Статья "Плавание - эффективное средство профилактики нарушений осанки детей дошкольного возраста"
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение №10 г. Красноярска
Статья
ПЛАВАНИЕ – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Непосредственно образовательная деятельность
детей дошкольного возраста по обучению плаванию
Абрамова Елена Валерьевна
Инструктор по физической культуре
г. Красноярск
Гармоничное развитие и жизнь личности достигаются только при сбалансированных умственных и физических нагрузках, благоприятной окружающей среде и правильном питании. Именно эту цель преследуют сторонники здорового образа жизни. Однако в связи с развитием техники и технологии физические нагрузки значительно снижаются.
Количество детей с нарушениями осанки и сколиозом неуклонно возрастает, современный малоподвижный сидячий образ жизни, не способствует сохранению правильной осанки и развитию мышечной массы. Большое количество случаев сколиоза выявляется уже в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).
В дошкольном учреждении обучение плаванию направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его гармоничное психофизическое развитие, совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма, приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат находится в стадии формирования. Детский позвоночник отличается мягкостью, эластичностью. Он очень легко поддается чрезмерным изгибам, которые могут закрепиться и образовать деформацию. Нарушение осанки и сколиоз являются одними из распространенных заболеваний у детей. Поэтому разработки профилактических мероприятий при данных нарушениях являются весьма актуальными. Наилучшие результаты по профилактике нарушений и стабилизации достигаются в ДОУ, имеющих бассейн.
Здоровье и правильная осанка неотделимы друг от друга. Нормальное развитие и функционирование детского организма значительно ухудшаются при нарушениях осанки. Для детского организма плавание является адекватной нагрузкой, так как циклические плавательные движения вызывают последовательные напряжение и расслабление различных мышц. Это особенно важно в связи с тем, что мышечная система ребенка дошкольного возраста еще недоразвита. Дети быстро утомляются, но это утомление быстро проходит. Поэтому для детей нежелательны длительные мышечные напряжения и однообразные статические нагрузки. Плавание благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему, способствует развитию легких, обладает оздоравливающим и закаливающим эффектами.
Во время плавания: осуществляется естественная разгрузка позвоночника; самовытяжение во время скольжения дополняет разгрузку зон роста; исчезает асимметрическая работа межпозвоночных мышц; восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков; укрепляются мышцы живота, спины, конечностей; совершенствуется координация движений; воспитывается чувство правильной осанки.
Плавание рекомендуется всем детям, в том числе и с нарушениями осанки, сколиозом. Основные цели плавания для здоровых детей это профилактика нарушений осанки, развитие мышечной массы. Для детей с нарушениями осанки – это коррекция деформации позвоночника и формирование его мышечного корсета. Участие в НОД детей разных групп по здоровью требует дифференцированного подхода к выбору упражнений и физических нагрузок.
При проведении НОД по обучению плаванию для детей с нарушениями осанки учитываются следующие особенности:
-
плавательные упражнения и стиль плавания подбираются индивидуально с учетом нарушения осанки;
-
делается «упор» на постановку правильного дыхания;
-
учитывается нарушение координации движений у детей;
-
элементы каждого упражнения предварительно осваиваются на суше;
-
полностью исключаются упражнения мобилизирующие позвоночник и с колебаниями вокруг продольной оси туловища;
-
все упражнения выполняются в игровой форме.
Нарушение осанки и сколиоз часто сопровождаются нарушениями координации движений и отставании в развитии мышечной массы. Кроме того, вода для детей является отвлекающим фактором. Поэтому все упражнения и плавательные движения сначала разучиваются на суше и только после удовлетворительного усвоения выполняются в воде у бортика, а затем без поддержки. Профилактические упражнения чередуются с дыхательными, обеспечивающими снижение физической нагрузки и восстановление дыхания. Ритмичное глубокое дыхание способствует вентиляции легких, увеличению жизненной емкости лёгких, насыщению крови и тканей кислородом.
Исходя из допустимых нагрузок для детей с нарушением осанки основным стилем плавания является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения. Во время паузы скольжения позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища максимально напряжены. При этом стиле плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикулярно движению, движения рук и ног симметричны, производятся в одной плоскости. Все это способствует равномерному развитию мышц левой и правой частей тела. Плавание брассом предполагает согласованность дыхания, движений рук и ног. Таким образом, постановка правильного дыхания также необходима для освоения брасса.
В плавательных упражнениях для детей со сколиозом и нарушениями осанки исключаются движения с вращением позвоночника, движения увеличивающие его гибкость. Комплексы специальных упражнений назначаются с учетом формы спины с учетом тяжести нарушений. Упражнения целенаправленного воздействия подразделяются на несколько основных видов:
-
упражнения, активно вытягивающие позвоночник (плавание брассом с удлиненной паузой скольжения);
-
упражнения, развивающие мышечную силу (плавание в ластах, на скорость);
-
свободное плавание и игры в воде.
Весь процесс обучения плаванию проводится в игровой форме. Условно его можно разделить на три этапа.
Первый этап – ознакомление с водной средой и преодоление водобоязни. Дети знакомятся с правилами поведения в воде, в бассейне. Затем дети познают свойства воды, её плотность, вязкость и прозрачность посредством упражнений: «Буря на море», «Фонтаны», «Поймай рыбку», «Найди колечки», «Прокати под водой машинку», «Подводный счет», и др. Окончание первого этапа характеризуется освоением детьми воды, безбоязненным и уверенным передвижением по дну, совершением простейших действий и игр в воде.
На втором этапе формируются умения и навыки передвижения в воде простейшими способами, которые позволят детям в дальнейшем держаться на поверхности воды, получить представление о выталкивающей и поддерживающей силе воды, а также самостоятельно выполнять упражнение вдох-выдох в воду несколько раз подряд. Для достижения этого выполняются следующие упражнения и игры: «Звездочка», «Стрела», «Вдох и выдох», «Качели», «Погружение», «Лодочка плывет», «Водолазы» и др. После второго этапа дети научились всплывать, лежать, скользить по поверхности воды, выдыхать в воду, погружаться под воду с открытыми глазами.
Третий этап – обучение плаванию способами брасс на груди, кроль на груди и спине «стрелой». Обучение плаванию заключается в освоении детьми отдельных элементов движений рук, ног и дыхания, а затем достижением общей координации плавательных движений. Сюда включаются упражнения: «Брасс ногами», «Ноги кроль», «Брасс с досточкой», «Кроль в ластах», «Кроль на спине стрелой», и др. В результате дети проплывают 8-10 метров, согласовывая движения рук, ног и дыхание.
Подвижные игры в воде, дают хороший результат при нарушениях осанки, плоскостопии. Помимо непосредственного эффекта от движения они полезны тем, что позволяют «разбавить» монотонность упражнений, которая приводит к рассеянности, вялости и утомлению детей. Используемые игры создают условия для эффективной профилактики, а также помогают решать задачи воспитания, обучения детей, их умения правильно управлять своими движениями, поддерживать интерес детей к плаванию. Появляющиеся во время игр эмоции позволяют преодолеть боязнь воды и неуверенность.
Для всех детей плавание в бассейне являются прекрасным средством для психопрофилактики и психологической разгрузки.
Таким образом, плавание – эффективное средство профилактики нарушений осанки, стабилизации состояния позвоночника детей дошкольного возраста. Во многом положительный эффект зависит от регулярности посещений бассейна, усердия ребенка и правильности выполнения им упражнений.
Литература
-
Воронова Е.К. Программа обучения детей плаванию в детском саду.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-80с.
-
Кардамонова Н.Н. Плавание и спорт. Серия «Панацея», Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.
-
Патрикеев А.Ю. Игры с водой и на воде. Подготовительная к школе группа / авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014. – 215 с.
-
Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Занятия, игры, праздники. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.- 88с.
-
Рыбак М.В. Раз, два, три, плыви…: методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений.- М.: Обруч, 2010.- 208с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Абрамова Елена Валерьевна
→ Публикатор 31.03.2020 0 1564 198 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.