Тесты "Диагностика развития устной и письменной речи" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью
О БЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОПОСЕЛЕНОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» КУРСКОГО РАЙОНА, КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическое объединение учителей начальных классов
ЛОГОПЕДИЯ
РАЗРАБОТКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ТЕСТА
« Диагностика развития устной и письменной речи» для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью
Подготовил:
Галкина С.С.
учитель-логопед
первой квалификационной категории
Проверил:
Бородкина В.Д.
руководитель МО
начальных классов
г. Курск, 2014г.
Введение.
Данная методика обследования устной и письменной речи построена на основе коррекционной логопедической программы для обучающихся 3 класса с логопедическим заключением: нарушение чтения и письма, обусловленные недоразвитием речи средней степени при умственной отсталости. Для оценки успешности выполнения заданий методики мною была разработана балльная система.
Методика включает семь блоков, каждый из которых объединяет речевые пробы нарастающей сложности. Для того чтобы оценка успешности выполнения методики была более объективна и дифференцирована, каждое задание в блоке оценивается отдельно, затем высчитывается общая сумма баллов. Всего в методике 31 задание.
Для каждого задания – это 0-1 ошибка 5 , 2- ошибки 4 , 3 -ошибки 3, 4 – ошибки 2, 5 и более 1 баллов. Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех заданий, равно 155. Если 155 принять за 100%, то процент успешности выполнения теста испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 155. Высчитанное таким способом процентное выражение качества выполнения теста соотносится с одним из четырех выделенных уровней успешности:
IV – 100-80%,
III – 79,9- 65%,
II – 64,9 – 50%,
I – 49,9% и ниже.
Данный тест позволяет составить индивидуальный речевой профиль каждого испытуемого ребенка. По этим данным можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу.
Для того, чтобы получить индивидуальный речевой профиль, необходимо высчитать успешность выполнения каждой группы (VII) в процентном выражении (умножить начисленное за всю группу количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный, т.е. на10 – для I группы, 40 – для II группы, 10 для III группы, 55 – для IV группы, 20 – для V группы, 5 – для –VI, 15 – для VII.
Затем, используя полученные значения, следует вычертить речевой профиль, отложив по оси ординат успешность выполнения методики в процентах, а по оси абсцисс – названия групп с заданиями.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
I II III IV V VI VII
(название блоков)
Литература.
И. Лопухина Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М., 1996.
Е.В. Мазанова Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. М., 2004.
И.Н. Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.
Т.А. Фотекова Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2000
Тест
(Ф.И.О)
Ударение.
Задание - 1. Обозначьте в словах ударение.
Магазин, щавель, километр, инструмент, творог, статуя, звонит, сантиметр, простыня, банты, портфель, шарфы.
Задание - 2. Запиши ударную гласную в словах. Образец: Коля (о), маки (а)…
Слова: а) Вова, Рома, Лена, Рита, Оля, Ира.
Б) липа, сани, козы, дома, норка.
В) корова, работа, лопата, забота.
А)
Б)
В)
Дифференциация парных гласных звуков и букв.
А-Я
Зедание - 3. Вставь пропущенные буквы А или Я в слова
Сл…коть, к..ток, т…нучка, л…пк…, гл…деть, кр…сить, т…нуть, л…гушк….
Задание - 4. Вставь пропущенные буквы А или Я в предложениях.
Ирин… и Т…н… игр…ли в пр…тки.
Кол… р…д, что поп..л в первый р…д.
Н… п…лке висел… тр…пка.
О-Ё
Задание - 5. Помоги буквам О и Ё вернуться в слова.
Нес…м, д..рни, гв..здь, п…ле, сер…жки, к…чка, м…чка, вар…ный.
Задание – 6. Выбери нужную букву (О, Ё).
Л(о,ё)ва слушает ради(о,ё).
(О,Ё)ля чистит щ(о,ё)тк(о,ё)й пальт(о,ё).
Пчела да(о,ё)т м(о,ё)д
У-Ю
Задание - 7. Прочитай стихотворение. Выпиши слова в 3 столбика: 1 – с буквой У, 2 – с буквой Ю, 3- С буквами У,Ю.
«НА УРОКЕ»
На уроке я читаю,
И рисую, и считаю.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
У Ю У-Ю
Задание - 8. Спиши предложения, раскрывая скобки и изменяя слова.
А) Мама повесила голубую (штора).
Б) Лодка подплыла к (корабль).
В) Юре купили красивую (юла).
Ы-И
Задание - 9. Исправь ошибки.
БЕЛИЕ
ПУШЫНКЫ
ДРУЖНИЕ
МАЛИШИ
ДУШИСТИЕ
ЛАНДИШИ
ОСТРИЕ
КЛЫКЫ
Задание - 10. Вставь пропущенные буквы Ы-И .
В ОГОРОДЕ
На грядках поспел… овощ…: огурц…, пом…дор…, лук. Н…на собрала пом…дор… в ящ…к. М…ша соб…рал огурц… в корз…ну. Дет… отнесл… овощ… в подвал.
Ь – знак на конце и в середине слова.
Задание - 11. Запиши слова в единственном числе.
Лоси, медведи, мыши, ночи, дни, снегири, пни, рыси, голуби, ели.
З
Дедушка
приехал ночю. Лися
нора очень глубокая. У
пенка выросли грибы. Вчера
был сильный дожд.
Дифференциация парных звонких и глухих согласных.
П-Б
Задание - 13. Вставьте слоги (ПА) или (БА) в слова.
Жа…, шай…, бом…, ры…, ре…, ли…, ла…, тум…, вер…, шу…,
лам…, шля…, сту…, тум… .
В-Ф
Задание - 14. Вставь слоги (ВЫ) или (ФЫ) в слова.
Шка…, сли…, тык…, штра…, канна…, гра…, жира…, бук…, шар…
Задание - 15. Запиши слова в 2 столбика: 1 – слова с буквой Ф, 2- слова с буквой В.
Слова: ФАЗАН, ВАЗОН, ВАННА, ФАНТИК, ВАРИТ, ФИКУС, ВИКА, ВЕТЕР, КОНФЕТЫ, ФАРТУК, КОНВЕРТЫ. В Ф
К-Г
Задание - 16. Замени в 1 столбике слов согласную букву Г на букву К,а во 2 столбике К на Г.
Галька - Лика-
Гладь- Лука-
Глас- укол-
Год- колени-
Задание – 17. Закончите строчки двустишия подходящим по смыслу и звучанию словом: КОТЛЕТЫ, ГАЛИНА, КУСТЫ.
О чень зелены, густы Зреет красная калина, Коля любит есть галеты
В нашем садике …. Соберёт её …. Галя ест всегда….
Т-Д
Задание - 18. Вставь пропущенные слоги (ТА) или (ДА) в слова.
Пома…, огра…, зарпла…, рабо…, воро…, блока…, побе…, одеж…, конфе…, защи…, воро… .
Задание - 19. «Подскажи словечко» Закончи предложения словом со звуком [ Д]
А) Назовём мы книжку «том».
Для жилья построим .
Б) Город называем – «Тверь».
В доме открываем .
В) Я в тетрадке ставлю точку.
Мама любит свою .
Г) По реке плывут плоты.
Зреют на ветвях .
С-З
Задание - 20. Вставь пропущенные слоги (СЫ) или (ЗЫ) в слова.
Бу…, ве…, ча…, во…, та…, ту…, плак…, шлю…, моро…, рель…, поло…, арбу…, алма…, кули…, берё… .
Задание - 21. Прочитай стихотворение. Выпиши слова с согласными буквами (С) и (З) . Подчеркни эти буквы.
Солнце, землю согревая,
Гонит с нашей речки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
(Г. Ладонщиков)
Ш –Ж
Задание - 22. Запиши слова во множественном числе.
Слова: карандаш, гараж, шалаш, экипаж, груша, морж, ёрш, этаж, ухо, мышь.
Задание - 23. Прочитай текст. Выпиши слова с согласными буквой (Ж).
Морские свинки могут жить только рядом с человеком. У нас есть эти животные в живом уголке. Мы ухаживаем за ними.
Лексико-грамматический строй речи.
Слова – предметы.
Задание - 24. Прочитай предложения. Найди слова, обозначающие предмет. Подчеркни слова, отвечающие на вопрос КТО? синим карандашом, а слова, отвечающие на вопрос ЧТО? – зелёным.
Белка живёт в лесу. Книги – наши лучшие друзья. На огороде росли овощи. Ребята ходили в поход. Мама купила коньки. Школьники поливают цветы.
Слова – действия.
Задание - 25. Прочитай предложения. Выпиши слова – действия.
У Наташи живёт козочка. Крупные яйца несёт курочка. Собака сторожит дом. Кот ловит мышей. Мальчик катает машинку.
Слова – признаки.
Задание - 26. Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, обозначающие признаки предмета.
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрупкое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
(Я. Аким)
Словоизменение падежных конструкций.
Задание - 27. Прочитай, вставь пропущенные буквы.
Лис… живёт в лес… . В зоопарк… мы видели лис… . Я давал корм лис… . Я восхищался лис… . В школе нам читали о лис… .
Предлог.
Задание - 28. Вставь нужные предлоги.
Дети гуляли … лесу. Весной птицы летят … юга … на север. Лебеди летели … морем. Хлеб пекут … муки. Мы читали книгу … животных. Ребята повесили кормушки … парке. Цветки ландыша похожи … маленькие жемчужинки.
Предложение.
Порядок слов в предложении.
Задание - 29. Поставь слова так, чтобы получилось предложение.
Морж, на, себе, добывает, дне, пищу, морском.
Леопард, на, хранит, часто, ветвях, добычу, деревьев.
Утконос, под, пищу, водой, находит.
Жираф, листья, ветвей, с , срывает, дерева, с, языка, длинного, помощью.
Выделение предложений из текста.
Задание - 30. Прочитай текст. Выпиши предложение, в котором говорится о находчивости муравья.
Находчивый муравей.
Тащил муравей щепочку. Вдруг начался дождь. Залез муравей в старый пень, а щёлку щепкой закрыл.
Дождь кончился. Собрался муравей дальше идти, а дороги нет: прямо перед ним ручей разлился. Целая река воды.
Столкнул тогда муравей щепочку в воду и поплыл на ней, как на лодочке. Так до своего муравейника и доплыл. В. Степанов
Составление предложений из слов.
Задание – 31. Составь из данных слов предложения. Сколько предложений у тебя получилось?
Как быстро пролетело лето уже наступила осень желтеют листья на деревьях чаще стали лить дожди скоро и птицы улетят в тёплые края выпадет первый снег ударит мороз.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
I II III IV V VI VII
(название блоков)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Галкина Светлана Сергеевна
→ sveta8895 17.03.2015 0 15671 1440 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы