Промежуточные итоги логопедической работы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Промежуточные итоги логопедической работы
в «Школе будущего первоклассника»
учитель-логопед МБОУ «СОШ №4»
Сироткина Елена Павловна
Вязники, 2012 год
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Ученые утверждают, что до пяти лет ребенок при нормальном развитии должен усвоить 2,5 – 3 тысячи слов, в то время, как от 5 до 60 лет он усваивает примерно столько же.
Таким образом, видно, какую огромную роль в развитии речи ребенка играет правильное воспитание в семье. Поэтому, взаимодействие учителя-логопеда с родителями является одним из основных направлений в работе. Без активной помощи родителей невозможна полноценная работа, т.к. очень многие логопедические упражнения и задания должны обязательно отрабатываться дома (особенно при коррекции звукопроизношения).
Родители должны понимать, что ребёнку можно и нужно помочь, только для этого им надо приложить некоторые усилия. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители, находясь рядом с ребенком, все время должны разговаривать с ним, постоянно обращать его внимание на окружающие предметы, называть их, рассказывать об их назначении и, когда возможно, о происхождении этих предметов. Чем шире и богаче словарный запас ребенка, тем глубже его мышление.
Просите ребенка рассказывать о том, что его окружает, где он был, что интересного увидел или узнал. Пусть ребенок отвечает на ваши вопросы полными предложениями, а не однословно «да», «нет».
Родителям необходимо знать, что одним из важнейших условий для дальнейшего успешного обучения детей грамоте является развитие фонематического слуха. Готовность ребенка к обучению письму и чтению связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Очень полезно проводить с детьми звуковые игры:
· с какого звука начинаются слова,
· придумать слова на заданный звук,
· сколько звуков в слове (3-4 звука),
· «цепочки» слов на последний звук,
· найти картинку с заданным звуком и т.д.
Дети с огромным желанием играют в нее на занятиях.
Большое значение в успешном обучении играет преодоление различных отклонений в звуковом строе речи у детей. Почему же так важно, чтобы ребенок научился правильно произносить звуки еще до школы?
1. Нарушение звукопроизносительной стороны речи могут вызвать трудности психологического характера: ребенок будет стесняться отвечать перед классом, бояться, что его могут не понять, будут над ним смеяться. Он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно. Может появиться замкнутость, неуверенность в себе. Дети, неправильно произносящие слова, часто избегают речевого общения с товарищами, не участвуют в детских выступлениях на праздниках, не проявляют активности в групповых занятиях.
2. Ребенок пишет так, как произносит. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок может отразить свое дефектное произношение на письме, что проявится в заменах, пропусках букв.
Поэтому, чтобы избежать многих ошибок на письме, важно еще до школы помочь ребенку в преодолении нарушений устной речи. Занятия с детьми по закреплению поставленных логопедом звуков необходимо систематически проводить и дома. Кроме целенаправленных занятий, нужно следить за речью ребенка в общении с окружающими, спокойно, доброжелательно исправлять, если ребенок ошибся и неверно произнес звук. Своевременное устранение недостатков произношения позволяет предотвратить трудности в овладении детьми на начальных этапах обучения чтением и письмом, а на более поздних – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов.
Комплексная подготовительная работа (обогащение словарного запаса, артикуляционная гимнастика, выработка правильного речевого дыхания, развитие фонематического слуха), проводимая в «Школе будущего первоклассника» учителем-логопедом, поможет ребенку более «мягко влиться» в учебный процесс. И в этом большую помощь учителю-логопеду могут оказать родители.
Нельзя слишком часто показывать ребёнку своё отрицательное мнение по поводу его действий и ошибок, не ругать его, за то, что он слишком долго подбирает слова для ответа или отвечает неправильно. Иногда, необходимо подвести к ответу, а может быть и проговорить фразу за него, оставив для проговаривания только последние слова. Из-за частых негативных реакций ребёнок начнёт испытывать неуверенность перед родителями, учителями, одноклассниками, бояться читать и писать. Детей-логопатов необходимо хвалить за каждый, даже незначительный, успех или просто за старание. Тогда у них сформируется осознание своей личностной значимости в семье, школьном коллективе, укрепится уверенность в своих силах. Всё это, естественно, будет способствовать улучшению успеваемости.
Физиологических нарушений речевого аппарата ( трещины, послеоперационные рубцы, «волчья губа», двурядные зубы (верхней и нижней челюстей) не выявлено.
Дефекты звукопроизношения имеют 60% детей.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сироткина Елена Павловна
→ katyarik 25.11.2013 0 4142 546 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.