Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютера
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРА
Гурьев Сергей Владимирович,
кандидат педагогических наук, доцент,
Российский государственный профессионально-педагогический
университет
Актуальность использования информационных компьютерных технологий (ИКТ) обусловлена социальной потребностью в повышении качества физического воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в образовательных учреждениях компьютерных обучающих, диагностирующих и программ, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.
Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка [1, 2, 3, 4, 5, 6].
Самым веским доводом в пользу применения компьютера в образовании вполне может стать тот факт, что программное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты. Однако значительные потенциальные возможности ИКТ в системе физического воспитания детей еще не нашли своего должного применения. При этом обнаруживается недостаточная разработанность методики использования ИКТ в физическом воспитании дошкольников.
Цель нашего исследования – показать эффективность использования компьютерных обучающих и оздоровительных программ в усвоении основ знаний по здоровому образу жизни и физическом развитии детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет).
В задачи исследования входило:
1. Изучить педагогическое воздействие компьютерных обучающих программ (КОП) на усвоение основ знаний по здоровому образу жизни детьми.
2. Выявить влияние занятий с компьютером на физиологические функции и физическое состояние детей.
3. Разработать и внедрить методику ИКТ в процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Мы разработали следующие основные правила рациональной организации двигательной активности, включая занятия тренировочной направленности по физическому воспитанию:
Преобладание циклических упражнений во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости (длительный бег, походы и т. д.).
Ежедневные занятия физической культурой детей старшего дошкольного возраста, преимущественно на открытом воздухе.
Большая разнообразность упражнений при многократной (10–12 раз) повторяемости одного упражнения.
Проведение большинства занятий по физической культуре в игровой форме.
Моторная плотность занятий по физической культуре – 80% и более.
Обязательное музыкальное сопровождение занятий по физической культуре.
Сознательное отношение детей к выполнению упражнений.
Мышечное расслабление, постановка правильного дыхания как необходимые компоненты занятий по физической культуре.
Преобладание положительных эмоций во всех видах двигательной активности детей периода детства.
Особое внимание следует уделять технике безопасности на занятиях по физической культуре. Физическая нагрузка должна быть адекватной физическому и психическому состоянию ребёнка на данном занятии.
В экспериментальном исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста – 70 человек (30 детей в экспериментальной группе (ЭГ) и 40 – в контрольной (КГ).
Дети ЭГ наряду с традиционной программой по физическому воспитанию занимались по предложенным нами обучающим и оздоровительным программам с использованием ИКТ, тогда как с детьми КГ занятия проводились по традиционной программе физического воспитания образовательного учреждения.
Отметим основные аспекты, которые следует учитывать при анализе компьютерной обучающей программы (КОП) и ее применении:
психологический – как повлияет данная программа на мотивацию учения, на отношение к предмету, повысит, или снизит интерес к нему, не возникнет ли у занимающихся неверие в свои силы из-за трудных, непонятно сформулированных или нетрадиционных требований, предъявляемых машиной;
педагогический – насколько программа отвечает общей направленности образовательного курса и способствует выработке у занимающихся правильных представлений об окружающем мире;
методический – способствует ли программа лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых ребенку заданий, правильно ли методически подается материал;
организационный – рационально ли спланированы занятия с применением компьютера и информационных компьютерных технологий, достаточно ли занимающимся предоставляется машинного времени для выполнения самостоятельных работ.
Наиболее ценными в учебном процессе оказываются программные средства без однозначной логики действий, жестких предписаний, средства, предоставляющие ребенку свободу выбора того или иного способа изучения материала, рационального уровня сложности, самостоятельного определения формы помощи при возникновении затруднений.
На наш взгляд, наиболее интересные направления использования компьютера в образовательных учреждениях – образовательный процесс и оздоровительная работа.
В ряде исследований (А. В. Кенеман, Н. Р. Козленко, Г. П. Лескова, А. Ц. Пуни, Л. А. Шураковская и др.) отмечается важность решения образовательных задач в процессе физического воспитания, указывается, что активная работа мысли на занятиях по физической культуре способствует быстрому усвоению детьми изучаемого материала, а знания и навыки становятся более прочными и стойкими.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей.
Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу.
Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах [1, 5].
Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
На занятиях детей на компьютерах формируется тончайшая координация движений глаз и руки; это содействует становлению произвольного распределенного внимания. Сами операции управления компьютером достаточно сложны и для взрослого, но если они уже сформировались в детстве, то в дальнейшем можно без затруднений овладеть еще более сложными.
Компьютер не только помогает развить интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, целеустремленность, а также приобщает ребенка к активному сопереживанию посредством помощи героям игр, обогащая тем самым спектр его отношений к окружающему миру.
Характерной особенностью детей 5–6 лет является то, что у них хорошо развиты крупные мышцы туловища и спины, в то время как мелкая моторика рук развита слабо (впрочем, согласно данным И. А. Арямова и Г. П. Юрко, в 5–6 лет ускоряется развитие мелких мышц верхних конечностей). Работа ребенка с клавиатурой персонального компьютера и «мышкой» задействует мелкие мышцы рук, тем самым стимулируя их развитие.
Известно также, что сенсорное представительство мелких мышц в коре головного мозга значительно больше, чем крупных мышц, что еще раз подтверждает целесообразность использования данных двигательных действий в системе физического воспитания и развития старших дошкольников [1].
Многие родители жалуются на неуклюжесть своих детей, на то, что они с трудом повторяют сложные физкультурные упражнения. Некоторые дети даже к шести годам плохо дифференцируют такие характеристики, как «правый» и «левый». Такие недостатки не свидетельствуют об умственной отсталости или задержке развития, но и надеяться, что они пройдут сами собой, тоже не следует.
Именно компьютер легко и быстро может помочь в преодолении такого сложного дефекта (для чего даже опытным психологам иногда нужно несколько месяцев?). Работая на компьютере, дети совершенно естественно, без дополнительных специальных знаний, развивают необходимую зрительно-моторную реакцию.
Надо учитывать, что ребенок генетически запрограммирован на заботу и уход за ним взрослыми. Собственной потребности в здоровом образе жизни у него еще нет. Эта потребность должна быть сформирована в процессе активной оздоровительной деятельности ребенка, и этот процесс должен приносить ребенку удовольствие. Следует находить и применять в практической деятельности новые методики и технологии сохранения и укрепления здоровья детей, в том числе с использованием компьютера.
Нами были выработаны показатели сформированности здорового образа жизни у старших дошкольников:
Представления об окружающей среде.
Представления о методах сохранения и укрепления своего здоровья.
Знание основных терминов физической культуры.
Знание строения своего тела, назначения внутренних органов.
Знание того, что полезно и что вредно для организма.
Умение самостоятельно проводить утреннюю гимнастику.
Умение применять теоретические знания о здоровом образе жизни в повседневной деятельности.
Умение соблюдать технику безопасности на занятиях по физической культуре и в повседневной жизни.
В целях диагностики мы применяли как традиционные методы (устные вопросы, беседы с детьми, направленные на определение уровня сформированности), так и методы с использованием компьютера (компьютерные тестовые задания). Были разработаны следующие условные уровни сформированности знания основ здорового образа жизни у детей:
1. Достаточный. Дети имеют полное, соответствующее их возрасту, представление об окружающем мире, умеют отражать связь между его объектами, обобщать, дифференцировать, сравнивать, используют ранее полученные знания, правильно выполняют задания. Этот уровень характеризуется также наличием достаточно полных, точных, обобщенных и осознанных знаний о здоровом образе жизни; умением самостоятельно, полно анализировать жизненную ситуацию, выделять ее существенные признаки и выдвигать на этой основе адекватную задачу своей деятельности, при этом данная операция протекает иногда в свернутом, умственном плане. Дети умеют планировать свою деятельность. Ответы детей на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, четкие, ясные, полные, аргументированные.
2. Необходимый. Дети имеют неполное, но достаточное представление об окружающем мире, умеют использовать знания, которые были получены самостоятельно, допускают несущественные ошибки и неточности при выполнении заданий на сравнение, анализ, прогнозирование. Дети затрудняются при самостоятельном решении проблемных заданий и нередко нуждаются в помощи воспитателя. Планировать порядок работы, мотивировать свои суждения и действия они не умеют, хотя и выполняют работу в логической последовательности, уверенно, самостоятельно. В ряде действий ими допускаются неточности, но некоторые из действий при этом выполняются достаточно рационально. Ответы на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, у таких детей недостаточно развернутые и слабо аргументированные.
3. Недостаточный. Дети имеют неполное представление об окружающем мире, затрудняются использовать знания, которые были получены самостоятельно, нуждаются в постоянной помощи воспитателя при решении проблемных задач и даже при наличии помощи не могут правильно решить их, сделать выводы, слабо владеют приемами интеллектуальной работы. Они не умеют дифференцировать свою деятельность в плане выбора способов действия, затрудняются при выборе средств для решения той или иной задачи. Ответы на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, у таких детей неразвернутые, слабые, неуверенные и неаргументированные.
Таким образом, методика формирования здорового образа жизни рассматривается нами как проекция теории обучения на практическую деятельность обучающего и обучаемых. Приобретение навыков и привычек здорового образа жизни – залог успешной социализации личности, ослабления негативного воздействия микро- и макросреды.
Наши исследования показали, что целенаправленная работа по формированию у детей здорового образа жизни при помощи компьютера, несомненно, способствует эффективности укрепления и сохранения их здоровья, так как, применяя в жизненных ситуациях полученные знания, дети могут избежать причин возникновения болезней [2]. Для этих целей можно и нужно использовать ИКТ как эффективное средство образовательного процесса.
КОП является носителем содержания образования и средством обучения и по нашему мнению, весь процесс создания компьютерной обучающей программы по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) можно разбить на семь этапов:
1. Разработка основной идеи, опирающейся на основы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Проектирование. На этом этапе разрабатывается структура КОП, разрабатывается пользовательский интерфейс и функциональные основные связи между отдельными блоками и экранами.
3. Дизайн. Разработка стиля оформления. Выбор композиционного решения и цветовой схемы экранных форм и пользовательского интерфейса АУК в целом с учетом контингента ДОУ.
4. Подготовка образовательного материала к размещению. В соответствие с разработанным художественным стилем, необходимо подготовить материал КОП к размещению. Отсканировать необходимые фотоматериалы, оцифровать звук и видео, подготовить анимационные ролики, и привести в соответствие с разработанной структурой информационных блоков весь текстовый материал.
5. Наполнение структурных элементов приложения. Размещение подготовленного материала в разработанные шаблоны и экранные формы, заполнение системы ссылок и организацией обратной связи с пользователем.
6. Тестирование и отладка. Проверить правильность работы каждой ссылки, связи (ей) и реакции КОП на любые действия пользователя.
7. Внедрение в образовательный процесс. Применение как дополнительного или основного воспитательно-образовательного материала с обязательным сбором данных рефлексии обучаемых и обучающих.
Несомненно, компьютер никогда не заменит традиционную методику физического воспитания дошкольников. Компьютер – это всего лишь один из инструментов повышения качества процесса физического воспитания и его использование зависит от целесообразности (табл. 1).
Таблица 1.
Степень использования компьютера в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста
|
Хорошая |
Удовлетворительная |
Неудовлетворительная |
Использование информационных технологий
|
Использование ИКТ повышает интерес к предмету и соответствует возрастной группе, полезно для усвоения материала и способствует развитию творческого мышления |
Использование ИКТ повышает интерес к предмету и соответствует возрастной группе, но не ясно, как улучшается процесс обучения |
Использование ИКТ не повышает интерес детей к предмету, не соответствует их возрастной группе и не улучшает процесс обучения |
Обучение предполагает обязательное использование ИКТ |
Использование информационных технологий важно, но не обязательно для обучения в КОП |
Использование ИКТ для обучения не предполагается |
|
В ответах обучаемых прослеживается четкая связь между используемыми ИКТ и результатами обучения |
В ответах обучаемых прослеживается частичная связь между используемыми ИКТ и результатами обучения |
Ответы детей не показывают никакой связи между ИКТ и процессом обучения |
|
Широко используются возможности компьютера для поиска информации и общения |
В обучающей программе ограниченно используются возможности компьютера для поиска информации и общения |
В КОП не используются возможности компьютера для поиска информации и общения |
|
Обучение с использованием компьютерной обучающей программы |
КОП помогает детям интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию |
КОП побуждает детей анализировать и использовать информацию, решать проблемы |
КОП требует от детей умений находить, описывать и суммировать информацию, при этом творческий подход минимален |
Цели и темы обучения ясно изложены, хорошо определены и поддержаны концептуальными основами и вопросами темы обучающего курса |
Намеченные цели и темы обучения изложены и частично поддержаны концептуальными основами и вопросами обучающего курса |
Намеченные цели и темы обучения расплывчаты и плохо поддержаны концептуальными основами и вопросами обучающего курса
|
Для определения уровня сформированности навыков здорового образа жизни у старших дошкольников (табл. 2).
Таблица 2.
Определение уровня сформированности навыков
здорового образа жизни
Теоретическая подготовленность детей |
||
Критерии |
Показатели сформированности |
Методы диагностики |
- знание теоретических основ о здоровом образе жизни, предусмотренных программой по физическому воспитанию ДОУ и начальной школы |
- характер представлений о здоровом образе жизни; - степень усвоения основных понятий о здоровом образе жизни; - объем и систематичность знаний; - способность к переносу знаний, навыков в новые ситуации |
- анализ устных ответов детей и результаты работы с КОП; - тестирование, работа с КОП; - анкеты, наблюдения |
Практическая подготовленность детей |
||
- умение самостоятельно проводить утреннюю гимнастику; - соблюдение личной гигиены; - соблюдение оптимального двигательного режима на прогулке; - способность находить оригинальные методы и способы решений |
- успешность решения практических задач; - степень овладения практической деятельностью в сохранении и укреплении своего здоровья; - быстрота анализа возможных методов решения проблем и выбор оптимального из них; - количество пропущенных дней по болезни в течение года |
- анализ применения полученных знаний о здоровом образе жизни на занятиях по физической культуре и самостоятельной деятельности; - наблюдения; - беседы с детьми и воспитателями; - анализ самостоятельности при работе с КОП |
Разработанная нами методика формирования основ знаний о здоровом образе жизни у детей посредством применения компьютера представлена в таблице (табл. 3).
Как показало наше исследование, сформированность здорового образа жизни у детей экспериментальной группы за время эксперимента существенно улучшилась, тогда, как в контрольной группе этот показатель увеличился не так значительно (табл. 4).
Результаты педагогических наблюдений показали, что занятия с использованием компьютера способствуют формированию у детей устойчивого интереса к процессу выполнения физических упражнений. Это подтверждается также результатами интервьюирования детей ЭГ после проведения эксперимента.
Таблица 3.
Методика формирования основ знаний о здоровом образе жизни
у старших дошкольников посредством применения компьютерной
обучающей программы
Этапы |
Традиционные методы |
Методы с использованием компьютера |
Деятельность педагога |
Деятельность дошкольника |
1.Разъясняюще-мотивирующий Цель: создать положительное отношение к предстоящей деятельности, познакомить с элементами компьютера, со спецификой работы на компьютере |
Рассказ педагога, демонстрация элементов компьютера, передача учебной информации с помощью практических действий |
Звуковое воспроизведение учебного текста, наглядная передача и зрительное восприятие учебной информации (графический материал), практическое взаимодействие с элементами компьютера |
Рассказ о предстоящей работе, демонстрация элементов компьютера, их назначения, способов действия с каждым из них. Демонстрация специфики работы с обучающей программой |
Знакомство с элементами компьютера, освоение способов действия каждого элемента. Знакомство с обучающей программой, освоение работы функциональных кнопок |
2. Формирующий Цель: сформировать представление о здоровом образе жизни посредством применения обучающей программы |
Рассказ педагога, беседа с детьми, наглядная передача и зрительное восприятие учебной информации (жизненные наблюдения и др.) |
Звуковое воспроизведение учебного текста, наглядная передача и зрительное восприятие учебной информации |
Изложение материала по изучаемой теме, проведение беседы с целью актуализации имеющихся у дошкольников знаний по теме занятия. Регулирование работы детей на компьютере, своевременная помощь в случае затруднений |
Освоение представлений о здоровом образе жизни в процессе взаимодействия с педагогом, уточнение и конкретизация представлений в ходе работы с обучающей программой |
3. Диагностический Цель: диагностировать освоение навыков работы на компьютере, уровень сформированности основ знаний о здоровом образе жизни |
Устного контроля – вопросы, направленные на выявление понимания значения элементов компьютера, способов их функционирования; на определение уровня сформированности основ знаний о здоровом образе жизни |
Компьютерные тестовые задания, направленные на определение освоенности дошкольниками основ знаний о здоровом образе жизни, контроль навыков работы на компьютере |
Помощь дошкольникам в ходе выполнения предложенных компьютерных заданий, наблюдение за взаимодействием ребенка с компьютером (оценка самостоятельности при выполнении заданий) |
Выполнение компьютерных тестовых заданий |
Мы считаем, что использование информационных компьютерных технологий в процессе физического воспитания позволяет более эффективно решить задачу формирования здорового образа жизни детей.
Таблица 4.
Сравнительная таблица результатов сформированности
навыков здорового образа жизни
Уровни |
Количество детей на разных уровнях сформированности в % |
|||
Экспериментальная группа (n = 30) |
Контрольная группа (n = 40) |
|||
Начало диагностики |
Итоговая диагностика |
Начало диагностики |
Итоговая диагностика |
|
Достаточный |
20 |
60 |
20 |
35 |
Необходимый |
60 |
30 |
55 |
50 |
Недостаточный |
20 |
10 |
25 |
15 |
Во время пребывания в детском саду дети стали отдавать предпочтение занятиям по физической культуре, поставив их на первое место наряду с занятиями рисованием, в то время как до эксперимента занятиям по физической культуре отводилось лишь четвертое место по степени важности.
Для того чтобы сохранить и укрепить здоровье дошкольников, мы организовали занятия детей ЭГ с компьютерным тренажером БОС «Дыхание», дети КГ занимались по традиционной программе физического воспитания образовательного учреждения.
На занятиях с тренажером БОС «Дыхание» дыхательная аритмия сердца (ДАС) – основной объект диагностики и тренинга, функциональный показатель адаптационных возможностей организма, чуткий показатель самочувствия, состояния предболезни, стресса, психо-эмоционального перенапряжения. Во время сеанса БОС происходят: регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС) с помощью специальных датчиков; преобразование сигнала ДАС в видимые и слышимые сигналы обратной связи.
Как показали наши исследования, для овладения навыком дыхания и достижения лечебно-оздоровительного эффекта достаточно провести с тренажером БОС «Дыхание» 10–12 занятий по 15–20 мин каждое. При необходимости через 3–4 месяца занятия можно повторить.
Исследования показали, что у детей КГ результаты в физиологических тестах также имели положительную тенденцию к улучшению, хотя и не такую заметную, как у детей ЭГ. Это можно объяснить естественным ростом и развитием детей, а также проведенной нами определенной работой по сохранению и развитию здоровья детей, прежде всего в процессе традиционного физического воспитания.
Таким образом, мы установили, что улучшение на достоверном уровне произошло у детей ЭГ по большему количеству показателей в познавательном и оздоровительном блоке тестов.
Об эффективности педагогического воздействия предлагаемой методики проведения занятий с тренажером БОС «Дыхание» можно судить по сравнительному анализу результатов в физиологических тестах у детей, занимавшихся в КГ и ЭГ, до проведения и после окончания эксперимента (табл. 5).
Результаты исследования подтвердили эффективность применения методики БОС «Дыхание» для оздоровления и формирования навыков здорового образа жизни в дошкольных образовательных учреждениях. Использование информационных компьютерных технологий дошкольниками не цель, а эффективное средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы, сохранения и укрепления его здоровья.
Таблица 5.
Изменение физиологических показателей у старших дошкольников
Группа |
Период обследования |
Физиологические показатели ( ±m) |
||||
ЖЕЛ
|
ЧСС |
ДАС |
Проба Штанге |
Проба Генче |
||
Экспериментальная n=30 |
до эксперимента |
938,4±10,2
|
96,5±2,2
|
17,8±1,9
|
24,8±2,8 |
13,2±1,4 |
после эксперимента |
969,3±13,1 |
87,4±1,7
|
25,8±1,6 |
37,2±2.6 |
20,2±1,6 |
|
Достоверность различий |
t = 1,86 P< 0,05 |
t = 3,25 P< 0,01 |
t = 3,20 P< 0,01 |
t = 3,26 P< 0,01 |
t = 3,33 P< 0,01 |
|
Контрольная n=40 |
до эксперимента |
945,0±11,3
|
97,2±1,6
|
16,4±1,2
|
22,2±1,8 |
12,4±1,2 |
после эксперимента |
972,6±12,6 |
93,3±1,4
|
19,3±1,2
|
27,8±1,6 |
15,5±1,3 |
|
Достоверность различий |
t = 1,63 P< 0,05 |
t = 1,85 P< 0,05 |
t = 1,70 P< 0,05 |
t = 2,33 P< 0,01 |
t = 1,72 P< 0,05 |
|
Достоверность различий экспериментальной и контрольной групп после эксперимента |
t = 0,2 P> 0,05 |
t = 2,68 P< 0,05 |
t = 3,20 P< 0,01 |
t = 3,13 P< 0,01 |
t = 2,33 P< 0,01 |
Учитывая особенности процесса обучения в детских образовательных учреждениях и исходя из того, что основной целью физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей, мы предлагаем следующую концепцию внедрения информационных компьютерных технологий в воспитательно-образовательный процесс детского сада:
Использование информационных компьютерных технологий обучения целесообразно начинать с детьми 5–6 лет.
Подготовка преподавателей дошкольного образовательного учреждения должна иметь решающее значение, практика показывает, что пока единицы преподавателей способны эффективно использовать информационные компьютерные технологии в образовательном процессе детей.
Информационные компьютерные технологии в образовательном процессе детского образовательного учреждения должны использоваться только тогда, когда они являются более эффективными, чем традиционные технологии обучения.
Успешное внедрение информационных компьютерных технологий в образовательный процесс невозможно без заинтересованности в этом администрации детского образовательного учреждения и требует сотрудничества с различными специалистами-педагогами.
ЛИТЕРАТУРА
Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайнова, Н.Н. Поддьяков [и др.] М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 328 с.
Гурьев С. В. Информационные компьютерные технологии в физическом воспитании дошкольников: методология, теория, практика: [Текст]: монография /С. В. Гурьев. Екатеринбург: Издательство ГОУ ВПО Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 2008. С.144
Концевой М. П. Здоровье и компьютер [Текст] / М. П. Концевой. М.: Педагогика. 2003. 123 с.
Концевой М. П. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения [Текст] / М. П. Концевой. М.: Педагогика. 2000. 305 с.
Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи [Текст]: пер. с англ. / С. Пейперт. М.: Просвещение, 1989. 370 с.
Сметанкин А. А. Открытый урок здоровья [Текст] / А. А. Сметанкин М.: Знание, 2004. 260 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гурьев Сергей Владимирович
→ dosent 23.05.2011 3 4848 660 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.