Презентация + разработка занятия "В гостях у Озорника Петрушки."
В гостях у Озорника – Петрушки.
Цели: познакомить учеников с историей народного театра, а также его главным героем – Петрушкой, проследить особенности драматического произведения; продолжить развитие навыка характеристики героев пьесы.
Тип урока: путешествие в мир Петрушки.
Оборудование: мультимедийный проектор и презентация.
Учебно – методический комплекс:
Литература. 5 класс . Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.
Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Н. В. Егорова. Москва, 2009 год.
Ход урока
Знакомство с историей народного театра.
Слово учителя. На Руси широко и весело встречали общенародные праздники – Рождество, Масленицу, Пасху и Троицу и другие. В эти праздничные дни во многих городах и селах устраивали ярмарки и гуляния. В специально отведенных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, а зимой – и с ледяными горками. ( слайд № 2 – 4)
Главным героем праздников был Петрушка - любимец взрослых и детей. (слайд № 5).
"ПЕТРУШКА
- кличка куклы балаганной, русского
шута, потешника, остряка в красном
кафтане и в красном колпаке; зовут
Петрушкой также весь шутовской, кукольный
вертеп" (В.Даль). (слайд № 6)
Первое
упоминание о кукольном театре в России
относится к 1609 году. И одной из первых
кукол был Петрушка. Впервые Петрушку
увидел в России немецкий писатель,
путешественник и дипломат Адам Олеарий.
Это было почти 400 лет назад! (слайд № 7)
В
1730 году в газете "Санкт-Петербургские
ведомости” была впервые напечатана
статья о кукольном театре, автор который
дал лучшее определения кукольному
театру, способному ”естество вещей
показывать".
Сохранилось много
описаний этих уличных ширмовых
представлений. В конце XIX века петрушечники
обычно объединялись в пары с шарманщиками.
С утра до позднего вечера ходили
кукольники с места на место, повторяя
за день помногу раз историю похождений
Петрушки - она была невелика, и все
представление длилось 20-30 минут. Актер
таскал на плече складную ширму и узел
или сундучок с куклами, а музыкант -
тяжелую, до тридцати килограммов,
шарманку. (слайд № 8)
Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). Набор и порядок сцен слегка варьировался, но основное ядро комедии сохранялось неизменным. Петрушка приветствовал публику, представлялся и заводил разговор с музыкантом. Шарманщик время от времени становился партнером Петрушки: вступая с ним в разговор, он то увещевал его, то предупреждал об опасности, то подсказывал, что делать. Эти диалоги обусловливались и очень важной причиной технического порядка: речь Петрушки из-за пищика не всегда была достаточно внятной, и шарманщик, ведя диалог, повторял Петрушкины фразы, помогая, таким образом, зрителям понимать смысл его слов. (слайд № 9)
Дело
в том, что Петрушка говорит особым
голосом при помощи специального
инструмента - пищика или «говорка».
Понять принцип его действия может
каждый, кто хоть раз дул в травинку,
зажатую между ладоней, извлекая то ли
писк, то ли "кукарекание". Так вот
пищик устроен точно также, только вместо
травинки - полоска ткани, а вместо ладоней
- металлические пластинки. Петрушечник
прижимает пищик языком к верхнему небу,
при выдохе ткань колеблется (как голосовые
связки), вот вам и звук! (слайд № 10). До
середины XIX века в России Петрушка ещё
не имел своего нынешнего имени. Чаще
всего его тогда называли «Иван Ратютю»
или «Иван Рататуй». Нынешнее имя пришло
к Петрушке после появления среди
многочисленных его сценок миниатюры
«Петрушка и городовой», в которой во
время многочисленных нападок городовой
говорит Петрушке: «У тебя и пашпорта-то
нет!», на что Петрушка гордо отвечает:
«Есть! По пашпорту я Пётр Иванович
Уксусов!» (слайд № 11)
Петрушка
изображался глуповатым персонажем, но
за этой глупостью таилась житейская
хитрость. Он — насмешник, иногда грубиян,
он драчлив и задирист. Он бывает сам бит
и даже попадает в тюрьму, но никогда и
нигде не пропадает.
В лице Петрушки
народ высмеивал своё начальство и господ
— их лицемерие, надменность, страсть к
вину и лакомствам, пренебрежение к
простому народу. Т.е. Петрушке позволялось
то, что было запрещено людям. Многовековая
безнаказанность Петрушки объяснялась
именно древним отношением к куклам как
к существам, живущим собственной,
отдельной от людей жизнью.
В других
странах тоже были герои, похожие на
Петрушку. (слайды № 12 – 15)
Индивидуальное задание. Сюжет пьесы с участием Петрушки. Слайд № 16
Обычно
представление начиналось со следующего
сюжета: Петрушка решил купить лошадь,
музыкант зовет цыгана-барышника. ( слайд
№ 17). Петрушка долго осматривал лошадь
и долго торговался с цыганом. Потом
Петрушке надоедал торг, и вместо денег
он долго бил цыгана по спине, после чего
тот убегал. Петрушка пытался сесть на
лошадь, та сбрасывала его под хохот
зрителей. (слайд № 18).
Это могло
продолжаться до тех пор, пока народ не
отсмеется. Наконец лошадь убегала,
оставляя Петрушку лежащим замертво.
Приходил доктор и расспрашивал Петрушку
о его болезнях. (слайд № 19). Выяснялось,
что у того все болит. Между Доктором и
Петрушкой происходила драка, в конце
которой Петрушка сильно бил врага
дубинкой по голове. "Какой же ты
доктор, - кричал Петрушка, - коли
спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился?
Сам должен знать, где болит!" Появлялся
квартальный. - "Ты зачем избил доктора?"
Он отвечал: "Затем, что плохо свою
науку знает". (слайд № 20). После допроса
Петрушка бил дубиной квартального по
голове и тот падал. Прибегала рычащая
собака. Петрушка безуспешно просил
помощи у зрителей и музыканта, после
чего заигрывал с собакой, обещая кормить
ее кошачьим мясом. Собака хватала его
за нос и уволакивала, а Петрушка кричал:
- "Ой, пропала моя головушка с колпачком
и кисточкой!" Музыка смолкала, что
означало конец представления. Если
зрителям нравилось, то они не отпускали
актеров, аплодировали, бросали деньги,
требуя продолжения. Тогда играли
маленькую сценку «Петрушкина свадьба».
(слайд № 21).
Слово учителя. Великий русский кукольник С. В. Образцов в своей книге "По ступенькам памяти" вспоминает, как он ребёнком видел представление Петрушки: "Над ширмой появилось то самое, что пищало. Петрушка. Я вижу его в первый раз в жизни. Смешной. Непонятный. Большой нос крючком, большие удивлённые глаза, растянутый рот. Красный колпак, на спине какой-то нарочный горб не горб и деревянные плоские, как лопатки, руки. Очень смешной. Появился и запел тем же нечеловеческим писклявым голосом". (слайд № 22)
Индивидуальное
задание. Сообщение. Петрушка в современном
мире.
С наступлением XX века "Комедия о
Петрушке" начинает быстро разрушаться.
Причин для этого было более чем достаточно.
Прежде всего, этому способствовал
предельно жесткий контроль властей,
доходивший до прямых гонений и запретов.
Положение Петрушки еще более ухудшилось,
когда началась первая мировая война.
Голод и разруха охватили Россию; народу
было не до развлечений, и Петрушка
катастрофически быстро терял своих
зрителей. Чтобы заработать на кусок
хлеба, кукольники все чаще начинают
играть свою комедию перед "благовоспитанной"
детской аудиторий. Их приглашают на
детские праздники, новогодние елки;
летом они ходят по дачам. Естественно,
что в таких условиях текст и действие
многих сцен неизбежно менялись. Петрушка
становился почти пай-мальчиком. Теперь
он размахивал дубинкой и просто разгонял
своих врагов, разговаривал вежливо.
Исчезла простонародная речь, а вместе
с ней и индивидуальность хулигана-балагура,
на которого сбегался и стар и млад.
Традиция народного театра кукол в XX
веке была прервана, и сегодня мы имеем
дело лишь с реконструкцией фольклорных
представлений.
При всем при том,
комедию с использованием этого известного
во всём мире образа, сейчас играют очень
многие театры. Ведь Петрушка был и
остается символом "русского характера".
Петрушечные театры сегодня отнюдь не
новички, многие играют пять, десять,
пятнадцать лет!
Театр «Бродячий
Вертеп Александра Грефа» ставит
спектакли, главным героем которых
является Петрушка, для детей и взрослых.
(слайд № 23).
Завершение рассказа (слайд № 24).
Знакомство с жанром народной драмы. (Слайд – триггеры № 25)
Комментированное чтение пьесы. (Читает учитель).
Беседа по пьесе.
В основе – вопросы 1-3 (с. 81).
- В скольких сценах участвует Петрушка?
- Найдите ремарки. Какую роль они играют в пьесе? (Сообщают о действиях героев, особенностях их речи).
- Какие жанры фольклорных произведений вы узнали в тексте? (Народная песня: «Ай – да – да..», поговорки: «День да ночь, я и ушел прочь»)
- Каковы особенности речи героев пьесы? Петрушка – ритмичная, остроумная, Султан – состоит из вопросов, что выдает в нем человека недалекого ума; Капрал – отрывистая, грубая; речь доктора зарифмована, изобилует придуманными, нелепыми словами.
- какими чертами наделил народ Петрушку?
Заключительное слово учителя.
Петрушка – любимый герой массовых народных гуляний. Народу нравятся его остроумие, изобретательность, озорство и смелость. Петрушка побеждает в поединках с его врагами. Для пьес о Петрушке характерны стремительность развития действия и яркость диалогов.
Домашнее задание.
Ответить на вопрос: «Чем вы объясняете популярность театра Петрушки на протяжении многих десятилетий?»
Подготовиться к чтению в лицах.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ермилова Марина Владимировна
→ mayban 10.08.2010 8 32227 3828 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.