Автор: Шершнёва
Елена
учитель русского
языка и литературы
МОУ «Каськовская
ООШ»
Куньинский район
Псковская область
Конспект урока
Тема урока:
Собирательные числительные 6класс
Цели урока: - дать
понятие о собирательных числительных;
Учебные задачи:
- сформировать умение правильно писать
и употреблять
в
речи собирательные числительные;
-
систематизировать знания о количественных
числительных;
-
развивать умение работать в индивидуальной
форме;
-
формировать навыки работы на ПК.
Ход урока.
Организационный
момент.
- Запишите число
и тему урока в тетради. Сегодня мы
продолжим говорить о разрядах
количественных числительных и познакомимся
с новым разрядом – собирательными
числительными. Выясним, почему их вынесли
в отдельный разряд, научимся правильно
употреблять собирательные числительные
в речи и на письме.
А сейчас мы
проверим домашнее задание. Вы должны
были подготовить рассказ по данным
рисункам в упражнении 368.
(заслушиваются 2
ученика)
Вариант рассказа.
«Кто дальше всех прыгнет».
Однажды, много
веков назад, встретились на горе Олимп
Человек и звери. Человек стал говорить,
что он царь всех зверей, он сильнее всех,
его никому не победить и все ему должны
подчиняться. Тогда звери предложили
человеку состязание «Кто дальше всех
прыгнет» и поставили человеку условие:
если он проиграет, то будет жить с
природой в согласии и мире.
Первой прыгнула
лягушка. Её прыжок составил три метра
девяноста пять сантиметров. За нею
совершила прыжок собака. Она прыгнула
на семь метров шестьдесят сантиметров.
Следующим должен был прыгать Человек.
Он разбежался и-и-и прыгнул на восемь
метров девяноста сантиметров. Много
зверей ещё прыгало. Но вот к спорящим
подошёл кенгуру. Он тоже решил принять
участие в состязании и оказался
победителем. Прыгнул кенгуру на
двенадцать метров восемьдесят сантиметров.
Так человек проиграл животным и обязался
жить с ними в мире и согласии. А звери
чествовали победителя лавровым венком.
- Скажите, пожалуйста,
о каком разряде мы говорили на
предшествующем уроке? (дробные
числительные)
- Как они склоняются?
(при склонении
дробных числительных склоняются обе
части: первая часть склоняется как
числительное, обозначающее целое число,
вторая – как прилагательное во
множественном числе. Например: к трём
пятым).
- Хорошо. Далее мы
будем работать вместе. Я буду помогать
при необходимости вам, а вы друг другу.
Сейчас обратите внимание на слайд №3 и
выполните задание.
Слайд №3.
6/5
158
16,875
11,913
62,09
16,3
158
(шесть пятых, сто
пятьдесят восемь, шестнадцать целых
восемьсот семьдесят пять, одиннадцать
целых девятьсот тринадцать, шестьдесят
две целых девять сотых.
И.п. шестнадцать
целых три десятых
Р.п. шестнадцати
целых трёх десятых
Д.п. шестнадцати
целым трём десятым
В.п. шестнадцать
целых три десятых
Т.п. шестнадцатью
целыми тремя десятыми
П.п. шестнадцати
целых трёх десятых
И.п. сто
пятьдесят восемь
Р.п. ста
пятидесяти восьми
Д.п. ста
пятидесяти восьми
В.п. сто
пятьдесят восемь
Т.п. ста
пятьюдесятью восьмью
П.п. ста
пятидесяти восьми)
Ответы троих учащихся оцениваются).
Объяснение
нового материала.
- Итак, сегодня
мы знакомимся с собирательными
числительными. Они неслучайно вынесены
в отдельный разряд количественных
числительных. А почему стоят отдельно
в ряду количественных числительных, вы
скажете мне в конце урока.
Слайд №4
(на слайде показано, с какими существительными
употребляются собирательные числительные)
Задание:
прочитайте и скажите, с какими
существительными употребляются в речи
собирательные числительные.
Собирательные
числительные
Двое, трое,
четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро,
девятеро, десятеро сочетаются:
а) с именами
существительными, обозначающими лиц
мужского пола, детей и детёнышей
животных:
четверо
мальчиков
пятеро
медвежат;
б) с существительными,
употребляющимися только во множественном
числе:
двое
саней
трое
ножниц
Собирательные
числительные в косвенных падежах имеют
такие же окончания, как и прилагательные
во множественном числе:
с
четверыми медвежатами.
Слайд №5
(показывает
особенности употребления в речи
числительных ОБА- ОБЕ-)
Собирательные
числительные оба
(обе)
Собирательные
числительные оба
(обе) в
мужском и среднем роде в косвенных
падежах имеют основу обо-.
А в женском роде – обе-
.
3. Закрепление
нового материала.
- Теперь мы закрепим
полученную информацию.
Устное задание:
Приведите примеры словосочетаний с
числительными в форме ОБА-, ОБЕ-.
(Примеры: оба
мальчика, обе девочки, обоих медвежат,
обеих учениц).
Слайд №6 (на
слайде картинки с подписями. Их должны
объяснить устно учащиеся).
Рисунок с
лисятами. Подписан: два лисёнка, двое
лисят.
Рисунок с книгами.
Подписан: три книги и ________.
Рисунок с
балеринами. Подписан: четыре балерины,
________.
Рисунок с
дельфинами. Подписан: восемь дельфинов,
_________.
Рисунок с
волчатами. Подписан: четыре волчонка,
четверо волчат.
Задание:
Почему под одной картинкой две подписи,
а под другой – одна?
( им.
существительные, обозначающие детёнышей
животных, лиц мужского пола употребляются
с собирательными числительными и целыми
числами, а существительные, обозначающие
лиц женского пола и взрослых животных
употребляются только с целыми
числительными).
Слайд №7 (на
слайде 7 письменное практическое задание.
Учащиеся выполняют его в тетрадях).
Практические
задания:
Составьте
предложения,
используя
числительные:
обе, трое,
пятеро, оба, вчетвером
.
(проверяется
фронтально выполнение заданий).
Слайд № 8
(данное задание выполняется учащимся
индивидуально на ПК. Остальные дети
проверяют и исправляют допущенные
ошибки))
Задание:
Вместо точек вставьте собирательные
числительные двое,
трое, оба, обе.
За партой обычно
сидят по ….
(двое)
Пришли четверо
мальчиков. Потом один ушёл и осталось
…. (трое)
Чтобы правильно
выполнить упражнение, нужно поднять
… руки.
(обе)
… сына были
похожи на папу.
(оба)
Слайд № 9 (задание
выполняется индивидуально на ПК.
Остальные дети проверяют и исправляют
допущенные ошибки).
Задание:
Вставьте
вместо звёздочек окончания в числительные
и существительные в указанных падежах:
Р.п. семер*
конькобежц*,
Тв.п. семер*
конькобежц*;
Пр. п. о пятер*
товарищ*;
Р.п. четвер*
велосипедист*,
Д.п. четвер*
велосипедист*;
Пр.п. о тро*
лисят*;
Р.п. семер*
козлят*,
- Итак,
мы познакомились с собирательными
числительными и научились правильно
использовать их в речи и на письме.
Теперь вы сможете сказать, почему
собирательные числительные вынесены
в отдельный разряд?
Слайд № 10 Итог
урока
Подумайте,
является ли собирательным числительным
слово несколько?
Объясните, почему
вы так считаете.
Почему собирательные
числительные вынесены в отдельный
разряд?
- Запишите домашнее
задание: (слайд №11) П. 65, повт. П. 45, упр.
372, 373.
- В оставшееся
время выполните творческое
задание:
Используя
числительные, составьте задачи на
сказочные темы, которые начинались бы
так:
1. Красная Шапочка
шла к больной бабушке и несла пирожки…