Слайд 1
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯЛОГОПЕДА В ШКОЛЕ
Презентация для показа на родительском собрании / дне
открытых дверей школы и т.д.
Автор: учитель-логопед ГБОУ гимназии № 1507
Наталия Владимировна Глущенко
Учитель-логопед ГБОУ гимназии № 1507 Наталия Владимировна Глущенко
Государственное бюджетное образовательное учреждение
гимназия № 1507 г. Москва
РАЗРАБОТКА
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании
/ дне открытых дверей школы
на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»
Выполнил
Глущенко Н.В.
Учитель-логопед
Москва 2015
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании / дне открытых дверей школы
«Организация работы учителя-логопеда в школе»
Цель: первоначальное ознакомление родителей будущих первоклассников с организацией логопедической работы в школе.
Задачи:
дать толкование основных терминов в рамках обозначенной темы (логопедия, учитель-логопед, коррекционная работа, артикуляционная гимнастика и др.);
дифференцировать основные отличия коррекционной работы школьного логопеда и коррекционной работы логопеда детского сада;
кратко описать этапы и последовательность коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда в течение учебного года;
формировать у родителей будущих первоклассников положительную мотивацию к коррекционно-педагогическим занятиям с учителем-логопедом;
воспитывать у родителей будущих первоклассников чувство ответственности для ежедневного выполнения домашней работы как важной составляющей коррекционно-педагогического процесса.
Комментарии к слайдам
Слайд 1. Обложка
Слайд 2. Годовой цикл работы учителя-логопеда
К сожалению, далеко не все дошкольники, поступая в школу, имеют правильную речь. У многих детей нарушения устной речи сохраняются до школьного возраста, и если эти нарушения не корригировать, они могут привести к проблемам н при освоении письма. Функциональная система письма и письменной речи надстраивается на сформированной базе устной речи, и если эта база будет упрочена по нарушенному типу, то и на письме будут возможны проявления различных нарушений.
Чтобы обеспечить своевременную помощь обучающимся начальной школы в развитии речи и овладением письмом, в школе предусмотрена система логопедического сопровождения.
В начале учебного года, в течение первых двух недель сентября учитель-логопед обследует всех обучающихся начальных классов и формирует группы детей, имеющих нарушения речи. Группы формируются по принципу схожего нарушения.
Если у обучающихся выявляются нарушения звукопроизношения, таким обучающимся рекомендуются индивидуальные занятия с логопедом в школе. Индивидуальные и групповые занятия формируют рабочее расписание учителя-логопеда.
В соответствии с расписанием в течение учебного года учитель-логопед проводит коррекционно-развивающую работу. В конце учебного года учитель-логопед проводит повторное обследование всех обучающихся с целью мониторинга положительной динамики развития речи детей.
Слайд 3. Федеральный закон об образовании РФ № 273-ФЗ
С 1 сентября 2014 года (когда вступили в силу все статьи последней редакции Федерального закона об образовании № 273-ФЗ) диагностика речевого развития обучающихся образовательной организации претерпела ряд организационных изменений. После добавления термина "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий" (Глава 1, статья 2, пункт 16) обучающиеся, имеющие нарушения речи, должны пройти обследование специалистами образовательной организации (психолого-медико-педагогическим (ПМПк) или психолого-педагогическим консилиумом (ППк)), после чего будет определён дальнейший маршрут коррекционной работы (с прохождением ПМПК (комиссии) или без такового).
Обучающиеся, имеющие нарушения речи, должны быть отнесены к одной из двух категорий:
дети, имеющие тяжёлые нарушения речи (ОНР), - относятся к категории ОВЗ (должны пройти ПМПК и заниматься по индивидуальному плану адаптированной образовательной программы);
дети, испытывающие ситуативные трудности (ФФН, ФД, НВОНР), - не относятся к категории ОВЗ (не проходят ПМПК, обследуются ПМПк образовательной организации, в адаптированной образовательной программе не нуждаются).
Слайд 4. Воспитание правильного звукопроизношения и дикции
Если ребёнок имеет нарушения звукопроизношения, ему будут показаны индивидуальные занятия с учителем-логопедом. На уроках учитель-логопед научит обучающегося необходимым приёмам (правильному физиологическому дыханию, речевому дыханию, артикуляционной гимнастике и т.д.), а дома (ежедневно) вместе с родителями ребёнок должен будет отрабатывать закрепляемые навыки (можно переключить на слайд 5). Работа над коррекцией звукопроизношения отличается стабильностью и постоянством; только при ежедневной тренировке будет получен желаемый результат.
Слайд 5. Логопедические занятия
Слайд 6. Учёт и передвижение обучающихся
Занимаясь с учителем-логопедом, обучающиеся приобретают необходимые навыки правильного речеведения. Учитель-логопед может выпускать детей с занятий на логопункте в течение всего года, если обучающиеся этот момент закрепили знания и навыки. В конце учебного года учитель-логопед так же пересматривает списочный состав обучающихся и в зависимости от динамики речевого развития либо выпускает обучающихся, либо оставляет их для продолжения занятий. Остаться заниматься на логопункте – это не равносильно понятию «остаться на второй год». На занятиях логопеда нет стандартной одинаковой для всех программы, которую ребёнок должен освоить. Учитель-логопед работает по принципам индивидуального и личностно-ориентированного подходов, а это означает, что логопед строит свою программу занятий для каждого конкретного ребёнка. И занятия учителя-логопеда на первом и последующем годах обучения значительно различаются, поэтому есть смысл заниматься с логопедом как можно дольше (если это позволяет наполненность логопедического пункта).
Слайд 7. Развитие устной речи как профилактика нарушений письменной речи
Выше уже было сказано, что функциональная система письменной речи надстраивается над сформированной функциональной системой устной речи. Для профилактики нарушений письма и письменной речи необходимо как можно интенсивней и разнообразней развивать устную речь. Как это сделать?
Речь нужна человеку для реализации общения. И развивать речь нужно через общение. Старайтесь как можно чаще общаться с ребёнком (не рассказывать ему что-то, а вести с ним диалог) в режимных моментах: на прогулке, во время подготовки к обеду, за едой, в игре, на занятиях рукоделием, рисованием и т.д. Также для развития речи очень важно общение ребёнка со взрослым через поколение – общение с бабушками и дедушками. Ведь бабушки и дедушки имеют совершенно отличный от мам и пап жизненный опыт (в силу истории страны, личных переживаний, характера). Старшее поколение с иными эмоциями рассказывает что-то или учит внуков каким-то навыкам (например, игре в шахматы и др.). Ребёнку полезно иметь в своём «жизненном арсенале переживаний» эмоции бабушек и дедушек, их любовь и ласку, их мудрость.
Итак, лучшим способом развития речи выступает живое общение.
Слайд 8. Контактная информация
Учителю-логопеду целесообразно подготовить слайд для родителей с информацией о способах взаимодействия и времени работы специалиста.
Слайд 9. Используемые ресурсы
Ссылки на картинки, используемые при подготовке презентации.
Учитель-логопед ГБОУ гимназии № 1507 Наталия Владимировна Глущенко
Автор: Глущенко Наталия Владимировна
→ iLAped 25.04.2015 0 14516 796 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.