Рабочая программа по логопедической коррекции для обучающихся по АООП с задержкой психического развития; 1 класс


Пояснительная записка

1.1 Актуальность программы.

Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.

Характерные признаки ЗПР:

ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,

низкий уровень познавательной активности,

недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,

более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.

Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.

При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.

Предлагаемая программа по логопедической коррекции предназначена для детей с ЗПР младшего школьного возраста и представлена системой логопедических занятий по коррекции устной речи 1 класс.

1.2. Научная обоснованность.

Коррекционная работа проводится в три этапа:

  1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Содержание работы: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения. Развитие навыков связного высказывания.

2.Восполнение пробелов лексического запаса и грамматического строя речи.

Содержание работы: уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопленных новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

3.Восполнение пробелов в формировании связной речи.

Содержание работы: развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой структуры высказывания; установление логики (связности, последовательности) изложения; точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции для построения высказывания в тех или иных целях общения.

1.3 Направленность и уровень программы.

Цель программы: коррекция и преодоление недостаточной сформированности всех сторон речи, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей – логопатов с ЗПР.

Задачи программы:

  • совершенствовать звукопроизношение,

  • формировать фонематические процессы анализа и синтеза,

  • активизировать словарный запас,

  • формировать грамматический строй речи,

  • развивать связную речь,

  • развивать мелкую моторику,

  • вырабатывать у детей навык продуктивной учебной деятельности,

  • предупредить нарушения письма и чтения, вероятность появления которых особенно велика у детей данной категории,

  • развивать мыслительную деятельность, память, внимание обучающихся.

 

1.4. Форма проводимой работы.

1 класс

Коррекционно-развивающий материал программы рассчитан на 66 подгрупповых занятий.

1.5.Длительность программы.

Программа рассчитана на 2021-2022 учебный год.

Тематическое планирование

по логопедической коррекции в 1 классе.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1.

Обследование учащихся.

1

 

2.

Знакомство с логопедическим кабинетом.

1

 

3.

Уточнение пространственных представлений.

1

 

4.

Уточнение пространственных взаимоотношений.

(Лексические темы: «Признаки осени», «Животные»)


 

1

 

5.

Определение линейной последовательности цифрового ряда (на примере чисел первого десятка)


 

1

 

6.

Практическая работа с цифровым рядом. (Лексическая тема: «Деревья».)

1

 

7.

Временные представления. Лексическая тема: «Части суток. Времена года».

1

 

8.

Временная последовательность. Лексическая тема «Семья».

1

 

9.

Определение схемы тела (Лексическая тема: «Части тела человека»)

1

 

10.

Графическое воспроизведение направлений.

1

 

11.

Гласные звуки, узнавание гласного.

1

 

12.

Согласные звуки, узнавание согласного.

1

 

13.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

1

 

14.

Звуковой анализ односложных слов.

1

 

15.

Звуко-буквенный анализ слова.

1

 

16.

Обобщающее занятие по теме: «Звуко-буквенный анализ слов»

1

 

17.

Дифференциация звуков по звонкости-глухости. Дифференциация [в-ф] в слогах, словах. Лексическая тема:«Птицы».

1

 

18.

Дифференциация [в-ф] в словах, предложениях. Лексическая тема: «Птицы».

1

 

19.

Дифференциация звуков [в-ф] при составлении рассказа. Лексическая тема: «Птицы»

1

 

20.

Дифференциация звуков [п-б] в слогах, словах. Лексическая тема: «Зима».

1

 

21.

Дифференциация звуков [п-б] в словах, в предложениях. Лексическая тема: «Зима».

1

 

22.

Дифференциация звуков [п-б] при составлении рассказа. Лексическая тема: «Зима».

1

 

23.

Дифференциация звуков [к-г] в слогах, словах. Лексическая тема: «Зимующие птицы».

1

 

24.

Дифференциация звуков [к-г] в словах, предложениях. Лексическая тема: «Зимующие птицы».

1

 

25.

Дифференциация звуков [к-г] при составлении рассказа. Лексическая тема:«Зимующие птицы».

1

 

26.

Дифференциация звуков [т-д ] в слогах, словах. Лексическая тема: «Новый год»

1

 

27.

Дифференциация звуков [т-д ] в словах, предложениях. Лексическая тема: «Новый год»

1

 

28.

Дифференциация звуков [т-д ] при составлении рассказа. Лексическая тема: «Новый год»

1

 

29.

Дифференциация звуков [ш-ж] в слогах, словах. Лексическая тема «Одежда»

1

 

30.

Дифференциация звуков [ш-ж] в словах, предложениях. Лексическая тема: «Одежда»

1

 

31.

Дифференциация звуков [ш-ж] при составлении рассказа. Лексическая тема: «Одежда»

1

 

32.

Дифференциация звуков [с-з] в слогах, словах. Лексическая тема: «Домашние животные»

1

 

33.

Дифференциация звуков [с-з] в словах, предложениях. Лексическая тема: «Домашние животные»

1

 

34.

Дифференциация звуков [с-з] при составлении рассказа. Лексическая тема: «Домашние животные»

1

 

35.

Парные гласные (сходство в слогах, словах).

1

 

36.

Парные гласные (сходство в словах, предложениях).

1

 

37.

Парные гласные (различие в слогах, словах).

1

 

38.

Парные гласные (различие в словах, предложениях).

1

 

39.

Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Дифференциация [м-м']. Лексическая тема: «Транспорт».

1

 

40.

Дифференциация [н-н']. Лексическая тема: «Школьные принадлежности».

1

 

41.

Дифференциация [в-в']. Лексическая тема: «Профессии»

1

 

42.

Дифференциация [т-т']. Лексическая тема: «Мебель»

1

 

43.

Дифференциация [л-л']. Лексическая тема: «Дикие животные и их детеныши».

1

 

44.

Дифференциация [д-д']. Лексическая тема: « Дом, деревня».

1

 

45.

Дифференциация [б-б']. Лексическая тема: «Игрушки»

1

 

46.

Дифференциация [п-п'], буква п. Лексическая тема «Птицы»

1

 

47.

Дифференциация [ф-ф'], буква ф. Лексическая тема: «Одежда»

1

 

48.

Дифференциация [х-х']. Лексическая тема: «Профессии»

1

 

49.

Дифференциация [г-г']. Лексическая тема: «Спорт, спортсмены»

1

 

50.

Дифференциация [к-к']. Лексическая тема: «Посуда»

1

 

51.

Дифференциация [с-с']. Лексическая тема: «Сад, фрукты».

1

 

52.

Дифференциация [з-з']. Лексическая тема: «Весна»

1

 

53.

Работа над предложением. Слуховой диктант.

1

 

54.

Дифференциация [р-р']. Лексическая тема «Дикие птицы»

1

 

55.

Группировка предметов. Игра» Прочитай слова, исключив две лишние буквы»

1

 

56.

Звук [ц].

1

 

57.

Слуховой диктант. «Зашифровать предложения, записав первые буквы каждого предложения»

1

 

58.

Звук [ч].

1

 

59.

Звук [щ].

1

 

60.

Проверочный диктант.

1

 

61.

Определение заданного звука в любой части слова. Составление предложений по заданию.

1

 

62.

Диагностика на конец года.

1

 

63.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

1

 

64.

Игра «Рассыпанное слово»

1

 


 


Полный текст материала Рабочая программа по логопедической коррекции для обучающихся по АООП с задержкой психического развития; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Васильева Ирина Анатольевна  Публикатор
25.09.2021 0 1689 209

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК