Статья "Предмет родного языка и литературы - главный источник в воспитании общечеловеческих ценностей учащихся"
Предмет родного языка и литературы - главный источник в воспитании общечеловеческих ценностей учащихся. Статья для учителей татарского языка и литературы.
Я работаю учителем родного языка и литературы 20 лет, и с уверенностью могу сказать, что воспитание общечеловеческих ценностей учащихся составляет неотъемлемую часть уроков и мероприятий на родном языке. Несмотря на небольшое количество уроков родного языка в школьной программе, стараюсь использовать каждый урок и внеклассное мероприятие в целях духовно - нравственного воспитания учащихся.
Цель нашего воспитания – обеспечить преемственность между поколениями, передать моральные ценности, знания и опыт старших поколений, устои культуры, уважение к истории человечества, народа, страны.
На мой взгляд, литература располагает исключительно большими возможностями для нравственного воспитания подрастающего поколения. Наша задача – максимально использовать эти возможности на своих уроках.
Конечно, каждое произведение имеет не одностороннее направление воспитания, в одном произведении можно встретить воспитательные элементы патриотизма, бережное отношение к родному языку, о толерантности, о семье, о добром отношении к родителям, о доброте и зла и т. д.
Анализируя все произведения по программе, классифицировала их по группам, так как, зная суть, тематику произведения, легче усваивается материал, запоминается надолго.
Прививают любовь к родному языку и к народному творчеству, народному наследию, национальной культуре, учат чтить обычаи и традиции своего народа, увидеть красоту природы. Воспитывают дружеские чувства к детям другой национальности, раскрывают любовь к малой Родине и жизнь народов, которые помогают им понять значение дружбы и взаимопомощи людей разных национальностей.
Воспитывают доброту, порядочность, честность, душевной щедрости людей, о том, что не надо скупиться на доброе отношение к ближним(родителям) и дальним, надо дарить и радость, счастье, не надо стыдиться проявления своих чувств.
Проявляется проблема добра и зла, роли семьи в воспитании человека.
Учит быть благодарными тем, кто открыл твои глаза, помог увидеть прекрасное в этой жизни, учиться трудолюбию, взаимопониманию, сочувствию.
Если мы коснулись вопросу о патриотическом воспитании в школе, то татарский язык и литература играет огромную роль в этой области, учащиеся растут на отважных произведениях о героизме Мусы Джалиля, Героя Советского Союза , так же Фатиха Карима, Абдуллы Алиша, Сибгата Хакима, Хасана Туфана, Габдрахмана Апсалямова и многих поэтов и писателей татарского народа ,участников Великой Отечественной войны, где каждая строка пропитана любовью родному краю, Родине советского народа.
Роль учителя родного языка и литературы в школе особая. Он не просто даёт учащимся знания, а воспитывает высоконравственных людей, которые смогут в будущем выбрать себе дело по душе, построить свою жизнь, стать счастливыми, быть милосердными, гуманными, настоящими патриотами своей страны. Уроки языка и литературы - уроки нравственности. Строя свои уроки, я обращаю внимание именно на это. Благодатный материал для этого можно найти по каждой теме, на каждом уроке языка и литературы, только надо умело использовать его.
Каждое произведение, которые вошли в учебную программу, может восприниматься как уроки воспитания нравственности, человечности, гуманности, патриотизма. Принимая во внимание все проблемы, стоящие на сегодняшний день перед учителем родного языка и литературы, я запланировала в каждом классе уроки внеклассного чтения по татарской литературе, посвящённые творчеству местных поэтов - братьев Гаязовых, Гайнану Курмашу. Так же на уроках литературы использую стихи и рассказы собственного сочинения из сборников: «Сөю кагылмаган йөрәк юктыр», «Өмет канатларың сынмасын». На примерах национальных героев, на языке отцов и дедов, которые ближе им по духу, легче достичь патриотического воспитания. Особенно по нраву учащимся начальных классов сказки о национальных героях, а в программу среднего звена вошли такие произведения, как например, рассказ «Йолдызлы малай» Ибрагима Гази, повесть «Яшәү белән үлем арасында» Наби Даули, повесть «Чәчәкләр сөйли белә» Шамиля Ракыйпова , повесть «Миңа унтугыз яшь иде» Габдрахмана Апсалямова ,рассказ «Лачын кыз» Лябибы Ихсановой, рассказ «Кем җырлады?» Амирхана Еники и еще многие стихотворения и прозаические произведения о героизме молодого поколения во время военных действий.
Татарский язык — один из самых развитых и богатых языков мира. На уроках татарского языка используется языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых идет речь о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но и формировать нравственные позиции. Большую роль в духовно-нравственном воспитании играют и творческие работы (сочинения, изложения, сочинения-миниатюры). На уроках используются тексты на темы: «Патриотизм», «Родная земля», «Честь», «Совесть». Ученики открыто делятся тем, что для них Родина, гражданский долг, что значит любить свое Отечество. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что - то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения. Литература, на каком языке бы не была — основа воспитания, она всегда была гордостью, совестью народа. Любая тема в татарской литературе может рассматриваться с точки зрения нравственного понимания. Например, сказки, где добро всегда побеждает зло. Былины воспитывают в детях чувство патриотизма.
Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус. Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение нужно для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов. Литературные дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни. Где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Семинары, дискуссии также позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
Большое значение для воспитания у учащихся чувства патриотизма имеет также и дидактический материал, который я использую на уроках. Маленький мир повседневной жизни детей на уроках татарского языка неизмеримо расширяется благодаря обращению к словарям, словосочетаниям и предложениям, относящихся к общественно–политическим явлениям страны, области, района, поселка. Дидактический материал, предлагаемый для разбора, ненавязчиво вводит школьника в мир общественной жизни, пробуждает его сознание как будущего гражданина, воспитывает нравственные идеалы. Ребята узнают о символике нашего государства, обычаях его народов, замечательных традициях. Для повышения эффективности решения этих задач также используются электронно-образовательные ресурсы - презентации.
Развитию познавательной активности учащихся способствуют и сочинения – отзыв о произведениях. Советую ребятам, какому произведению посвятить сочинение. Предостерегаю учащихся от пересказов содержания книги и напоминанию им, что сочинение, являющееся отзывом о каком–либо произведении, строится как рассуждение. На одном из уроков анализируются отзывы учащихся о книгах – фрагменты из сочинений прежних лет. Для сочинения – рассуждения предлагаю такие темы: «Слово о родном крае», «Почему мне дорог родной край», «Берегите родную природу», «Друзья природы», «Об этом нельзя молчать» и др.
Проблема нравственного воспитания в настоящее время является крайне актуальной. Если традиционно в советской школе патриотическое воспитание осуществлялось через организации октябрят, пионеров, комсомольцев, с помощью конкурсов строя и песни, военно-патриотических слётов, тимуровского движения, то сейчас всё это забыто. Но педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от учения время.
В воспитании нравственности и мировоззрения большое значение имеют также уроки внеклассного чтения. На уроках и на кружках мы анализируем произведения. Проводим уроки нравственности, внеклассные мероприятия: «Серле сандык », « Науруз », «Малый сабантуй», «Каз өмәсе», «Аулак өй» и другие. Участвуем на конкурсах чтецов: «Гаязовские чтения», «Курмашевские чтения», «Джалиловские чтения», в школе работает кружок: «Ак калфак».
Внеурочная деятельность включает в себя: научно практические конференции, олимпиады, конкурсы инсценировок произведений писателей и поэтов татарской классической литературы, конкурсы чтецов произведений местных поэтов и собственного сочинения, драмкружки, оформление стенгазет и многие другие мероприятия. Итак, нравственность — наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность — воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так. Процесс формирования духовных ценностей — длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках татарского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души учеников.
Библиографический список
- Галиуллина Н.Р. Сөю кагылмаган йөрәк юктыр. Стихи / Н.Р.Галиуллина. – Медведево: Издательство «Сельские вести», 2010. – 184 с.
- Галиуллина Н. Р. Өмет канатларың сынмасын. Рассказы / Н.Р.Галиуллина. – Медведево: ООО « Издательский дом «Сельские вести», 2012. – 180с.
- Валиева М.З. Национальное культурное наследие: Татары Марий Эл. Параньга/М.З. Валиева. – Казань,2012. – 376с.
- Махмудов А.Г.,Гараева Н.Г. Татарская литература. Учебник хрестоматия для студентов средних специальных учебных заведений / Казань «Магариф»,2010.
- Морозова А.Р. Этнокультурное образование в Российской Федерации. Татарский компонент/А.Р. Морозова, Р.Р. Корчагина. – Казань: РИЦ «Школа»,2006. – 140с.
- Харисов Ф.Ф., Харисова Ч.М. Сборник примерных программ по татарскому языку и литературе для средней общеобразовательной школы с русским языком обучения.1 – 11 классы /Казань. Татарское книжное издательство, 2011.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Галиуллина Нурия Рафиковна
→ Публикатор 14.08.2018 0 5166 548 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.