Слайд 26
К теме родной природы и до, и после А.А. Фета обращались многие
русские поэты, ведь отражённое в стихах настроение и состояние
природного мира зачастую позволяет автору выразить свои
переживания.
В «Зимнем утре» А.С. Пушкина картины природы вызывают у лирического героя
ассоциации с чем-то светлым, чудным, потому что его переполняет
чувство любви, окрашивающее восторженным отношением всё вокруг: и
блестящий на солнце снег, и “речку подо льдом”, то есть самые обыденные,
привычные детали пейзажа. Этот мотив “прекрасного в обыденном” и
сближает пушкинское стихотворение с «Вечером» Фета.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
проникнуто чувством умиротворения и гармонии. Лермонтову, как и Фету,
свойственно понимать и одушевлять природу. Более того, одушевлённая
природа будто вступает в диалог с лермонтовским героем: “студёный ключ
лепечет таинственную сагу”, “ландыш серебристый приветливо кивает
головой”. Гармония, царящая в мире, помогает смирить тревогу в душе
лирического героя. В этот момент и происходит единение с природой, с
миром: “И счастье я могу постигнуть на земле, // И в небесах я вижу Бога”.
Итак, стихотворение Фета с пушкинским сближает мотив красоты,
которую поэт видит в родных зимних пейзажах. Мотивы единения с
природой и умиротворяющей красоты окружающего мира — общие у
Лермонтова и Фета. Лирические герои Пушкина и Лермонтова, подобно
фетовскому, чувствуют неразрывную связь человека и природы.