Фитбол-гимнастика в коррекционно-профилактической работе инструктора по ФИЗО
КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИТБОЛОВ
«НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ»
Название упражнения |
Содержание |
Направленность |
Схема |
Примечания |
1. Лисичка |
Тихо было на лесной полянке. Отдыхали зверята под елочками, кружились над цветами насекомые. Вдруг послышался собачий лай и на полянку выскочила Лисичка.
Рыжая лисичка По лесу бежала, Хитрая сестричка Хвостиком махала. А за ней собаки, Злые забияки, Хвостиком вильнула, Собак обманула. И.П.: Стоя, мяч на полу перед собой. В первом куплете на первую строчку в исходном положении стоя в полуприседе, одной рукой придерживая мяч, другую максимально отвести назад, «показывая хвостик». Повторить то же в другую сторону противоположной рукой. Выполняется по два раза в каждую сторону.
Во
втором куплете на первые три строчки
три раза прокатить
мяч от себя, выполняя при этом наклон
туловища
вперед, затем вернуться в исходное
положение,
на четвертую строчку повторить наклон
вперед и |
Укрепление мышц плечевого пояса. Увеличение подвижности туловища. |
|
При выполнении поворотов важно, чтобы ребенок глазами проследил за рукой, которая «показывает хвостик». В этом случае выполнение упражнения будет более продуктивным и полезным. Во втором куплете при наклонах следить, чтобы плечи и голова ребенка были в одной плоскости с туловищем.
|
2. Бабочка |
Отдышалась Лисичка, огляделась вокруг и увидела рядом на цветке чудесную бабочку. Она выразила свое восхищение красотой бабочки и тут же с ней подружилась. Бабочка исполнила для новой подружки свой порхающий танец и предложила научить ее летать.
Бабочка летает В солнечном лесу. Бабочка играет С ветром на лету. За бабочкой капризной Мне не уследить, Крыльев жест волшебный Мне не повторить И.П.: Сидя на мяче, руки, согнутые в локтевых суставах, поднять вертикально вверх — «крылья». Сведение и разведение предплечий перед грудью, касаясь ладонями друг друга. В первой строфе хлопки на каждое первое слово, соответственно четыре раза; во второй строфе — на каждый слог (16 раз). |
Упражнение развивает силу грудных мышц, тренирует навык правильной осанки.
|
|
Необходимо добиваться правильной посадки на мяче с ровной спиной и приподнятой головой. Упражнение выполняется активно с четким хлопком и акцентом. Следить, чтобы локти были параллельны полу, а не «провисали».
|
3.Веточка |
Так и не научилась Лисичка летать, зацепилась пушистым хвостом за куст сирени, чуть не обломала цветущую веточку. Поправила она веточку и спела ей веселую песенку, чтоб не обижалась.
Веточка пушистая, Пышный куст сирени. До чего душистая, Что ломать не смеем. Веточка нарядная На ветру качалась, Песенка веселая Пелась, не кончалась. И.П.: Сидя на мяче, ноги на ширине плеч в опоре стопами на пол, руки опущены вниз. Сидя на мяче выполняются наклоны вправо и влево. Руки подняты вверх «веточка качается», ладони обращены друг к другу. Упражнение выполняется медленно, по четыре на каждую строфу, с фиксацией туловища в центральной позиции. |
Упражнение на боковые мышцы туловища.
|
|
Следить за выполнением наклонов строго во фронтальной плоскости.
|
4. Пчелка |
И тут заметила Лисичка в цветах сирени маленькую мохнатую пчелку. Она предложила пчелке поиграть и спеть вместе, но пчелка только сердито зажужжала в ответ, чтобы ей не мешали собирать мед.
Мохнатая
пчелка И.П.: Сидя на мяче, руки согнуты в локтевых суставах («маленькие крылышки»). На первые четыре строчки отведение и приведение согнутых рук к туловищу («пчелка машет крылышками»), на последние две строчки руки через стороны вверх, одновременно работая кистями рук. |
Упражнение повышает гибкость в плечевых и лучезапястных локтевых суставах, увеличивает силовую выносливость мышц плечевого пояса.
|
|
Локти и туловище ребенка должны находиться в одной фронтальной плоскости.
|
5.Ёлочка |
Улетела пчела. И тут Лисичка услышала, что кто-то тоскливо вздыхает неподалеку. Оглянувшись, она увидела небольшую ёлочку, которая с грустью вспоминала свои роскошные зимние наряды.
Маленькая елочка Росла без печали, Буйны ветры елочку Ласково качали. Закружили елочку . Зимние метели, Каждую иголочку В серебро одели И.П.: Сидя на мяче, напряженные руки в стороны — «елочка». В первом куплете — выполнение поворотов туловища вправо и влево. Напряженные руки в первом куплете находятся при этом в четырех положениях: ● на первую строчку — в стороны — вниз; ● на вторую — в стороны; ● на третью — в стороны — вверх; ● на четвертую — вверх. Во втором куплете руки мягкие, пластичные также находятся в четырех положениях, но поворот туловища (скручивание позвоночника) начинается из положения руки вверх, причем к последней строчке руки переходят в исходное положение. |
Упражнение увеличивает подвижность в грудопоясничном отделе позвоночника, укрепляет косые мышцы живота.
|
|
Руки необходимо удерживать в изометрическом напряжении в первом куплете и дать ребенку возможность почувствовать противоположные ощущения, когда руки опускаются без напряжения во втором куплете.
|
6. Паучок |
И тут из-под ветки вылез паучок, который караулил там мух и комаров. Он пообещал украсить елочку своей серебристой паутиной, не хуже, чем снегом.
Паучок в углу сидит, Из угла на мух глядит, Ожидая ужина, Доплетает кружево И.П.: Присед на одной ноге, другая нога вытянута в сторону, руки опираются на мяч. Перенести вес тела с одной ноги на другую, приняв исходное положение на другой ноге. Выполнить в каждую сторону по два раза. |
Упражнение увеличивает подвижность в тазобедренных суставах.
|
|
При выполнении упражнения ребенок должен сохранять правильную осанку, держать спину прямо, только незначительно опираясь на мяч.
|
7. Лягушки |
День клонился к вечеру. На лесном озере устроили вечерний концерт лягушки. Да так, что Лисичка с Бабочкой просто заслушались!
Квакали лягушки Песенку свою. Я с моей подружкой Тоже подпою. Красота на озере, Лилии цветут, В лягушачьей опере Сто певцов поют И.П.: Лежа на мяче на животе, обхватив мяч согнутыми в коленях ногами, руки на полу. В первом куплете толчком сделать толчок ногами перекат мяча вперед с упором на руки, затем вернуться в исходное положение. Выполнить 3 раза и на четвертую строчку перейти в положение сидя ноги скрестно, мяч перед собой. Во втором куплете выполнить покачивание бедер вверх-вниз, сохраняя правильную осанку. |
Упражнение увеличивает подвижность в тазобедренных суставах, корригирует деформацию стоп, формирует навык правильной осанки.
|
|
Голову и спину при выполнении упражнения необходимо держать ровно и в положении некоторого вытяжения.
|
8. Зайчик |
Слушать лягушачий концерт прибежал Зайчик с лесной опушки. Он познакомился с Лисичкой и угостил всех капустой.
Скачет зайчик на опушке, Он живой, а не игрушка, Дайте зайке лист капустный, Самый лакомый и вкусный Стоя, мяч перед собой в руках. Выполнить прыжки на носках на месте, удерживая мяч перед грудью. В усложненном варианте ребенок сначала прыгает 4 раза вперед, затем 4 раза назад, затем прыжки с поворотом на 90 градусов. |
Упражнение укрепляет своды стоп, тренирует навык прыжков, развивает координацию движений.
|
|
|
9. Отдых |
Начинало темнеть. Лисичке пора было домой. Она попрощалаяь с новыми друзьями и побежала спать в свою норку под горой.
Отдохнуть пришла пора. Вот гора, в горе нора. В этой норке спит лисица. Что ж хорошего ей снится?
И.П.: Лежа на полу, ноги полусогнутые на мяче. Руки вдоль тела. Спина прямая. |
Упражнение на расслабление. |
|
При выполнении упражнения следить, чтобы поясничный отдел позвоночника не прогибался. Добиваться полного расслабления. |
Занятие разработано инструктором по ФИЗО Ступницкой Л.А. МДОУ ЦРР д/с № 46 г. Усть-Кут Иркутской обл.
Литература: Овчинникова Т. С., Потапчук А. А.Двигательный игротренинг для дошкольников.- СПб.: Издательство «Речь», 2002. 176 с.
ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА
В КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗО
Из опыта работы инструктора по физической культуре
МДОУ ЦРР д/с № 46 г. Усть-Кута Иркутской обл.
Ступницкой Ларисы Анатольевны
Последние исследования ученых психофизиологов показывают, что современные дети отличаются низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти. Диспропорциональность развития, незрелость движений определяет различия во всех психомоторных актах, и предопределяют недостаточный ,,; уровень качества их выполнения. Все вышесказанное убедило меня в том, что для определенной категории детей необходимы нетрадиционные формы проведения гимнастики. Одной из нетрадиционных форм и является фитбол-гимнастика, эффективность которой была оценена специалистами на протяжении ряда лет.
В детской практике фитболы используются за рубежом около пятидесяти лет, в нашей стране — около десяти. Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, пения в такт любимой мелодии развивает у детей ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.
Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес - гимнастики. Фитболы имеют определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость. Фитбол имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы. Недаром один из выдающихся педагогов Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики и назвал его идеальным средством для упражнений.
Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Во время своих занятий с детьми я неоднократно убеждалась в том, что совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. Кроме того, фитболы имеют ванильно-конфетный запах, и дети с удовольствием занимаются на таких тренажерах.
Фитболы бывают не только разного размера, но и цвета. Я заметила, что разные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции ребенка. Теплый цвет (красный, оранжевый) оказывает эрготропное влияние, то есть повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Этот цвет выбирают дети с холерическими чертами. Холодный цвет (синий, фиолетовый) оказывает трофотропный эффект, то есть успокаивает. Его выбирают дети с флегматическими чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные. Желтый и зеленый цвета способствуют проявлению выносливости. С помощью цвета регулируется психоэмоциональное состояние ребенка. Хотя, как правило, дети выбирают фитболы желтого солнечного цвета.
Хочу отметить, немаловажно и вибрационное воздействие фитболов. Вибрация активизирует регенеративные процессы, что позволяет использовать фитболы для работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата. С такими детьми я и организую основную работу с использованием фитболов в нашем ДОУ.
Начала заниматься фитбол-гимнастикой с детьми в 2005-2006 учебном году. Состав группы - 5 человек: 3-е нарушением опорно-двигательного аппарата, 1 — с диагнозом «астма» и 1 — с нарушением координации движений. Помимо постоянной подгруппы в индивидуальном порядке на фитболах занимались все дети, имеющие нарушения осанки. А положительные эмоции и ритмичное дыхание отрабатывали в свободной , деятельности с фитболами дети, посещая с воспитателями спортзал. Ребятишки постоянно совершенствовали свои умения и навыки. Если в начале учебного года они с трудом удерживались на фитболах, упражнения выполняли медленно и осторожно, постоянно сбивались в ритме, не держали дыхание, то в конце его дети хорошо управлялись с этими тренажерами. А в постоянной коррекционной группе прослеживалась устойчивая положительная динамика.
Для большей результативности необходимо проводить фитбол-гимнастику не менее двух раз в неделю. Следуя этому правилу, я и распределила время взаимодействия с детьми, учитывала возраст детей, их гендерные и индивидуальные особенности.
Мне удалось заинтересовать Фитбол-гимнастикой родителей наших воспитанников. Они приглашались на занятия, участвовали в спортивных развлечениях с ми, просматривали видео-консультации. В результате многие семьи приобрели для своих детей фитболы. Получили рекомендации по организации занятий с этими интересными снарядами, узнали об их универсальности и комплексности воздействия на организм.
Полученный результат стимулировал меня к продолжению и углублению этой работы. Появившаяся в последнее время литература по фитбол-гимнастике помогает оптимизировать использование фитболов, предлагает новые приемы и технологии. Исходя из своего опыта, могу сказать, что в ДОУ фитбол-гимнастика имеет очень хорошие перспективы. Это соответственно диктует необходимость приобретения большего количества тренажеров и их разнообразия. Фитбол-гимнастика в ряду коррекционно-профилактической работы по физкультуре не теряет своей актуальности уже седьмой год.
Горящие глаза детей, их желание продолжать занятия с необычными мячами воодушевляет меня не останавливаться на достигнутом.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ступницкая Лариса Анатольевна
→ dobrusha 03.01.2012 0 4739 763 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.