Государственное
бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья,
специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат
(VII
вида) № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ
ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЛИЦЕНЗИОННЫХ
И АВТОРСКИХ ЭОР
ТЕМА:
«
Звук [Ц].
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ «Цц»»
1
КЛАСС
Автор:
учитель-логопед
Розова
Юлия Евгеньевна
(
высшая квалификационная категория)
Санкт-Петербург
2013
г.
Тема:
Звук
[ц]. Знакомство с буквой «Цц».
Целевой
возраст разработки -
7-8
лет.
Продолжительность
урока
– 35
минут (1 класс).
Тип
урока – объяснение
нового материала.
Цель:
Через
игровые задания, опираясь на знания
детей познакомить со звуком и буквой
Ц (ц).
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить
учащихся с характеристиками звука [ц].
-Научить
выделять звук [ц] в словах, в звуковом
потоке.
Коррекционные:
-Развивать
и совершенствовать связи между
произносительным и слуховым образом
звука, между звуком и буквой.
-Развивать
фонематический анализ и синтез слов
различной звукослоговой структуры,
совершенствовать
фонематические представления.
-Развивать
зрительное восприятие, слуховую память,
внимание, логическое мышление,
ориентировку
в пространстве и времени.
-Развивать
общую моторику.
-Создать
условия для развития познавательной
активности детей, умения рассуждать,
делать выводы.
-Развивать
самостоятельность, самоконтроль.
Воспитательные:
-Воспитание
мотивов учения, положительного отношения
к знаниям.
-Воспитывать
у учащихся умения взаимодействовать
друг с другом и учителем на уроке.
Целевое
назначение урока: первичное
усвоение новых знаний и способов учебных
действий.
Методы
проведения урока:
беседа с закреплением материала в ходе
урока, практические
упражнения, самостоятельная
работа учащихся под контролем учителя.
Представление
о планируемых результатах:
Личностные
результаты учащихся:
-
осознавать
смысл изучения
звуков и букв;
-
развитие навыка сотрудничества со
взрослыми и сверстниками на уроке.
Метапредметные
результаты:
Регулятивные:
-оценивать
ход и результат выполнения задания;
сравнивать свои ответы с ответами своих
одноклассников
Познавательные:
-
строить
логические рассуждения, включающие
установление причинно-следственных
связей
-
осуществлять
поиск информации для выполнения учебного
задания
Коммуникативные:
-внимательно
слушать друг друга
-уметь
выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации
Предметные
результаты:
-
получить необходимый уровень знаний
по теме «Звук
[ц]. Знакомство с буквой Цц.»
Образовательные
технологии:
-
компьютерные технологии
-
элементы развивающего обучения
Воскобовича В.В.
-
злементы пескотерапии
-
элементы авторской технологии «Цветное
настроение» (работа с разноцветными
камнями «Марблс»)
Оборудование:
интерактивная доска, авторская
презентация «Знакомство с буквой А»,
Игнатьева Т.В. «Обучение грамоте 1 класс»
Интерактивные таблицы к учебнику В.Г.
Горецкого (идет в комплекте к каждому
учебнику), коврограф «Ларчик», «Забавные
буквы» («Развивающие игры Воскобовича),
диск «Логопедические распевки»,
«Подвижные игры, физминутки с речью и
музыкой» Овчинникова Т.С., разноцветные
камни «Марблс».
Содержание
занятия
I.
Организационный момент.
-
Сядет тот, в чьем полном имени после
[А]- [Н]
-
Сядет тот, чья фамилия начинается со
звука [К]
-
Сядет тот, в чьем полном имени первый
звук [В,],
последний
[jа].
И т.д.( Учащиеся садятся на свои места.)
Раз,
два три – слушай и смотри.
Три
два, раз – приготовился весь класс!
II.
Сообщение темы.
–
К
нам сегодня пожаловала гостья. Отгадайте.
Кто это?
На
одной ноге стоит,
В
воду пристально глядит.
Тычет
клювом наугад -
Ищет
в речке лягушат. (Цапля)
-
С какого звука начинается это слово?
Вот сегодня мы и будем говорить об этом
звуке. (Cо
звука |ц|.) Слайд
2.
II.
Основная часть.
Уточнение
артикуляции, характеристики звука /ц/.
Слайд
3.
Распевка
«Кольцо», «Цыплятки» (Овчинникова Т.С.
«Логопедические распевки». Нажатие на
значок 2 «рупор»)
Слайд 4.
Зарисовка
условного обозначения звука..
2.Уточнение
связи звука и буквы.
Слайды 5-8.
Просмотр
видеоролика «Уроки тетушки Совы. Буква
Ц».
Зрительный
гнозис букв.
Нахождение
букв,написанных разным шрифтом.
Работа
на коврографе «Ларчик» с «Забавными
буквами».
А)
Из каких элементов состоит каждая буква?
Б)
Какие элементы одинаковые?
В)
Каким элементом отличаются?
Произнесение
и письмо букв в воздухе ручкой.
Написание
букв на песке.
Написание
букв на тренажере. Слайд
9-10.
3.
Развитие фонематического восприятия.
Слайд
9-10.
-
Назовите слова, которые начинаются со
звука /ц/.(Слайд
11 – демонстрация задания, проверка
при нажатии значка «проверка») (Слайд
12 – демонстрация задания, проверка при
нажатии на картинку)
4.
Физминутка «Аист». Слайд
13.
Учащиеся
выполняют физминутку под музыкальное
сопровождение. (Музыкальное
сопровождение при нажатии значка
«рупор». -
Песня М. Боярского «Цапля»)
5.
Работа с интерактивной программой
Игнатьевой Т.В. «Обучение грамоте 1
класс. Интерактивные таблицы к учебнику
В.Г. Горецкого»
А)
Развитие языкового анализа и синтеза.
Составление
звуковых схем слов: ЦАПЛЯ, ЦЫПЛЕНОК,
ЦИФРЫ, ЦВЕТЫ, НОЖНИЦЫ .
Б)
Развитие фонетико-фонематических
процессов, логического мышления.
-Найти
слоги со звуком /ц/ - игра «Веселые
пингвины»
-
Найди слова со звуком /ц/.
В)
Развитие связной речи.
-
Просмотр мультфильма «О цыплятах и
курице».
-
Составление рассказа по опорным
картинкам по сюжету просмотренного
мультфильма.
II.
Подведение итогов.
-
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Что вы запомнили об этом звуке?
-
Выложите из камешков «Марблс», букву,
с которой мы знакомились сегодня.
Если
учащиеся затрудняются выложить букву
самостоятельно, можно дать трафарет
буквы.
Игра
«Конструктор букв». Составление изучаемой
буквы.
Литература
1.
Александрова Э.И. Живые звуки, или
фонетика для дошкольников. – М.:
Детство-Пресс, 2005.
2.Логинова
О.Б., Яковлева С.Г. Реализация требований
ФГОС. Начальное общее образование. –
М.: Первое сентября, 2012.
Компьютерная
лицензионная программа (идет
в комплекте к каждому учебнику)
Игнатьева
Т.В. «Обучение грамоте 1 класс»
Интерактивные таблицы к учебнику В.Г.
Горецкого, 2012 г.
Список
использованных источников для оформления
презентации:
Оформление
слайдов
-http://www.rusedu.ru/detail_10094.html (автор-Писаревская
Татьяна Петровна, Учитель начальных
классов, БСОШ№1, Новосибирская область
Баган)
Картинки
к презентации:
Картинка
«цапля» (слайд 2,13) - http://lisyonok.ucoz.ru/
Картинка-анимация
(слайд 4) – http://www.logvanov.r52.ru
Картинки-
буквы (слайд 6) - http://detirisuyut.ru/,
http://mtools.pp.ua/bukva.html
Картинки-
буквы (слайд 7-8)- http://baby-scool.narod.ru/,
http://vk.com/club11550452,
http://pictures.ucoz.ru/photo/detskie_kartinki/3-34-0-0-2
http://qiq.ws/showim/1031633http://www.liveinternet.ru/users/navied/rubric/1277040/
Картинка
(слайд 11) -
http://www.liveinternet.ru/users/selenka_beauty/post254712450/
Картинки
(слайд 12) -
http://masterotvetov.com/education/doshkolnoe-obrazovanie/82499-kak-vyuchit-cifry.html,
http://bagirasos.0pk.ru/viewtopic.php?id=1368&p=2,
http://forumpinkpages.ru/index.php?showtopic=10056&st=260,
http://www.e-reading.biz/chapter.php/111035/20/Berestov_,
http://animashki.org/blog/krasivye_animashki_raznye/1-0-15
Музыкальное
сопровождение. (Для
воспроизведения музыки необходимо
нажать на значок «рупор»)
Овчинникова
Т.С. Музыкальное приложение к книге.
Логопедические распевки. -– ООО «ИПЦ
КАРО», 2007. (Мелодии с диска)
Боярский
М. «Цапля» – http://www.audiopoisk.com/
Видеофайл
( слайд 5) - http://alphabook.ru/