Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютера


ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДО­ШКОЛЬ­НОГО ВОЗРАСТА

СРЕДСТ­ВАМИ КОМПЬЮ­ТЕРА

Гурьев Сергей Владимирович,

кандидат педагогических наук, доцент,

Российский государственный профессионально-педагогический

университет


Актуальность использования информационных компьютерных технологий (ИКТ) обусловлена социальной потребностью в повышении качества физического воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в образовательных учреждениях компьютерных обучающих, диагностирующих и программ, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.

Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка [1, 2, 3, 4, 5, 6].

Самым веским доводом в пользу применения компьютера в образовании вполне может стать тот факт, что программное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты. Однако значительные потенциальные возможности ИКТ в системе физического воспитания детей еще не нашли своего должного применения. При этом обнаруживается недостаточная разработанность методики использования ИКТ в физическом воспитании дошкольников.

Цель нашего исследования показать эффективность использования компьютерных обучающих и оздоровительных программ в усвоении основ знаний по здоровому образу жизни и физическом развитии детей старшего дошкольного возраста (56 лет).

В задачи исследования входило:

1. Изучить педагогическое воздействие компьютерных обучающих программ (КОП) на усвоение основ знаний по здоровому образу жизни детьми.

2. Выявить влияние занятий с компьютером на физиологические функции и физическое состояние детей.

3. Разработать и внедрить методику ИКТ в процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Мы разработали следующие основные правила рациональной организации двигательной активности, включая занятия тренировочной направленности по физическому воспитанию:

  1. Преобладание циклических упражнений во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости (длительный бег, походы и т. д.).

  2. Ежедневные занятия физической культурой детей старшего дошкольного возраста, преимущественно на открытом воздухе.

  3. Большая разнообразность упражнений при многократной (10–12 раз) повторяемости одного упражнения.

  4. Проведение большинства занятий по физической культуре в игровой форме.

  5. Моторная плотность занятий по физической культуре – 80% и более.

  6. Обязательное музыкальное сопровождение занятий по физической культуре.

  7. Сознательное отношение детей к выполнению упражнений.

  8. Мышечное расслабление, постановка правильного дыхания как необходимые компоненты занятий по физической культуре.

  9. Преобладание положительных эмоций во всех видах двигательной активности детей периода детства.

Особое внимание следует уделять технике безопасности на занятиях по физической культуре. Физическая нагрузка должна быть адекватной физическому и психическому состоянию ребёнка на данном занятии.

В экспериментальном исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста 70 человек (30 детей в экспериментальной группе (ЭГ) и 40 в контрольной (КГ).

Дети ЭГ наряду с традиционной программой по физическому воспитанию занимались по предложенным нами обучающим и оздоровительным программам с использованием ИКТ, тогда как с детьми КГ занятия проводились по традиционной программе физического воспитания образовательного учреждения.

Отметим основные аспекты, которые следует учитывать при анализе компьютерной обучающей программы (КОП) и ее применении:

  • психологический как повлияет данная программа на мотивацию учения, на отношение к предмету, повысит, или снизит интерес к нему, не возникнет ли у занимающихся неверие в свои силы из-за трудных, непонятно сформулированных или нетрадиционных требований, предъявляемых машиной;

  • педагогический – насколько программа отвечает общей направленности образовательного курса и способствует выработке у занимающихся правильных представлений об окружающем мире;

  • методический способствует ли программа лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых ребенку заданий, правильно ли методически подается материал;

  • организационный – рационально ли спланированы занятия с применением компьютера и информационных компьютерных технологий, достаточно ли занимающимся предоставляется машинного времени для выполнения самостоятельных работ.

Наиболее ценными в учебном процессе оказываются программные средства без однозначной логики действий, жестких предписаний, средства, предоставляющие ребенку свободу выбора того или иного способа изучения материала, рационального уровня сложности, самостоятельного определения формы помощи при возникновении затруднений.

На наш взгляд, наиболее интересные направления ис­пользования компью­тера в образовательных уч­реждениях – образователь­ный процесс и оздо­ровительная ра­бота.

В ряде исследований (А. В. Кенеман, Н. Р. Козленко, Г. П. Лескова, А. Ц. Пуни, Л. А. Шураковская и др.) отмеча­ется важность решения образо­вательных задач в процессе физи­ческого воспитания, указывается, что ак­тивная работа мысли на за­нятиях по физической культуре способствует бы­строму усвоению детьми изучае­мого материала, а знания и навыки ста­новятся более прочными и стойкими.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей.

Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу.

Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах [1, 5].

Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

На занятиях детей на компьютерах формируется тон­чайшая коорди­нация дви­жений глаз и руки; это содействует становлению произвольного распреде­ленного внимания. Сами операции управления компьютером дос­таточно сложны и для взрос­лого, но если они уже сформировались в дет­стве, то в дальнейшем можно без затрудне­ний овладеть еще более слож­ными.

Компьютер не только помогает развить интеллектуаль­ные способно­сти ре­бенка, но и воспитывает волевые каче­ства, такие как самостоятель­ность, соб­ран­ность, сосредоточен­ность, усидчивость, целеустремленность, а также при­общает ребенка к активному сопереживанию посредством по­мощи героям игр, обогащая тем самым спектр его отношений к окружаю­щему миру.

Характерной особенностью детей 5–6 лет является то, что у них хо­рошо раз­виты крупные мышцы туловища и спины, в то время как мелкая моторика рук развита слабо (впрочем, согласно данным И. А. Арямова и Г. П. Юрко, в 5–6 лет ус­коряется развитие мелких мышц верхних конечно­стей). Работа ребенка с клавиа­турой персонального компьютера и «мыш­кой» задействует мелкие мышцы рук, тем самым сти­мулируя их развитие.

Известно также, что сенсорное представительство мелких мышц в коре голов­ного мозга значительно больше, чем крупных мышц, что еще раз под­тверждает целесообразность использования данных дви­га­тельных действий в системе физи­ческого воспитания и разви­тия старших дошколь­ников [1].

Многие родители жалуются на не­ук­люжесть своих де­тей, на то, что они с трудом повторяют сложные физкуль­турные упражне­ния. Неко­торые дети даже к шести годам плохо дифференцируют такие характеристики, как «правый» и «левый». Такие недостатки не свидетель­ствуют об умст­венной отсталости или за­держке развития, но и надеяться, что они пройдут сами собой, тоже не следует.

Именно компьютер легко и быстро может помочь в пре­одоле­нии такого сложного дефекта (для чего даже опытным психологам иногда нужно несколько ме­ся­цев?). Работая на компьютере, дети совершенно естественно, без дополнительных специальных знаний, развивают необходимую зрительно-моторную реакцию.

Надо учитывать, что ребенок генетически запрограмми­рован на за­боту и уход за ним взрослыми. Соб­ственной потребности в здоровом об­разе жизни у него еще нет. Эта потреб­ность должна быть сформирована в процессе активной оздорови­тельной деятельности ре­бенка, и этот про­цесс должен приносить ре­бенку удоволь­ствие. Следует нахо­дить и применять в практической деятель­ности новые ме­тодики и технологии сохранения и укрепления здоровья де­тей, в том числе с ис­пользованием компьютера.

Нами были вы­рабо­таны показа­тели сформированности здорового образа жизни у стар­ших до­школь­ников:

  1. Представления об окружающей среде.

  2. Представления о методах сохранения и укрепления сво­его здоро­вья.

  3. Знание основных терминов физической культуры.

  4. Знание строения своего тела, назначения внутренних ор­ганов.

  5. Знание того, что полезно и что вредно для организма.

  6. Умение самостоятельно проводить утреннюю гимна­стику.

  7. Умение применять теоретические знания о здоровом образе жизни в повсе­дневной дея­тельности.

  8. Умение соблюдать технику безопасности на занятиях по физиче­ской куль­туре и в повсе­дневной жизни.

В целях диагностики мы применяли как традицион­ные методы (уст­ные во­просы, бе­седы с детьми, направленные на определение уровня сформирован­но­сти), так и методы с ис­пользованием компьютера (компью­терные тестовые зада­ния). Были разработаны следующие условные уровни сфор­мированности знания ос­нов здоро­вого образа жизни у детей:

1. Достаточный. Дети имеют полное, соответствующее их возрасту, представление об окру­жаю­щем мире, умеют отражать связь между его объ­ектами, обобщать, диффе­ренци­ро­вать, срав­ни­вать, исполь­зуют ранее полученные знания, пра­вильно выполняют за­дания. Этот уровень характеризуется также наличием доста­точно полных, точ­ных, обобщен­ных и осознанных знаний о здоро­вом об­разе жизни; умением са­мостоятельно, полно анализи­ровать жиз­ненную си­туа­цию, выделять ее сущест­венные при­знаки и выдвигать на этой основе аде­кватную задачу своей дея­тельно­сти, при этом данная операция проте­кает иногда в свернутом, умствен­ном плане. Дети умеют планировать свою дея­тельность. Ответы детей на во­просы, связанные со здоро­вым об­разом жизни, чет­кие, яс­ные, полные, аргумен­тирован­ные.

2. Необходимый. Дети имеют неполное, но достаточ­ное пред­ставле­ние об окружаю­щем мире, умеют использо­вать знания, кото­рые были по­лучены са­мо­стоятельно, допус­кают несущественные ошибки и не­точности при выполне­нии заданий на сравнение, анализ, про­гнози­ро­вание. Дети за­труд­няются при само­стоятельном решении проблемных заданий и не­редко нуждаются в по­мощи вос­питателя. Планировать по­рядок работы, мотиви­ровать свои суждения и действия они не умеют, хотя и выполняют работу в логической последователь­ности, уве­ренно, самостоятельно. В ряде дей­ствий ими допуска­ются неточности, но неко­то­рые из дейст­вий при этом выполняются достаточно рационально. От­веты на во­просы, свя­зан­ные со здоровым образом жизни, у та­ких детей недостаточно раз­вернутые и слабо аргу­ментированные.

3. Недостаточный. Дети имеют неполное представле­ние об окру­жаю­щем мире, затрудня­ются использовать зна­ния, которые были по­лу­чены са­мостоя­тельно, ну­ждаются в постоянной помощи воспитателя при решении про­блем­ных задач и даже при наличии по­мощи не могут пра­вильно ре­шить их, сде­лать вы­воды, слабо владеют приемами интеллекту­альной ра­боты. Они не умеют диф­ференци­ровать свою деятельность в плане выбора спосо­бов действия, затрудняются при выборе средств для решения той или иной задачи. Ответы на во­просы, свя­занные со здо­ровым образом жизни, у таких детей неразвернутые, сла­бые, не­уверенные и не­аргументи­рованные.

Таким образом, методика формирования здоро­вого об­раза жизни рас­смат­рива­ется нами как проекция теории обу­чения на практическую дея­тельность обучающего и обучаемых. Приобретение навыков и привычек здорового образа жизни – залог успеш­ной социали­зации личности, ослабления негативного воздействия микро- и макро­среды.

Наши исследования показали, что целенаправлен­ная работа по фор­мирова­нию у детей здо­рового образа жизни при помощи компью­тера, не­со­мненно, способст­вует эффективности укрепле­ния и сохранения их здо­ровья, так как, применяя в жизненных си­туациях полу­чен­ные зна­ния, дети могут из­бежать причин возник­новения бо­лезней [2]. Для этих целей можно и нужно ис­пользовать ИКТ как эф­фективное средство об­разовательного про­цесса.

КОП является носителем содержания образования и средством обучения и по нашему мнению, весь процесс соз­дания компьютерной обучающей программы по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) можно разбить на семь этапов:

1. Разработка основной идеи, опирающейся на ос­новы физического вос­питания детей старшего дошкольного возраста.

2. Проектирование. На этом этапе разрабатывается структура КОП, разра­батывается пользовательский интер­фейс и функциональные основные связи между отдельными блоками и экра­нами.

3. Дизайн. Разработка стиля оформления. Выбор компо­зиционного реше­ния и цветовой схемы экранных форм и пользовательского интерфейса АУК в целом с учетом кон­тингента ДОУ.

4. Подготовка образовательного материала к разме­щению. В соответст­вие с разработанным художественным стилем, необходимо подгото­вить материал КОП к размеще­нию. Отсканировать необходимые фо­томате­риалы, оцифро­вать звук и видео, подготовить анимационные ролики, и при­вести в соответствие с разработанной структурой информа­ционных блоков весь текстовый материал.

5. Наполнение структурных элементов приложения. Размещение подго­товленного материала в разработанные шаблоны и экранные формы, за­полнение системы ссылок и организацией обратной связи с пользователем.

6. Тестирование и отладка. Проверить правильность работы каждой ссылки, связи (ей) и реакции КОП на лю­бые действия пользователя.

7. Внедрение в образовательный процесс. Примене­ние как дополнитель­ного или основного воспитательно-обра­зовательного материала с обязательным сбором данных реф­лексии обучаемых и обучающих.

Несомненно, компьютер никогда не заменит традицион­ную мето­дику физи­че­ского воспитания дошколь­ников. Компьютер – это всего лишь один из инстру­ментов повышения качества процесса физического воспи­тания и его использование зависит от целесообразности (табл. 1).






Таблица 1.

Степень использования компьютера в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста



Хорошая

Удовлетворитель­ная

Неудовлетворитель­ная

Использо­вание информа­ционных технологий





















Использование ИКТ повы­шает инте­рес к пред­мету и соот­ветст­вует возрас­тной группе, по­лезно для усвоения материала и спо­собст­вует разви­тию творче­ского мыш­ления

Использование ИКТ по­вы­шает инте­рес к пред­мету и соот­ветствует возрастной группе, но не ясно, как улучшается процесс обу­чения

Использование ИКТ не повы­шает инте­рес детей к пред­мету, не соответствует их воз­рас­тной группе и не улуч­шает про­цесс обучения

Обучение предпо­лагает обяза­тельное использо­вание ИКТ

Использование ин­форма­ционных техно­логий важно, но не обязательно для обу­чения в КОП

Использование ИКТ для обуче­ния не предполагается

В ответах обучае­мых прослежива­ется четкая связь между исполь­зуе­мыми ИКТ и ре­зульта­тами обуче­ния

В ответах обучаемых про­слеживается час­тичная связь между используе­мыми ИКТ и результа­тами обуче­ния

Ответы детей не пока­зывают никакой связи между ИКТ и процессом обучения

Широко использу­ются возможности компью­тера для поиска ин­фор­мации и общения

В обучающей программе ограниченно ис­пользуются воз­можности компью­тера для поиска ин­форма­ции и общения

В КОП не использу­ются воз­можности компью­тера для по­иска инфор­мации и обще­ния

Обучение с ис­пользо­ванием

компьютерной обучающей

программы

КОП помогает детям интерпрети­ровать, оце­нивать и система­тизиро­вать информа­цию

КОП побуждает детей ана­лизировать и ис­пользовать ин­форма­цию, решать про­блемы

КОП требует от детей умений находить, опи­сывать и сум­мировать информацию, при этом творческий под­ход ми­нимален

Цели и темы обу­чения ясно изло­жены, хо­рошо оп­ределены и под­дер­жаны концеп­туаль­ными осно­вами и вопросами темы обу­чающего курса

Намеченные цели и темы обучения изло­жены и час­тично под­держаны концеп­туаль­ными основами и во­просами обучаю­щего курса

Намеченные цели и темы обучения рас­плывчаты и плохо поддержаны кон­цепту­альными основами и вопро­сами обучаю­щего курса


Для определения уровня сформированности навыков здорового образа жизни у старших дошкольников (табл. 2).






Таблица 2.

Определение уровня сформированности навыков

здорового образа жизни


Теоретическая подготовленность детей

Критерии

Показатели

сформированности

Методы

диагностики

- знание теорети­ческих основ о здоровом образе жизни, предусмот­ренных програм­мой по физиче­скому воспитанию ДОУ и начальной школы

- характер представлений о здоро­вом образе жизни;

- степень усвоения основных поня­тий о здоровом образе жизни;

- объем и систематичность знаний;

- способность к переносу знаний, навы­ков в новые ситуации

- анализ устных ответов детей и ре­зультаты работы с КОП;

- тестирование, работа с КОП;

- анкеты, наблюдения

Практическая подготовленность детей

- умение самостоя­тельно проводить утреннюю гимна­стику;

- соблюдение лич­ной гигиены;

- соблюдение оп­тимального двига­тельного режима на прогулке;

- способность находить оригиналь­ные методы и спо­собы решений

- успешность решения практических за­дач;

- степень овладения практической дея­тельностью в сохранении и ук­реплении своего здоровья;

- быстрота анализа возможных мето­дов реше­ния проблем и выбор опти­мального из них;

- количество про­пущенных дней по болезни в течение года

- анализ применения полу­ченных знаний о здоро­вом образе жизни на занятиях по физиче­ской куль­туре и самостоятельной деятельно­сти;

- наблюдения;

- беседы с детьми и воспи­тате­лями;

- анализ самостоятельности при работе с КОП


Разработанная нами методика формирования основ знаний о здоровом образе жизни у детей посредством применения компьютера представлена в таблице (табл. 3).

Как показало наше исследование, сформированность здорового образа жизни у детей экспериментальной группы за время эксперимента существенно улучшилась, тогда, как в контрольной группе этот показа­тель увеличился не так значительно (табл. 4).

Результаты педагогических наблюдений показали, что занятия с использованием компьютера способствуют формированию у детей устойчивого интереса к процессу выполнения физических упражнений. Это подтверждается также результатами интервьюирования детей ЭГ после проведения эксперимента.



Таблица 3.

Методика формирования основ знаний о здоровом образе жизни

у старших дошкольников посредством применения компьютерной

обучающей программы


Этапы

Традиционные

методы

Методы

с использованием

компьютера

Деятельность

педагога

Деятельность

дошкольника

1.Разъясняюще-мотивирующий

Цель: соз­дать поло­жительное отношение к пред­стоящей деятельно­сти, позна­ко­мить с эле­ментами компьютера, со специ­фи­кой ра­боты на ком­пью­тере

Рассказ педа­гога, де­монстрация эле­ментов ком­пью­тера, пере­дача учебной ин­фор­мации с помо­щью прак­тиче­ских дей­ствий

Зву­ковое воспроизве­де­ние учебного тек­ста, нагляд­ная передача и зри­тельное воспри­ятие учебной информации (гра­фический мате­риал), практи­че­ское взаимо­дейст­вие с элемен­тами ком­пью­тера

Рассказ о пред­стоящей работе, демон­страция эле­ментов ком­пью­тера, их назначения, способов дей­ствия с каж­дым из них. Демон­страция специ­фики ра­боты с обучающей программой

Знакомство с элементами компьютера, освоение способов действия каждого элемента. Знакомство с обучающей программой, освоение работы функциональных кнопок

2. Форми­рующий

Цель: сформиро­вать пред­ставление о здоровом образе жизни по­средством применения обучающей программы

Рассказ педа­гога, беседа с детьми, на­гляд­ная пере­дача и зри­тель­ное воспри­ятие учебной информации (жизненные наблюдения и др.)

Зву­ковое вос­произве­де­ние учебного тек­ста, нагляд­ная передача и зри­тельное воспри­ятие учебной информации

Изложение материала по изучаемой теме, проведение беседы с целью актуализации имеющихся у дошкольников знаний по теме занятия. Регулирование работы детей на компьютере, своевременная помощь в случае затруднений

Освоение представлений о здоровом образе жизни в процессе взаимодействия с педагогом, уточнение и конкретизация представлений в ходе работы с обучающей программой

3. Диагно­сти­ческий

Цель: диаг­но­стировать ос­воение навыков ра­боты на ком­пьютере, уро­вень сформиро­ванности основ знаний о здо­ровом об­разе жизни

Устного контроля – вопросы, направленные на выявление понимания значения элементов компьютера, способов их функционирования; на определение уровня сформированности основ знаний о здоровом образе жизни

Компьютерные тестовые задания, направленные на определение освоенности дошкольниками основ знаний о здоровом образе жизни, контроль навыков работы на компьютере

Помощь дошкольникам в ходе выполнения предложенных компьютерных заданий, наблюдение за взаимодействием ребенка с компьютером (оценка самостоятельности при выполнении заданий)

Выполнение компьютерных тестовых заданий

Мы считаем, что использование ин­форма­ционных компьютерных техноло­гий в процессе физического воспи­тания позволяет более эффективно решить задачу форми­рования здо­рового образа жизни детей.


Таблица 4.

Сравнительная таблица результатов сформированности

навыков здорового образа жизни




Уровни

Количество детей на разных уровнях

сформированности в %

Экспериментальная группа

(n = 30)

Контрольная группа

(n = 40)

Начало

диагно­стики

Итоговая

диаг­ностика

Начало

диагно­стики

Итоговая

диаг­ностика

Достаточный

20

60

20

35

Необходимый

60

30

55

50

Недостаточный

20

10

25

15


Во время пребывания в детском саду дети стали отдавать предпочтение занятиям по физической культуре, поставив их на первое место наряду с занятиями рисованием, в то время как до эксперимента занятиям по физической культуре отводилось лишь четвертое место по степени важности.

Для того чтобы сохранить и укрепить здоровье дошкольников, мы органи­зовали занятия де­тей ЭГ с компьютерным тренажером БОС «Дыхание», дети КГ занимались по традиционной программе физического воспитания образовательного учреждения.

На занятиях с тренажером БОС «Дыхание» дыхательная аритмия сердца (ДАС) основной объект диагностики и тренинга, функциональный показатель адаптационных возможностей организма, чуткий показатель самочувствия, состояния предболезни, стресса, психо-эмоционального перенапряжения. Во время сеанса БОС происходят: регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС) с помощью специальных датчиков; преобразование сигнала ДАС в видимые и слышимые сигналы обратной связи.

Как показали наши исследования, для овладения навыком дыхания и достижения лечебно-оздоровительного эффекта достаточно провести с тренажером БОС «Дыхание» 10–12 занятий по 15–20 мин каждое. При необходимости через 3–4 месяца занятия можно повторить.

Исследования показали, что у детей КГ резуль­таты в физиоло­гических тестах также имели положительную тенденцию к улучшению, хотя и не такую заметную, как у детей ЭГ. Это можно объяс­нить естественным ростом и развитием де­тей, а также прове­денной нами определен­ной работой по сохранению и развитию здоровья детей, прежде всего в про­цессе традиционного физического воспитания.

Таким образом, мы установили, что улучшение на досто­верном уровне произошло у детей ЭГ по большему ко­личеству пока­зателей в познавательном и оздоровительном блоке тестов.

Об эффективности педагогического воздействия предлагаемой методики проведения занятий с тренажером БОС «Дыхание» можно судить по сравни­тельному анализу результатов в физиологических тестах у детей, занимавшихся в КГ и ЭГ, до проведения и после окончания эксперимента (табл. 5).

Результаты исследования подтвердили эффективность примене­ния методики БОС «Дыхание» для оздоровления и формирования навыков здо­рового образа жизни в дошкольных образователь­ных учреждениях. Использование информационных компьютерных технологий дошколь­ни­ками не цель, а эффективное средство воспитания и развития творческих способностей ре­бенка, формирова­ния его личности, обо­гащения интеллек­туальной сферы, сохранения и укреп­ления его здоровья.

Таблица 5.

Изменение физиологических показателей у старших дошкольников



Группа


Пе­риод

обсле­дова­ния

Физиологические показатели

( ±m)

ЖЕЛ


ЧСС

ДАС

Проба Штанге

Проба Генче

Экспе­римен­таль­ная

n=30

до экспери­мента

938,4±10,2


96,5±2,2


17,8±1,9


24,8±2,8

13,2±1,4

после экс­пе­ри­мента

969,3±13,1

87,4±1,7


25,8±1,6

37,2±2.6

20,2±1,6

Достоверность

различий

t = 1,86

P< 0,05

t = 3,25

P< 0,01

t = 3,20

P< 0,01

t = 3,26

P< 0,01

t = 3,33

P< 0,01

Контроль­ная

n=40

до экспери­мента

945,0±11,3


97,2±1,6


16,4±1,2


22,2±1,8

12,4±1,2

после экс­пе­ри­мента

972,6±12,6

93,3±1,4


19,3±1,2


27,8±1,6

15,5±1,3

Достоверность

различий

t = 1,63

P< 0,05

t = 1,85

P< 0,05

t = 1,70

P< 0,05

t = 2,33

P< 0,01

t = 1,72

P< 0,05

Достоверность разли­чий экспе­рименталь­ной и контрольной групп после экспе­римента

t = 0,2

P> 0,05

t = 2,68

P< 0,05

t = 3,20

P< 0,01

t = 3,13

P< 0,01

t = 2,33

P< 0,01

Учитывая особенности процесса обучения в детских образователь­ных уч­режде­ниях и исходя из того, что основной целью физического вос­питания яв­ляется со­хране­ние и укрепление здоровья детей, мы предлага­ем следую­щую концепцию внедрения информа­ционных компьютерных технологий в воспита­тельно-обра­зо­вательный про­цесс детского сада:

  1. Использование информационных компьютерных технологий обуче­ния целесооб­разно на­чи­нать с детьми 56 лет.

  2. Подготовка преподавателей дошкольного образовательного учреждения должна иметь решающее значение, практика показывает, что пока единицы преподавателей способны эффективно использовать информационные компьютерные технологии в образовательном процессе детей.

  3. Информационные компьютерные технологии в образовательном про­цессе дет­ского об­ра­зо­ватель­ного уч­реждения должны использоваться только тогда, когда они яв­ляются более эф­фективными, чем традиционные технологии обучения.

  4. Успешное внедрение информационных компьютерных технологий в образователь­ный про­цесс невоз­можно без заинтересованно­сти в этом администрации детского образо­вательного учре­ждения и требует сотрудничества с раз­личными специа­листами-педагогами.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошколь­ном образовании [Текст] / Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайнова, Н.Н. Поддьяков [и др.] М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 328 с.

  2. Гурьев С. В. Информационные компьютерные технологии в физическом воспитании дошкольников: методология, теория, практика: [Текст]: монография /С. В. Гурьев. Екатеринбург: Издательство ГОУ ВПО Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 2008. С.144

  3. Концевой М. П. Здоровье и компьютер [Текст] / М. П. Концевой. М.: Педагогика. 2003. 123 с.

  4. Концевой М. П. Психолого-педагогические проблемы компьютери­зации обучения [Текст] / М. П. Концевой. М.: Педагогика. 2000. 305 с.

  5. Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодо­твор­ные идеи [Текст]: пер. с англ. / С. Пейперт. М.: Просвещение, 1989. 370 с.

  6. Сметанкин А. А. Открытый урок здоровья [Текст] / А. А. Сметанкин М.: Знание, 2004. 260 с.


13



Полный текст материала Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютера смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гурьев Сергей Владимирович  dosent
23.05.2011 3 4848 660

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК