Доклад "Воспитание юношей. Опыт работы педагога"


Доклад

на тему «Воспитание юношей в школе»

(из опыта работы МБОУ «Уолбинская СОШ имени В.И.Ленина)


Боппосова Зоя Петровна,

учительница русского языка и литературы


Во второй половине 20 века в педагогике говорили о воспитании коллективизма, товарищества, дружбы, нравственности. С некоторого времени назад начали говорить о конкурентоспособности, выгоде…В нашей школе огромное внимание уделяется воспитанию у подрастающего поколения социальных навыков – навыков общения, инициативы, организаторских навыков, умения жить и действовать в коллективе.

Очень важно, чтобы этими навыками овладели наши мальчики, так как они – будущее села. Хороший семьянин, образцовый работник, законопослушный гражданин Отечества – вот кем мы видим наших мальчиков после школы. Их у нас в школе – 56 (Из 89).

Чтобы воспитать такие качества, нужно создать условия в школе и в семье. Считаю важнейшими условиями Общение, Коллектив, Дело, Успех.

  • Общение: каждый юноша должен вступать в общение.

Общение является чрезвычайно сложным и емким понятием. Часто оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Оно многообразно как по содержанию, так и по форме проявления. Общение является достаточно многогранным явлением. Оно представляет собой и отношение людей к друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, и их духовное взаимопроникновение.


  • Коллектив: каждый юноша должен жить в коллективе (группе).

Соприсутствие ребенка в социальном пространстве осуществляется через соприсутствие ребенка в группе (коллективе), как взаимодействующей общности двух и более людей, вступающих в контакт в ходе взаимодействия. Отметим общее развивающее влияние группы (коллектива) вообще на ребенка.

  • Во-первых, благодаря взаимному обмену информацией группа создает необходимые условия для каждого члена группы, содействуя общему развитию интеллекта ребенка.

  • Во-вторых, группа — это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений индивидуальностей, где субъект черпает эмоциональный опыт и сам обогащает разворачивающуюся перед ним палитру эмоциональных откликов на реальную действительность.

  • В-третьих, в групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни.

  • В-четвертых, в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а если это его сверстники — с другим «Я» и познает самого себя в таком сопоставлении с другими.

  • Наконец, группа предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и, так как в группе спектр социальных полей широк, в группе интенсивно формируется индивидуальность ребенка.

  • Бесспорно, многоплановое развитие неминуемо и максимально в той группе, которая может быть охарактеризована как коллектив.

Коллектив — это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью.

  • В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом.


  • Дело: каждый юноша должен иметь своё дело (туьа киьитэ буолуохтаах).

Дело — это конкретная деятельность воспитанников. Главные отличительные особенности дела — необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.

Дела имеют коллективный и творческий характер и называются коллективными творческими делами (КТД). Коллективные творческие дела, отмечает один из создателей методики воспитания, основанной на системе таких творческих дел, профессор И.П. Иванов, — это не мероприятия, а забота. КТД — это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство.

В основе воспитательных дел два подхода — деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной и свободного общения, а второй, как мы уже знаем, — органичного «сращивания» всех видов деятельности, их влияния в едином процессе. Воспитательное дело одновременно содержит в себе влияния нравственные, эстетические, политические, интеллектуальные.

  • Успех: каждый юноша должен иметь успех, надо. чтоб не было неудачников.

Успех – это признание удачи кого - нибудь со стороны окружающих, общественное одобрение чего – нибудь, чьих – нибудь достижений. Необходимо создать так называемые ситуации успеха, которые побуждают ребят на дело, на действие, активизируют и поддерживают их.

Система воспитания в нашей школе имеет стержень: военно – спортивный.

Итак, в какое «дело» вовлекаются мальчики в нашей школе?

Проект «Казарма» - инициатива юношей. Реализуется с 2008 года. Время проведения: весна. Участники: юноши 8 – 11 классов. Трое суток в казарменных условиях.

«Защитники» - проводится с 2007 года 23 февраля. Туристско – военизированная игра для мальчиков средних классов.


«Бравы ребятишки» – подготовка и участие в улусном Смотре строя и песни для учащихся начальных классов.


«Зарница» - проводится ежегодно в конце мая больше 30 – и лет. Участвуют все школьники. Туристско – спортивная игра на природе.


Спортивные соревнования в школе:

проводятся по двум группам:

- Группа девочек – 3 команды

- группа мальчиков – 3 команды

по видам:

- Баскетбол

- Волейбол

- Футбол

- Мас – рестлинг

- Хапсагай

- Теннис

- Шашки

- Военно – спортивные игры: стрельба, строевой смотр, викторина…


На призы Деда Мороза. Проводились 6 лет подряд по видам:

- настольный теннис

- мас-рестлинг

- стрельба

Спортивные секции:

- по мас-рестлингу;

- по вольной борьбе;

- по игровым видам спорта;

- по настольному теннису;

- по лыжным гонкам.


Тренажёрный зал работает третий год.


С 1998 года в улусе (иногда в республике) проводим:

  • Соревнования по лыжным гонкам на призы 9-икратной чемпионки РС(Я) А.С.Михайловой;

  • Открытый турнир по вольной борьбе на призы чемпиона мира среди ветеранов И.С.Кочкина.

С 2006 года:

  • Олимпийские чтения:

- НПК

- Соревнования

Принимаем участие в улусных мероприятиях:

- «Снежный Барс» - 9 -11 классы – улусный, региональный

- «Защита»

- «Школа выживания» или «Зарница» - 7 – 8 классы

- Харбалах

в спортивных соревнованиях в улусе:

- Комплексных

- Соревнованиях: - по лыжным гонкам

- по настольному теннису

- мас – рестлингу

- по вольной борьбе

- по бегу

в региональных, республиканских соревнованиях:

- по мас-рестлингу

- по лыжным гонкам


- Развитие общественной активности юношей, их гражданское воспитание тесно связано с деятельностью ДОО «ИлСитим», где ребята воплощают в жизнь свои малые и большие дела – инициативы – проекты (фестиваль, соревнования, конкурсы, вечера, тимуровские выходы и др.)

- Тимуровская помощь

- Чтение стихов – начальные классы, старшие классы

- Ансамбль песни – 4 класс, 11 класс


Летом: ежедневный футбол


Заключение:

Итак,

  1. В нашей школе ребята живут большой насыщенной жизнью.

  2. Включаются в коллективную (групповую) и индивидуальную деятельность.

  3. Включаются в дело и приобретают такие важные качества, как:

  • Командная ответственность;

  • Уважение мнения другого человека;

  • Чувство взаимопомощи;

  • Умение вырабатывать совместное решение;

  • Любовь к родному селу;

  • Гордость за школу

Чему научились (по итогам опроса):

  • Ответственности

  • Аккуратности

  • Собранности

  • Умению правильно распределять время

  • Внимательности

  • Общительности

  • Сплоченности

  • Выносливости

  • Терпению

  • Быстрой реакции

  • Активности

  • Отношениям в коллективе (находить общий язык, понимать, уважать друг друга…)

  • Готовности к физическим и моральным трудностям

  • Быстроте действий, принятия решений

  • Трудолюбию

  • Занятию интересными и … неинтересными делами

  • Быть успешными

  • Иметь и уметь излагать свою точку зрения

  1. Количество курильщиков, пропускающих уроки, не имеющих дела заметно уменьшилось. Состоящих на учёте в КДН - нет

  2. Выпускники последних 5 лет успешно учатся и работают (сведения прилагаются)

Недостатки:

- Необходимо работать над развитием познавательных способностей

Введены в «Снежный барс»:

- Сочинение;

- Тест - викторина;

Планируем ввести «Интеллектуальный марафон»


Таким образом, насыщенная жизнь в школе, теплые взаимоотношения в коллективе, успешное решение школьных дел играют огромную роль в духовно – нравственном, военно - спортивном воспитании мальчиков, их становлении как личность.






















Полный текст материала Доклад "Воспитание юношей. Опыт работы педагога" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Боппосова Зоя Петровна  ЗояБ
23.03.2014 0 3685 519

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК