Статья "Роль изучения народных промыслов в патриотическом воспитании школьников"


Статья «Роль изучения народных промыслов в патриотическом воспитании школьников»

Автор—Шибаева Елена Владимировна, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ№24 Ногинского района Московской области.

Формирование в ребёнке чувства Родины - важная воспитательная задача. Обретение чувства Родины позволит маленькому человеку прочно стоять на ногах: чувствовать себя нужным и значимым. Это процесс долгий и непрерывный, в нем участвует много людей. Роль первой скрипки играют родители, потому что Родина для малыша – это забота матери, поддержка отца, любовь близких, родной дом, а также маленькие радости, которые дают семейные праздники и совместный труд. Это первый этап формирования чувства Родины.

Взрослея, ребенок идет в школу, где уже учителя, перенимая эстафету от родителей, вносят свою лепту в решение этой важной воспитательной задачи.

Правильно составленный план работы в этом направлении разовьет в детях любовь к родной земле, желание трудиться и приносить пользу, поможет замечать красоту природы, бережно относиться к семейным ценностям, понимать талантливость и мастеровитость того народа, к которому ребенок принадлежит.

На этой ниве должен трудиться каждый учитель. Немалая роль отводится и учителю изобразительного искусства, который изучает эту тему на примере народных промыслов.

Начинаем с рассказа об истории возникновения народных ремесел. Невесело было жить в избе с подслеповатыми окошками, скудно освещенной лучиной, с грубо сколоченными столами и лавками и наспех выструганной деревянной посудой. Никогда не унывающий русский крестьянин решил преобразить свою жизнь, внеся в нее элемент праздничности. Используя материалы, щедро подаренные природой: дерево и глину — он создал уникальные вещи, ставшие произведениями искусства. Мастерски выполненная резьба по дереву превратила избу в терем, вышитые изысканными узорами ткани и сплетенные кружева нарядно убрали окна, столы и лавки. Расписные братины, ендовы, ковши, скобкари обратили трудовые крестьянские будни в праздник. И вот стало в избе уютнее и веселее от того, что красота была сотворена своими руками. Эту мысль обязательно нужно донести до детей, чтобы в них никогда не умирал творец, чтобы они видели, как их предки перенимали мастерство от родителей и передавали из поколения в поколение. Прошло не одно столетие, а русское сердце до сих пор откликается на красоту изделий Хохломы, Гжели, Дымкова, Жостова и других.

Далее обращаем внимание учеников, что декоративно–прикладное творчество тесно связано с русским фольклором: с лирическими и историческими песнями, со сказками о животных, а также волшебными и бытовыми, с былинами. Расписные дворцы, резные ларцы, герои сказок и былин, даже порой целые картины, представляющие сказочные эпизоды, воплощены в Палехских росписях, в Богородской и Дымковской игрушках. Добрые молодцы, красные девицы, былинные богатыри, солдаты, барыни, купчихи, мужики, ребятишки, коты, петухи, кони и медведи имеют каждый свой характер. Эти образы не статичны. Создается впечатление, что они вот-вот оживут и поведают нам ту народную мудрость, которую должен знать каждый человек: о своей земле, о вере, о надежде и о любви. Таким образом, декоративно—прикладное искусство связано с устным народным поэтическим творчеством не только образно, но и идейно.

Нельзя не отметить связи народных промыслов и русской природы. Цветы и деревья, птицы и животные, закаты и рассветы, смена времен года нашли своё отражение в изделиях народных промыслов. Все это не случайно. Человек должен учиться видеть красоту и в большом, и в малом, а также понимать, что природа — источник вдохновения, радости, счастья. Поэтому с малых лет, пользуясь расписными предметами быта, ребёнок приучался к прекрасному.

Интересно проходят уроки, посвящённые игрушке, потому что она занимает особое место в народных промыслах. Игрушка создавалась с особой любовью, так как дарилась детям. Она не просто забавляла детей. С ее помощью ребенок воспроизводил значимые события в жизни человека, готовился стать взрослым. Девочка играла с куклой – ребенком и чувствовала себя матерью, училась проявлять любовь и заботу. Мальчик играл с конем (глиняным или деревянным) и чувствовал себя мужчиной, учился работать на земле и защищать слабых. Любимая русская народная игрушка Матрёшка – это одновременно изображение и русской женщины, и девушки, и девочки. Яркая, красивая, но не вульгарная одежда подчеркивала мастерство женщин – искусниц: мастериц вышивки, плетения кружев, ткачества, вязания. Важные черты характера Матрёшки – величавость и скромность, а материнство и многодетность — главное украшение этой куклы. Играя с ней, девочка впитывала в себя особую модель поведения, близкую и понятную многим поколениям людей. Таким образом, в русской игрушке сосредоточен веками проверенный опыт воспитания человека в русских национальных традициях.

Русские народные промыслы многообразны. Народное искусство связывает прошлое, настоящее и будущее народа. Оно формирует вкус, приобщает к прекрасному, развивает воображение, поднимает настроение, а главное обогащает духовный мир человека. Оно прорастает в сердце человека, помогает понять душу русского народа, его чаяния и стремления, мечты и надежды. Народное искусство воспитывает в ребенке осознание его причастности к народу, любящему Родину, не унывающему, терпеливому, трудолюбивому, упорному, мастеровитому, творческому. А главное, возрастая, согласиться со словами известного писателя Владимира Крупина: «Велика Россия, а вся вмещается в сердце».


Полный текст материала Статья "Роль изучения народных промыслов в патриотическом воспитании школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шибаева Елена Владимировна  elena1z0
14.06.2017 0 3157 93

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК