходимость вызвана постоянно изменяющимися условиями воспитательной среды ребенка, возникновением новых, современных методик и технологий самоуправленческой деятельности учащихся. Исходя из таких условий, обучение педагогического коллектива будет направлено на:
осмысление содержания и технологий управления ученическим самоуправлением,
знакомство с основами моделирования самоуправления,
изучение особенностей игровой технологии воспитания школьников,
пополнение педагогического арсенала конкретными методическими разработками,
освоение алгоритма создания моделей самоуправления.
Работа по обучению может проводиться в разных формах, как индивидуально, с отдельными педагогами, так и коллективно.
Содержание может варьироваться в зависимости от потребностей коллектива, но оно должно обязательно включать в себя теоретический (см. Таблица 4 «Примерная тематика лекций для специалистов, работающих по программе «Высокий уровень») и практический материал (см. Таблица 5 «Примерная тематика практических занятий, для специалистов, работающих по программе «Высокий уровень»).
Таблица 4
Примерная тематика лекций для специалистов, работающих по программе «Высокий уровень»
№ |
Темы для лекций |
1 |
Теория и методика воспитания |
2 |
Воспитание как педагогическое явление |
3 |
Теоретические основы воспитания |
4 |
Воспитательная система образовательного учреждения |
5 |
Содержание воспитания в современной школе |
6 |
Основы организации ученического самоуправления в условиях ОУ |
7 |
Воспитательный потенциал ученического самоуправления |
8 |
Коллективно-творческая деятельность как средство развития ученического самоуправления |
9 |
Особенности традиционной модели ученического самоуправления |
10 |
Психолого-педагогические основы развития ученического самоуправления |
Таблица 5
Примерная тематика практических занятий, для специалистов, работающих по программе
«Высокий уровень»
№ |
Содержание деятельности |
1 |
Ролевая игра как способ ученического самоуправления |
2. |
Круглый стол «Формы и методы формирования гражданской ответственности и правового самосознания учащихся» |
3. |
Семинар-практикум «Самоуправление - высшая форма ученического управления образовательным учреждением» |
4. |
Мастер-класс «Технология проведения игр-путешествий» |
5. |
Практическое занятие «Как построить модель самоуправления в классном коллективе |
6. |
Игра-практикум «Организация и проведение совета ученического самоуправления |
7. |
Семинар-практикум «Организация ученического самоуправления в начальной школе» |
18 |
Мастер-класс «Организация работы детских общественных объединений школы в летнем оздоровительном лагере» |
9. |
Мастер-класс «Методика и формы проведения дискуссионных клубов» |
10 |
Ролевая игра «Технология конфликта» |
Категория слушателей: специалист по социальной работе, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по правовому регулированию, психолог, классные руководители, кураторы детских объединений, учителя-предметники.
Диагностический инструментарий
Реализация данной программы будет бессмысленной без процесса определения её результативности и эффективности. Поэтому каждый этап программы предусматривает диагностику (см. Приложение 1 «Диагностический инструментарий»).
В общем смысле, применительно к воспитательному процессу, диагностика – это познание личности воспитанников, взрослого и детского коллектива, отношений между детьми и взрослыми, мотивационной сфер деятельности и общения, результативности и эффективности воспитательного процесса.
При реализации программы «Высокий уровень» диагностические методики могут быть использованы в следующих целях:
Исходная диагностика. Изучение возможностей команды, которая будет осуществлять реализацию программы. Изучение взрослого и детского коллектива участников программы при первоначальном знакомстве. Характеристика личности участников по необходимым параметрам.
Промежуточная диагностика. Сравнительный анализ. Изучение эффективности использования средств и методов воспитания, используемых при реализации данной программы за определенный промежуток времени. Выявление тенденций развития ситуации.
Итоговая диагностика. Анализ проведенной работы после реализации программы. Изучение эффективности использованных методик и технологий и корректировка действий. Учет данных диагностики в планировании последующей деятельности и проектировании новых программ.
Для заметок
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Далее предложен список литературы с краткой аннотацией содержания каждого источника. Авторы программы «Высокий уровень» предполагают, что такая форма облегчит методическую работу специалистов, работающих с детскими объединениями.
Аннотируемый список литературы
Автор, название |
Аннотация |
Закон РФ об образовании (12.05. 1995) |
Основной нормативно-правовой документ, регулирующий образовательную и воспитательную деятельность. |
Закон РФ “Об общественных объединениях” (19мая 1995г. №82-ФЗ). |
Настоящий Закон состоит из VI глав: Глава I.Общие положения (1-17 статьи). Глава II. Создание общественных объединений, их реорганизация (18-26 статьи). Глава III. Права и обязанности общественных объединений (24-29 статьи). Глава IV. Собственность общественного объединения, управление имуществом общественного объединения (30-38 статьи). Глава V. Ответственность за нарушение законов об общественном объединении (39-45 статьи). Глава VI. Международные связи общественного объединения, международные объединения |
Закон РФ “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений” (28 июня 1995г. №98 –ФЗ). |
Настоящий Закон состоит из V глав: Глава I.Общие положения (1 - 5 статьи) Глава II.Основные направления и формы государственной поддержки молодежных и детских объединений (6 - 11 статьи). Глава III. Организационные основы государственной поддержки молодежных и детских объединений (12 – 14статьи). Глава IV. Защита прав молодежных и детских объединений (15 – 17 статьи). Глава V. Заключительные положения (18 – 19 статьи). |
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (24июля 1998г. .№124-ФЗ) |
Настоящий Закон состоит из V глав: Глава I.Общие положения (1 - 5 статьи) Глава II.Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ(6-15 статьи) Глава III.Организационные основы гарантий прав ребенка(16-22 статьи). Глава IV.Гарантии исполнения настоящего Федерального Закона(23 статья) Глава V.Заключительные положения(24,25 статьи). |
Конвенция ООН «О правах ребенка» (принята 28ноября 1989).
|
Конвенция «О правах ребенка» состоит: Преамбула: Государство – участники настоящей Конвенции. ЧастьI. Включает в себя определение ребенка ; осуществление прав; имя и гражданство; свобода мысли, совести и религии ; защита права на личную жизнь; ответственность родителей;; здоровье и здравоохранение; социальное обеспечение; образование; Отдых, досуг и культурная жизнь; детский труд; отправление правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей и т.д. (статьи 1-41). Часть II Соблюдение и вступление в силу (статьи 42-45). Часть III. Заключение (статьи 46-54). |
В помощь организаторам молодежных и детских общественных объединений, часть 1.Комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму. Правительство Лен. области, «РАМ – КЛУБ». Общая редакция: Попов В.Р., совместно с Фондом «Солидарность». СПб, 1999. |
В брошюре собраны различные материалы по организации деятельности молодежных и детских общественных объединений, а также по формам и методам государственной поддержки деятельности этих объединений. Даны статьи по истории молодежного движения в России, представлен пример из мирового опыта работы с молодежными и детскими общественными организациями. Освещены некоторые аспекты деятельности общественных объединений. Методические материалы для работников структур по делам молодежи, педагогических коллективов школ, руководителей молодежных и детских общественных объединений |
Петрова В.А., Евланова И.А. Советы вожатому. Информационно-методические материалы. Выпуск №2, ГОУ СПб ГДТЮ,2002. |
В брошюре приведены нормативные документы, определяющие деятельность старшего вожатого в образовательном учреждении Санкт-Петербурга, а также предоставлена информация о работе городского клуба вожатых “Радуга”. |
Петрова. В.А., Смирнова А.Н., Перекресток. Информационно-методические материалы. Вып. №1. ЦРДО ГОУ СПб ГДТЮ, 2004. |
В сборнике представлена комплексная программа “Наследники побед России” на 2004-2005 уч. год, содержит положения основных проектов – маршрутов, конкурсов, календарь юного петербуржца на 2004-2005 уч. год, методическую копилку, также методическую копилку руководителя детского, молодежного общественного объединения. |
Петрова. В.А., Смирнова А.Н., Перекресток. Информационно-методические материалы. Вып. №2. ЦРДО ГОУ СПб ГДТЮ, 2005. |
В сборнике представлена программа развития регионального детского - юношеского движения “Союз юных петербуржцев” на 2005-2008 г. г., также информация деятельности этого движения. Основные проекты комплексной программы “Наследники побед России” на 2005-2006 уч. год, календарь юного петербуржца на 2005-2006 уч. год, работа с вожатыми и руководителями детских и молодежных общественных объединений, на базе ГОУ СПб ГДТЮ, программу деятельности детского общественного объединения, а также положения о проведении значимых мероприятий: фестивалей, конкурсов, акции, марафоне. |
Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных. Под редакцией Е.А. Левановой.- М.: Педагогическое общество России,2003 |
Книга посвящена проблемам взаимодействия педагога с детьми и направлена на совершенствование организации детских и подростковых коллективов. В ней даны рекомендации и советы, методические и практические материалы, игры и упражнения, которые будут полезны не только для начинающих, но и опытных вожатых, также практикующим педагогам и психологам в профессиональной деятельности. |
Вакуленко Л.М., Смирнова А.Н., Содружество. Информационно-методические материалы. Вып. № 1 ГОУ ДОД ДТЮ “На Ленской” СПб,2005. |
В сборнике предоставлены методические материалы, которые помогут работе руководителям, организаторам, лидерам детских и молодежных общественных организаций для реализации проектов, программ, идей: классификация детских общественных объединений, игробанк, информационные ресурсы сектора по работе с детскими общественными объединениями ГЦРДО ГОУ “СПб ГДТЮ”, также в сборник вошел каталог детских общественных объединений Красногвардейского района |
Создание молодежных общественных объединений в образовательных учреждениях. Под редакцией: Возжаева С.Н., Скоробогатовой В.И., СПб, 2003. |
Книга рассматривает вопросы создания и функционирования молодежных общественных объединений в образовательных учреждениях на примере РСМ. Освещены такие разделы как: создание и развитие общественных организаций; нормативно-правовые аспекты создания общественного объединения в образовательном учреждении; организационно-уставные вопросы деятельности общественной организации в учебном заведении; социальное проектирование; методические материалы по созданию и организации деятельности общественного объединения учащихся в образовательных учреждениях. Издание адресовано в первую очередь активистам студенческого движения и специалистам в области молодежного движения |
Социокинетика. Стратегия и тактика детского движения нового века. Под редакцией Трухачева Т.В., Кирпичник А.Г.- М. 2002. Библиотека исследователя и организатора. |
Эта книга – продолжение размышлений о социальных движениях. Это издание – продолжение книг, подготовленных в 2000году. На их страницах анализ теории, истории и опыта детского движения, обоснование сущностных свойств и характеристик детского движения, диагностика состояния проблем взрослых, алгоритм деятельности детских объединений, а также концепции и модели деятельности и взаимодействия детских объединений. На страницах данной книги новый аспект - стратегия и тактика детского движения. Материалы подготовлены учёными – членами Ассоциации исследователей детского движения и адресуются преподавателям “Социальные движения в детской среде”, организаторам и лидерам детских объединений, координаторам детского движения, а также представителям органов государственной власти и общественным деятелям, взаимодействующим породу своей деятельности с детскими объединениями. |
Афанасьев С.П., Новиков С.Ю. Сценарии праздничных программ для небольшого коллектива. – Кострома: МЦ “Вариант”, 2001. |
Сборник посвящен самой “уютной и домашней” форме празднования Нового года – вечеринке, отображено содержательное разнообразие вечеринок, Представлены программы как простые, так и ролевые; соревновательные и сюжетные; рассчитанные как на командное участие, так и предполагающие индивидуальное самовыражение. В сценарии включены оригинальные игры, конкурсы, аттракционы и творческие задания. Сценарии сборника рассчитаны на разный возраст: младшие школьники, подростки, старшеклассники, студенты, а также отдельные фрагменты программ помогут оживить и украсить семейное новогоднее застолье. |
Афанасьев С.П., Коморин С.В.Сто отрядных дел. – Кострома: МЦ “Вариант”, 2002. |
В сборнике включены описания ста развлекательных, трудовых, творческих, спортивных мероприятий, которые можно провести в часы досуга в детском коллективе. |
Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. – Кострома: МЦ “Вариант”, 2002. |
Книга для работы отрядного вожатого в загородном лагере, однако, некоторые рекомендации будут полезны для организации работы с детьми и в образовательном учреждении |
Афанасьев С.П., Коморин С.В.Триста творческих конкурсов. – Кострома: МЦ “Вариант”, 2002. |
Данное методическое пособие представляет сборник оригинальных заданий. позволяющих развить творческие способности детей разного возраста. Книга адресована педагогам, организаторам детского досуга. |
Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: учеб.-метод.пособие. - М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.-(Воспитательное и дополнительное образование детей). |
В данном издании предложены наиболее эффективные методики игровой деятельности подростков, даются обоснованные подходы к организации игрового взаимодействия детей и взрослых, рассматриваются варианты инновационных, полидеятельностных, ситуативно-ролевых игр, методики игр-путешествий и игр-эпопей. Пособие содержит практический материал по проведению и организации творческих игр, тренингов, конкурсов, состязаний. Адресовано педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, руководителям детских объединений, клубов, директорам оздоровительных центров и детских лагерей. |
Методика воспитательной работы. Под редакцией В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр “Академия”, 2002 |
В пособии рассмотрены принципы гуманистической воспитательной системы, методы, и приемы которые основаны на личностно-ориентированном подходе. Описана история её развития, даны сравнительные характеристики различных воспитательных школ. Подробно изложена методика индивидуальной и коллективной работы с детьми, педагогические технологии, система психологической диагностики. Особое внимание уделено вопросам самоуправления и творческого самовоспитания личности в коллективе. Предложена методика работы с родителями. Издание будет полезно педагогам различных воспитательных и учебных учреждений. |
Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях |
Методические рекомендации метод. пособие. адресованы руководителям образовательных учреждений (директорам, зам. директоров по восп. работе), педагогам- организаторам, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, воспитателям, старшим вожатым. Они направлены на обеспечение развития ученического самоуправления в условиях общеобразовательного учреждения (школы, лицея, гимназии), учреждения доп. образования. Предложены модели самоуправления в образовательном учреждении, описаны функции педагогов общеобразовательного учреждения по развитию ученического самоуправления. |
Положение о 2-ом Всероссийском конкурсе моделей ученического самоуправления общеобразовательных учреждений. |
В Положении указаны цель и задача конкурса, кто является участником Конкурса, порядок и сроки проведения, требования к содержанию и оформлению материала. Указаны, по каким критериям и показатели оценки материалов Конкурса ученического самоуправления. Подведение итогов Конкурса. |
Ученические социальные проекты в системе школьного образования: Методические рекомендации. Автор - составитель Н.И. Элиасберг. - С-Пб.: издательство «Союз»,2004. |
В этой книге читатель найдет ответы на вопросы касательно воспитательной работы в современной школе, ориентированной на становление у учащихся гражданских свойств личности. Вовлечение школьников в решение конкретных социально значимых проблем жизни микрорайона, города. Одной из форм такой деятельности являются ученические проекты. Как правильно и эффективно организовать работу? Как оценить качество проекта? Издание адресовано не только педагогам, классным руководителям школ, но и педагогическим коллективам учреждений дополнительного образования, работающим с детьми. Также в данной книге можно познакомиться с информацией, положением всероссийской акции «Я – гражданин России». |
Участие детей в жизни школы, общества государства: опыт и результаты. Научно-практическая конференция. Сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г.Кирпичник. – М., 2004. |
В издании представлены материалы на научно-практической конференции подготовленной Ассоциацией исследователей детского движения, Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы при участии научно-методического центра по обеспечению социальной работы в сфере детского и молодежного движения при Костромском государственном университет Н.М.Рассадин. Тема конференции: Участие детей в жизни школы, общества, государства: опыт и результаты. Размышление на заданную тему – мнения, точки зрения, суждения участников конференции |
Детское движение. Вып.4 Под руководством Т.А.Васильевой. Сост. и ред. :Т.В. Трухачева – М.,2004 |
Выпуск адресован специалистам в области детского общественного движения и всем взрослым, взаимодействующим с ДОО, подготовлен по инициативе и при непосредственном участии сотрудников Комитета общественных связей города Москвы. Издание раскрывает три темы: Тема первая: Права ребенка. Тема вторая: Детского движения Тема третья: Празднование 60-летия Великой Победы. |
Детское движение. Вып.1. Сост. Т.В. Трухачева – М.,2004 |
Ксении Давыдовне Радиной посвящается. Материалы подготовлены осознанно и добровольно исследователями детского движения, непосредственно и опосредованно взаимодействующими с К.Д.Радиной. |
Детское движение, изд. 2-е. Сост. и ред.: Трухачева Т.В., Кирпичник А.Г., – 2005 |
Переработанное и дополненное , второе издание словаря-справочника «Детское движение» (первое издание-1998г.) включает толкования основных понятий области знания - социокинентики, изучающее социальное движение детей. Словарь содержит информацию об исследователях детского движения прошедшего XX века и наших современниках, сведения о руководителях и организаторах детского движения, деятелях Всесоюзной организации. Словарь-справочник адресован ученым-исследователям, организаторам ДОО, представителям государственных учреждений и ведомств, взаимодействующих с детскими объединениямиё, общественным формированиям взрослых, журналистам, широкому кругу педагогической общественности. |
Справочник молодежных общественных объединений Санкт-Петербурга. Администрация С-Пб. Комитет по молодежной политике. Материалы подготовлены: ГУ «Дом молодежи С-Петербурга», 2001 |
Информационный справочный материал по общественным организациям Санкт-Петербурга по состоянию на 10июля 2001 г., представлен молодежными общественными объединениями. |
Смирнова А.Н. Петрова В.А. «Зеркальный» круглый год. Шпаргалка лидера. Вып. 15, ГЦРДО ГОУ «СПбГДТЮ». Загородный центр детского - юношеского творчества «Зеркальный» - СПб., 2003 |
Данное издание предназначено в помощь активу детских общественных объединений. Поможет найти ответы на такие вопросы как работа лидера, создание газеты; предложена игротека для: игры с залом, на дискотеке, вечеринках, игры на развитие координаций движений. Словарик терминов поможет с определением понятий. |
Автор- составитель Есипова Т.М. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006 |
Выпуск адресован старшим вожатым, заместителям директоров по воспитательной работе, организаторам детского движения. В издании можно найти исчерпывающие объяснение понятия «коллективно творческое дело», его видов, этапов, форм, целей и способов осуществления; приводятся примеры и варианты организации коллективных творческих дел, их ход, возможная тематика, вопросы и задания. Рассказывается о том , какие способности и возможности детей и взрослых развивает коллективно творческая деятельность, какие качества формирует, даются рекомендации командирам отрядов по проведению сборов, разные варианты игр и соревнований, приводятся примеры главных творческих дел. |
По заказу РМОО «Правый берег», при поддержке Комитета печати и связям с общественностью Администрацией С-Петербурга., отпечатано ООО «Дизайн и полиграфия», С-Пб., 2003. |
Издания в первую очередь, адресовано всем молодым людям в помощь решении жизненных ситуаций, также будет интересно, полезно и всем тем, кто работает с подрастающим поколением, организаторам ДиМОО. Для удобства информация разделена на 4 блока: 1. Моё будущее, что ожидает молодого человека в будущем: - информация о поступлении в ВУЗы и ПТУ; - справочная информация об учреждениях дополнительного образования; - как сориентироваться при выборе профессии; - служба в армии – способы защиты собственных прав в области армейской службы. 2. Моё здоровье, информационно- справочные материалы, посвященные угрозе заболеваний, вредным привычкам и их последствиям, организациям, которые призваны поддержке здоровью. 3. Мои права, информационно- справочные материалы, помогающие молодому человеку больше узнать о своих правах и о способностях защиты своих интересов, информация по разделам: Семья, школа, правоохранительные органы, правозащитные организации. 4. Мои друзья, информационные материалы которые помогут решать социальные и бытовые вопросы, способствующие развитию молодой личности. Справочные социальных служб, социальных организаций, молодежных общественных организаций. |
Аннотированный каталог изданий, имеющихся в секторе по работе с детскими общественными организациями ГДТЮ, 2006. |
Каталог включает в себя разделы: 1.Издания 2. Журналы, газеты 3. Материалы по правам детей 4. Образовательная программа 5.Зачетные работы курсов повышения квалификации. 6. Методическая разработка 7. В помощь методисту (тематическая папка). 8. Игра – дело серьёзное 9. Психология общения 10. Сценарии, конкурсы. 11. Что делать с детьми в загородном лагере. 12. Неформальные детские и молодежные формирования. 13. Мой родной Санкт-Петербург. 14. Материалы ВПО им. В.И. Ленина (архив). |
Педагогический поиск. Сост-ль: И.Н. Баженова. – 3-е издание с испр. и доп. – М.: Педагогика, 1989. |
Данное издание – своеобразная аналогия передового опыта педагогов: Ш.А. Амонашвили, А.Н. Лутошкина, С.Н. Лысенковой, И.П. Волкова, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Т.И. Гончаровой, А.Б. Резника, И.П. Иванова, Е.Ю. Сазонова, А.А. Дубровского - книги, которых были опубликованы, изданы и получили признание широкой общественности. |
Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление. Книга современного руководителя. Ростов - на - Дону. «Феникс», 2006г. |
В книге собраны теоретические и практические материалы об ученическом самоуправлении в ОУ: принципы, функции и сферы деятельности; этапы формирования; критерии эффективности функционирования; методика формирования органов ученического самоуправления; примеры взаимодействия общественных организаций и объединений с органами ученического самоуправления. Представлен материал из опыта работы ученического самоуправления ОУ различных регионов России: организационные модели; положения о структурах ученического самоуправления, примеры законотворчества подростков и молодежи; методики организации общественно-политических игр; извлечения из современных нормативно-правовых документов в области образования и воспитания. Книга предназначена для директоров ОУ, лицеев и гимназий, зам. директоров по ВР, социальных педагогов, старших вожатых, методистов доп. образования и организаторов детского и молодежного движения. |
В помощь специалистам, работающим по программе «Высокий уровень»
Глоссарий
Авторитет руководителя - разделяемое большинством подчиненных, коллег и вышестоящих руководителей положительное мнение о личностном соответствии данного руководителя требованиям занимаемой должности. Указанное мнение может быть предпосылкой влиятельности руководителя и за пределами должностных правомочий. Авторитет руководителя выражается в способности направить (не прибегая к принуждению) поступки и логику мышления другого человека (или людей) по общественно желательному пути.
Авторитет учителя - признание учащимся значимости достоинств учителя и основанная на этом сила его воспитательного и образовательного воздействия.
Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Адаптация педагогическая (социально-педагогическая) - явление, характеризующее наибольшую приспособленность человека к обучению и воспитанию. Педагогическая адаптация свидетельствует, что условия, в которых находится данный человек, для него наиболее оптимальны с позиции научения и воспитания (социализации, социального воспитания).
Адаптация социальная ребенка - процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам. Показателем успешной социальной адаптации является психологическая удовлетворенность ребенка этой средой.
Активность - усиленно деятельное состояние отражения и преобразования действительности, принимающее ведущее участие в развитии человека, становлении его личности.
Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе - установление связей между деятельностью специалистов разного профиля, участвующих в работе с клиентом. Может иметь место в процессе социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков. Формы этих связей различны: взаимная информация, согласование, совместная деятельность, взаимопомощь, использование информации о ребенке, запрос одного специалиста к другому, взаимное обучение.
Взаимоотношения взаимные отношения между кем-либо; в социальной педагогике - взаимный эмоциональный контакт, совместные действия, поведенческая связь, существующая между социальным педагогом и воспитанниками (воспитанником) в процессе решения определенных задач.
Внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательной работы школы, одна из форм организации досуга учащихся, проведения социально-педагогической работы с ними.
Внешкольная работа - образовательно-воспитательные занятия и культурно-просветительные массовые мероприятия, проводимые во внешкольных учреждениях с целью удовлетворения разносторонних культурных интересов и запросов учащихся, развития их самодеятельности и творческих способностей, разумной организации досуга.
Воздействие воспитательное - влияние на человека в интересах достижения определенного результата в его воспитании.
Воздействие исправительно-воспитательное - использование возможностей направленного воспитательного воздействия на человека с целью его исправления. Таким направленным воспитательным воздействием может быть организованная трудовая деятельность, включение человека в систему досуговой деятельности, деятельность по интересам и пр.
Воспитание - процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности; процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы;
в широком социальном смысле - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу и поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;
в широком педагогическом значении - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
в узком педагогическом значении - целенаправленная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
Воспитательная система - совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как воспитательные цели; люди, их реализующие в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности.
Групповая динамика (от греч. dynamikas - относящийся к силе, сильный) - совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой-то период времени и знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.
Девиантное поведение не исчерпывается формами, входящими в классическое понимание этого термина (аддиктивное, антисоциальное, суицидальное). Сюда относятся также и те формы, которые внешне не находятся в противоречии с правовыми, морально-этическими и культурными нормами, но вместе с тем нарушают целостность личности, задерживают ее развитие или делают ее крайне односторонней, при этом серьезно осложняя межличностные отношения. Дальнейшее понимание наших теоретических позиций требует определения некоторых понятий:
Дети, подростки группы «риска» - дети, которые в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации.
Идея- мысль, получившая концептуальное оформление
Коммуникативная компетентность - ориентированность человека в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социально” среды.
Лидер (от англ. leader - ведущий, руководитель) - глава; вождь; человек, ведущий за собой, возглавляющий; авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть в ней ведущую роль. Авторитет и повседневное влияние Л. имеют неформальный характер, складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля.
Опрос- метод сбора первичной информации, целью которого является получение сведений об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых.
Опросник - инструмент для сбора информации, представляющий собой: перечень тщательно разработанных вопросов; соответствующим образом оформленные, стандартизированные опросные листы (анкеты), используемые при проведении обследований.
Планирование - вид умственной деятельности, при котором создается образ потребного будущего, включающий понимание этапов его достижения.
Подростковый возраст - этап от 10- 11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к: юности. Относится к числу критических периодов возрастного развития, связанных с кардинальными изменениями в сфере сознания, деятельности и системе взаимоотношений индивида. Характеризуется бурным ростом, формированием организма в процессе полового созревания, что сказывается на психофизиологических особенностях подростка.
Ролевые игры- разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.
Руководитель - лицо, на которого официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности
Самоанализ - способ самоорганизации духа, чувства, разума, воли и поведения; оценка своего конкретного поступка, формирование собственного мнения о своем поведении, о положении в коллективе, об отношениях с окружающими, родителями, преподавателями.
Самовоспитание- сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности в деле самосовершенствования положительных и преодоления отрицательных качеств и привычек.
Самоуправление - 1) управление социальными процессами в группе посредством вовлечения всех ее членов в совместное принятие и выполнение основных решений; 2) метод самоорганизации коллектива, обеспечивающий формирование у его членов отношений взаимной ответственности, организаторских способностей при условии, что управлением делами коллектива занимаются работоспособные органы, наделенные реальными правами и полномочиями; 3) черта личности, характеризующая способность человека управлять своим самочувствием, умение сдерживать себя в критических ситуациях, мобилизовывать себя на решение определенных задач в разных условиях обстановки
Уровень группового развития - характеристика сформированности межличностных отношений, выражающаяся в группообразовании.
Цель - один из элементов поведения, непосредственный мотив сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения; осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие.
Цель воспитания - рассматривается, как правило, с двух позиций:
в глобальном выражении - идеал совершенного человека (идеал достижения) с точки зрения данного общества, семьи, воспитателя, на реализацию которого направлено воспитание;
в локальном плане - предвосхищаемый результат воспитательной деятельности.
Для заметок
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 1
Диагностический инструментарий
Анкета для учащихся «Ты и твой класс»
Цель: выяснить представления учащихся о своем классе, их оценочные суждения о деятельности и отношениях в классном сообществе.
1. Нравится ли тебе самому твой класс? Подчеркни один из предложенных ответов:
-да;
-больше да, чем нет;
-трудно сказать (и да, и нет);
-больше нет, чем да;
2. Что больше всего тебе нравится в классе?
Что тебе не нравится в твоем классе?
3.Если бы ты стал классным руководителем, то какие изменения ты внес бы в жизнь класса?
4.Оцени отношения между учащимися в твоем классе. С этой целью подчеркни один из предложенных ответов:
-наш класс дружный и сплоченный;
-наш класс дружный;
-в нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе;
-в нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя:
наш класс недружный, часто возникают ссоры.
5.Кто в классе умеет правильно оценивать твои поступки?
6.Кто может указать на твои недостатки, кого ты больше послушаешь?
7.Ты хочешь принять какое-то важное для себя решение. С кем ты прежде всего посоветуешься?
8.Как ты думаешь, кто из твоих друзей мог бы стать другом нашего класса?
9.На кого тебе хотелось быть похожим (ей) в своей жизни?
10.Чем ты увлекаешься в свободное от учебы время?
11.Охарактеризуй, пожалуйста, свои отношения с одноклассниками:
-очень хорошие;
-хорошие;
-когда как;
-плохие;
-очень плохие.
12.Как ты сам (а) определил (а) бы свое положение в классе
-как человека, которого понимают и уважают;
-как человека, которого постоянно опекают;
-как человека, вынужденного подчиняться;
-как человека, которого никто не понимает и не любит;
-как человека, который тиранит всех остальных;
-как человека, который помогает решать классные вопросы;
-как постороннего человека, который не желает участвовать в жизни класса;
-какое еще?
13.Назови самые большие твои желания
первое желание
второе желание
третье желание.
2. Методика социально-психологической самоаттестации коллектива
Цель: диагностика уровня развития детского коллектива, его основных характеристик.
Инструкция: Ознакомьтесь со списком суждений, имеющих отношение к оценке морально-психологического климата в Вашем коллективе, и обведите в листе ответов кружочком только те, которые соответствуют всем или большинству Ваших товарищей.
Опросник
В нашем коллективе большинство ребят
Свои слова всегда подтверждают делом.
Осуждают проявления индивидуализма
Имеют одинаковые убеждения
Радуются успехам друг друга.
Всегда оказывают помощь друг другу.
Умело взаимодействуют в работе друг с другом.
Знают задачи, стоящие перед коллективом.
Требовательны друг к другу.
Все вопросы решают сообща.
Единодушны в оценке проблем, стоящих перед коллективом.
Доверяют друг другу.
Делятся опытом работы с товарищами.
Бесконфликтно распределяют между собой обязанности.
Знают итоги работы коллектива.
Никогда ни в чем не ошибаются
Объективно оценивают свои успехи и неудачи.
Личные интересы подчиняют интересам коллектива.
Занимаются на досуге одним и тем же.
Защищают друг друга.
Всегда считаются с интересами друг друга.
Заменяют друг друга в работе.
Знают положительные и отрицательные стороны коллектива.
Работают с полной отдачей.
Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива.
Одинаково оценивают распределение обязанностей.
Помогают друг другу.
Предъявляют одинаково объективные требования ко всем членам коллектива.
Самостоятельно выявляют недостатки в работе.
Знают правила поведения в коллективе.
Никогда ни в чем не сомневаются.
Не бросают начатое дело на полпути.
Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения.
Одинаково оценивают успехи коллектива.
Искренне огорчаются при неудаче товарища.
Одинаково объективно оценивают поступки старых и новых членов коллектива.
Быстро разрешают возникающие проблемы, конфликты, противоречия.
Знают свои обязанности.
Сознательно подчиняются дисциплине.
Верят в свой коллектив.
Одинаково оценивают неудачи коллектива.
Тактично ведут себя по отношению друг к другу.
Не подчеркивают своих преимуществ друг перед другом.
Быстро находят между собой общий язык.
Знают основные приемы и методы работы.
Всегда и во всем правы.
Общие интересы ставят выше личных.
Поддерживают полезные для коллектива начинания.
Имеют одинаковые представления о нормах нравственности.
Доброжелательно относятся друг к другу.
Тактично ведут себя по отношению к членам другого коллектива.
Берут на себя руководство, если это требуется.
Знают работу товарищей.
По-хозяйски относятся к общественному добру.
Поддерживают традиции, сложившиеся в коллективе.
Одинаково оценивают качества личности, необходимые в коллективе.
Уважают друг друга.
Тесно сотрудничают с товарищами во всех вопросах.
При необходимости принимают на себя обязанности других членов коллектива.
Знают черты характера друг друга.
Умеют делать все на свете.
Ответственно выполняют любую работу.
Оказывают сопротивление силам, разобщающим коллектив.
Одинаково оценивают правильность распределения поощрений.
Поддерживают друг друга в трудные минуты.
Радуются успехам другого коллектива.
Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.
Знают привычки и склонности друг друга.
Активно участвуют в общественной работе.
Заботятся об успехах коллектива.
Одинаково оценивают правильность наказаний в коллективе.
Внимательно относятся друг к другу.
Искренне огорчаются при неудачах членов другого коллектива.
Быстро находят такое распределение обязанностей, которое устраивает всех.
Знают, как обстоят дела
друг у друга.
Ключ
1.Ответственность: 1, 8, 16, 23, 31, 38, 46, 53,61, 68.
2.Коллективизм:2, 9, 17, 24, 32,39, 47, 54, 62, 69.
3.Сплоченность: 3, 10, 18,25, 33, 40, 48, 55, 63, 70.
4.Контактность: 4, 11, 19, 26, 34,41,49, 56, 64, 71.
5.Открытость: 5, 12,20, 27, 35,42, 50, 57, 65, 72.
6.Организованность: 6, 13,21,28, 36,43, 51, 58, 66, 73.
7.Информированность: 7, 14, 22, 29,37,44, 52, 59. 67.
8.Контрольные утверждения: 15, 30, 45, 60 (при положительных ответах на эти вопросы доверять данным теста нельзя).
Каждый отмеченный ответ - 1 балл.
Качественный анализ данных
-
По одному показателю:
9-10 баллов - очень высокий
7-8 баллов - высокий
5-6 баллов - средний
3-4 балла - низкий
1-2 балла - очень низкий
по сумме показателей (уровень развития коллектива):
56 - 70 - группа-коллектив
42 - 55 - группа-автономия
28 - 41 - группа-кооперация
14 - 27 - группа-ассоциация
0 - 13 - группа-конгломерат
3. Методика выявления уровня самоуправления в коллективе
Цель: определить уровень самоуправления в коллективе
Процедура: Каждый респондент заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями респондент выражает в оценках; 4 – «да», 3 – «скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «скорее нет, чем да», 0 – «нет».
1 |
5 |
9 |
13 |
17 |
21 |
2 |
6 |
10 |
14 |
18 |
22 |
3 |
7 |
11 |
15 |
19 |
23 |
4 |
8 |
12 |
16 |
20 |
24 |
Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой коллектив был самым лучшим.
Вношу предложения по совершенствованию работы коллектива.
Самостоятельно организую интересные дела со своими товарищами в коллективе.
Участвую в подведении итогов работы коллектива, в определении ближайших задач.
Считаю, что коллектив способен к дружным самостоятельным действиям.
У нас в коллективе обязанности четко и равномерно распределяются между всеми членами коллектива.
Выборный актив в нашем коллективе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
Считаю, что актив в нашем коллективе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
Считаю, что учащиеся нашего коллектива добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей
Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом коллектива.
Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом.
Учащиеся моего коллектива часто участвуют в организации разнообразных мероприятий для всей организации.
Мы стремимся помочь представителям нашего коллектива, состоящим в органах самоуправления организации, в решении задач, стоящих перед ними.
Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед организацией.
Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих перед организацией, с другими коллективами и объединениями.
Удовлетворен отношением моих товарищей к участникам других коллективов.
Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим товарищам в решении трудностей, возникающих перед ними.
Считаю, что ребята, выбранные в органы самоуправления организации, пользуются заслуженным авторитетом.
Мои товарищи добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива.
Мы стремимся к тому, чтобы коллектив достиг более высоких результатов.
Готов отстаивать интересы организации в других коллективах и общественных организациях.
Осознаю свою ответственность за результаты работы всей организации.
Обработка результатов: 24 предложения разбиваются на 6 групп-блоков. Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
включенность детей в самоуправленческую деятельность (1,2,3,4);
организованность коллектива (5,6,7.8);
ответственность за результаты совместной работы в коллективе (9,10,11,12);
участие коллектива в управлении делами организации (13,14,15,16);
взаимодействие с другими коллективами в организации общей жизнедеятельности (17,18.19.20);
осознание ответственности за результаты работы всей организации (21,22.23,24).
4. Методика выявления ведущих мотивов школьников
Процедура: учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в деятельности. Для ответа используется следующая шкала:
3 – привлекает очень сильно;
2 – привлекает в значительной степени;
1 – привлекает слабо;
0 – не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности?
Интересное дело.
Возможность общения с разными людьми.
Возможность помочь товарищам.
Возможность передать свои знания.
Возможность творчества.
Возможность приобрести новые знания, умения.
Возможность руководить другими.
Возможность участвовать в делах своего коллектива.
Возможность заслужить уважение товарищей.
Возможность сделать доброе дело для других.
Возможность выделиться среди других.
Возможность выработать у себя определенные черты характера.
Обработка данных: для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а)общественные мотивы (3,4,8,10);
б)личностные мотивы (1, 2, 5,6, 12);
в)престижные мотивы (7,9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия детей в деятельности.
5. Анкета старшеклассника
«Я и смысл моей жизни»
Процедура: учащимся предлагается письменно ответить на вопросы.
Дорогой друг!
Просим тебя ответить на несколько вопросов.
Твои ответы помогут нам дать общее представление о смысле жизни старшеклассников.
Мы надеемся на то, что твои ответы будут искренними.
1.Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:
-Хорошая жизнь-это…
-Счастливый человек-это тот, кто…
-Больше всего я ценю в людях…
-Смысл моей жизни заключается в том, что…
Укажи, какие из перечисленных ниже целей жизни и качеств человека для тебя являются важными. Обведи кружком ниже каждого выражения одну цифру, которая будет твоим ответом.
Цифры обозначают:
1- совсем неважно;
2- почти неважно;
3- немного важно;
4- довольно важно;
5- очень важно.
Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках
1 2 3 4 5
Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)
1 2 3 4 5
Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений)
1 2 3 4 5
Здоровье (физическое и психическое)
1 2 3 4 5
Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)
1 2 3 4 5
Интересная работа
1 2 3 4 5
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
1 2 3 4 5
Свобода как независимость в поступках и действиях
1 2 3 4 5
Хорошие и верные друзья
1 2 3 4 5
Красота (переживание прекрасного в природе и искусстве)
1 2 3 4 5
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуального развития)
1 2 3 4 5
Счастливая семейная жизнь
1 2 3 4 5
Творчество (возможность творческой деятельности)
1 2 3 4 5
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)
1 2 3 4 5
Активная, деятельная жизнь
1 2 3 4 5
Равенство (братство, равные возможности для всех)
1 2 3 4 5
3.Ответь, пожалуйста, на следующий вопрос:
Где ты можешь в наибольшей мере проявить себя и свои способности (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?
на уроке;
в общественных делах;
на занятиях кружка, клуба, секции;
при проведении досуга;
нигде;
где еще (допиши).
4. Как ты думаешь, где тебя больше уважают и понимают (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?
дома;
в классе;
в кружке, клубе, секции;
в компании друзей;
нигде;
где еще (допиши).
6. Методика определения
психологического климата в группе
Механизм проведения: баллы выставляются педагогическим коллективом, оценивающим ту или иную группу. Каждый педагог выставляет балл в зависимости от его собственной оценки.
|
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
1. Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе |
|
|
|
|
|
Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе |
2. Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу, симпатия |
|
|
|
|
|
Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия |
3. Стремление к совместному переживанию события, жизненных явлений, произведений искусства
|
|
|
|
|
|
Тенденция к замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний |
4. Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы
|
|
|
|
|
|
Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными |
5. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов группы. В основном одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций |
|
|
|
|
|
В этих условиях в группе проявляется зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить |
Продолжение |
|
|
|
|
|
|
6. В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий эмоциональный настрой
|
|
|
|
|
|
В этих условиях группа теряется, "раскисает", наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т.д. |
7. Отрицательная оценка группы со стороны более широкой общности или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему |
|
|
|
|
|
В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие разобщение группы или способствующие ему |
8. В отношениях между эмоциональными объединениями (группировками по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность |
|
|
|
|
|
Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу |
9. Групповые эмоциональные взрывы в сложных жизненных ситуациях регулируются группой и не меняют качественное содержание ее поведения |
|
|
|
|
|
Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения |
10. Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности |
|
|
|
|
|
Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляется безразличие к общению, отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности |
11. Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела |
|
|
|
|
|
Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях |
Количественная обработка данных: подсчитывается коэффициент, выражающий уровень развития коллектива по формуле:
К = S : an
где S – сумма баллов, полученная от всех опрашиваемых,
а – постоянное число 55,
n – число опрошенных.
Чем выше коэффициент, тем выше уровень развития коллектива по параметру психологического климата. Исследование проводится несколько раз в одной и той же группе, чтобы проследить динамику психологического климата в ней, либо проводится в различных группах с целью сравнения.
Оглавление
Объяснительная записка………………………….…...3
Основные идеи программы……………..………….…7
Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение программы…...........................................10
Целевые ориентиры программы……………………..11
Этапы развития коллектива……………………….....12
Содержание программы…………………..………….17
Диагностический инструментарий………………….34
Аннотируемый список литературы...……………......36
В помощь специалистам, работающим по программе «Высокий уровень».……...……………………..……47
Приложение………………………………………..…57
Для заметок
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для заметок
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для заметок
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для заметок
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колясникова Наталья Владимировна
→ Педсоветчица 20.08.2013 1 7708 1899 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.