Система работы по развитию УУД при подготовке к ЕГЭ по теме "Знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями" 8, 9, 11 кл


Система работы по развитию универсальных учебных действий при подготовке к ЕГЭ по теме «Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводными)»(для 8,9,11кл.)


Тема


Класс

Цель

Задачи

Форма

работы

Задания

Универсальные учебные

действия

1 урок


Предложения

с вводными

словами,

словосочетаниями и

предложе - ниями













































































2 урок


Предложения

с вводными

словами,

словосочетаниями и

предложе-ниями




























































































































3 урок


Вводные слова и омонимичные конструкции.




































































4 урок


Вводные предложе-ния.

Знаки препи- нания при них.




8

-Дать понятие о вводности

-Дать информа-

цию об основных группах вводных слов

-Формирование

умения опознавать ввод ные слова в тексте, определять их смысловое значение

-Формирование умения ставить знаки препинания































- Первичная

диагностика

усвоения














































- Формирование умения находить в тексте и определять роль вводных слов.

- Закрепление умения ставить знаки препинания при вводных словах.












































































- Закрепление умения различать синтаксическую роль омонимич- ных слов

- Пунктуацион- ный контроль






































-Формирование умения находить вводные предложения

- закрепление умения ставить знаки препинания при вводных словах, предложениях

- формирования умения использовать вводные слова в речи


Работа со словарем



Беседа



Работа в тетрадях





















Работа с учебни -ком




Работа в тетрадях









Тестовый контроль











































Блиц - опрос































Самостоятельная

работа с таблицей








































Самопроверка





Редактирование







Беседа

Составление памятки
















Объяснительный диктант







Аналитическая беседа













Работа в группах

Взаимопроверка

Взаимо -оценка

Устный опрос








Работа в тетрадях

Пунктуацион- ный анализ

предложений






Сравнительный анализ







Объяснительный диктант






Тест





























Преобра-зование текста
















Работа с учебником


Заполнение таблицы
















Работа в тетрадях





Пунктуационный анализ предложений

1 Выяснить лексическое значение слов вводить, ввести по «Толковому словарю».

Отмечаем значение приставки в слове вводить

(направленность действия внутрь).

2 Почему некоторые слова называют вводными, для чего же они вводятся?


Записываем сначала предложение без вводных слов: 1)Закат догорает.2)Солнце быстро садится.

Затем под заголовком «В чем разница?» записываем те же предложения, но с вводными словами после наводящих вопросов.

-Если вам жаль, что закат догорает, что солнце быстро садится. Какое вы введете слово?- Записываем предложения.

-Вы предполагаете, не уверены, что закат догорает. Какое вы введете слово? – Записываем предложения.

Делаем вывод.


Прочитайте грамматическую сказку и переведите ее на язык науки. (Сказка из рабочей тетради Т.Ю.Угроватовой «Подсказки на каждый день»)


Изучаем теоретический материал учебника.

-Сравните: все ли теоретические сведения мы нашли в сказке.

Упр.205-изучаем таблицу «Группы вводных слов по значению»

Записываем примеры из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Показываем, какую смысловую нагрузку несут вводные слова.

1)Он был, казалось, лет шести.

2)Конечно, ты хотел старик,

Чтоб я в обители отвык

От этих сладостных имен.

3)Меня могила не страшит:

Там, говорят, страданье спит… и др.

Укажите номер правильного варианта, вводное слово выпишите. Можно пользоваться информацией учебника.

1)В этом предложении вводное слово обозначает

различную степень уверенности.

А)К счастью, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа.

Б)Уже, наверное, далеко за полночь.

В)Но, к великой моей досаде, Швабрин решительно заявил, что песня моя нехороша.

2)В этом предложении вводное слово обозначает различные чувства.

А)Светится что-то и странно тревожит,

может быть, солнце, а может, луна.

Б)К счастью, погода была тихая, а пруд словно заснул.

В)Андрей с недоумением оглядывался, должно быть, ослепленный темнотой.

3)В этом предложении вводное слово указывает на источник сообщения.

А)Может, вместо зимы на полях это лебеди сели на луг.

Б)Каждый, конечно, испытал чувство сопричастности делам своей Родины.

В)По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер. И т.п.


Д.з.: Составить аналогично классной работе тест с заданием «В этом предложении вводные слова указывают на приемы и способы оформления мысли». Знать группы вводных слов по значению.

Упр. 21 (списать, вставить пропущенные буквы, указать вводные слова, назвать их значение).




1 Вводные конструкции – это

А)слова или сочетания слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью;

Б)слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания;

В)слова, словосочетания и предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом.

2 Вводные конструкции в предложении

А)могут являться любым членом предложения;

Б)могут быть только второстепенными членами;

В)не являются членами предложения.

3 Вводные слова

А) не имеют дополнительного значения;

Б)имеют различные лексические значения;

В)имеют грамматическое значение.

4 Вводные слова и словосочетания

А)не выделяются запятыми;

Б)выделяются запятыми, если стоят в начале предложения;

В)всегда выделяются запятыми или запятой, в зависимости от места в предложении.


Озаглавить и заставить говорить молчащую таблицу.

значения

…………….

примеры

1……………

…………..

Конечно, разумеется,бесспорно

Несомненно,……

…………

……….

2………..

…….

Кажется,вероятно,

возможно,очевидно,

может быть,пожалуй

………..

…….

3………

…….

К счастью, к несчас-

тью,к сожалению, на радость,к удивлению

……..

……

4……..

…….

По сообщению,по-моему,по словам,

Как говорят,..

……….

……

5…….

…….

Во-первых,наконец,

следовательно,итак,

значит,например,

напротив,так

……..

..

6………

………

Одним словом,иначе говоря,лучше сказать

Другими словами

……..

………


Проверьте заполнение таблицы, сверяясь с учебником. Оцените себя.


Исполните роль учителя: исправьте текст, где неоправданно употреблены вводные слова.

В феврале мне, конечно, исполнилось 14 лет, а через год

мне, так сказать, будет 15. Я, значит, люблю собирать радиоприемники, умею, одним словом, их исправлять. После школы я, конечно, пойду в радиотехникум.


Запишите предложения, расставляя знаки препинания, и определите значения вводных слов и словосочетаний. Но сначала запишем памятку «Как найти вводную конструкцию»

- Назовите ваши предложения для памятки.

Записываем памятку.

1 Не член предложения (нельзя поставить вопрос)

2 Вводное слова легко можно убрать из предложения – смысл не изменится; можно заменить синонимом.

3 По существу перед сказуемым – вводное, после сказуемого – не вводное.

Записываем предложения и комментируем, пользуясь памяткой.

1)Мы, по его мнению, неплохо потрудились ,и он, к нашей радости, объявил привал.

2)Пожар в лесу, по словам очевидцев, страшное зрелище.

3)Дождь, как мне показалось, не только не утихает, но и усиливается. И т.п.


Сравните. Рассуждая, пользуемся памяткой.

1 Казалась мне,

Что я лежу на влажном дне

Глубокой речки.

Тот край, казалось, мне знаком.

2К счастью невозможно привыкнуть.

К счастью мне это безразлично.


Д.З. Составить научный текст, используя вводные слова, на тему «Как найти вводные слова». Упр.228 - по заданию (Списать, расставить знаки препинания, указать значения вводных слов) Пользуемся памяткой.



Рассказать друг другу о значении вводных слов. Оцените ответы.

Несколько обучающихся зачитывают домашние сочинения. Повторяют памятку.

Повторяем пунктограмму – написать схемы, придумать по примеру.

1 Вв, … Конечно, не каждый мог это предвидеть.

2 … , вв, … Он, кажется все понял.

3 … ,вв. Закройте дверь, пожалуйста.

Помним: вводные слова отделяются запятой от предшествующих союзов (кроме «а»). Прошли годы, и, конечно, многое забылось.

НО: Ты невнимательно слушал, а следовательно, ничего не понял.

Расставить знаки препинания.

1 Ночью вероятно было прохладно и окна отпотели.

2 Здесь возможны а может быть и неизбежны всякие чудеса.

3 Лес с каждой минутой менял краски и наконец стемнело.

4 По- моему радость была не такая частая гостья в нашей семье.


Сравниваем предложения

К вечеру, однако, ветер утих.( Однако = к сожа- лению) - Весь день бушевал ветер, однако к вечеру утих. (однако = но, союз)

Изучаем таблицу - памятку «Различай! Двойная роль одних и тех же слов» (из справочника Смирновой Н.В.)

Записываем предложения, объясняем пунктуацию.

1) Небо стало ясным, значит, утро будет морозным.

2)Для меня его мнение значит многое.

3)Он, однако, устал.

4)Было холодно, однако солнечно. Однако в науку эта мысль не вошла. И т.п.

Укажите примеры, в которых неверно расставлены знаки препинания.

А. И справа, и слева, и , вероятно, также над домом сверкали молнии.

Б) Я, впрочем, может быть сам виноват.

В) Он дал слово, а следовательно, должен его сдержать.

Г)По словам Аксакова, весна, лучшее время года.

Д)Однако, ты неправ, Валера.

Е)Пожалуй, жизнь – одна из самых интересных книг.

Найдите предложения, в которых есть вводные слова (знаки препинания не расставлены)

А) Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань.

Б) Что может быть более радостного чем делиться прекрасным.

В) Было трудно может быть труднее только мне на все достанет сил.

Г)Желание служить людям непременно должно быть потребностью души.

Подведите итог, что узнали на уроке

Д.з : составить тест по теме «Вводные слова и словосочетания» из 2-ух заданий по четыре предложения.




В текст вставить подходящие по смыслу вводные слова, (можно пользоваться словами для справки)

много я слышал споров о счастье. Счастье … - это богатство, деньги. Но ведь … настоящего счастья, дружбы … не купишь.

Счастье … - это не только иметь, брать, получать. Счастье … и в том, чтобы отдавать, помогать … и делиться радостью.

Слова для справок: говорили некоторые, конечно, например, скажем, разумеется, по-моему, значит, я думаю, несомненно и др.

Обратите внимание на то, что среди слов для справок есть вводные предложения. Прочитайте их.

Изучение теоретического материала.

Оформление таблицы-памятки «Знаки препинания при вводных предложениях»



запятые

тире


скобки

Я уверен, это простая задача.

Только в середине пред- ложения (замеча ния о …)

Печорин – я уже

говорил- был

охотником.

Время, место, возраст (обычно в конце предложения).

Я однажды был на юге (это

произошло прошлым летом)

Записываем примеры для анализа и рассуждения

1 На маленьком озере – оно называлось Лариным прудом – всегда плавало много ряски.

2 Душа моя, я помню, с детских лет чудесного искала.

3 Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

4 Его черная, ничем не прикрытая голова (впрочем, его волосы могли заменить любую шапку) так и мелькала в кустах.

5 Я очень хорошо помню, как раз за обедом – мне было тогда шесть лет – говорили о моей наружности.

Делаем вывод: формулируем главные тезисы урока.

Д.З.: Подобрать 6 примеров с вводными предложениями. Составить рассказ «Роль вводных слов и предложений в речи».



Общеучебные УУД


Универсальные логические

учебные действия

(выдвижение гипотез и их обоснование; овладение приемами сравнения, обобщения)















Общеучебные УУД (умение преобразовывать и воспроизводить информацию в различных формах)

Универсальные логические УД (анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков)










Универсальные логические УД (выдвижение гипотез и их обоснование)























Универсальные логические УД

(Умение находить, использовать информацию в различных формах соответственно определенной цели.)





Универсальные логические УД























Универсальные логические УД (самостоятельное восполнение недостающих компонентов)










































Регулятивные УУД (коррекция, оценка, саморегуляция)






Универсальные логические УД

(выдвижение гипотез и их обоснование)




Универсальные логические УД

(анализ объектов…)






Универсальные логические УД (классификация объектов)


























Коммуникативные (Полное и ясное выражение мысли) Регулятивные (оценка)



















Универсальные логические УД
















Универсальные логические УД (анализ объектов…)













Регулятивные УУД (умение саморегуляции)














Универсальные логические УД

(самостоятельное восполнение недостающих компонентов)






















Универсальные логические УД


Общеучебные

(умение находить, использовать,

преобразовывать

информацию..)



Предложения

с обраще- ниями, вводными словами и вставными конструкциями



9


-Повторение и обобщение знаний учащихся

-Формирование

навыков грамот-

ного пунктуационного

оформления вводных слов и вставных конструкций в письменной речи

Работа в тетра- дях

Пунктуационный анализ предложений







Беседа




Пунктуационный анализ предложений















Самостоятельная

работа



Вспомним схемы постановки знаков препинания

при вводных словах.

Анализируем предложения

1)Действительно, не проехали они еще и десяти

саженей после канавы, как перед ними зачернелись, очевидно, деревья.

2)Никита угадал верно: это был не лес, а ряд высоких лозин.

3)Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем.

Какова роль вводных слов в этих предложениях?

Назовите другие группы вводных слов по значению.

Объясняем знаки препинания при вводных предложениях: а) запятые, б) скобки, в) тире

1)Любовью к истине святой

В тебе, я знаю, сердце бьется,

И, верно, отзыв в нем найдется

На неподкупный голос мой.

2) Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму.

3)Онегин был, по мнению многих,

(Судей решительных и строгих)

Ученый малый, но педант.

4)Мой приход – я это мог заметить – сначала несколько смутил гостей.

Вспомните памятку «Как найти вводные слова»

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

А)Поднялся с самых народных низов,1 пришел из Суконной слободки,2 чтобы дать миру,3 по выражению Стасова,4 «радость безмерную».

Б)У страха глаза большие,1 и,2 возможно,3 опасность была не так велика,4 как кажется новичкам. И т.п.

Д.З.: Упр. 18 Записать текст, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Обозначить обращения и вводные слова. Решить

В 1-3 тестах задания В5



Универсальные логические УД






























Универсальные логические УД
















1 урок

Вводные слова

и словосочетания,

знаки препина-

ния при них.






















































































2урок


Вставные кон-

струкции и

знаки препина-

ния при них.



11

-Повторение и обобщение знаний учащихся;

-Формирование

навыков грамот-

ного пунктуа- ционного оформления вводных слов и вставных конструкций в письменной речи






































































.














Повторение и обобщение знаний

-Формирование навыков грамотного пунктуационного оформления вводных слов и вставных конструкций

-Развитие навыка аргументированной

логически выверенной речи

Работа с концептуальной таблицей






М.б. работа в парах

Самостоятельная работа с учебником



Обсуждение

(беседа)



Работа с учебни-

ком





















Работа с таблицей



самостоятельная работа с самопро-веркой















аналити-ческая беседа








Объясни-тельный

диктант


















Блиц

опрос








Работа с учебником








Устный ответ

по плану



















Пунктуационный

анализ

предложений
















Решение тестовых заданий

Заполняем таблицу

Что знаю

Что забыл

Что новое или вызывает трудности





1.Записывайте в первый столбик все, что вы вспомните по теме урока. Можно работать в парах.

2. Изучаем теорию, маркируя текст (+-знаю,V-знаю, но забыл, ?-новое), и заполняем 2-ой и 3-ий столбики.

3. Каждый для себя определяет круг вопросов для более глубокого изучения.

4. Определяем вместе план дальнейшей работы на уроках после анализа написанного в 3-ем столбце.

Упр.450 Прочитайте слова ,распределите вводные слова по значению. Укажите особенность стилистической окраски вводных слов, если она есть.

Вспомните ,как найти вводные слова .


Упр.453 Списываем предложения, различаем вводные слова и омонимичные конструкции.

Расставляем знаки препинания, комментируем.


Но перед выполнением упражнения один из учеников на доске напишет схемы расстановки знаков препинания при вводных словах.

На доске (или на слайде) написано предложение

Писатель исключительно с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком.

Почему слово «исключительно» не выделено запятыми?

Какие еще слова не являются вводными?

Запишем их в таблицу, в о 2-ой или 3-ий столбик.


Вставьте недостающие знаки препинания.

1)Стихотворение «Я помню чудное мгновение»1 как известно 2 было посвящено

А.П.Керн.

2)Для всех было 1 очевидно, что рукопись не могла просто пропасть, ее 2 наверняка 3 выкрали.

3)Желание служить общественному благу

непременно1 должно быть 2 потребностью души.

4)Вернадский 1 тем не менее 2 умел объективно анализировать особенности науки.

Самопроверка.


Остановимся еще на одном «трудном» случае.

Прочитайте предложение. В чем здесь «трудность»?


Он достал лист бумаги и ручку, должно быть специально приготовленные заранее.

Записываем предложения, объясняя постановку знаков препинания.

1.Он погрузился в размышления, видимо производя в уме какие-то расчеты.

2.Он встал, кажется даже не заметив меня, и вышел из комнаты.

3. На мальчике был костюм, должно быть унаследованный от отца.

4. Ее волосы, оказывается светло-русые от природы, были гладко причесаны.


Д.з.: пар. 92 упр.454 Переписать, расставляя недостающие знаки препинания. Объяснить функцию слова однако.




1.Что называется вводными словами?

2. Какова главная особенность вводных слов?

3. На какие группы делятся вводные слова? 4. В какой части предложения могут располагаться вводные слова?

5. Что такое вставные конструкции?

6. Какими знаками препинания выделяются вставные конструкции?

Чтобы проверить правильность ответов на 5-ый и 6-ой вопросы, изучим статью учебника «Знаки препинания при вставных конструкциях»

Упр.455 Дифференцированное задание. Спишите предложения. Найдите вставные конструкции, объясните, какими знаками препинания они отделены от основной ткани предложения.

1-ый вариант – 1, 2, 3 предложения.

2-ой вариант - 4.5.6 предложения.

Образец устного ответа:

1)читаем предложение;

2)данное предложение осложнено вставной конструкцией (читаем ее) ,цель ее включения – дать дополнительную информацию;

3)вставная конструкция расположена (в середине или в конце) предложения;

4)Выделяем (указать какими) знаками препинания.


Упр.456 Спишите, найдите вставные конструкции, прокомментируйте по схеме. Выполните графический пунктуационный анализ всех поставленных знаков препинания.

1-ый вариант – 1-3 предложения.

2-ой вариант – 4,5,6 предложения.


Вспомните алгоритм решения теста с вводными словами.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях запятые?

1)Темное небо над освещенной улицей (1) казалось (2) черным, тяжелым пологом.

Солнце и (3) казалось (4) само небо прятались за скалами.

1)1,2,3,4; 2)1,2; 3)3,4; 4)2,4

2)Из окна (1) видно (2) футбольное поле, а за ним многоэтажные дома.

Мне больше в деревне (3) видно (4) не бывать.

1)1,2,3.4; 2)1,2; 3)3,4; 4)2,4

3)Судьба всех людей (1) кажется (2) одинаковой..

Здесь столько снега, что он (3) кажется (4) никогда не растает.

1)1,2,3,4; 2)1,2; 3)3,4; 4)2,4

4)В метель ветер забирался в пустые комнаты, и старый дом (1) вдруг (2) оживлялся звуками.

Вот (3) кажется (4) точно вздохнуло что-то в белом зале глубоко, прерывисто, печально.

1)1,2,3,4; 2)1,2; 3)3,4; 4)1,3


Д.з.: Составить задания по примеру тестовых (5 примеров)



Универсальные логические УД




УУД: познавательные (использование информации соответственно определённой цели, упорядочивание, работа с таблицей), личностные (само -оценка), регулятивные (целеполагание, планирование, саморегуляция)









Универсальные логические УД

(формулирование проблемы и самостоятельный выбор способов решения проблем)

Регулятивные (целеполагание, планирование)




















Универсальные логические УД




































Коммуникативные (умение полно и ясно отвечать на вопросы)







Общеучебные (умение находить и использовать информацию)







Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли)








Универсальные логические УД

Коммуникативные


(анализ объектов с целью выделения существенных признаков)











Общеучебные (умение находить, использовать информацию соответ- ственно определенной цели)




































Список использованных источников

Учебники по русскому языку под редакцией М.М,Разумовской, П.А.Леканта для 8 кл. и 9кл., М., «Дрофа», 2007

Учебник: авт. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, « Русский язык. 10-11 классы», М., «Русское слово», 2007

Другие источники

Ахременкова Л.А. «К пятёрке шаг за шагом», Русский язык 8 кл.,М., «Просвещение»,2003

Коротченкова Л.В. ГИА по русскому языку. Тренировочные работы, Саратов «Лицей»,2012

Павлова Т.И., Белоусова Т.В., Компетентностные задания по русскому языку. 5-11 кл. Методический конструктор

Ростов-на-Дону, «Легион», 2012

Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2013,Ростов-на-Дону. «Легион», 2012

Соловьёва Н. Карточки по русскому языку для дифференцированного контроля знаний,М «Материк Альфа», 2001

Угроватова Т.Ю. Тесты по русскому языку, 8 кл. подсказки на каждый день, М. «Владос»,1998

Цыбулько И.П.,Львов В.В. и др., ЕГЭ-2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты, М.,

«Национальное образование», 2012

Базуева Елена Валерьевна

МКОУ СОШ №6 им. П.П.Бажова

Учитель русского языка и литературы

Система работы по развитию универсальных учебных действий при подготовке к ЕГЭ по теме «Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения» (4 урока для 8 кл., 2 урока для 9 кл., 1 урок для 11 кл.)


















Полный текст материала Система работы по развитию УУД при подготовке к ЕГЭ по теме "Знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями" 8, 9, 11 кл смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Базуева Елена Валерьевна  Коростелёк
30.10.2013 0 5483 812

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК