Презентация по литературе "В мире басен"; 5 класс


Слайд 1
В мире басен. Козлова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ Калаисской сош Кирсановского района Тамбовской области
Слайд 2
Басня, литературный жанр; краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения. Персонажи басни, помимо людей, — животные, растения, вещи. В начале или концовке басни обычно даётся афористический нравоучительный вывод ("мораль"). Басня — один из древнейших литературных жанров.
Слайд 3
Древнейшие басенные сюжеты появились в греческой литературе ещё в VIII – VI вв. до н. э. Но окончательное оформление жанра устной басни греки относили к VI в. до н. э. и приписывали народному мудрецу Эзопу – личности, по – видимому, легендарной. О нём рассказывали, что это был уродливый раб – фригиец из Малой Азии, который принадлежал не очень умному философу Ксанфу. Эзоп много раз посрамлял книжную учёность хозяина своей сметкой и здравым смыслом. За услуги государству он был освобождён и служил лидийскому царю Крезу. Эзоп соперничал славою со знаменитыми мудрецами тогдашней Греции. А погиб Эзоп потому, что стал жертвой клеветы дельфийских жрецов, обиженных его обличениями. Эти рассказы впоследствии сложились в народную книгу об Эзопе, многократно потом переписываемую.
Слайд 4
Считалось, что Эзоп придумал почти все ходившие потом в народе басенные сюжеты. Записи этих сюжетов, сухие и схематичные, стали делаться с IV в. до н. э. Их сборники служили материалом для школьных упражнений. Таких сборников было много, впоследствии тексты легко видоизменялись и свободно перерабатывались. До нас дошло свыше 100 рукописей. Почти все они записаны значительно позже, в XIII – XV вв. В них около 300 различных басенных сюжетов. Кроме того, многие басни, не попавшие в эти сборники , встречаются в более поздних сочинениях разных античных писателей.
Слайд 5
Осёл в львиной шкуре. Осёл натянул львиную шкуру и стал расхаживать, пугая неразумных животных. Завидев лисицу, он и её хотел напугать; но та услышала, как он ревёт, и сказала ему: «Будь уверен, и я бы тебя испугалась, кабы не слышно было твоего крику!» Так иные неучи напускной спесью придают себе важность, но выдают себя своими же разговорами.
Слайд 6
Волк и цапля. Волк подавился костью и рыскал, чтобы найти кого – нибудь себе в помощь. Встретилась ему цапля, и он стал сулить ей награду, если она вытащит кость. Цапля засунула голову в волчью глотку, вытащила кость и потребовала обещанной награды. Но волк в ответ: «Мало тебе, любезная, что ты из волчьей пасти голову целой вынесла, так тебе ещё и награду подавай?» Басня показывает, что когда дурные люди не делают зла, это им уже кажется благодеянием.
Слайд 7
Гусыня, несущая золотые яйца . Один человек особенно чтил Гермеса, и Гермес за это подарил ему гусыню, которая несла золотые яйца. Но у того не было терпения богатеть понемножку: он решил, что гусыня внутри вся из золота, и, недолго думая, зарезал ее. Но и в ожиданиях он обманулся,и яиц с этих пор лишился, потому что в гусыне он нашел одни потроха. Так что люди корыстолюбивые, льстясь на большее, теряют и то, что имеют.
Слайд 8
Беременная гора. Давно это было, ещё во время Oно, когда в недрах огромной горы раздался страшный грохот похожий на стон, и все решили, что у горы начались схватки. Толпы народа прибывали со всех концов земли, чтобы только поглядеть на великое чудо – что гора произведёт на свет. Дни и ночи стояли они в трепетном ожидании и, наконец, гора родила мышь! Так и с людьми бывает — обещают много, а делают ничего!
Слайд 9
Великий итальянец Леонардо да Винчи (1452 - 1519) был и художником, и скульптором, и архитектором, и музыкантом, и учёным. Он автор самой знаменитой картины – «Мона Лиза». В его учёных тетрадях есть рисунки подводной лодки, летательной машины, парашюта и даже вертолёта. И всё это было задолго до изобретения этих современных нам чудес. Из тончайших листов воска Леонардо лепил игрушки, надувал их воздухом, и они, на удивление всем, летали. Играя на серебряной лире, сделанной собственными руками, великолепный Леонардо не раз побеждал на конкурсе поэтов и музыкантов. Писал Леонардо да Винчи и сказки, басни, притчи. Вот некоторые из его басен.
Слайд 10
Ручей. Жадный Ручей нанёс на дно своё так много ила, земли и камней, что совсем обмелел. Пришлось ему искать новое русло.
Слайд 11
Кичливое Зеркало. Королева любовалась на своё отражение в зеркале. - Я самое главное! – воскликнуло Зеркало. – Даже королева во мне только отражается! Но отошла королева, и кичливое Зеркало опустело.
Слайд 12
Бритва брадобрея. Брадобрей холил и лелеял свою помощницу Бритву. Он правил её на ремне и точил на тонком камне. И она, сияя своими стальными боками на солнце, совсем возгордилась. - Надоело мне брить намыленные бороды всяких простаков! – жаловалась Бритва. – Неужто суждено померкнуть столь блестящей красоте моей в непрестанной работе с утра до вечера? И она забилась в щёлку между досками пола. Немало времени провалялась Бритва на сырой земле. Когда её наконец извлекли на свет, она вся проржавела и зазубрилась за долгое время бесполезного лежания и уже ни на что не годилась.
Слайд 13
Лилия. Прекрасная Лилия так гордилась своей красотой, что не пожелала жить среди скромных полевых цветов, усеявших высокий речной берег. Не нравились ей и колючие кусты, хотя те своими цепкими корнями скрепляли зыбкий песчаный берег реки. - Они бросают на меня свою безобразную тень! – капризно покачивала она очаровательной белокурой головкой. Теперь росла Лилия в одиночестве на самом краю обрыва над прозрачными речными водами. С утра до вечера любовалась она своим отражением. Но волны раз за разом подтачивали берег, и осел обрыв, рухнул в воду. С ним унесло течением и надменную красавицу Лилию.
Слайд 14
Жан де Лафонтен (1621 - 1695) – великий французский поэт – баснописец, блестящий представитель французского классицизма. К басне Лафонтен обратился не сразу, сначала пробуя свои силы в драматургии, в героической поэме и в прозе. Большой успех принесли ему стихотворные «Сказки и новеллы», которые продемонстрировали его сатирический и поэтический дар. В этих сказках Лафонтен впервые ввёл «неправильный стих» (сочетание разносложных строк), придавший изложению естественность разговорной речи.
Слайд 15
Его басни, которые появились в 1668 г., соединяли в себе античные сюжеты и новую манеру их рассказывания. В отличие от своих современников – баснописцев, считавших, что «основное украшение басен и состоит в том, что они оных украшений не имеют», Лафонтен постоянно подчёркивал, что «голая мораль лишь приносит скуку». Поэтому от книги к книге усиливается лирический характер его басен, а их мораль порою становится лирическим самовыражением. Лафонтен обогатил язык басни говорами всех сословий, а слог – всеми поэтическими стилями. Под его пером басня, почитавшаяся в теории классицизма «низким» жанром, приобрела величие и масштабы истинно
Слайд 16
Осел и Воры    Украв вдвоем Осла, сцепилися два Вора.    "Он мой!" - кричит один. "Нет, мой!"    В ответ ему вопит другой.    До драки вмиг дошла их ссора:    Гремит по лесу шумный бой,    Друг друга бьют они без счету и без толку;    А третий Вор меж тем, подкравшись втихомолку,    Схватил Осла за холку    И в лес увел с собой.     Не так же ль точно часто поступают    Державы сильные со слабою страной?!    Из-за нее заводят спор между собой,    Одна другую в битвах поражают,    И обе ничего не достигают;    А третий кто-нибудь без шума и хлопот    Добычу их себе берет.
Слайд 17
Птица, раненая стрелой. Крылатой ранена стрелой    И смертною охваченная мглой,    Судьбу свою оплакивала Птица:    "Где нашим бедствиям граница?    Мы все - орудия несчастья своего:    Из наших крыл, о люди! без пощады    Губительные нам вы сделали снаряды.    Но не спешите ваше торжество    Вы праздновать над нами злобно;    И сами вы страдали нам подобно:    Сыны Япетовы! не половина ль вас    Оружием другой является подчас?
Слайд 18
Водопад и Река  С ужасным шумом низвергался    Ручей кристальною стеной    С горы высокой и крутой,    О камни с пеной раздроблялся,    Кипел, крутил песок, ревел    И в берегах стрелой летел;    Ни птица, ниже зверь, к нему не приближались,    И ноги смертного в него не опускались.    Нашелся наконец    Один отважный молодец,    Который на коне через него пустился:    Он от разбойников бежал,    И смелым от боязни стал.    До бедр конь только замочился,    И вынес на берег противный седока.    Разбойники за ним. Он лошадь погоняет;    Скакал, скакал и видит, что река    Ему дорогу пресекает.    Река была не широка,    Притом весьма тиха, как зеркало гладка:    Итак, он смело въехал в воду.    Но что ж? в мгновение одно    Пошел с конем на дно,    И на съедение немых достался роду.    Иной угрюм, суров, сердит,    Шумит, но только не вредит;    Другой так смирен, тих и на речах прекрасен,    Но он-то и опасен.       
Слайд 19
Иван Андреевич Крылов (1769? – 1844) – величайший русский баснописец – нашёл свой жанр не сразу. В молодости он был драматургом, издателем и сотрудником сатирических журналов. Крылов писал стихи традиционных для своего времени жанров, среди которых было и несколько басен, которые он никогда не перепечатывал. Только в 1805 г., после стилистической реформы русского языка, Крылов снова обращается к басням, и с 1806 г. они начинают появляться в печати. Крылов обычно писал басни к какому – то конкретному случаю. Случай забывался, а басни оставались. Ими искренне восхищался Пушкин, их читали и заучивали наизусть дети и взрослые. Наконец к Крылову приходит небывалый, по русским масштабам, читательский успех. В 1809 г. выходит первое издание его басен, и Крылов прочно занимает в литературе место лукавого мудреца, каким он и запомнился потомству.
Слайд 20
Слайд 21
Лебедь, щука и рак. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.   Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, судить не нам; Да только воз и ныне там.
Слайд 22
Слон и Моська. По улицам Слона водили, Как видно, напоказ Известно, что Слоны в диковинку у нас, Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши Слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться; Ну так и лезет в драку с ним. "Соседка, перестань срамиться, Ей Шавка говорит, - тебе ль с Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет Вперед И лаю твоего совсем не примечает. – "Эх, эх! - ей Моська отвечает, Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: "Ай, Моська! знать, она сильна, Что лает на Слона!"
Слайд 23
Квартет Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки, — Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. «Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!» Расселись, начали Квартет; Он все-таки на лад нейдёт. «Постойте ж, я сыскал секрет? — Кричит Осёл, — мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем». Послушались Осла: уселись чинно в ряд; А все-таки Квартет нейдёт на лад. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье. «Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть, Скажи лишь, как нам сесть!» — «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, — Им отвечает Соловей, — А вы, друзья, как ни садитесь; Всё в музыканты не годитесь».
Слайд 24
Стрекоза и Муравей. Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом. Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет; И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: "Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!" – "Кумушка, мне странно это: а работала ль ты в лето?" – Говорит ей Муравей. "До того ль, голубчик, было? В мягких муравах* у нас – Песни, резвость всякий час, Так что голову вскружило". – "А, так ты..." - "Я без души Лето целое все пела". – "Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!"
Слайд 25
Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) – великий русский писатель, был ещё и … учителем в школе. В начале 60-х годов он впервые открыл в своём имении в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Причём это была, наверное, первая в мире свободная школа. Ученики могли приходить и уходить, когда им вздумается, хотя часы уроков были определены. Они выбирали те предметы, которые им нравились. А во время самих занятий располагались, как хотели: одни и на животе лежали, другие – сидели на подоконнике. Лев Николаевич придумал и собственную систему обучения грамоте и арифметике. А поскольку никаких учебников тогда не было, Толстой написал четыре «Русские книги для чтения», куда вошли стихи, былины и басни. В основе басен Толстого часто лежат сюжеты, взятые из басен Эзопа. Но, конечно, великий писатель пересказал их по – своему. Поэтому все произведения Толстого этого жанра представляют собой новый вид басни.
Слайд 26
Слайд 27
ЧЕРЕПАХА И ОРЕЛ. Черепаха просила орла, чтобы научил ее летать. Орел не советовал, потому что ей не пристало, а она все просила. Орел взял ее в когти, поднял вверх и пустил: она упала на камни и разбилась.
Слайд 28
Галка и кувшин. Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.
Слайд 29
Собака и её тень. Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни при чём.
Слайд 30
Басня всегда была и остается до сих пор труднейшей формой поэзии, а баснописец – чрезвычайно редкое явление в литературе.
Слайд 31
Аудиокниги
Слайд 32
Мультфильмы
Слайд 33
Спасибо за внимание!
Слайд 34
Использованные ресурсы • • • • • • • • • • • • • • • • http://blogs.mail.ru/mail/prochik_e/tag/ http://www.artsait.ru/art/y/egink/art1.php http://www.saratov-style.net/forums/index.php?showtopic=9915 http://vysotskiy.lit-info.ru/shop/book/1-2-0-1/12349/1092309-1/antichnayaliteratura-srednie-veka.htm http://www.paperpage.ru/news/test/?PAGEN_1=48 http://www.museum-online.ru/index.php/Leonardo_da_Vinci/Canvas/60 http://zalizyaka.livejournal.com/364760.html http://www.iboo.ru/home-11.htm http://www.ezokniga.ru/?do=book&schID=0&item=4982 reprodukciikartin.lastmedicoinfo.ru/20101120_pechat_na_kholste_dnepropetro vsk.htmlhttp://sleepexpert.ru/map24.html http://weblog.rc-mir.com/weblog.1905365_2040.html http://presenterra.ru/product_info.php?cPath=1_7&product http://www.kaloo-shop.ru/?&m=2440 http://www.char.ru/pisatel/446375 http://vlavochke.ru/catalog/584/26573/
Слайд 35
• • • • • • • • • • • • • http://militar book.spb.ru/catalogue/genre/1.2.3.1.? p=68&PHPSESSID=faa6fb298684c675f5411d0c1e146cee http://hotcd.webru.biz/cat10-sub1-136.htm http://www.sprinter.ru/books/1983970.html http://www.bulgakov.ru/read/sborniki_skazok/page/11/ http://www.libring.ru/cat1072081?from=30 http://eelib.ru/2010/10/07/ http://www.uchmag.ru/estore/e124687/ http://www.ozon.ru/context/detail/id/1360641/ http://www.labirint.ru/books/139674/ http://www.labirint.ru/books/202951/ http://www.ruskniga.com/default.asp? initcode=newsearch&searchstring=КРЫЛОВ И.&typeand=1 http://military-book.spb.ru/catalogue/genre/1.2.3.1.? p=62&PHPSESSID=faa6fb298684c675f5411d0c1e146cee
Слайд 36
• • • • • • • • • • • • • • http://lublukino.ru/catalog/778/3 http://www.yakaboo.ua/ru/catalog/all/cartoon-collection-fable-24633 http://www.prodalit.ru/?catrub=97&cpage=78 http://www.labirint.ru/books/84051/ http://dvdcovers.ru/category/animation/880.html http://colchuga.ucoz.ru/load/4-2-2 http://www.domkino.de/load/19-1-0-6510 http://second.by/forbidd/32947/audio-skazki_sovetskie.html http://900igr.net/fotografii/literatura/Krylov/006-Kvartet.html http://www.nlit.ru/k/krylov.htm http://aboutschool.ucoz.ru/load/11-17-2 Классическая басня. – М.: «Стрекоза», 2008. Толстой Л. Н. Кот с бубенцом. Басни. – М.: Дет. Лит., 1987. http:// licey.netlit/slovar/basnya

Полный текст материала Презентация по литературе "В мире басен"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Козлова Татьяна Михайловна  КТМ2
05.05.2011 7 10969 1831

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК