Фитбол-гимнастика в коррекционно-профилактической работе инструктора по ФИЗО


КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИТБОЛОВ

«НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ»


Название

упражнения

Содержание

Направленность

Схема

Примечания

1. Лисичка

Тихо было на лесной полянке. Отдыхали зверята под елочками, кружились над цветами насекомые. Вдруг послышался собачий лай и на полянку выскочила Лисичка.


Рыжая лисичка

По лесу бежала,

Хитрая сестричка

Хвостиком махала.

А за ней собаки,

Злые забияки,

Хвостиком вильнула,

Собак обманула.

И.П.: Стоя, мяч на полу перед собой.

В первом куплете на первую строчку в исходном положении стоя в полуприседе, одной рукой придер­живая мяч, другую максимально отвести назад,

«по­казывая хвостик». Повторить то же в другую сторону противоположной рукой. Выполняется по два раза в каждую сторону.

Во втором куплете на первые три строчки три раза прокатить мяч от себя, выполняя при этом наклон ту­ловища вперед, затем вернуться в исходное положе­ние, на четвертую строчку повторить наклон вперед и
«спрятаться» за мяч.

Укрепление мышц плечевого пояса. Увеличение подвижности туловища.




При выполнении поворотов важно, чтобы ребенок глазами проследил за рукой, которая «показывает хво­стик». В этом случае выполнение упражнения будет более продуктивным и полезным. Во втором куплете при наклонах следить, чтобы плечи и голова ребенка были в одной плоскости с туловищем.


2. Бабочка

Отдышалась Лисичка, огляделась вокруг и увидела рядом на цветке чудесную бабочку. Она выразила свое восхищение красотой бабочки и тут же с ней подружилась. Бабочка исполнила для новой подружки свой порхающий танец и предложила научить ее летать.


Бабочка летает

В солнечном лесу.

Бабочка играет

С ветром на лету.

За бабочкой капризной

Мне не уследить,

Крыльев жест волшебный

Мне не повторить

И.П.: Сидя на мяче, руки, согнутые в локтевых суставах, поднять вертикально вверх — «крылья».

Сведение и разведение предплечий перед грудью, касаясь ладонями друг друга. В первой строфе хлопки на каждое первое слово, соответственно четыре раза; во второй строфе — на каждый слог (16 раз).

Упражнение развивает силу грудных мышц, трени­рует навык правильной осанки.




Необходимо добиваться правильной посадки на мяче с ровной спиной и приподнятой головой. Упраж­нение выполняется активно с четким хлопком и ак­центом. Следить, чтобы локти были параллельны полу, а не «провисали».


3.Веточка

Так и не научилась Лисичка летать, зацепилась пушистым хвостом за куст сирени, чуть не обломала цветущую веточку. Поправила она веточку и спела ей веселую песенку, чтоб не обижалась.


Веточка пушистая,

Пышный куст сирени.

До чего душистая,

Что ломать не смеем.

Веточка нарядная

На ветру качалась,

Песенка веселая

Пелась, не кончалась.

И.П.: Сидя на мяче, ноги на ширине плеч в опоре стопа­ми на пол, руки опущены вниз.

Сидя на мяче выполняются наклоны вправо и вле­во. Руки подняты вверх «веточка качается», ладони обращены друг к другу. Упражнение выполняется мед­ленно, по четыре на каждую строфу, с фиксацией ту­ловища в центральной позиции.

Упражнение на боковые мышцы туловища.



Следить за выполнением наклонов строго во фрон­тальной плоскости.


4. Пчелка

И тут заметила Лисичка в цветах сирени маленькую мохнатую пчелку. Она предложила пчелке поиграть и спеть вместе, но пчелка только сердито зажужжала в ответ, чтобы ей не мешали собирать мед.


Мохнатая пчелка
Крыльями жужжит,
Над цветком душистым
Медленно кружит,

Целый день летает,
Мёд собирает.

И.П.: Сидя на мяче, руки согнуты в локтевых суставах («маленькие крылышки»).

На первые четыре строчки отведение и приведе­ние согнутых рук к туловищу («пчелка машет крылыш­ками»), на последние две строчки руки через стороны вверх, одновременно работая кистями рук.

Упражнение повышает гибкость в плечевых и лучезапястных локтевых суставах, увеличивает силовую выносливость мышц плечевого пояса.




Локти и туловище ребенка должны находиться в одной фронтальной плоскости.


5.Ёлочка

Улетела пчела. И тут Лисичка услышала, что кто-то тоскливо вздыхает неподалеку. Оглянувшись, она увидела небольшую ёлочку, которая с грустью вспоминала свои роскошные зимние наряды.


Маленькая елочка

Росла без печали,

Буйны ветры елочку

Ласково качали.

Закружили елочку .

Зимние метели,

Каждую иголочку

В серебро одели

И.П.: Сидя на мяче, напряженные руки в стороны — «елочка».

В первом куплете — выполнение поворотов туло­вища вправо и влево. Напряженные руки в первом куплете находятся при этом в четырех положениях:

на первую строчку — в стороны — вниз;

на вторую — в стороны;

на третью — в стороны — вверх;

на четвертую — вверх.

Во втором куплете руки мягкие, пластичные так­же находятся в четырех положениях, но поворот ту­ловища (скручивание позвоночника) начинается из положения руки вверх, причем к последней строчке руки переходят в исходное положение.

Упражнение увеличивает подвижность в грудопоясничном отделе позвоночника, укрепляет косые мышцы живота.



Руки необходимо удерживать в изометрическом напряжении в первом куплете и дать ребенку возмож­ность почувствовать противоположные ощущения, когда руки опускаются без напряжения во втором куплете.


6. Паучок

И тут из-под ветки вылез паучок, который караулил там мух и комаров. Он пообещал украсить елочку своей серебристой паутиной, не хуже, чем снегом.


Паучок в углу сидит,

Из угла на мух глядит,

Ожидая ужина,

Доплетает кружево

И.П.: Присед на одной ноге, другая нога вытянута в сто­рону, руки опираются на мяч.

Перенести вес тела с одной ноги на другую, при­няв исходное положение на другой ноге. Выполнить в каждую сторону по два раза.

Упражнение увеличивает подвижность в тазобед­ренных суставах.





При выполнении упражнения ребенок должен со­хранять правильную осанку, держать спину прямо, только незначительно опираясь на мяч.


7. Лягушки

День клонился к вечеру. На лесном озере устроили вечерний концерт лягушки. Да так, что Лисичка с Бабочкой просто заслушались!


Квакали лягушки

Песенку свою.

Я с моей подружкой

Тоже подпою.

Красота на озере,

Лилии цветут,

В лягушачьей опере

Сто певцов поют

И.П.: Лежа на мяче на животе, обхватив мяч согнутыми в коленях ногами, руки на полу.

В первом куплете толчком сделать толчок ногами перекат мяча вперед с упором на руки, затем вернуть­ся в исходное положение. Выполнить 3 раза и на чет­вертую строчку перейти в положение сидя ноги скрестно, мяч перед собой.

Во втором куплете выполнить покачивание бедер вверх-вниз, сохраняя правильную осанку.

Упражнение увеличивает подвижность в тазобед­ренных суставах, корригирует деформацию стоп, фор­мирует навык правильной осанки.









Голову и спину при выполнении упражнения не­обходимо держать ровно и в положении некоторого вытяжения.



8. Зайчик

Слушать лягушачий концерт прибежал Зайчик с лесной опушки. Он познакомился с Лисичкой и угостил всех капустой.


Скачет зайчик на опушке,

Он живой, а не игрушка,

Дайте зайке лист капустный,

Самый лакомый и вкусный

Стоя, мяч перед собой в руках.

Выполнить прыжки на носках на месте, удержи­вая мяч перед грудью. В усложненном варианте ребе­нок сначала прыгает 4 раза вперед, затем 4 раза назад, затем прыжки с поворотом на 90 градусов.

Упражнение укрепляет своды стоп, тренирует на­вык прыжков, развивает координацию движений.





9. Отдых

Начинало темнеть. Лисичке пора было домой. Она попрощалаяь с новыми друзьями и побежала спать в свою норку под горой.


Отдохнуть пришла пора.

Вот гора, в горе нора.

В этой норке спит лисица.

Что ж хорошего ей снится?


И.П.: Лежа на полу, ноги полусогнутые на мяче.

Руки вдоль тела. Спина прямая.

Упражнение на расслабление.


При выполнении упражнения следить, чтобы поясничный отдел позвоночника не прогибался. Добиваться полного расслабления.


Занятие разработано инструктором по ФИЗО Ступницкой Л.А. МДОУ ЦРР д/с № 46 г. Усть-Кут Иркутской обл.

Литература: Овчинникова Т. С., Потапчук А. А.Двигательный игротренинг для дошкольников.- СПб.: Издательство «Речь», 2002. 176 с.


ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА

В КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗО


Из опыта работы инструктора по физической культуре

МДОУ ЦРР д/с № 46 г. Усть-Кута Иркутской обл.

Ступницкой Ларисы Анатольевны


Последние исследования ученых психофизиологов показывают, что современные дети отличаются низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти. Диспропорциональность развития, незрелость движений определяет различия во всех психомоторных актах, и предопределяют недостаточный ,,; уровень качества их выполнения. Все вышесказанное убедило меня в том, что для определенной категории детей необходимы нетрадиционные формы проведения гимнастики. Одной из нетрадиционных форм и является фитбол-гимнастика, эффективность которой была оценена специалистами на протяжении ряда лет.

В детской практике фитболы используются за рубежом около пятидесяти лет, в нашей стране — около десяти. Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, пения в такт любимой мелодии развивает у детей ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес - гимнастики. Фитболы имеют определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость. Фитбол имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы. Недаром один из выдающихся педагогов Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики и назвал его идеальным средством для упражнений.

Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Во время своих занятий с детьми я неоднократно убеждалась в том, что совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. Кроме того, фитболы имеют ванильно-конфетный запах, и дети с удовольствием занимаются на таких тренажерах.

Фитболы бывают не только разного размера, но и цвета. Я заметила, что разные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции ребенка. Теплый цвет (красный, оранжевый) оказывает эрготропное влияние, то есть повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Этот цвет выбирают дети с холерическими чертами. Холодный цвет (синий, фиолетовый) оказывает трофотропный эффект, то есть успокаивает. Его выбирают дети с флегматическими чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные. Желтый и зеленый цвета способствуют проявлению выносливости. С помощью цвета регулируется психоэмоциональное состояние ребенка. Хотя, как правило, дети выбирают фитболы желтого солнечного цвета.

Хочу отметить, немаловажно и вибрационное воздействие фитболов. Вибрация активизирует регенеративные процессы, что позволяет использовать фитболы для работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата. С такими детьми я и организую основную работу с использованием фитболов в нашем ДОУ.


















Начала заниматься фитбол-гимнастикой с детьми в 2005-2006 учебном году. Состав группы - 5 человек: 3-е нарушением опорно-двигательного аппарата, 1 — с диагнозом «астма» и 1 — с нарушением координации движений. Помимо постоянной подгруппы в индивидуальном порядке на фитболах занимались все дети, имеющие нарушения осанки. А положительные эмоции и ритмичное дыхание отрабатывали в свободной , деятельности с фитболами дети, посещая с воспитателями спортзал. Ребятишки постоянно совершенствовали свои умения и навыки. Если в начале учебного года они с трудом удерживались на фитболах, упражнения выполняли медленно и осторожно, постоянно сбивались в ритме, не держали дыхание, то в конце его дети хорошо управлялись с этими тренажерами. А в постоянной коррекционной группе прослеживалась устойчивая положительная динамика.

Для большей результативности необходимо проводить фитбол-гимнастику не менее двух раз в неделю. Следуя этому правилу, я и распределила время взаимодействия с детьми, учитывала возраст детей, их гендерные и индивидуальные особенности.

Мне удалось заинтересовать Фитбол-гимнастикой родителей наших воспитанников. Они приглашались на занятия, участвовали в спортивных развлечениях с ми, просматривали видео-консультации. В результате многие семьи приобрели для своих детей фитболы. Получили рекомендации по организации занятий с этими интересными снарядами, узнали об их универсальности и комплексности воздействия на организм.

Полученный результат стимулировал меня к продолжению и углублению этой работы. Появившаяся в последнее время литература по фитбол-гимнастике помогает оптимизировать использование фитболов, предлагает новые приемы и технологии. Исходя из своего опыта, могу сказать, что в ДОУ фитбол-гимнастика имеет очень хорошие перспективы. Это соответственно диктует необходимость приобретения большего количества тренажеров и их разнообразия. Фитбол-гимнастика в ряду коррекционно-профилактической работы по физкультуре не теряет своей актуальности уже седьмой год.

Горящие глаза детей, их желание продолжать занятия с необычными мячами воодушевляет меня не останавливаться на достигнутом.






Полный текст материала Фитбол-гимнастика в коррекционно-профилактической работе инструктора по ФИЗО смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ступницкая Лариса Анатольевна  dobrusha
03.01.2012 0 4739 763

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК