Воспитание здорового ребенка
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧР
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ЯДРИНСКОЙ
РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
"Воспитание здорового ребенка"
Выполнила: воспитатель
ГРПШ "Хĕвел"
при МОУ "Янымовская
ООШ" Ядринского района
Жукова
Галина Геннадьевна.
Янымово – 2012
Содержание:
Введение 3
Проблема. Что необходимо для решения данной проблемы. Сроки . 5
Цель проекта и задачи. Ожидаемый результат. 6
Пути реализации проекта 7
Перспективный план 9
Диагностика 12
Заключение. 13
Список литературы. 14
Приложения 15
Введение
Новая социально-экономическая действительность диктует необходимость формирования культа здоровья в сознании подрастающего поколения. "Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным", – таков девиз сегодняшнего дня. Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная забота каждого цивилизованного общества. Поэтому наша главная задача и задача родителей – научить ребенка вести здоровый образ жизни, выработать у него разумное отношение к собственному организму, привить необходимые гигиенические навыки, культуру движения. Ребенок не рождается с готовым набором движений. Он осваивает их в процессе обучения. Особенно ценны в воспитательном аспекте разновозрастные объединения дошкольников на физкультурных занятиях. Они обеспечивают успешную передачу двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста малышам.
Я работаю по программе для групп кратковременного пребывания в детском саду "Дошкольная группа" под редакцией Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой.
Основным направлением физкультурно-оздоровительной работы с детьми я считаю именно совместную работу педагогов с семьей в решении вопросов укрепления здоровья и физического воспитания дошкольников. В группе по организации физкультурно-оздоровительной работы была разработана программа "За здоровьем в детский сад" со следующими видами работы с детьми:
Создание условий для двигательной активности (физкультурный зал, площадка, наличие мячей, скакалок, ленточек).
Привитие и закрепление у детей культурно-гигиенических навыков.
Разнообразие форм физического воспитания и гигиенического обучения:
Утренняя гимнастика (пример см. в Приложение 4).
Точечный массаж (пример см. в Приложение 5).
Физкультурные занятия.
Подвижные игры на воздухе.
Экскурсии на природу.
Медицинское обеспечение:
Осмотр детей врачами.
Ежедневная беседа с фельдшером.
Выступление фельдшеров на собрании.
Экологические условия:
Проветривание помещений.
Соблюдение светового и теплового режима.
Соблюдение графика ежедневной уборки.
Сотрудничество с семьей:
Совместные физкультурные досуги.
"Папа, мама и я – спортивная семья"
День здоровья (пример см. в Приложении 6).
Элементарный туризм.
Устный журнал. Информация для родителей (пример см. Приложение 7).
Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Для удовлетворения этим требованиям в группе разработан проект "Взаимодействие семьи и группы кратковременного пребывания в физическом развитии дошкольников" в целях осуществления вопросов физического развития дошкольников, формирование у них и их родителей представления о здоровом образе жизни.
Так как взаимосвязь детского сада и семьи предлагает совершенствование педагогического просвещения семьи, важно, чтобы родители и педагогический коллектив нашли общие интересы и вошли в тесный контакт друг с другом. Именно педагог может помочь преодолеть и выявить недостатки, ошибки в семейном воспитании, вооружая родителей педагогическими знаниями, а также помочь ближе узнать своего ребенка, а ребенку – узнать своих родителей.
Данный проект предусматривает целенаправленную работу по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста совместно с родителями.
Проблема.
Многие дети дошкольного возраста поступая в группу имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. Систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, передача теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков, распространение положительного семейного опыта – единственная возможность повысить эффективность работы по оздоровлению детей, получения необходимых знаний о физическом развитии ребенка, сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье.
Что необходимо для решения данной проблемы.
Перспективный план работы по физическому развитию дошкольников.
Применение различных форм совместной деятельности детей и родителей в группе и в семье.
Система домашних заданий для родителей на год.
Наглядный и методический материал.
Срок осуществления проекта.
Учебный год.
Цель проекта:
Обеспечение здоровья детей.
Формирование у дошкольников и их родителей представления о здоровом образе жизни.
Совместная работа педагога и семьи в решении вопросов укрепления здоровья и физического воспитания дошкольников.
Задачи:
Научить ребенка вести здоровый образ жизни.
Выработать у него разумное отношение к собственному организму, привить необходимые гигиенические навыки.
Дать родителям определенную модель физического воспитания детей, обучить их практическим навыкам, обеспечивающим целостность процесса воспитания, предоставить возможность применить эти навыки на практике.
Ожидаемый результат:
Хочется надеяться, что в результате информация и практический опыт, полученные родителями, помогут повысить эффективность работы по оздоровлению детей, получить необходимые знания о физическом развитии ребенка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье; снизить "дефицит" положительных эмоций. У детей создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности; обеспечить преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и группе.
Пути реализации проекта.
Деятельность педагога.
Создание конспектов занятий и мероприятий.
Знакомство детей с новыми видами движений и игр.
Собрания.
Посещение семей.
Беседы.
Консультации.
Папки-передвижки.
Доска объявлений.
Анкетирование.
Семинар-практикум.
Альбом «А мы в группе не скучаем».
Тематические дни: календарные праздники, «День матери», «День семьи», «День здоровья», «День пожилого человека» и т.д.
Дни открытых дверей.
Доска поздравлений и поощрений.
Информационный лист.
Всеобуч для родителей.
Индивидуальные встречи «За чашкой чая».
Совместные праздники и развлечения.
Деятельность детей.
Использование систем игровых занятий.
Беседы.
Разминки и динамические паузы между занятиями.
Коррекционная гимнастика.
Специально организованные занятия.
Ознакомление и изучение правил поведения.
Использование комплексов упражнений по профилактике различных заболеваний.
Деятельность родителей.
Выполнение домашних заданий для родителей.
Ведение дневника достижений своего ребенка.
Совместное составление индивидуальных планов оздоровления детей совместно с родителями и специалистами.
Перспективный
план ГРПШ
по взаимодействию семьи и
группы
по физическому воспитанию
дошкольников.
Месяц |
Проводимое мероприятие |
Сентябрь |
1. Посещение семей |
2. Тест для родителей "Как вы относитесь к своему здоровью" |
|
3. Анкетирование родителей: "Физическое воспитание и развитие детей " |
|
4. Домашнее задание родителям: "Как стать Неболейкой", "Стартуем вместе" (см. Приложение 1) |
|
5. Совместное занятие родителей и детей "Разноцветные обручи" |
|
6. Физкультурное занятие по литературному произведению "Мишка Топтыжка" |
|
7. Проведение подвижных игр (см. Приложение 2) |
|
8. Фольклорное физкультурное занятие "Друзья Юмана" |
|
Октябрь |
1. Беседа с родителями: "Суточный режим" |
2. Беседа с детьми: "Как человек познает окружающий мир". (Знакомство с органами чувств, гигиена зрения и слуха) |
|
3. Домашнее задание родителям: "Плоскостопие. Как его выявить?", "Измерение частоты сердечных сокращений у ребенка" |
|
4. Совместное занятие родителей и детей: "Путешествие белой вороны" |
|
5. Физкультурное занятие по литературному произведению "Приключение Балды" |
|
6. Проведение подвижных игр |
|
7. Страна чудес |
|
Ноябрь |
1. Консультация для родителей "Поговорим о плоскостопии" |
2. Беседа с детьми: "Как стать Неболейкой" (о профилактике простудных заболеваний ) |
|
3. День здоровья: "С физкультурой мы дружны - нам болезни не страшны" |
|
4. Домашнее задание родителям: "Проверим гармонию цифрами", "Сова или жаворонок" |
|
5. Совместное занятие родителей и детей "Мяч в игре" |
|
6. Физкультурное занятие по литературному произведению "В гостях у бабушки Арины". |
|
7. Проведение подвижных игр. |
|
8. Лесная история. |
|
Декабрь |
1. Беседа с родителями "Как выполняются гигиенические процедуры" |
2. Беседа с детьми: "Здравствуй!" (знакомство детей с миром эмоций, психогимнастикой) |
|
3. День здоровья: "Семейные олимпийские игры" |
|
4. Домашнее задание родителям: "Как узнать возможный рост ребенка в 18 лет", "Секреты домашней аптеки" |
|
5. Совместное занятие родителей и детей. "Веселая олимпиада" (профилактика нарушения осанки) |
|
6. Физкультурное занятие по литературному произведению "Федорино горе" |
|
7. Проведение подвижных игр. |
|
8. Пюрнеске – мальчик с колодку. |
|
Январь |
1. Родительское собрание "Делимся семейным опытом воспитания здорового ребенка" |
2. Развлечение "Мы мороза не боимся" |
|
3. Домашнее задание для родителей: "Правша или левша" |
|
4. Совместное занятие родителей и детей: "Встань прямо" (профилактика нарушения осанки) |
|
5. Проведение подвижных игр |
|
6. Спешим на помощь. |
|
Февраль |
1. Беседа с детьми: "Витамин-шоу" (аптека на кухне, витамины и их назначение) |
2. Папка-передвижка для родителей |
|
3. Праздник "Аты-баты, мы солдаты" |
|
4. Домашнее задание для родителей: "Профилактика детской близорукости", "Аптека на кухне" |
|
5. Совместное занятие родителей и детей: "Правильная осанка" (профилактика нарушения осанки) |
|
6. Физкультурное занятие по литературному произведению "Путешествие в Изумрудный город" |
|
7. Проведение подвижных игр |
|
8. Вечнозеленые деревья. |
|
Март |
1. Беседа с детьми: "Клуб сладкоежек" |
2. День здоровья: "Цветик-семицветик" |
|
3. Домашнее задание для родителей: "Клуб сладкоежек" |
|
4. Физкультурное занятие по литературному произведению "Добрый доктор Айболит" |
|
5. Совместное занятие родителей и детей: "Послушный мяч" |
|
6. Проведение подвижных игр |
|
7. Арсюри – хозяин леса. |
|
Апрель |
1. Беседа с детьми: "Как стать Геркулесом" (укрепление опорно-двигательного аппарата, профилактика детского травматизма) |
2. Спортивный праздник: "Физкульт-ура" |
|
3. Домашнее задание для родителей: "Смехотерапия – лекарство от скуки" |
|
4. Совместное занятие родителей и детей: "Игры с обручем и мячом" |
|
5. Физкультурное занятие по литературному произведению "Поможем коту Леопольду" |
|
6. Проведение подвижных игр |
|
7. Солнышко сияет, играть нас приглашает. |
|
Май |
1. Родительское собрание: "Наши достижения" |
2. Развлечение: "Русские народные игрища" |
|
3. Домашнее задание для родителей: "Вот мы какие" |
|
4. Совместное занятие родителе й и детей: "Станем сильными и ловкими" |
|
5. Проведение подвижных игр |
Диагностика.
Часть работы, традиционно осуществляемой воспитателями детского сада в свободное время, в группах кратковременного пребывания переносится в сферу семейной педагогики.
Задания, которые даются родителям, должны удовлетворять определенным требованиям.
Быть краткими и четкими.
Методику выполнения заданий следует подробно расписывать в индивидуальной памятке и проговаривать с каждым родителем в отдельности.
Примерная мотивация к выполнению домашних заданий может быть такой: «Хотите узнать, насколько вырос ваш ребенок, грозит ли ему плоскостопие, кто он – левша или правша? Тогда, пожалуйста, внимательно прочитайте памятку и выполните следующее домашнее задание».
Результаты предлагаемых вариантов обследования должны быть легко сравнимы с эталоном.
Домашние задания (см. Приложение 1) обязательно проверяются в установленный срок; положительная оценка (даже если не все выполнено) дается в присутствии взрослых и детей.
Для фиксации тестовых заданий возможно использовать предлагаемый Дневник достижений (см. Приложение 3), который будет заполняться постепенно. Все записи заносятся в банк информации и анализируются специалистами дошкольного учреждения.
Обобщив наиболее часто встречающиеся проблемы и вопросы родителей педагогам детских садов, предлагается тематика домашних заданий:
Стартуем вместе (диагностика физической подготовленности ребенка).
Как узнать возможный рост ребенка в 18 лет?
Гармонично ли развивается ребенок?
Плоскостопие. Как его выявить?
Профилактика детской близорукости.
Как помочь ребенку (коррекция нарушений осанки, гиперактивность и др.)?
«Совы» и « жаворонки» в детском саду и дома.
Мальчики и девочки – два разных мира.
Вот мы какие! (Итоговое тестирование физической подготовленности ребенка.)
ПРИМЕЧАНИЕ. Темы для совместной беседы с родителями следует выбирать осторожно. Если проблемы ребенка связаны с отклонениями в состоянии его здоровья, то не всем родителям хочется это обсуждать публично.
Заключение.
Развитие ребенка тесно связанно с образом жизни семьи и родителям необходимо заботиться о правильном физическом развитии детей, регулярно заниматься с ними физкультурой, приобщать к здоровому образу жизни. Специалисты, работающие в дошкольных учреждениях, могут помочь взрослым в приобретении необходимых теоретических и практических знаний (например, познакомить с упражнениями и подвижными играми, способствующими развитию у детей двигательных навыков, а также освоить приемы обучения этим упражнениям), чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретенные ребенком двигательные навыки.
Один из путей решения этих задач – совместная физкультурная деятельность детей и взрослых как в массовом детском учреждении, так и в семье.
Я думаю, что сотрудникам детских учреждений необходимо осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая передачу теоретических знаний и оказания помощи в приобретении практических навыков, а также в распространении положительного семейного опыта воспитания детей.
Многолетний опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьей и детским садом, школой, спортивной секцией.
Список литературы.
Аверина И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы. М.: "Айрисс Пресс", 2004 г.
Волошина Л.Н.
Воспитание двигательной культуры
дошкольников. М.:
Изд-во "Аркти",
2005 г.
Васильева М.А. Программа воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1892 г.
Глушкова Г.В., Голубева Л.Г., Прилепина И.А. Физическое воспитание в семье и ДОУ. М.: Школьная пресса. 2005 г.
Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. М.: ВАКО, 2005 г.
Громова О.Е. Спортивные игры для детей. М.: Творческий центр, 2003 г.
Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Дошкольная группа. М.: Школьная пресса, 2005 г.
Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Ярославль.: Академия развития, 2005 г.
Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. М.: Творческий центр, 2004 г.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: "Айрисс Пресс", 2003 г.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. М.: Школьная пресса, 2003 г.
Федин С., Болотина Ю. Игры нашего детства. М.: "Айрисс Пресс", 2005 г.
Ягодова Л.Г., Махалова И.В. Чувашские детские игры. Чебоксары, 2005 г.
"Сладкая жизнь не отменяется, но …", журнал "Мой ребенок", № 10, 2003 г.
"Играя, укрепляем свод стопы у малыша", журнал "Мой ребенок", № 10, 2003 г.
"Гениальные левшата", журнал "Мой ребенок", № 10, 2003 г.
"Занимаемся на кухне", журнал "Мой ребенок", № 10, 2003 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жукова Галина Геннадьевна
→ Галя68 27.04.2012 2 4610 915 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.