Программа "Речевой фитнес"


Администрация города Томска
Департамент образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 39 г. ТОМСКА
634021, город Томск, ул. Алтайская 128, телефон 45-06-40

 

 

Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ года

«Утверждаю»

Заведующий ______________

 

_________________

Приказ № ____ от «____» ____ 20___ года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

«Речевой фитнес»

Направленность: социально-гуманитарная

Уровень: начальный

Возраст обучающихся: 3-5 лет

Срок реализации: 2 года

Объем программы – 72 часа

 

 

 

 

 

Автор:

Годымчук Олеся Григорьевна,

учитель-логопед;

 

 

 

 

 

Томск

 

2021 год

 

 

Оглавление

 

Пояснительная записка 3

Цель и задачи программы 4

Содержание программы 4

Условия реализации программы 4

Планируемые результаты 7

Учебно-методическое обеспечение 8

Учебный план на младшую группу (3-4 года) 9

Учебный план на среднюю группу (4-5 лет) 10

Календарно-тематический план (3-4 года) 11

Календарно-тематический план (4-5 лет) 21

Оценочные материалы 31

Список литературы 35

Пояснительная записка

 

Анализ реальной ситуации, сложившееся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети младшего и среднего дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой, лексико-грамматической стороной родного языка и связной речью. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к успешному усвоению образовательной программы ДОУ, в том числе, из-за недостаточного развития фонематического восприятия.

Предпосылки для дальнейшего успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что дошкольный возраст является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха – фонематического восприятия, развития лексико-грамматической стороны и связной речи.

НОД для логопедии направлен на всестороннее развитие ребенка: совершенствование его речи, овладение коммуникативными навыками, совершенствование двигательных функций и умение ориентироваться в окружающем мире (использование в НОД упражнений по логоритмике Железновых), что не только помогает решать оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи, но и является профилактикой речевых нарушений.

Актуальность программы обусловлена проблемой ранней профилактики и коррекции нарушений в развитии у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Программа «Речевой фитнес» модифицирована на основе учебных пособий Картушиной Ю.А., Крупенчук О.И., Лопухиной И.С., Нищевой Н.В. Данные авторы пособий дают практический инструментарий для комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми младшего и среднего возраста.

Все функции речи тесно связаны между собой, формируются посредством друг друга и действуют одна в другой.

Программа ориентирована на освоение детьми практических видов деятельности: самомассаж, игровые упражнения на основе фонетической ритмики, игровые упражнения с язычком, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры и упражнения, «психогимнастика».

Таким образом, дополнительные занятия позволят детям в интеграции осваивать образовательные области:

  • «Речевое развитие»: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

  • «Физическое развитие»: развитие двигательной активности, физических качеств, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

  • «Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенеправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

  • «Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

В связи с выше обозначенным, считаю реализацию дополнительной коррекционно- развивающей программы «Речевой фитнес» актуальной и педагогически целесообразной.

 

Цель программы:

Профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников 3-5 лет, по средствам НОД по логопедии.

Задачи программы:

1. Коррекционно-образовательные:

- формировать фонетико-фонематическую сторону речи средствами логоритмических упражнений и речевых игр;

- формировать лексико-грамматическую сторону речи и связную речь;

- развивать артикуляционную моторику;

- способствовать развитию речевого дыхания;

- развивать просодическую сторону речи.

2. Воспитательные:

-воспитывать положительное отношение и устойчивый интерес к двигательной и речевой деятельности;

-воспитывать чувство уверенности в себе.

Принципы реализации программы:

1. Принцип опережающего подхода (диктует необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного коррекционно-развивающего обучения с другой).

2. Принцип развивающего обучения (заключается в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка).

3. Принцип полифункционального подхода (предусматривает одновременное решение нескольких задач в структуре одного занятия).

4. Принцип индивидуализации (учет уровня физического развития и состояния конкретного ребенка).

5. Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям ребенка).

6. Принцип систематичности (предусматривает регулярность проведения занятий).

7. Принцип последовательности (увеличение количества повторений до оптимального).

8. Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

 

Содержание программы

Реализация программы «Речевой фитнес» проходит по двум направлениям.

Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей объединены педагогические технологии как традиционные, так и инновационные.

К традиционным технологиям относятся:

Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Дети учатся ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной, назад, к центру и т. п.

На занятиях используются следующие виды ходьбы:

ходьба по дорожке, обозначенной двумя канатами;

ходьба «стайкой», т. е. вместе, группой;

ходьба группой (под барабан) к противоположной стене зала;

ходьба друг за другом, держась рукой;

ходьба друг за другом. Дети идут маленькими шагами 3—4 м, заметно приподнимая ноги, руки свободно опущены;

ходьба друг за другом с попутным перешагиванием через 5—6 кубиков и рейки лестницы, положенной на пол (2—3 круга);

Различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и словом.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Дошкольники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу — на тихое звучание и более сильные взмахи ими над головой — на громкое звучание; кроме флажков, можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнения усложняются. В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие (в этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже освоено на уровне двигательного навыка); и коррекционные упражнения (для укрепления мышц, стоп и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки).

Артикуляционные упражнения и упражнения на развитие мимики полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они способствуют нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  На логоритмических занятиях используются:

  1. Упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

  2. Выработка продолжительного речевого выдоха,

  3. Тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.

Упражнения на развитие внимания (переключаемость, устойчивость, распределение) и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Ритмические игры и счетные упражнения развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение песен и распевок развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

Пальчиковые игры и другие упражнения на развитие мелкой моторики.  Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.

Игра на детских инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение.

Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Упражнения на расслабления (игры на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения). Цель этих упражнений — успокоить занимающихся, переключить их внимание на другие занятия.

Инновационные технологии:

Технология «Игровой массаж» Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения.

Методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых.

Технология речедвигательной ритмики и фонетической ритмики (произношение гласных звуков)

Использование компьютерных презентаций, видеофильмов, и др. технических средств.

Использование гимнастики для глаз (профилактика утомляемости).

Однако не все перечисленные виды работы могут быть включены в одно занятие, некоторые упражнения могут повторяться (закрепляться) или использоваться на других занятиях (музыкальное, физкультурное, логопедическое и т.д.) Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь движения с музыкой; включение речевого материала. Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией.

Формы, методы реализации программы:

В данном образовательной процессе используются групповая форма работы. Основой всех форм и методов обучения в логопедической ритмике является избираемый педагогом способ регулирования двигательной и речевой нагрузки, ее сочетание с отдыхом и другими видами занятий в коррекционно-воспитательном процессе (логопедическими, психотерапевтическими, воспитательными и т. п.). Двигательная нагрузка выражается в количестве и насыщенности заданий, интенсивное выполнение которых положительно действует на физическое состояние детей.

В коррекционном процессе на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы – обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений:

  1. Наглядно-зрительные: показ педагогом образца движения, подражание образцам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, использование наглядных пособий – презентаций, картин и т.п.;

  2. Тактильно-мышечные: включение различных пособий в двигательную деятельность. Например, воротца-дуги для перешагивания при ходьбе, помощь педагога, уточняющего положение отдельных частей тела;

  3. Наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня, чистоговорки и т.п.

Словесные методы – помогают осмысливанию поставленной задачи:

  1. краткое описание и объяснение новых движений;

  2. пояснение, сопровождающее показ движения;

  3. беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;

  4. вопросы для проверки осознания действий;

  5. команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и т.п.);

  6. образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ;

  7. словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.

Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.

Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей, наиболее эмоционально-эффективный. Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. Соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности.

Условия реализации программы

Срок реализации программы: 2 года.

Объем образовательной нагрузки - 72 академических часа в год, 4 часа в месяц, 1 час в неделю.

Возраст детей:

Младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет – 30 минут.

Средний дошкольный возраст – от 4-5 лет – 30 минут.

Численность детей в группе - не более 10 человек.

Режим занятий: групповое занятие в течение 30 минут 2 раза в неделю.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

  1. Разучивание нового артикуляционного упражнения.

  2. Самомассаж.

  3. Упражнения на развитие мелкой моторики, внимания, мышления.

  4. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, лексико-грамматические игры.

  5. Логоритмические упражнения – физминутки (Е. Железнова)

  6. Упражнения для формирования и развития графо-моторных навыков.

 

Планируемы результаты

После первого года обучения:

- у детей развивается артикуляционный аппарат.

- улучшение фонематического слуха;

- развивается умение регулировать с помощью пальчиковых игр темп и ритм речи.

- положительная динамика в формировании лексико-грамматического строя речи;

- расширение словарного запаса.

После второго года обучения:

- улучшение звукопроизношения;

- улучшение фонематического слуха и восприятия;

- положительная динамика в развитии общей и мелкой моторики;

- более точное восприятие ритмических рисунков;

- положительная динамика в формировании лексико-грамматического строя речи;

- обогащение и уточнение словарного запаса;

- улучшение состояния связной речи (логичность и последовательность).

 

 

 

 

Учебный план на младшую группу (3-4 года)

 

РАЗДЕЛЫ

КОЛИЧЕСТВО ОБРАЗ. ДЕЯТ-ТИ

ЧАСЫ

(МИНУТЫ)

1

«Фрукты»

2

30

2

«Деревья»

2

30

3

«Ягоды.Грибы»

2

30

4

«Игрушки»

2

30

5

«Мой город»

2

30

6

«Домашние птицы»

4

30

7

«Домашние животные»

4

30

8

«Дикие животные»

4

30

9

«Зима»

2

30

10

«Зимующие птицы»

4

30

11

«Зимние забавы»

2

30

12

«Новый год»

2

30

13

«Одежда»

2

30

14

«Обувь»

2

30

15

«Продукты питания»

2

30

16

«Посуда»

2

30

17

«Мебель»

2

30

18

«Транспорт»

2

30

19

«День защитников отечества»

2

30

20

«Человек»

2

30

21

«Семья»

2

30

22

«Мамин праздник»

2

30

23

«Перелетные птицы»

4

30

24

«Инструменты»

2

30

25

«Профессии»

2

30

26

«Космос»

2

30

27

«Рыбы»

2

30

28

«Цветы»

4

30

29

«День Победы»

2

30

30

«Насекомые»

2

30

31

«Лето»

2

30

Итого:

72

2160

 

 

 

Учебный план на среднюю группу (4-5 лет)

 

РАЗДЕЛЫ

КОЛИЧЕСТВО ОБРАЗ. ДЕЯТ-ТИ

ЧАСЫ

(МИНУТЫ)

1

«Фрукты»

2

30

2

«Деревья»

2

30

3

«Ягоды.Грибы»

2

30

4

«Игрушки»

2

30

5

«Мой город»

2

30

6

«Домашние птицы»

4

30

7

«Домашние животные»

4

30

8

«Дикие животные»

4

30

9

«Зима»

2

30

10

«Зимующие птицы»

4

30

11

«Зимние забавы»

2

30

12

«Новый год»

2

30

13

«Одежда»

2

30

14

«Обувь»

2

30

15

«Продукты питания»

2

30

16

«Посуда»

2

30

17

«Мебель»

2

30

18

«Транспорт»

2

30

19

«День защитников отечества»

2

30

20

«Человек»

2

30

21

«Семья»

2

30

22

«Мамин праздник»

2

30

23

«Перелетные птицы»

4

30

24

«Инструменты»

2

30

25

«Профессии»

2

30

26

«Космос»

2

30

27

«Рыбы»

2

30

28

«Цветы»

4

30

29

«День Победы»

2

30

30

«Насекомые»

2

30

31

«Лето»

2

30

Итого:

72

2160

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

дополнительной образовательной программы

Для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

 

 

 

 

Месяц

 

Содержание работы

 

 

 

Планируемые результаты

Лексическая тема недели

Самомассаж

Артикуляционная гимнасти-ка

Пальчиковая гимнастика

Фонетика, фонетическая гимнастика

Игра на коррекцию речи с движением

ОКТЯБРЬ

«Фрукты»

Согласовывать существительные с прилагательными

Самомассаж

рук с использованием су-джока.

 

«У дедушки с бабушкой».

«Компот».

Звук А.

Узнавание звучание барабана из ряда других звучащих предметов (колокольчик, погремушка)

«Вкусный

арбуз».

 

 

 

Отвечать на разнообразные вопросы взрослого по данной теме.

Выделять интонационно звук в слове.

Проявлять активность в общении.

Обогатить словарь новыми словами, выражениями.

Сформировать первичные навыки фонематической и лексической стороны речи.

«Деревья»

Понятие «один – много»

Самомассаж

рук с использованием су-джока.

«У дедушки с бабушкой».

«Листья»

Звук О.

«Шумовые коробочки»

«Листья осенние»

«Ягоды.

Грибы». Узнавать и показывать ягоды, грибы. Выполнять простые действия: «покажи, возьми, положи, покушай и т.д.»

Самомассаж

рук с использованием су-джока.

«У дедушки с бабушкой».

«За ягодами»

Звук У. Развитие силы голоса и просодической стороны речи

 

«Ножки»

«Игрушки». Словоизменение. Существительные единственного и множественного числа.

Самомассаж

рук с использованием су-джока.

«У дедушки с бабушкой».

«Наши пальчики»

Звук Э. Учить подражать бытовым и музыкальным шумам, издаваемым разными игрушками (рычит медведь, пищит цыпленок, прыгает мячик, упали кубики).

«Мой веселый

Звонкий мяч».

 

 

 

 

 

 

 

 

НОЯБРЬ

 

1

«Мой город»

 

Активизировать словарь по теме. «Какая, какой, какие»

Самомассаж

ушных раковин.

«Веселый язычок».

«Ладушки»

Звук И. Учить интонационной выразительности на материале звукоподражаний: «топ-топ-топ – туфли топают громко; топ-топ-топ-тапки – тихо»

«Разыгра»

Отвечать на разнообразные вопросы взрослого по данной теме.

Выделять интонационно звук в слове.

Проявлять активность в общении.

Обогатить словарь новыми словами, выражениями.

Сформировать первичные навыки фонематической и лексической стороны речи.

 

 

2

«Домашние птицы и их детеныши»

Учимся употреблять уменьшительно-ласкательную форму.

Самомассаж

ушных раковин.

«Веселый язычок».

«Петушок»

Звук Ы.

Развитие силы голоса, уточнение произноше-ния звукоподражание.

«Цыплята и кот»

 

3

«Домашние животные и их детеныши»

Формируем умение различать единственное и множественное число имен существительных.

Самомассаж

ушных раковин.

«Веселый язычок».

«Котенок-шалун».

Звуки И-А.

Развитие силы голоса и просодической стороны речи.

«Наша хозяюшка»

 

4

«Дикие животные и их детеныши»

Учимся употреблять уменьшительно-ласкательную форму. «Один-много»

Самомассаж

ушных раковин.

«Веселый язычок».

«В лесу»

Звук О.

Выработать правильное диафрагмальное дыхание, уточнить произношение звуков в звукоподражаниях.

«Заяц Егорка»

 

ДЕКАБРЬ

 

1

«Зима»

Расширяем словарь по теме.

Массаж

Биологи-чески активных зон

«Кисонька».

Машины сказка №8 «Снежинка».

«Кто спит зимой?»

Звуки У-О

Развитие слухового внимания

«Пришла снежная зима».

Отвечать на разнообразные вопросы взрослого по данной теме.

Выделять интонационно звук в слове.

Проявлять активность в общении.

Обогатить словарь новыми словами, выражениями.

Сформировать первичные навыки фонематической и лексической стороны речи.

 

2

«Зимующие птицы»

Соотнести предметы с их словестными обозначением «У кого этот предмет?»

Массаж

Биологи-чески активных зон

«Кисонька».

Машины сказка №8 «Снежинка».

«Сказки»

Звуки Ы-И

Развитие слухового внимания

«Снегири».

 

3

«Зимние забавы»

Составление фразу с предлогом «НА».

 

Массаж

Биологи-чески активных зон

«Кисонька».

Машины сказка №8 «Снежинка».

«Зимние забавы»

Звуки А-О.

Развитие слухового внимания

«Маленькие ножки».

 

4

«Новый года»

Согласование в речи числительных 1,2,3 с существительными.

Массаж

Биологи-чески активных зон

«Кисонька».

Машины сказка №8 «Снежинка».

«Наряжаем елку».

Звуки А-У.

Развитие слухового внимания

«Под елкой заинька сидит».

ЯНВАРЬ

 

1

«Одежда»

Узнавать предметы по функциональному назначению «Отгадай загадку-покажи отгадку»

 

Массаж биол. активных зон «Наступили холода».

«Веселая артикуляционная гимнастика».

«Гномики-прачки»

Звуки Э-Ы.

Развивать длительный речевой выдох. Развивать умение определять на слух длительность звучания.

«Мы проснулись».

Отвечать на разнообразные вопросы взрослого по данной теме.

Выделять интонационно звук в слове.

Проявлять активность в общении.

Обогатить словарь новыми словами, выражениями.

Сформировать первичные навыки фонематической и лексической стороны речи.

 

2

«Обувь»

Расширение словаря по теме, образование формы в Р.п. сущ.

Массаж биол. активных зон «Наступили холода».

«Веселая артикуляционная гимнастика».

«Новые кроссовки».

Звук «М».

Закрепление произноше-ния звука в звукоподражаниях, в словах, фразовой речи.

«Снеговик»

 

3

«Продукты питания»

Употребление уменьшительно-ласкательной формы слова. Игра «Вова в магазине» Отработка фразы.

Массаж биол. активных зон «Наступили холода».

«Веселая артикуляционная гимнастика».

«Машина Каша»

Звук «Н».

Закрепление произноше-ния звука в звукоподражаниях, в словах, фразовой речи.

«Девочки и мальчики».

 

4

«Посуда»

Формирование пассивного глагольного словаря: буду есть из…, буду пить из… буду резать..

Массаж биол. активных зон «Наступили холода».

«Веселая артикуляционная гимнастика».

«Мышка- чистюля».

Звук «Ф»

Формирова-ние умение на одном выдохе проговорить 3-4 слога.

«Уф-уф – кричит сова, Пыф-пыф – кипит чайник», фыр-фыр—пыхтит еж»

«У Федоры».

ФЕВРАЛЬ

 

1

«Мебель»

Дифференциация единственного и многожественного числа с окончанием –ы,-и.

«Не циркач и не артист-сам себе я массажист».

«Как язычок лепил снеговика».

«Пальчики».

Звук «В».

Развитие силы голоса и просодической стороны речи.

«Мои умелые руки».

Отвечать на разнообразные вопросы взрослого по данной теме.

Выделять интонационно звук в слове.

Проявлять активность в общении.

Обогатить словарь новыми словами, выражениями.

Сформировать первичные навыки фонематической и лексической стороны речи.

 

2

«Транспорт»

Стимулировать использование предлогов в речи и использовать местоимение в речи (мой, твой)

«Не циркач и не артист-сам себе я массажист».

«Как язычок лепил снеговика».

«Транспорт»

Звук «П».

Развитие силы голоса и просодической стороны речи.

«Машины»

 

3

«День защитников Отечества»

Стимулировать согласование существительного с глаголом (что делает?)

«Не циркач и не артист-сам себе я массажист».

«Как язычок лепил снеговика».

«Аты-баты, аты-баты»

Звук «Б»

Развитие силы голоса и просодической стороны речи.

«Летчик»

 

4

«Человек»

Обогащать словарь по теме. Употреблять существительные с уменьшительными суффиксами

«Не циркач и не артист-сам себе я массажист».

«Как язычок лепил снеговика».

«Дружба»

Звук «Т».

Развитие силы голоса и просодической стороны речи.

«Зарядка».

 

МАРТ

 

1

«Семья»

Включать в речь глаголы повелительного наклонения

Массаж для ушек.

«Как язычок катался на велосипеде».

«Неделя доброты»

Звук «Д».

Развивать устойчивость слухового внимания, определяя действия по звуку.

 

«Парк аттракционов»

Отвечать на разнообразные вопросы взрослого по данной теме.

Выделять интонационно звук в слове.

Проявлять активность в общении.

Обогатить словарь новыми словами, выражениями.

Сформировать первичные навыки фонематической и лексической стороны речи.

 

2

«Мамин праздник»

Побуждать заканчивать фразу, отвечать на вопросы по картинке.

 

Массаж для ушек.

«Как язычок катался на велосипеде».

«Наши мамы»

Звук «К».

Развивать устойчивость слухового внимания, определяя действия по звуку.

 

«Хозяюшка»

 

3

«Перелетные птицы»

Согласовывать существительное с прилагательными. Отвечать фразой из двух слов.

Массаж для ушек.

«Как язычок катался на велосипеде».

«Перелетные птицы»

Звук «Г».

Развивать устойчивость слухового внимания, определяя действия по звуку.

 

 

«Птички».

 

4

«Инструменты»

Обогащать словарь, употреблять существительные с уменьшительными суффиксами

Массаж для ушек.

«Как язычок катался на велосипеде».

«Мальчик-пальчик»

Звук «Х».

Развивать устойчивость слухового внимания, определяя действия по звуку.

 

«Кровельщик»

 

АПРЕЛЬ

 

1

«Профессии»

Учить выделять начало и конец действий: «повар готовит, повар приготовил и т.д.»

Массаж для лица с испол. ложек

«Как язычок купался в ванне».

«Профессии»

Звук «С».

Развивать устойчивость слухового внимания, определяя действия по звуку

«Шофер»

 

 

Отвечать на разнообразные вопросы взрослого по данной теме.

Выделять интонационно звук в слове.

Проявлять активность в общении.

Обогатить словарь новыми словами, выражениями.

Сформировать первичные навыки фонематической и лексической стороны речи.

 

2

«Космос»

Согласование в речи числительных 1,2,3 с существительными.

Массаж для лица с испол. ложек

«Как язычок купался в ванне».

«Дружба»

Звук «З».

Развивать устойчивость слухового внимания, определяя действия по звуку

«Солнышко»

 

3

«Рыбы»

Обогащать словарь, употреблять существительные с уменьшительными суффиксами

Массаж для лица с испол. ложек

«Как язычок купался в ванне».

«Жил да был один налим».

Звук «Ц».

Развивать устойчивость слухового внимания, определяя действия по звуку

«Аквариум»

 

4

«Цветы»

Обучение сравнению двух цветков с выделе­нием общих и от­личительных при­знаков; составле­ние предложений по образцу

Массаж для лица с испол. ложек

«Как язычок купался в ванне».

«Цветы»

Звуки «С-З».

Развивать устойчивость слухового внимания, определяя действия по звуку

«Одуванчики».

МАЙ

 

1

 

и

 

2

«День победы»

Познакомить с противоположным состоянием (веселый грустный и т.д.)

Самомассаж лица «Озорные мишки».

«Артикуляционная сказка».№5

«Каша».

Звуки С,З,Ц

Развивать устойчивость слухового внимания, определяя действия по звуку

 

«Зарядка».

Отвечать на разнообразные вопросы взрослого по данной теме.

Выделять интонационно звук в слове.

Проявлять активность в общении.

Обогатить словарь новыми словами, выражениями.

Сформировать первичные навыки фонематической и лексической стороны речи.

 

3

«Насекомые»

Обогащение словаря по теме в правиль­ной грамматиче­ской форме

Самомассаж лица «Озорные мишки».

«Артикуляционная сказка».№5

«Пчела»

Гласные звуки

Развитие силы голоса и просодической стороны речи.

«Мотылек».

 

4

«Лето»

Составляем текст. Учимся заканчивать предложение интонационно по схеме.

Самомассаж лица «Озорные мишки».

«Артикуляционная сказка».№5

«Гости»

Согласные звуки

Развитие силы голоса и просодической стороны речи.

«Дождик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы

Для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

 

 

 

 

месяц

 

 

Содержание работы

 

 

 

Планируемый результат

 

Лексическая тема недели

Самомассаж

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Фонетика, фонетичес-кая гимнастика

 

Игра на коррекцию речи с движением

 

ОКТЯБРЬ

 

 

 

1

«Фрукты»

Учить образовывать имена существительные в Р.П. ед.ч.

Самомассаж

«Осень»

 

«Артикуляционные сказки № 1».

«Фруктовая ладошка».

Звук А.О.У.

Развитие правильного речевого дыхания

«Пой со мной»

«Садовник».

Обогащается  активный словаря.

 Развивается связная, 

грамматически правильная речь,  звуковая и интонационная

 культура речи, фонематический слух.

Формируется  звуковой аналитико-синтетической  активность как предпосылки обучения грамоте.

Используется  в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния.

Используется в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования.

Сформировались навыки правильного произношения всех звуков родного 

языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков).

 

 

 

2

 

«Деревья»

Формирование лексико-грамматической стороны речи «Какие», «Один-много»

Самомассаж

«Осень»

 

«Артикуляционные сказки № 1».

«1,2,3,4,5 – будим листья мы считать»

Звук Ы-И.

Развитие правильного речевого дыхания

«Пой со мной»

«В лесу»

 

 

3

«Ягоды.

Грибы».

Формирование лексико-грамматической стороны речи «Назови ласково», «Какое варенье»

Самомассаж

«Осень»

 

«Артикуляционные сказки № 1».

«Соберу грибы»

Звук Э. Развитие правильного речевого дыхания

«Пой со мной»

«Ягодка-Малинка»

 

 

4

«Игрушки».

Обогащать и активизировать словарь. Развивать связную речь «Продолжи предложение»

Самомассаж

«Осень»

 

«Артикуляционные сказки № 1».

«Игрушки»

Звук П. Развитие правильного речевого дыхания

«Веселая песенка»

«Юла».

 

 

 

 

 

 

 

 

НОЯБРЬ

 

1

«Мой город»

Формирование лексико-грамматической стороны речи «Будь внимателен», «Считаем до 5»

Самомассаж

«Дождь».

«Артикуляционные сказки № 2».

«Город – это…»

Звук Т.

Развитие правильного речевого дыхания

«Чистоговор-ки»

«Мое настроение»

 

 

2

«Домашние птицы и их детеныши»

Активизировать словарь.

Составление предложения по образцу логопеда.

Самомассаж

«Дождь».

«Артикуляционные сказки № 2».

«Домашние птицы»

Звук К.

Развивать фонематический слух «Назови 1 звук в

словах…»

«Сердитый гусь»

 

 

3

«Домашние животные и их детеныши»

Формирование лексико-грамматической стороны речи «Кто как разговаривает»

Самомассаж

«Дождь».

«Артикуляционные сказки № 2».

«Веселая встреча».

Звуки М.

Закреплять произношение звука [М] в словах и

Словосочетаниях «Повтори».

«Детеныши»

 

 

4

«Дикие животные и их детеныши»

Формирование лексико-грамматической стороны речи «У кого чей хвост?»

Самомассаж

«Дождь».

«Артикуляционные сказки № 2».

«Животные жарких стран»

Звук Н.

Упражнения на развитие фонематического слуха:

«Голосок».

Упражнение на развитие речевого дыхания «Дуют

ветры сильные, дуют ветры слабые».

«Открытки»

Обогащается  активный словаря.

 Развивается связная, 

грамматически правильная речь,  звуковая и интонационная

 культура речи, фонематический слух.

Формируется  звуковой аналитико-синтетической  активность как предпосылки обучения грамоте.

Используется  в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния.

Используется в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования.

Сформировались навыки правильного произношения всех звуков родного 

языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков).

 

 

ДЕКАБРЬ

 

1

«Зима»

Расширяем словарь по теме.

«Собери предложение»

Самомассаж

«Зима»

Машины сказки №3

«Времена года»

Звуки Б

Развитие фонематического слуха «Повтори»,

«Назови звуки в слове…»

«Снежинки».

 

 

2

«Зимующие птицы»

Формирование лексико-грамматической стороны речи «Чей, чья…»

Самомассаж

«Зима»

Машины сказки №3

«Кормушка»

Звуки Д

Развивать длительный выдох «Сдуй снежинку». Развивать силу голоса «Веселая песенка».

«Серенькие перышки».

 

 

3

«Зимние забавы»

Составление фразу с предлогом «НА».

 

Самомассаж

«Зима»

Машины сказки №3

«Что зимой мы любим делать?»

Звуки Г.

Развивать фонематический слух «Цветные дорожки», «Назови 1ый звук в словах…».

Развивать силу голоса «Эхо».

« Мы бежим с тобой на лыжах..».

Обогащается  активный словаря.

 Развивается связная, 

грамматически правильная речь,  звуковая и интонационная

 культура речи, фонематический слух.

Формируется  звуковой аналитико-синтетической  активность как предпосылки обучения грамоте.

Используется  в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния.

Используется в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования.

Сформировались навыки правильного произношения всех звуков родного 

языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков).

 

 

4

«Новый года»

Согласование в речи числительных 1,2,3 с существительными.

Самомассаж

«Зима»

Машины сказки №3

«Перед нами елочка…».

Звуки Х.

Развивать силу и высоту голоса «Эхо».

Развивать речевое дыхание «Пароход гудит».

«С Новым годом! С Новым годом!».

 

ЯНВАРЬ

 

1

«Одежда»

Формировать лексико-грамматический строй речи

«Один-много», «Продолжи предложение». Развивать связную речь «Подбери словечко».

Массаж биол. активных зон «Ладошки».

«Артикуляционные сказки № 4».

«Рукавички»

Звуки В.

Развивать фонематический слух «Назови

словечко».

И речевое дыхание «Ветер гудит».

«У рубашки 2 манжета..».

Обогащается  активный словаря.

 Развивается связная, 

грамматически правильная речь,  звуковая и интонационная

 культура речи, фонематический слух.

Формируется  звуковой аналитико-синтетической  активность как предпосылки обучения грамоте.

Используется  в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональ-ные состояния.

Используется в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования.

Сформировались навыки правильного произношения всех звуков родного 

языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков).

 

 

 

2

«Обувь»

Формировать лексико-грамматический строй речи

«Когда мы это надеваем…», «Собери предложение».

Массаж биол. активных зон «Ладошки».

«Артикуляционные сказки № 4».

«Сколько обуви у нас».

Звук «Ф».

Развивать чувство темпа и ритма «Повтори».

«Ботинки»

 

 

3

«Продукты питания»

Формировать лексико-грамматический строй речи

«Будь внимателен», «Сосчитай до пяти».

 

Массаж биол. активных зон «Ладошки».

«Артикуляционные сказки № 4».

«Мышка зернышки нашла..»

Звук «В,Вь».

Закрепление произношения звука в звукоподражаниях, в словах. «Определи 1ый звук в словах…»

«Хлебные продукты».

 

 

4

«Посуда»

Расширять глагольный словарь по изучаемой теме

«Новое словечко»

Закреплять умение составлять предложение с

заданным словом. «Продолжи предложение».

Массаж биол. активных зон «Ладошки».

«Артикуляционные сказки № 4».

«Помощник».

Звук «В-Ф»

 

Учить детей произвольно менять силу голоса,

динамику, высоту.

«Чайник».

 

ФЕВРАЛЬ

 

1

«Мебель»

Развивать лексико-грамматический строй речи

«Подбери словечко», «Скажи

наоборот».

Массаж лица «Умывалочка»

 

«Артикуляционные сказки № 5».

«В нашей комнате».

Звук «Ш».

Учить ребёнка самостоятельно определять звук, с которого начинаются слова.

 

«Белая береза».

Обогащается  активный словаря.

 Развивается связная, 

грамматически правильная речь,  звуковая и интонационная

 культура речи, фонематический слух.

Формируется  звуковой аналитико-синтетической  активность как предпосылки обучения грамоте.

Используется  в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональ-ные состояния.

Используется в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования.

Сформировались навыки правильного произношения всех звуков родного 

языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков).

 

 

2

«Транспорт»

Формирование лексико-грамматического строя речи

«Назови ласково», «Подбери словечко»

Массаж лица «Умывалочка»

 

«Артикуляционные сказки № 5».

«На заправке»

Звук «Ж».

Учить ребёнка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.

 

«Мчится поезд»

 

3

«День защитников Отечества»

Развивать связную речь «Какая твой папа (дед, дядя)?».

Массаж лица «Умывалочка»

 

«Артикуляционные сказки № 5».

«Солдат»»

Звук «Э»

Развивать речевое дыхание с помощью

дыхательных упражнений «Веселая песенка», «Звуки

вокруг нас».

«Танкисты»

 

4

«Человек»

Учить составлять предложения с предлогом у, по

образцу.

Формировать лексико-грамматический строй речи

«Будь внимателен».

Массаж лица «Умывалочка»

 

«Артикуляционные сказки № 5».

«Моя семья»

Звук «С».

Развивать речевое дыхание с помощью

дыхательных упражнений «Спой со мной»

«Мы шагаем».

МАРТ

 

1

«Семья»

Формирование лексико-грамматического строя речи

«Исправь предложение», «Назови отчества женщин и

мужчин»

«Подарок маме».

«Артикуляционные сказки № 6».

«Шаловливые сосульки»

Звук «З».

Развивать фонематический слух.

Упр. «Угадай, кто я».

«Весна, весна красная!»

Обогащается  активный словаря.

 Развивается связная, 

грамматически правильная речь,  звуковая и интонационная

 культура речи, фонематический слух.

Формируется  звуковой аналитико-синтетической  активность как предпосылки обучения грамоте.

Используется  в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния.

Используется в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования.

Сформировались навыки правильного произношения всех звуков родного 

языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков).

 

 

2

«Мамин праздник»

Накопление словарного запаса «Запомни и повтори».

 

«Подарок маме».

«Артикуляционные сказки № 6».

«Мама, мамочка»

Звук «Ч».

Упражнения на развитие фонематического слуха.

Упр. «Кораблики»

«Грядка»

 

3

«Перелетные птицы»

Формировать лексико-грамматический строй речи

«Чьи крылья».

«Подарок маме».

«Артикуляционные сказки № 6».

«Снова солнце в небе улыбается»

Звук «Щ».

Уточнить артикуляцию согласных звуков в

логопедических распевках и потешках.

 

«Птички».

 

4

«Инструменты»

Формирование лексико-грамматичес-кого строя речи

«Назови ласково», «Сосчитай до пяти».

«Подарок маме».

«Артикуляционные сказки № 6».

«В гости к пальчику большому»

Звук «Л».

Развивать фонематический слух «Назови все

звуки», «Хлопай, не зевай!».

«На лужайке»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АПРЕЛЬ

 

1

«Профессии»

Расширять и уточнять знания детей о профессиях

«Посмотри и назови». Развивать связную речь «Кем работает человек,

который…»

 

Самомассаж «Весна»

«Артикуляционные сказки № 7».

«Повар»

Звук «Р».

Развивать фонематический слух «Назови слова на

звук [Р]», «Назови 1ый звук в словах…».

«Весна пришла»

Обогащается  активный словаря.

 Развивается связная, 

грамматически правильная речь,  звуковая и интонационная

 культура речи, фонематический слух.

Формируется  звуковой аналитико-синтетической  активность как предпосылки обучения грамоте.

Используется  в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния.

Используется в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования.

Сформировались навыки правильного произношения всех звуков родного 

языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков).

 

 

2

«Космос»

Формировать лексико-грамматический строй речи «Назови одним словом».

 

Самомассаж «Весна»

«Артикуляционные сказки № 7».

«Комета»

Звук «Ц».

Развивать силу и высоту голоса «Громко-тихо».

«Ракета»

 

3

«Рыбы»

Формировать лексико-грамматический строй речи

«Один-много», «Продолжи предложение».

Самомассаж «Весна»

«Артикуляционные сказки № 7».

«Рыбки».

Звук «Й».

Развивать силу и высоту голоса «Громко-тихо».

«Летучая рыба»

 

4

«Цветы»

Формирование лексико-грамматического строя

речи. Упр. «Назови полевые и садовые цветы»,

«Сосчитай до пяти».

Самомассаж «Весна»

«Артикуляционные сказки № 7».

«Мы цветы в саду сажали»

Звук «Е».

Развивать силу и высоту голоса «Громко-тихо».

«Одуванчик».

месяц месяц

Лексическая тема недели

Самомассаж

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Фонетика, фонетическая гимнастика

 

Игра на коррекцию речи с движением

 

Планируемый результат

 

 

 

 

 

 

 

МАЙ

 

1

 

и

 

2

«День победы»

Уточнить знания детей о празднике «День

Победы».

 

Самомассаж лица «Деревья и кусты».

«Артикуляционная сказка».№9

«Лодка».

Звук Я

Развивать фонематический слух «Назови слова на

звук [Я]», «Назови 1ый звук в словах…».

«Охранники».

Обогащается  активный словаря.

 Развивается связная, 

грамматически правильная речь,  звуковая и интонационная

 культура речи, фонематический слух.

Формируется  звуковой аналитико-синтетической  активность как предпосылки обучения грамоте.

Используется  в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния.

Используется в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования.

Сформировались навыки правильного произношения всех звуков родного 

языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков).

 

3

«Насекомые»

Формировать лексико-грамматический строй речи

«Один-много», «Скажи наоборот».

Самомассаж лица «Деревья и кусты».

«Артикуляционная сказка».№9

«Паучок»

Гласные звуки

Развивать фонематический слух и внимание

«Назови все звуки в слове».

«Гусеница».

 

4

«Лето»

Расширять глагольный словарь по изучаемой теме

«Когда это бывает?».

Самомассаж лица «Деревья и кусты».

«Артикуляционная сказка».№9

«Лето наступает»

Согласные звуки

Развивать фонематический слух и внимание

«Назови все звуки в слове».

«На водопой»

Оценочные материалы

Диагностическая карта. Критерии оценки речевого развития воспитанников младшего дошкольного возраста

 

Показатели

Уровни речевого развития

Категории оценки

 

 

 

 

1

Звукопроизношение

(изолированное, в словах, в речи)

1

 

 

 

2

 

 

 

3

Плохо развит навык звукового контроля. Нарушены звуки всех групп или более пяти звуков. Допускает многочисленные ошибки в произношении слов и словосочетаний.

 

Слабо развит навык звукового контроля. Нарушено от трёх до пяти звуков. Часто допускает ошибки в произношении слов и связной речи. Допускает ошибки в дифференциации гласных и согласных звуков, пропускает и заменяет звуки. Опускает и заменяет слоги со сходными оппозиционными звуками.

 

Практически не допускает ошибок в произношении (нарушено 1-2 звука). Дифференцирует гласные и согласные звуки. Воспроизводит слоговую структуру слов практически безошибочно.

 

 

2

Фонематический слух

(различение сходных звуков на слух, различение сходных звуков в произношении, готовность к звуковому анализу)

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

Не различает на слух и не называет слова на определённый звук. Не выделяет согласные звуки из слов. Не находит картинки на заданный звук. Не придумывает слова на заданный звук. Не воспроизводит звуковые и слоговые ряды и ряды слов. При чтении стихов испытывает трудности в использовании средств интонационной выразительности.

 

Допускает отдельные ошибки в различении сходных звуков на слух, назывании слов с определённым звуком, в выделении согласных звуков из слов, в воспроизведении звуковых и слоговых рядов слов. Затрудняется в подборе картинок на заданный звук.

 

Практически не допускает ошибок по каждому из перечисленных разделов. Если допускает, то может исправить их сам.

3

Лексика

1)Предметный словарь

 

 

1

 

 

2

 

 

 

 

3

Знает только названия предметов, окружающих его в быту. Нет в речи обобщающих понятий. Не знает цветов, не знает названия геометрических фигур, не владеет счётом до трёх.

 

Знает и называет предметы и некоторые отдельные части предметов. В речи 1-3 обобщающих понятий. Знает и называет некоторых детёнышей животных

( до трёх). Называет геометрические фигуры (круг, квадрат). Знает и называет несколько основных цветов.

 

Называет все части предметов. Владеет обобщающими понятиями

( более пяти животных и более трёх профессии). Употребляет в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Знает и называет детёнышей. Называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Знает и называет основные цвета. Владеет счётом до пяти.

 

2)Употребление в речи глаголов

 

 

1

 

 

2

 

3

Правильно называет несколько общеупотребительных бытовых действий. Многие действия заменяет звукоподрожательными комплексами, жестами, мимикой ( кушат- ням – ням).

 

Правильно называет отдельные элементарные действия.

 

Использует в речи несколько приставочных глаголов (ушёл – пришёл). Знает несколько глаголов, имеющих оттеночные значения

( варит, жарит).

 

3)Употребление в речи прилагательных

 

 

 

 

1

 

 

2

 

 

3

Прилагательные в речи отсутствуют или заменяются их звукоподражательми комплексами, жестами, мимикой.

 

Употребляет в речи несколько прилагательных, обозначающих цвет, размер ( большой – маленький), вкусовые качества

( сладкий, горький, кислый) и тактильные ощущения ( горячий- холодный).

 

Свободно употребляет в речи прилагательные, обозначающие вкус, цвет, размер, форму предметов. Появляются в речи относительные и качественные прилагательные (деревянный стол, пушистый хвост).

 

 

4

Грамматические средства речи

1)Образование мн. числа существительных

 

1

 

2

 

 

3

Не может образовывать, не понимает смысла задания, отказывается. Помощь в виде наглядности или вопросов не использует.

 

В самостоятельной речи чаще использует единственное число. Может образовать множественное число, допускает ошибки. Хорошо использует помощь.

 

В самостоятельной речи использует единственное и множественное число. Может допускать незначительные ошибки.

 

2)Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных

1

2

 

3

Не образует, не понимает смысла задания. Помощь не использует.

Справляется частично. Может образовывать, допускает ошибки, нуждается в небольшой помощи.

Хорошо образует форму, допускает незначительные ошибки.

 

3)Согласование существительных с прилагательным

1

 

 

 

2

 

 

3

Допускает грубые ошибки в согласовании. Не использует помощь. Не слышит ошибки в собственной речи и в речи других детей.

 

Допускает ошибки в согласовании, но хорошо их слышит, старается их исправить с помощью взрослого.

 

Может допускать незначительные ошибки. Хорошо использует помощь.

 

4)Предложные конструкции

1

 

 

2

 

 

3

Не понимает значения предлогов. В самостоятельной речи не использует или использует 1-2 предлога неадекватно.

 

В самостоятельной речи использует редко. Чаще использует простые предлоги в, на. Наблюдается неадекватное употребление. Значение сложных прелогов не понимает или понимает с трудом.

 

Использует в самостоятельной речи простые предлоги. Может допускать незначительные ошибки. Значение сложных предлогов понимает, но в самостоятельной речи не использует или заменяет простыми.

5

Связная речь

1) Составление простых предложений

1

 

 

2

 

 

3

Не может составить простые предложения. Не вступает в контакт со взрослыми и сверстниками. Не отвечает на вопросы или отвечает односложно.

 

Составляет простые предложения при помощи взрослого. Делает ошибки последовательности слов в предложении. Допускает ошибки в выборе слов. На вопросы отвечает. Идёт на контакт.

 

Самостоятельно составляет предложения, оформляя его грамматически правильно. Охотно отвечает на вопросы взрослого. Не делает ошибок в названии предметов и действий. Пытается отвечать распространёнными предложениями.

 

 

2)Пересказ краткого рассказа с опорой на наглядность

1

 

 

 

2

 

 

 

3

Не умеет пересказывать короткий текст. Путает последовательность предложений. Не выделяет главную мысль текста. Не запоминает сюжета. Не пользуется наглядностью.

 

Умеет передавать последовательность текста, его логику в описании событий при помощи наводящих вопросов, пользуется наглядностью. Допускает ошибки в выборе слов, действий. Пересказывает с большими паузами.

 

Самостоятельно умеет пересказать главную мысль текста. Пересказ последовательный, точный, без искажения событий. Предложение оформлено грамматически верно.

 

1 балл – низкий уровень

1,6 – 2 - средний уровень

2,6 – 3 - высокий уровень

 

Список литературы

 

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального

  2. сопровождения.-Москва: Творческий Центр Сфера, 2005

  3. Дурова Н.В. Фонематика.-Москва: Мозаика-Синтез,2002

  4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет.- Москва: Творческий центр Сфера, 2008.

  5. Костыгина В.Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. Москва: Карапуз, 2007.

  6. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи.- Москва: Творческий Центр Сфера, 2007.

  7. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2003.

  8. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. –СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.

  9. Лопухина И.С. Логопедия-речь, ритм, движение.-Санкт - Петербург.: Дельта, 1997.

  10. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ.-Москва: Айрис Пресс,2004

  11. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.- Санкт-Петербург.: Детство – ПРЕСС, 2003.

  12. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика.- Москва: ООО «ГНОМ-ПРЕСС»,1998.

  13. Узорова О.В. Игры спальчиками.:АСТ: Астрель, 2006.

  14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Москва: Просвещение, 1966.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 


Полный текст материала Программа "Речевой фитнес" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Годымчук Олеся Григорьевна  Публикатор
08.11.2021 0 1749 176

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК