Статья "Школа родительской любви" (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников)
Корытько Валентина Ивановна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №26 х. Красный Кут
Октябрьского р-на Ростовской обл.
«Школа родительской любви»
(Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников)
«Семья - это та первичная среда,
где человек должен научиться творить себя»
В.А.Сухомлинский
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нравственные принципы, нужны не только теоретические знания, сама его жизнь должна быть построена на тех же самых принципах. Царящая в семье эмоционально-нравственная атмосфера, внимание членов семьи друг к другу, стремление разделить ответственность, уровень взаимопонимания и взаимоуважение, родительская любовь и ответные чувства детей, семейные традиции, отношение к труду, - все это закладывает фундамент нравственности. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом!
«Родители - мои помощники, мои соратники, мой воспитательный ресурс», - одна из концептуальных основ, реализуемой в классе программы «Школа родительской любви».
Основное назначение программы: организация психолого-педагогической помощи родителям в построении и развитии родительско-детских отношений в соответствии с традиционно-русским семейным укладом.
Основными направлениями деятельности по программе «Школа родительской любви» стали: просветительская деятельность, организация сотрудничества детей и родителей в рамках проектной деятельности, организация совместных праздников, коллективных творческих дел, привлечение родителей к экскурсионной и исследовательской деятельности, организации досуга детей.
Просветительская деятельность в классе реализуется через родительские собрания, постоянно действующий семинар для родителей «Как помочь ребёнку в учении», участие в работе школьного лектория для родителей «Традиции православной педагогики в семейном воспитании». На заседания лектория выносятся вопросы по семейной педагогике и психологии, традиционно русскому семейному воспитанию, формированию ценностного отношения к духовному и физическому здоровью личности растущего человека.
Благодатной почвой для формирования духовно-нравственных приоритетов моих воспитанников стало их совместное участие с родителями в социально-значимых акциях: «Белый цветок», «Подарки для детей Донбасса», «Письмо ветерану», - и проектах: «Аллея первоклассников», «Звезда памяти», «Русский дом» (создание кабинета народной культуры, ремёсел и быта). Совместная деятельность детей и родителей не только сближает духовно, наполняет взаимоотношения атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты, но и выступает как средство мотивации развития личности ребёнка к познанию и творчеству.
Традиционными в классе стали «Родительские субботы», когда родители вместе с детьми приходят в школу, чтобы принять участие в благоустройстве класса, обновлении экспозиций нашего мини-музея «Русский дом». Итогом трудового дня всегда становится чаепитие, а потом игры, конкурсы для детей и родителей. Нужно видеть светящиеся от радости глаза детей, когда их мамы и папы из строгих родителей превращаются в задорных девчонок и мальчишек, бегающих, прыгающих, кричащих и хлопающих в ладоши. Именно в такие моменты приходит осознание, что у меня получилось вернуть детям семью, родителям - ребёнка, вернуть детям счастливое детство.
Сплотить семью, помочь родителям стать нравственным примером для своих детей мне помогает организация исследовательской деятельности. История семьи, семейные традиции - вот благодатные темы для детских исследовательских проектов.
Выполняя исследования, дети, конечно же, обращаются за помощью к родителям. Семейная тематика, по моему убеждению, никого не может оставить равнодушным, ведь все мы «родом из детства», а наша память хранит многое, о чём хочется рассказать детям. Исследовательские проекты «История моей семьи» и «Я помню и горжусь!» (к 70-летию Великой Победы), выполненные моими воспитанниками, стали победителями муниципальных конкурсов исследовательских проектов.
Особую роль в духовно-нравственном воспитании своих учеников я отвожу организации семейных праздников: народных и православных. Традиционными в классе стали праздники: «Покров в казачьей станице», «Рождественская сказка», «У России руки золотые», «Масленица», «Пасхальный благовест», «Мама, папа, я - спортивная семья», «День именинника». Совместная подготовка к праздникам создаёт в классном сообществе тёплую семейную обстановку, требует от детей и родителей необходимости задуматься о нравственных началах нашей жизни, ведь каждая строка исполняемых песен и стихов проникнута чувством светлой радости, торжества любви и добра, гордости за нашу великую Родину и её народ.
На классные праздники мы часто приглашаем гостей: педагогов школы, представителей казачьей общины, настоятеля православного прихода поселения, руководителей объединений дополнительного образования, где занимаются мои воспитанники. Это позиционирует наш класс как добрых, открытых к общению людей. Дети получают хороший опыт традиционно русского семейного гостеприимства.
Экскурсии по родному краю, знакомство с православными святынями и памятниками героического прошлого родной земли, посещение выставок, музеев, концертов, театральных постановок, - всё это в младшей школе можно реализовать только с помощью родителей. Родители моих воспитанников - люди отзывчивые, заинтересованные в качественном образовании и воспитании своих детей, их личностном и социальном развитии, поэтому в классе стало традицией посещать новогодние представления и спектакли в Шахтинском драматическом театре «Пласт», организовывать экскурсии в близлежащие города с посещением музеев, детских развлекательных центров, осмотром достопримечательностей.
Как педагогу мне близка и понятна народная мудрость: «Если твои планы рассчитаны на год - сей хлеб, если на десятилетия - сажай деревья, а если на века - воспитывай детей!». Детство - это время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования духовного мира и нравственных навыков и привычек. Если ребёнок задумывается о том: «А всё ли правильно я делаю, правильно ли я поступаю?», то, скорее всего, из него вырастет хороший добрый человек, способный к состраданию и пониманию.
Литература:
1. Bapгa Д. Дела семейные. - М.: Педагогика, 1989.
2. Власова Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике // Педагогика. 2006. № 10.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000.
4. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.
5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. -М.-1997,с. 10-14.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Корытько Валентина Ивановна
→ Публикатор 03.02.2017 0 2900 179 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.