Рабочая программа по логопедической коррекции для обучающихся по АООП с задержкой психического развития; 1 класс
Пояснительная записка
1.1 Актуальность программы.
Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.
Характерные признаки ЗПР:
•ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,
•низкий уровень познавательной активности,
•недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,
•более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.
Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.
При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.
Предлагаемая программа по логопедической коррекции предназначена для детей с ЗПР младшего школьного возраста и представлена системой логопедических занятий по коррекции устной речи 1 класс.
1.2. Научная обоснованность.
Коррекционная работа проводится в три этапа:
-
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Содержание работы: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения. Развитие навыков связного высказывания.
2.Восполнение пробелов лексического запаса и грамматического строя речи.
Содержание работы: уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопленных новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
3.Восполнение пробелов в формировании связной речи.
Содержание работы: развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой структуры высказывания; установление логики (связности, последовательности) изложения; точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции для построения высказывания в тех или иных целях общения.
1.3 Направленность и уровень программы.
Цель программы: коррекция и преодоление недостаточной сформированности всех сторон речи, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей – логопатов с ЗПР.
Задачи программы:
-
совершенствовать звукопроизношение,
-
формировать фонематические процессы анализа и синтеза,
-
активизировать словарный запас,
-
формировать грамматический строй речи,
-
развивать связную речь,
-
развивать мелкую моторику,
-
вырабатывать у детей навык продуктивной учебной деятельности,
-
предупредить нарушения письма и чтения, вероятность появления которых особенно велика у детей данной категории,
-
развивать мыслительную деятельность, память, внимание обучающихся.
1.4. Форма проводимой работы.
1 класс
Коррекционно-развивающий материал программы рассчитан на 66 подгрупповых занятий.
1.5.Длительность программы.
Программа рассчитана на 2021-2022 учебный год.
Тематическое планирование
по логопедической коррекции в 1 классе.
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
1. |
Обследование учащихся. |
1 |
|
2. |
Знакомство с логопедическим кабинетом. |
1 |
|
3. |
Уточнение пространственных представлений. |
1 |
|
4. |
Уточнение пространственных взаимоотношений. (Лексические темы: «Признаки осени», «Животные») |
1 |
|
5. |
Определение линейной последовательности цифрового ряда (на примере чисел первого десятка) |
1 |
|
6. |
Практическая работа с цифровым рядом. (Лексическая тема: «Деревья».) |
1 |
|
7. |
Временные представления. Лексическая тема: «Части суток. Времена года». |
1 |
|
8. |
Временная последовательность. Лексическая тема «Семья». |
1 |
|
9. |
Определение схемы тела (Лексическая тема: «Части тела человека») |
1 |
|
10. |
Графическое воспроизведение направлений. |
1 |
|
11. |
Гласные звуки, узнавание гласного. |
1 |
|
12. |
Согласные звуки, узнавание согласного. |
1 |
|
13. |
Дифференциация гласных и согласных звуков. |
1 |
|
14. |
Звуковой анализ односложных слов. |
1 |
|
15. |
Звуко-буквенный анализ слова. |
1 |
|
16. |
Обобщающее занятие по теме: «Звуко-буквенный анализ слов» |
1 |
|
17. |
Дифференциация звуков по звонкости-глухости. Дифференциация [в-ф] в слогах, словах. Лексическая тема:«Птицы». |
1 |
|
18. |
Дифференциация [в-ф] в словах, предложениях. Лексическая тема: «Птицы». |
1 |
|
19. |
Дифференциация звуков [в-ф] при составлении рассказа. Лексическая тема: «Птицы» |
1 |
|
20. |
Дифференциация звуков [п-б] в слогах, словах. Лексическая тема: «Зима». |
1 |
|
21. |
Дифференциация звуков [п-б] в словах, в предложениях. Лексическая тема: «Зима». |
1 |
|
22. |
Дифференциация звуков [п-б] при составлении рассказа. Лексическая тема: «Зима». |
1 |
|
23. |
Дифференциация звуков [к-г] в слогах, словах. Лексическая тема: «Зимующие птицы». |
1 |
|
24. |
Дифференциация звуков [к-г] в словах, предложениях. Лексическая тема: «Зимующие птицы». |
1 |
|
25. |
Дифференциация звуков [к-г] при составлении рассказа. Лексическая тема:«Зимующие птицы». |
1 |
|
26. |
Дифференциация звуков [т-д ] в слогах, словах. Лексическая тема: «Новый год» |
1 |
|
27. |
Дифференциация звуков [т-д ] в словах, предложениях. Лексическая тема: «Новый год» |
1 |
|
28. |
Дифференциация звуков [т-д ] при составлении рассказа. Лексическая тема: «Новый год» |
1 |
|
29. |
Дифференциация звуков [ш-ж] в слогах, словах. Лексическая тема «Одежда» |
1 |
|
30. |
Дифференциация звуков [ш-ж] в словах, предложениях. Лексическая тема: «Одежда» |
1 |
|
31. |
Дифференциация звуков [ш-ж] при составлении рассказа. Лексическая тема: «Одежда» |
1 |
|
32. |
Дифференциация звуков [с-з] в слогах, словах. Лексическая тема: «Домашние животные» |
1 |
|
33. |
Дифференциация звуков [с-з] в словах, предложениях. Лексическая тема: «Домашние животные» |
1 |
|
34. |
Дифференциация звуков [с-з] при составлении рассказа. Лексическая тема: «Домашние животные» |
1 |
|
35. |
Парные гласные (сходство в слогах, словах). |
1 |
|
36. |
Парные гласные (сходство в словах, предложениях). |
1 |
|
37. |
Парные гласные (различие в слогах, словах). |
1 |
|
38. |
Парные гласные (различие в словах, предложениях). |
1 |
|
39. |
Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Дифференциация [м-м']. Лексическая тема: «Транспорт». |
1 |
|
40. |
Дифференциация [н-н']. Лексическая тема: «Школьные принадлежности». |
1 |
|
41. |
Дифференциация [в-в']. Лексическая тема: «Профессии» |
1 |
|
42. |
Дифференциация [т-т']. Лексическая тема: «Мебель» |
1 |
|
43. |
Дифференциация [л-л']. Лексическая тема: «Дикие животные и их детеныши». |
1 |
|
44. |
Дифференциация [д-д']. Лексическая тема: « Дом, деревня». |
1 |
|
45. |
Дифференциация [б-б']. Лексическая тема: «Игрушки» |
1 |
|
46. |
Дифференциация [п-п'], буква п. Лексическая тема «Птицы» |
1 |
|
47. |
Дифференциация [ф-ф'], буква ф. Лексическая тема: «Одежда» |
1 |
|
48. |
Дифференциация [х-х']. Лексическая тема: «Профессии» |
1 |
|
49. |
Дифференциация [г-г']. Лексическая тема: «Спорт, спортсмены» |
1 |
|
50. |
Дифференциация [к-к']. Лексическая тема: «Посуда» |
1 |
|
51. |
Дифференциация [с-с']. Лексическая тема: «Сад, фрукты». |
1 |
|
52. |
Дифференциация [з-з']. Лексическая тема: «Весна» |
1 |
|
53. |
Работа над предложением. Слуховой диктант. |
1 |
|
54. |
Дифференциация [р-р']. Лексическая тема «Дикие птицы» |
1 |
|
55. |
Группировка предметов. Игра» Прочитай слова, исключив две лишние буквы» |
1 |
|
56. |
Звук [ц]. |
1 |
|
57. |
Слуховой диктант. «Зашифровать предложения, записав первые буквы каждого предложения» |
1 |
|
58. |
Звук [ч]. |
1 |
|
59. |
Звук [щ]. |
1 |
|
60. |
Проверочный диктант. |
1 |
|
61. |
Определение заданного звука в любой части слова. Составление предложений по заданию. |
1 |
|
62. |
Диагностика на конец года. |
1 |
|
63. |
Развитие фонематического анализа и синтеза. |
1 |
|
64. |
Игра «Рассыпанное слово» |
1 |
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Васильева Ирина Анатольевна
→ Публикатор 25.09.2021 0 1689 209 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.