Инновационные технологии в образовательном процессе. Концентрированное обучение в процессе преподавания татарского языка


МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»







«Инновационные технологии

в образовательном процессе.

Концентрированное обучение

в процессе преподавания

татарского языка»









Учитель татарского языка и литературы первой квалификационной

категории: Хамидуллина А.А.

Слово «инновация» произошло от латинского «innavus», что означает «новое», «современное». Инновационный урок требует от учителя использование новых технологий, приёмов, материалов, которые смогли бы заинтересовать учащихся и вовлечь их в исследовательскую деятельность. Термин «инновация» был предложен американским учёным Джеймсом Боткиным ещё в 19 в.

«Технология» произошло от греческого слова techne-, что означает искусство, мастерство. В энциклопедии даётся следующее определение слова: сборник методов, приёмов и способов используемых в какой-либо области науки или производства.

Технологизация учебного и воспитательного процесса связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированным результатом».

Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы же изберём следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Существенными чертами современных трактовок понятия «педагогическая технология» являются следующие:

разработка конкретного педагогического замысла на основе ценностных ориентаций, целевых установок автора или коллектива под конкретный ожидаемый результат;

выстраивание технологической цепочки педагогических действий строго в соответствии с поставленной целью и гарантией всем школьникам достижения и прочного усвоения уровня государственного стандарта образования;

предусмотрение взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся при обеспечении образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями;

поэтапное и последовательное воплощение элементов педагогической технологии любым учителем;

диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, измерения результатов деятельности.

Многие существующие педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство. Но отличаются по различным параметрам.

Параметры классификации технологий.

По уровню применения технологии бывают: общепедагогические, частнопредметные, локальные.

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на информационные, операционные, эвристические, прикладные.

По характеру содержания и структуры технологии подразделяются на обучающие, воспитательные, общеобразовательные, профессиональные, гуманистические.

По организационным формам технологии бывают классно-урочные, альтернативные, индивидуальные, групповые, дифференцированного обучения.

По типу управления познавательной деятельностью технологии подразделяются на традиционное, дифференцированное, программированное.

Причины появления новых технологий.

Среди основных побудительных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;

возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Сегодня часто звучит вопрос: «Почему никакие новации последних лет не дали ожидаемого эффекта?» Причин такого явления немало. Школа была и осталась ориентированной на усвоение научных истин, заложенных в программах, учебниках и учебных пособиях. Ученик как был, так и остался подневольным субъектом процесса обучения.

Но самая главная беда в том, что теряет притягательность сам процесс познания. Увеличивается количество детей, не желающих идти в школу, успеваемость падает от года к году. Снизилась положительная мотивация учения, у детей уже нет и признаков любопытства, интереса, удивления – они совсем не задают вопросов.

Ни одна из технологий в условиях существующей школы не является универсальной. Абсолютно каждая дает не меньше отстающих в развитии, обученности или воспитанности учащихся. Это связано с тем, что учитель имеет дело с механически создаваемыми классами и группами, со случайным подбором учеников, разбросом уровня их подготовленности и потенциальных возможностей.

Рассмотрим классификацию инновационных технологий.

Технологии личностно-ориентирован-ного обучения


Технологии, активизирующие познавательную деятельность учащихся

Технология развивающего обучения

Технологии интенсивного обучения

-разноуровневое обучение

-технология перспективно-опережающего обучения

-система развивающего обучения Л.В.Занкова

-технология концентриро-ванного обучения

-технология сотрудничества

-технология коммуникатив-ного обучения

-технология Эльконина-Давыдова

-технология современного проектного обучения

-технология коллективного взаимообучения

-технологии проблемного обучения

-технологии развития творческих качеств личности


-технология модульного обучения

-использование компьютерных технологий




-игровые технологии



Остановимся подробнее на каждом виде инновационных технологий.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие учащегося, формирование у него положительной «Я» концепции.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, модульное обучение.

Теоретическое обоснование технологии разноуровнего обучения основывается на том, что различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся, прежде всего, ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы. Для этого нужны школы с уровневой дифференциацией.

Технология сотрудничества предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи своих товарищей. Основные идеи, присущие организации работы малых групп – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

Технология коллективного взаимообучения имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава». Преимущества технологии коллективного взаимного обучения:

в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

в процессе взаимного общения включается память, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Сущность технологии модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения учителя и ученика.

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести: технологию перспективно-опережающего обучения, коммуникативного, проблемного обучения, компьютерных технологий, игровые.

Основными концептуальными положениями технологии перспективно-опережающего обучения можно назвать: личностный подход; нацеленность на успех, как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; дифференциация, т. е. доступность заданий для каждого. С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.

Технология коммуникативного обучения – обучение на основе общения – позволяет достигнуть лучших результатов. Обучение на основе общения, в интерактивном режиме – основа всех интенсивных технологий обучения иностранному языку, однако как происходит общение, решается по-разному.

Технологии проблемного обучения. Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует её и решает.

Игровые технологии. Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. В структуре любой игры можно найти элементы целеполагания, планирования, реализация цели, анализа результатов. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них.

Технологии развивающего обучения. Наиболее известны и популярны система развивающего обучения Л.В.Занкова, технология Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, технологии развития творческих качеств личности и др.

Система развивающего обучения Л.В.Занкова предполагает формирование у школьников познавательного интереса, гибкую структуру урока, выстраивание процесса познания «от ученика», интенсивную самостоятельную деятельность учащихся, коллективный поиск информации на основе наблюдения, сравнивания и др. в ситуации общения.

Технология Эльконина – Давыдова делает акцент на формирование теоретического мышления школьников. Учебный процесс направлен на получение внутренних результатов, характеризующихся достижением абстрактного уровня мышления.

При развивающем обучении качество и объем выполненной учеником работы оцениваются не с точки зрения ее соответствия субъективному представлению учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика.

Технологии интенсивного обучения - это современное проектное обучение и концентрированное обучение.

Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом условиях. Специально организованные педагогом условия дают ребенку возможность действовать самостоятельно, получать результат в безопасных условиях. Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного результата и его публичного представления.

Концентрированное обучениеэто специально организованный процесс обучения, предполагающий усвоение школьниками большого количества учебной информации без увеличения учебного времени за счёт изменения механизмов её усвоения, структуры информации, форм её предъявления и временного режима занятий.

В основе концентрированного обучения лежат принципы:

концентрации учебного материала;

концентрации учебного времени;

системности и комплектности;

вариативности, гибкости и динамичности форм организации обучения;

проблемности;

преемственности;

активизации возможностей личности и коллектива.

Сущность концентрированного обучения заключается в сосредоточении внимания учащихся на более глубоком изучении предмета, непрерывности процесса познания, исключающей забывание предыдущего материала и его целостности; ориентации учебного процесса на развитие творческой активности учащихся; создании благоприятных условий для сотрудничества педагогов и учащихся.

С целью повышения уровня знаний учащихся по татарскому и иностранному языкам, Министерством образования и науки РТ был предложен новый учебный план «Технология концентрированного обучения в процессе преподавания татарского и иностранного языков». Данный экспериментальный учебный план предложен для русскоязычных учащихся 5 класса и рассчитан на 5 лет.

Новый УМК, основанный на технологии концентрированного обучения преследует одну цель - научить ученика общению на татарском языке и ставит перед собой следующие задачи:

научить общаться в знакомой ситуации;

понимать разговорную речь в знакомой ситуации;

относительно бегло читать и писать;

уметь пользоваться словарями и справочниками.

Учебно-методический комплекс построен на основе следующих дидактических принципов: коммуникативности, проблемности, доступности, наглядности и др.

Новый УМК «Татарча да яхшы бел» состоит из учебника, рабочей тетради, дисков (тексты для аудирования). Учебник красочно оформлен. Есть рисунок основной, то есть вводящий в тему данного урока, и вспомогательные рисунки. На протяжении всех тем в гости на урок приходят два мальчика: Шәвәли и Кирлемән. Шәвәли - положительный герой, Кирлемән - не отрицательный герой, но мальчик, который делает всё наоборот. Эти персонажи очень нравятся ребятам, ученики с удовольствием исправляют ошибки Кирлемән и объясняют ему, как правильно сказать или сделать.

Учебник больше рассчитан на парный и групповой виды работ, поэтому в классе должно быть не менее 10 человек.

Учебный материал УМК подобран с опорой на те знания, которые учащиеся получили в начальной ступени обучения и направлен на изучение языка «методом погружения» в материал.

Лексический материал даётся определёнными «дозами» (т.е. постепенно увеличивая объём) и в виде спирали (т.е. материал на следующих уроках систематически повторяется, закрепляется и усваивается). Упражнения и задания в учебнике построены по принципу «снежного кома», от простого к сложному.

Грамматический материал построен следующим образом:

  1. ознакомление с грамматическим материалом на основе какой-либо ситуации;

  2. имитационные упражнения (повторение того, что написано в учебнике);

  3. подстановочные упражнения (подстановка новых ЛЕ и МФ в данное упражнение;

  4. трансформационные упражнения (переделать один тип предложения в другой);

  5. собственно-речевые упражнения (монологическая или диалогическая речь самого ученика).

Если ученик не сможет выполнить одно из заданий, значит, ему необходимо вернуться к предыдущему упражнению и начать прерванную «цепочку» заново.

Упражнения в рабочей тетради составлены таким образом, что ученик самостоятельно закрепляет изученный на уроке лексико-грамматический материал.

Аудиоматериал занимает важное место в УМК, т.к. при общении восприятие на слух намного сложнее, чем говорение. В процессе аудирования ученик должен понять речь разного тембра, с разной скоростью говорения и с разным интонационным оформлением. Поэтому упражнения, данные в аудиозаписи, начитаны дикторами разных возрастов. В дисках содержатся фонетические упражнения, тексты, диалоги, песни и стихи по каждой теме.











Список используемой литературы


1. Гузеев В.В. Образовательная техноглогия: от приема до философии / Библиотека журнала «Директор школы». №4. 1996.

2. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. М.,2000.

3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.

4. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов н/Д., 2004.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.






Полный текст материала Инновационные технологии в образовательном процессе. Концентрированное обучение в процессе преподавания татарского языка смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хамидуллина Альфия Абриковна  Abrikovna
23.07.2013 0 3806 499

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК