Урок литературы по теме "Драма А.Н. Островского «Гроза». Исполнители главных ролей и интерпретация образа Катерины". 10 класс


Слайд 1
Презентация к уроку литературы в 10 классе. Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения Козельской средней общеобразовательной школы №3 муниципального образования «Муниципальный район «Козельский район» Калужской области Минаковой Татьяной Валериевной.
Слайд 2
Первые исполнители некоторых главных ролей и интерпретация образа Катерины
Слайд 3
Пьеса А.Н.Островского «Гроза» обрела на сцене бессмертие, но каждая постановка — это своя трактовка, свой взгляд, своя интерпретация, поэтому стоит сказать несколько слов об основных постановках. Первая исполнительница — Л. Б. Косицкая, которая готовила роль с Островским. Это порыв к мечте. Главное в образе — «отчего люди не летают?». Г. Н. Федотова не расставалась с ролью Катерины 35 лет. Ее стиль — задушевность и поэтичность. П. А. Стрепетова — «создала нам мученицу, русскую женщину. И мы видели это мученичество во всем его ужасе, но и во всей его нетленной красоте» (В. Дорошевич). О последней сцене писал Суворин: «Так это просто случилось! Ни крика, ни отчаяния… Сколько их умирает так просто, молчаливо». М. Н. Ермолова подчеркивала внутреннюю
Слайд 4
Фильм режиссера Петрова (1934). Катерина — А. К. Тарасова — жертва. Герои даны слишком прямолинейно, без сочувствия к Катерине, которая одинока в этом страшном мире, она обречена. Е. Козырева (спектакль театра им. Маяковского). Главное — утверждение победы света и добра над тьмой и невежеством. В последней сцене — воля, а не отчаяние. Разноплановое сценическое воплощение драмы «Гроза» является своеобразным продолжением полемики, начатой Добролюбовым и Писаревым. Основной спор касается образа главной героини: жертва она или «луч света», сила в ней или слабость, последняя сцена — протест или смирение? Многие театры до сих пор имеют в своих репертуарах драму «Гроза», и это говорит о ее жизненности, о том, что Островский сумел
Слайд 5
 Надежда Васильевна Рыкалова (1824—1914)— первая исполнительница роли Кабанихи в Малом театре (1859 г.)  Надежда Васильевна актриса. Из актёрской семьи Рыкаловых. С 1846 в Малом театре. Исполняла характерные роли в русском классическом репертуаре. А. Н. Островский, высоко ценивший её дарование, создал для Рыкаловой роль Кабанихи («Гроза»).
Слайд 6
Ольга Осиповна Садовская (1850—1919) — представительница второго поколения славной артистической семьи Садовских, исполнительница всех женских ролей в пьесах Островского, в том числе Варвары, Феклуши, Кабанихи в «Грозе».
Слайд 7
 Михаил Провович Садовский (1847 — 1910) — сын знаменитого Прова Садовского, второй (после С. В. Васильева) исполнитель роли Тихона.  По воспоминаниям современников, М. П. Садовский старался избегать всего, что могло смешить невзыскательного зрителя; артист подчеркивал зависимое положение Тихона в доме матери.
Слайд 8
Подготовленный к сцене отцом и А. Н. Островским, М. Садовский в 1869 г. дебютировал в Малом театре в ролях по пьесам Островского. В 1870 был принят в труппу театра на амплуа «бытового простака» и «характерного комика». Замечательный сценический интерпретатор и страстный пропагандист драматургии Островского, Садовский сыграл в его пьесах свыше 60 ролей.
Слайд 9
 Гликерия Николаевна Федотова (1846— 1925) — вторая после Л. П. НикулинойКосицкой исполнительница роли Катерины в Малом театре.  Ключом к толкованию характера Катерины служила фраза: «Не могу я больше терпеть!» (IV д., 6 явл.)
Слайд 10
Она считалась одной из лучших актрис театра Островского, сыграв в его пьесах 29 ролей, часть которых были предназначены ей самим драматургом. Первую роль в его пьесах — Катерину в «Грозе» — Федотова исполнила ещё в 1863 году и играла её в течение 35 лет.
Слайд 11
Пелагея Антипьевна Стрепетова (1850—2903) — лучшая исполнительница роли Катерины в Александринском театре.
Слайд 12
Один из современников вспоминает: «Но самая незабываемая сцена, где артистка достигла трагического величия, — это ее последний монолог... Казалось, вся сила человеческого страдания сосредоточилась на этом суровом, изможденном лице, полном незабываемой скорби; и слова о прелести цветочков, которые вырастут на могиле несчастной женщины, прозвучали скорбным, тихим укором этому темному мраку захолустного калиновского бытия».
Слайд 13
С именем Марии Николаевны Ермоловой (1853 — 1928) связана целая эпоха в истории Малого театра. Ее знала вся Россия. Для целого поколения она была кумиром, художником, воплотившим в своем творчестве самые светлые мечты и надежды. «Ермолова в театре как бы несла знамя освобождения — она была поэтом свободы на русской сцене», — писал о ней Вл. И. НемировичДанченко. «Ее данные были исключительны, — вспоминал о ней К. С. Станиславский. — У нее была гениальная чуткость, вдохновенный темперамент, большая нервность, неисчерпаемые душевные глубины».
Слайд 14
В 1873 году Ермоловой поручили сыграть роль Катерины в «Грозе» Островского вместо временно отсутствовавшей примы Г.Н. Федотовой. Катерина Ермоловой была подлинным «лучом света в темном царстве». С огромной трагической силой играла она финал «Грозы». Теперь ни у кого не оставалось сомнений, что в Малом театре появилась трагическая актриса, которой по плечу самые трудные роли мирового репертуара.
Слайд 15
"Как природный талант, это явление редкое, феноменальное, но сфера, в которой ее талант может проявляться с особенным блеском, чрезвычайно узка… Она не имела школы, не видала образцов и молодость свою провела в провинции; при ее средствах ей доступны только те роли драматического репертуара, где не требуется ни красоты, ни изящных манер, ни величавой представительности. Ее среда - женщины низшего и среднего классов общества; ее пафос простые сильные страсти; ее торжество - проявление в женщине природных инстинктов". А.Н. Островский
Слайд 16
Стрепетова характеризовала Катерину как покорную жертву темного царства. «Она создала нам мученицу, русскую женщину. И мы видели это мученичество во всем его ужасе, но и во всей его нетленной красоте». Е. Карпов так вспоминает об игре Стрепетовой в пятом акте драмы: «... С бледным лицом, с огромными, полными печали, глубокими глазами, распущенными по плечам черными волосами, выходит Стрепетова. Ясно звучит ее обаятельный голос, хотя говорит она словно про себя. И сколько глубокой, безнадежной грусти, сколько любви, сколько тонкой поэзии в этом голосе...»
Слайд 17
Характеризуя игру Стрепетовой, А.С. Суворин замечал, что ее трактовка роли Катерины решительно расходится с трактовкой Добролюбова. О конце Катерины он писал как о «тихой агонии умирающего сердца и по темневшей головы». «Так это просто случилось! Ни крика, ни отчаяния... Сколько их умирает так просто, молчаливо...»
Слайд 18
Ермолова подчеркивала в образе Катерины внутреннюю энергию, готовность к протесту против деспотизма и самодурства. «Добролюбов назвал конец Катерины «отрадным»: таков он был у Ермоловой, пишет С.Н. Дурылин. — Ее Катерина, действительно, была не мимолетная искра, а «луч света в темном царстве», луч смелый, сильный, яркий, предвещающий восход солнца, разгоняющего мрак. Такую Катерину нельзя ни оплакивать ни жалеть, как Катерину Степетовой, перед ней можно преклоняться, как перед трагической героиней, у нее можно учиться мужеству героической воли.
Слайд 19
Эта Катерина была восторженно встречена демократическими зрителями 1870-х годов... Ермолова доказала, что эта «бытовая драма» могучая русская народная трагедия, а эта роль русской женщины из глухого городкаобраз героический, раскрывающий и печальную судьбу русской женщины в прошлом, и ее способность к победе над этой злой долей».
Слайд 20
• И Стрепетова, и Ермолова в своих интерпретациях образа акцентировали внимание зрителя на разных сторонах личности Катерины. • Стрепетова имела право рассматривать Катерину как жертву общества, темного царства. Сам Островский высоко ценил игру Стрепетовой, т.к. артистка будила в душах зрителей протест против тех жизненных условий, которые привели Катерину к гибели. Катерина Ермоловой сама была олицетворением протеста против темного царства. Игра Ермоловой рождала ощущение новой жизни, звала к активной борьбе за
Слайд 21
 http://www.biogr.ru/biography/?id_rubric=1&id=616  http://www.maly.ru/!_work/photo/fedotova/page_01.htm  http://history-life.ru/post71400076/  http://histpol.pl.ua/pages/content.php?page=1841  http://marusay.narod.ru/derevoraboti18.html  http://www.eternalsin.ucoz.ru/index/0-15  http://clarino2.narod.ru/z19.htm  http://www.russianculture.ru/Culture_img%5C74-64-1m.jpg  http://www.maly.ru/people.php?name=SadovskiyM  http://www.maly.ru/history.php?shift=90&search=histact  http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=459  (В.М. Дорошевич. Старая театральная Москва. - М.: Петроград, 1923).

Полный текст материала Урок литературы по теме "Драма А.Н. Островского «Гроза». Исполнители главных ролей и интерпретация образа Катерины". 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Минакова Татьяна Валериевна  mtv1551
18.11.2010 13 11561 1780

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК