Справочник по русскому языку. Текст. Стили речи. Типы речи.
СПРАВОЧНИК
ТЕКСТ. СТИЛИ РЕЧИ. ТИПЫ РЕЧИ
Инта
2009
Составитель: Н.А. Шабанова учитель русского языка и литературы МВСОУ ОСОШ г. Инта Республики Коми
ТЕКСТ И ЕГО ПРИЗНАКИ
Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьёй, книгой.
Основные признаки текста:
тематическое и композиционное единство всех его частей;
наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная);
смысловая цельность, относительная законченность.
Связь предложений в тексте
Цепная связь – это связь, при которой предложения связаны друг с другом последовательно, по цепочке (второе предложение связано с первым, третье – со вторым, четвёртое – с третьим и т.д.).
Особенность этого вида связи – повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения.
Например:
Заветной цели, о которой Николка думал все эти три дня, когда события падали в семью, как камни, цели, связанной с загадочными последними словами распростёртого на снегу, цели этой Николка достиг. Но для этого ему пришлось весь день перед парадом бегать по городу и посетить не менее девяти адресов. И много раз в этой беготне Николка терял присутствие духа, и падал, и опять поднимался, и всё-таки добился.
(М.А.Булгаков)
2. Параллельная связь – это связь, при которой предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, подчиняются первому предложению. При такой связи все предложения дополняют, уточняют смысл первого.
Особенность этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений. Параллельные связи очень часто используются в поэзии.
Например:
Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!
Летние грозы проходят над землёй и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.
Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.
(К. Паустовский)
Тема текста - это то общее, что объединяет предложения в текст, это то, о чём или о ком говорится в этом тексте.
Идея текста – это то, к чему призывает этот текст, чему учит, ради чего он написан.
СТИЛИ РЕЧИ
Литературный язык обслуживает разные стороны жизни людей, поэтому он подразделяется на функциональные стили. Выбор стиля зависит от цели речи и речевой ситуации, которая, в свою очередь, связана с условиями, в которых происходит общение. В зависимости от задач речи стили делятся на две группы: разговорный и книжные (научный, художественный, публицистический, официально-деловой). Каждый из стилей имеет свои характерные особенности.
РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме – записками, частными письмами. Сфера разговорного стиля речи – сфера бытовых отношений.
Цель: общение, обмен мыслями.
Общие признаки: неофициальность, непринуждённость общения; неподготовленность речи, её автоматизм; преобладающая устная форма общения.
Разговорный стиль широко используется в художественной литературе для образного отображения тех или иных событий, а также для речевой характеристики героев.
Наиболее характерные языковые средства:
в лексике и
фразеологии – слова,
имеющие разговорную окраску; конкретная
лексика; много слов и фразеологизмов
с экспрессивно-эмоциональной окраской;
общеупотребительные и нейтральные
слова;
словообразовательные
особенности – широко
употребительны суффиксы субъективной
оценки со значением лавк5ательности,
неодобрения, увеличительности, с
окраской разговорности (лапушка,
холодища, ночёвка, дохлятина, докторша);
образование прилагательных оценочного
значения, глаголов (глазастый, худющий,
похудать, поговаривать); для усиления
экспрессии используется удвоение слов
(большой-пребольшой, глазастый-преглазастый);
в морфологии –
нет
преобладания существительного над
глаголом, глаголы встречаются чаще,
чаще употребляются местоимения и
частицы, весьма употребительны
притяжательные прилагательные; причастия
встречаются редко, деепричастия почти
не встречаются, редко употребляются
краткие прилагательные;
разнообразны
временные значения глагола (прошедшее
и будущее в значении настоящего), широко
используются глагольные междометия
(прыг, скок, бух);
синтаксис – неполные предложения; вопросительные и побудительные предложения; порядок слов в предложении свободный; широко распространены безличные предложения.
В квартире Голиковых зазвонил телефон:
- Але! Мишк, это ты? Нет? Позовите мне Мишку. Быстрей!
- Что стряслось?
- Хочу узнать: у него задачка с ответом сошлась?
- А кто это говорит?
- Санька.
- Скажи, Саня, - шепотом спросила бабушка Голиковых, - в этой задачке не спрашивается, удобно ли телефонным звонком поднимать с постели в час ночи?
- Не, - опешил Саня, но сейчас же нашёлся: - А чё тут такого?
(А. Суконцев)
…Фёдор вытащил холст на подрамнике, ящик…
Савва Ильич поднял голову:
- Федюшка, ты чего?
- Спи, спи, Ильич.
- Куда там. Сплю, что птичка Божия. А ты-то чего?
- Хочу холст прогрунтовать.
- Время-то, вроде, не рабочее – ночное?
- К утру нужно.
- Безалаберный та парень, вижу. К утру нужно, а не готов.
Савва Ильич стал подыматься.
- Да спи же!
- Помогу… безалаберный, огорчаешь меня. Серьёзно к делу не относишься.
(В. Тендряков)
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Научный стиль – разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи.
Основная функция – доказательное изложение научной информации. Научная речь – это монологическая речь. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.
Основной тип речи: рассуждение и описание.
Наиболее характерные языковые средства:
в лексике –
термины,
однозначность слова, частая повторяемость
ключевых слов, отсутствие образных
средств;
словообразовательные
особенности – суффиксы,
придающие отвлечённое значение;
интернациональные корни, приставки,
суффиксы;
в морфологии –
преобладание
имён существительных, частое использование
абстрактных отглагольных существительных;
неупотребительность местоимений я,
ты и глаголов
1-го и 2-го лица единственного числа;
неупотребительность восклицательных
частиц и междометий;
синтаксис – прямой порядок слов; широкое использование словосочетаний «сущ. + сущ. в р.п.»; преобладание неопределённо-личных и безличных предложений; редкое использование неполных предложений; обилие сложных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов.
Важным средством логической организации связного текста является его членение на абзацы.
Абзац – это отрезок письменного текста от одной красной строки до другой. В плане содержательном абзац служит выражением законченности части целого, отдельным звеном в общей динамике мысли и переходом к следующей части, к следующему звену мысли. Правильно организованные абзацы очень помогают следить за логикой авторской мысли. Неумение членить текст на абзацы приводит к снижению логичности речи, заметно затрудняет её восприятие.
(Б. Н. Головин)
Осень – время года, продолжающееся в северном полушарии Земли со дня осеннего равноденствия (23 сентября) по день зимнего солнцестояния (21 или 22 декабря). В житейском обиходе осенью принято называть месяцы сентябрь, октябрь и ноябрь.
(Статья энциклопедии)
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Публицистический стиль – это стиль газет, журналов, выступлений перед общественностью, который используется в агитационных целях. Основная функция – функция воздействия (агитация, пропаганда).
Цель: воздействие на слушателей или читателей.
Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов, а также эмоциональностью, образностью, оценочностью, призывностью.
Жанры публицистики – статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
Наиболее характерные языковые средства:
в лексике -
широкое использование общественно-политический
лексики, лексики, обозначающей понятия
морали, этики, медицины, экономики,
культуры, слов из области психологии,
слов, обозначающих внутреннее состояние,
переживания человека; большое внимание
уделяется оценочной лексике; использование
образных средств, переносного значения
слов;
словообразовательные
особенности –
использование иноязычных слов (тайм-аут,
консенсус, ноу-хау);
синтаксис – частое использование имен существительных в родительном падеже в роли несогласованного определения; в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы; частое употребление вопросительных и восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений; использование однородных членов предложения, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.
Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
(Д. С. Лихачёв)
Почему не поднимаете вы властно голоса против безумия, грозящего окутать мир облаком отравы? Каждый миг под косою смерти падает где-нибудь человек и каждый миг в каком-нибудь другом уголке земли женщина, торжествуя победу над стихией разрушения, дарует миру нового человека… Блеском и славою покрыли себя в веках тысячи и тысячи ваших сыновей. Они обогатили нашу жизнь великими открытиями, их труд, труд сыновей ваших, создал из зверя человека – лучшее из всего, что видано на земле. Как же можете вы допустить, чтобы рождённый вами человек снова принизился до зверя, до хищника, до убийцы.
Матери! Жёны! Вам принадлежит голос, вам принадлежит право творить на земле закон.
(М. Горький)
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Официально-деловой стиль речи употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных. Его основная функция – точная передача деловой информации. Он используется для написания различных официальных документов, деловых бумаг.
Официально-деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, стандартизованностью и стереотипностью построения текста. Все документы лишены эмоциональности, экспрессивности.
Наиболее характерные черты:
в лексике
– отсутствие лексики ограниченного
употребления (диалектизмы, просторечные
слова и т.д.); отсутствие эмоционально-окрашенной
лексики; широкое употребление стандартных
оборотов речи, специальной терминологии,
устойчивых словосочетаний неэмоционального
характера;
в морфологии –
употребление глаголов несовершенного
вида (в уставах, кодексах,
законах); совершенного вида (в более
конкретных документах – протоколах,
распоряжениях, актах); кратких
прилагательных; большого количества
отыменных предлогов и союзов; отглагольных
существительных в форме родительного
падежа; существительных мужского рода
для обозначения лиц женского пола по
их профессии;
синтаксис – осложнённые простые предложения; строгий порядок слов в предложении; преобладают безличные и инфинитивные конструкции, сложные предложения.
Деловое письмо
Членами биржи являются банки, получившие лицензию на осуществление операции с ценными бумагами и принявшие на себя все обязательства, вытекающие из действия Закона о ценных бумагах и Устава фондовой биржи.
Банки обязаны утвердить и представить список физических лиц, уполномоченных ими совершать операции с ценными бумагами, которые также должны получить лицензию на право осуществления операций с ценными бумагами.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Стиль художественной литературы – это стиль художественных произведений: рассказов, повестей, романов, пьес и т.д. Основная функция – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью.
Цель: воздействие на слушателей или читателей произведений.
Наиболее характерные черты:
в лексике -
использование
лексики и фразеологии других стилей;
использование
изобразительно-выразительных средств
(метафора, гипербола, афоризм, эпитет,
сравнение, олицетворение и др.);
использование
риторических вопросов, предложений
различных синтаксических конструкций;
проявление творческой индивидуальности автора.
Солнце уже спускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей… Потом лучи гасли один за другим; последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей, но и тот потух.
(И. С. Тургенев)
Облаком волнистым
Пыль встаёт вдали;
Конный или пеший –
Не видать в пыли!
Вижу: кто-то скачет
На лихом коне.
Друг мой, друг далёкий,
Вспомни обо мне!
(А. Фет)
ТИПЫ РЕЧИ
Объектами наших высказываний являются окружающие предметы, явления, животные, люди; различные понятия; жизненные ситуации. В зависимости от этого тексты делятся на три смысловых типа: повествование, описание, рассуждение.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.
Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стилей.
Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Произведения повествовательного типа могут начинаться и сразу с завязки и даже с развязки действия, т.е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом – о самом действии.
Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развёртыванию повествования.
Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня. Под мышками он нёс какой-то узел и, повернувшись к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке.
(М. Ю. Лермонтов)
ОПИСАНИЕ
Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
Описательный текст может быть в форме любого стиля.
Композиция описания, наиболее характерные её элементы:
общее представление о предмете;
описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;
авторская оценка, вывод, заключение.
В описании широко используются слова, обозначающие качества, свойства предметов.
Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности – в форме настоящего времени; важную роль играют согласованные и несогласованные определения, назывные и неполные предложения.
Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытие беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, всё величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью.
(И. Бунин)
РАССУЖДЕНИЕ
Рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.
Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями, лексикой.
Текст-рассуждение бывает в форме научного стиля и его разновидностей. Рассуждение может выступать в разных жанровых формах: в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога.
Рассуждение строится по следующему плану:
тезис (высказывается какая-то мысль);
аргументы, доказывающие его;
вывод, или заключение.
Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным.
Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса.
Странная это вещь – книга. Есть в ней, мне кажется, что-то загадочное, чуть ли не мистическое. Вот вышло в свет очередное новое издание – и тотчас где-то в статистике оно уже фигурирует. А на самом деле, хоть книга и есть, но её нет! Нет, пока не прочтёт её хоть один читатель.
Да, странная вещь – книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и … всё? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в нашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?
Книга …. Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные обретения и потери. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.
(Н. Морозова)
Литература
А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2006
М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова «Русский язык» справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. М.: «Просвещение», 1993
Уроки развития речи 5, 6, 7 кл. Методическое пособие для учителей. Под редакцией Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцовой. М.:Владос, 2000
Т.М.Воителева, К.А.Войлова, Н.А.Герасименко и др. «Русский язык» большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: «Дрофа», 1999
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шабанова Наталья Александровна
→ Natalja 20.05.2009 14 21187 5003 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.