Доклад "Воспитание юношей. Опыт работы педагога"
Доклад
на тему «Воспитание юношей в школе»
(из опыта работы МБОУ «Уолбинская СОШ имени В.И.Ленина)
Боппосова Зоя Петровна,
учительница русского языка и литературы
Во второй половине 20 века в педагогике говорили о воспитании коллективизма, товарищества, дружбы, нравственности. С некоторого времени назад начали говорить о конкурентоспособности, выгоде…В нашей школе огромное внимание уделяется воспитанию у подрастающего поколения социальных навыков – навыков общения, инициативы, организаторских навыков, умения жить и действовать в коллективе.
Очень важно, чтобы этими навыками овладели наши мальчики, так как они – будущее села. Хороший семьянин, образцовый работник, законопослушный гражданин Отечества – вот кем мы видим наших мальчиков после школы. Их у нас в школе – 56 (Из 89).
Чтобы воспитать такие качества, нужно создать условия в школе и в семье. Считаю важнейшими условиями Общение, Коллектив, Дело, Успех.
Общение: каждый юноша должен вступать в общение.
Общение является чрезвычайно сложным и емким понятием. Часто оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Оно многообразно как по содержанию, так и по форме проявления. Общение является достаточно многогранным явлением. Оно представляет собой и отношение людей к друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, и их духовное взаимопроникновение.
Коллектив: каждый юноша должен жить в коллективе (группе).
Соприсутствие ребенка в социальном пространстве осуществляется через соприсутствие ребенка в группе (коллективе), как взаимодействующей общности двух и более людей, вступающих в контакт в ходе взаимодействия. Отметим общее развивающее влияние группы (коллектива) вообще на ребенка.
Во-первых, благодаря взаимному обмену информацией группа создает необходимые условия для каждого члена группы, содействуя общему развитию интеллекта ребенка.
Во-вторых, группа — это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений индивидуальностей, где субъект черпает эмоциональный опыт и сам обогащает разворачивающуюся перед ним палитру эмоциональных откликов на реальную действительность.
В-третьих, в групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни.
В-четвертых, в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а если это его сверстники — с другим «Я» и познает самого себя в таком сопоставлении с другими.
Наконец, группа предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и, так как в группе спектр социальных полей широк, в группе интенсивно формируется индивидуальность ребенка.
Бесспорно, многоплановое развитие неминуемо и максимально в той группе, которая может быть охарактеризована как коллектив.
Коллектив — это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью.
В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом.
Дело: каждый юноша должен иметь своё дело (туьа киьитэ буолуохтаах).
Дело — это конкретная деятельность воспитанников. Главные отличительные особенности дела — необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.
Дела имеют коллективный и творческий характер и называются коллективными творческими делами (КТД). Коллективные творческие дела, отмечает один из создателей методики воспитания, основанной на системе таких творческих дел, профессор И.П. Иванов, — это не мероприятия, а забота. КТД — это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство.
В основе воспитательных дел два подхода — деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной и свободного общения, а второй, как мы уже знаем, — органичного «сращивания» всех видов деятельности, их влияния в едином процессе. Воспитательное дело одновременно содержит в себе влияния нравственные, эстетические, политические, интеллектуальные.
Успех: каждый юноша должен иметь успех, надо. чтоб не было неудачников.
Успех – это признание удачи кого - нибудь со стороны окружающих, общественное одобрение чего – нибудь, чьих – нибудь достижений. Необходимо создать так называемые ситуации успеха, которые побуждают ребят на дело, на действие, активизируют и поддерживают их.
Система воспитания в нашей школе имеет стержень: военно – спортивный.
Итак, в какое «дело» вовлекаются мальчики в нашей школе?
Проект «Казарма» - инициатива юношей. Реализуется с 2008 года. Время проведения: весна. Участники: юноши 8 – 11 классов. Трое суток в казарменных условиях.
«Защитники» - проводится с 2007 года 23 февраля. Туристско – военизированная игра для мальчиков средних классов.
«Бравы ребятишки» – подготовка и участие в улусном Смотре строя и песни для учащихся начальных классов.
«Зарница» - проводится ежегодно в конце мая больше 30 – и лет. Участвуют все школьники. Туристско – спортивная игра на природе.
Спортивные соревнования в школе:
проводятся по двум группам:
- Группа девочек – 3 команды
- группа мальчиков – 3 команды
по видам:
- Баскетбол
- Волейбол
- Футбол
- Мас – рестлинг
- Хапсагай
- Теннис
- Шашки
- Военно – спортивные игры: стрельба, строевой смотр, викторина…
На призы Деда Мороза. Проводились 6 лет подряд по видам:
- настольный теннис
- мас-рестлинг
- стрельба
Спортивные секции:
- по мас-рестлингу;
- по вольной борьбе;
- по игровым видам спорта;
- по настольному теннису;
- по лыжным гонкам.
Тренажёрный зал работает третий год.
С 1998 года в улусе (иногда в республике) проводим:
Соревнования по лыжным гонкам на призы 9-икратной чемпионки РС(Я) А.С.Михайловой;
Открытый турнир по вольной борьбе на призы чемпиона мира среди ветеранов И.С.Кочкина.
С 2006 года:
Олимпийские чтения:
- НПК
- Соревнования
Принимаем участие в улусных мероприятиях:
- «Снежный Барс» - 9 -11 классы – улусный, региональный
- «Защита»
- «Школа выживания» или «Зарница» - 7 – 8 классы
- Харбалах
в спортивных соревнованиях в улусе:
- Комплексных
- Соревнованиях: - по лыжным гонкам
- по настольному теннису
- мас – рестлингу
- по вольной борьбе
- по бегу
в региональных, республиканских соревнованиях:
- по мас-рестлингу
- по лыжным гонкам
- Развитие общественной активности юношей, их гражданское воспитание тесно связано с деятельностью ДОО «ИлСитим», где ребята воплощают в жизнь свои малые и большие дела – инициативы – проекты (фестиваль, соревнования, конкурсы, вечера, тимуровские выходы и др.)
- Тимуровская помощь
- Чтение стихов – начальные классы, старшие классы
- Ансамбль песни – 4 класс, 11 класс
Летом: ежедневный футбол
Заключение:
Итак,
В нашей школе ребята живут большой насыщенной жизнью.
Включаются в коллективную (групповую) и индивидуальную деятельность.
Включаются в дело и приобретают такие важные качества, как:
Командная ответственность;
Уважение мнения другого человека;
Чувство взаимопомощи;
Умение вырабатывать совместное решение;
Любовь к родному селу;
Гордость за школу
Чему научились (по итогам опроса):
Ответственности
Аккуратности
Собранности
Умению правильно распределять время
Внимательности
Общительности
Сплоченности
Выносливости
Терпению
Быстрой реакции
Активности
Отношениям в коллективе (находить общий язык, понимать, уважать друг друга…)
Готовности к физическим и моральным трудностям
Быстроте действий, принятия решений
Трудолюбию
Занятию интересными и … неинтересными делами
Быть успешными
Иметь и уметь излагать свою точку зрения
Количество курильщиков, пропускающих уроки, не имеющих дела заметно уменьшилось. Состоящих на учёте в КДН - нет
Выпускники последних 5 лет успешно учатся и работают (сведения прилагаются)
Недостатки:
- Необходимо работать над развитием познавательных способностей
Введены в «Снежный барс»:
- Сочинение;
- Тест - викторина;
Планируем ввести «Интеллектуальный марафон»
Таким образом, насыщенная жизнь в школе, теплые взаимоотношения в коллективе, успешное решение школьных дел играют огромную роль в духовно – нравственном, военно - спортивном воспитании мальчиков, их становлении как личность.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Боппосова Зоя Петровна
→ ЗояБ 23.03.2014 0 3744 519 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.