Слайд 1
Литературно – музыкальная
композиция
«Путешествие в мир детства Л.Н.Толстого»
Подготовили учителя русского языка и литературы
МОУ лицея «Созвездие» №131 г.о. Самара
Елинова М.В и Муравская Г.А.
1
4
1
8
1
5
Уважаемые участники и гости семинара! Представляем вам отрывок
из внеклассного мероприятия литературно -музыкальную композицию «Путешествие в мир детства Л.Н.Толстого» для 7 класса.
По программе в 7 классе дается 2 часа на изучение глав из повести Л.Толстого «Детство». Двух часов недостаточно, чтобы углубить знания учащихся о жизни писателя и познакомить с творчеством Л. Толстого.
Целесообразно было прочесть всю повесть /задание было дано на лето/ и не просто проанализировать главы, а попытаться понять характер героя, показать, как современный школьник видит Николеньку, соотнести его поступки со своими. Это стало возможно через инсценирование.
Цели, которые мы поставили перед собой:
1. Познакомить учащихся с историей появления произведения, с содержанием глав повести.
2. Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее отрывки; умение анализировать прочитанный текст.
3. Показать нравственный смысл поступков героя повести Л.Н.Толстого «Детство»;
Помочь ученикам «увидеть» себя и задуматься над их взаимоотношениями с взрослыми
На примере героя повести Николеньки Иртеньева воспитывать тёплое и бережное отношение к матери - самому дорогому человеку, уважительное отношение к воспитателям и учителям.
4. Развивать творческие способности учащихся
Если на уроках на первом месте стояли обучающие и развивающие цели, то при подготовке мероприятия упор сделали на воспитательные цели.
Учащиеся подготовили слайды на тему «История создания повести», инсценировали несколько глав из повести. Мы представляем вашему вниманию отрывок из литер.-музык. композиции. Итак, мы начинаем.
Чтец 1.
Лев Николаевич Толстой пишет свое первое произведение «Детство», служа на Кавказе. Писателю 24 года.
Когда повесть вышла в свет в журнале «Современник» в 1852 году, она сразу сделала известным автора.
Чтец 2
«Детство» явилось первой частью задуманной тетралогии «Четыре эпохи развития» («Четыре эпохи жизни»).
В 1854 году печатается повесть «Отрочество».
В 1857 году выходит повесть «Юность».
Четвертая часть «Молодость», к сожалению, не была создана.
В 1895 году молодой художник П.И.Нерадовский спросил Л.Толстого, когда же будет продолжение «Юности». Последовал ответ: «Да ведь все, что было потом написано, и есть продолжение «Юности»…
Чтец 3
Книгу часто называют автобиографической трилогией. Однако замысел состоял в том, чтобы в истории Николеньки Иртеньева воплотить черты всех людей, каждого человека.
Чтец 1
С юности писатель вел подробные дневники. После его смерти они были опубликованы. Именно таким образом Толстой вырабатывал для себя правила жизни и работы:
- осознать, что ты делаешь
- проанализировать поступки
- усовершенствовать.
Чтец 2
Таким путем идет и главный герой повести Николенька Иртеньев, образ которого раскрыт в книге оригинально и сложно.
Николенька Иртеньев и повествователь Иртеньев представляют собой, конечно, одно и то же лицо, но в художественном плане и в речи раскрываются как два образа.
Один живет, действует, ошибается и мечтает; другой, погруженный в воспоминания, воскрешает душевные порывы юных лет, анализирует свои поступки.
Чтец 3
Сначала герой вспоминает и осознает, что он думал, чувствовал, как себя вел по отношению к любимым людям. Анализируя свои поступки, герой приходит к выводу, что не всегда был прав, часто ошибался. Но эти уроки не прошли даром, герой, несомненно, изменился.
Чтец 1
С образом Иртеньева связана одна из основных и задушевных мыслей Л.Толстого – мысль о громадных духовных возможностях человека, рожденного для движения, для нравственного роста.
Способность любимого героя Л.Толстого постоянно изменяться и обновляться дает нравственную опору для противостояния окружающей среде.
Чтец 2
Каждая глава повести – это урок, «выучив» который, герой становится мудрее, добрее, честнее, внимательнее к родным, к знакомым, к учителям и воспитателям, к самому себе.
Чтец:
Сейчас мы представим вашему вниманию сценку и монолог главного героя.
Звучит Музыка «Лунная соната» Бетховена
Итак, монолог Николеньки. Это размышления об ушедшей поре – детстве.
Глава Детство. Монолог Николеньки.
- Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства. Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом…уже поздно…сон смыкает глаза… сидишь и слушаешь… маман говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы!
После придешь наверх, станешь перед иконами… какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Спаси, господи, папеньку и маменьку». А после завернешься в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно…
\\\… Одни мечты гонят другие… Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Где те горячие молитвы? Где те чистые слезы умиления? Неужели остались одни воспоминания?.\\\
Николенька медленно уходит. Тихо звучит музыка.
Чтец:
Глава 1. Классы. В предыдущей главе учитель мальчиков Карл Иванович узнаёт о решении отца отправить мальчиков в МОСКВУ, а ему дать рассчет.
Классная комната. За столом сидят Володя и Николенька. Что- то учат. Карл Иваныч ходит по комнате. Хмурится.
К.И. сколько ни делай добра людям, как ни будь привязан, видно благодарности нельзя ожидать! Я 12 лет живу в этом доме и могу сказать перед богом, что я вас любил и занимался вами больше, что ежели бы это были мои собственные дети. Помнишь, когда у тебя, Володенька, была горячка, помнишь, как я девять дней, не смыкая глаз, сидел у твоей постели! Да, тогда я был нужен, а теперь? Что теперь? Да, теперь меня и прогнать можно. Бог с ними. Оттого, что меня не будет, они не разбогатеют, а я, бог милостив, найду себе кусок хлеба…
Чтец:
Швыряет сюртук на стул. Подходит к детям. Сердито указывает пальцем в книге, что учить.
Карл Иваныч. Вот это решительно выучить! (ходит по комнате)
К.И. Ну-с. Прошу отвечать.
Николенька. (читает по слогам) Откуда вы идете?
Володя: Я иду из кофейни.
Николенька. Вы не читали газеты?
Володя: Не читали.
К.И. Плохо. Из рук вон плохо. Теперь чистописание. Запишите диалоги в тетрадь.
Чтец:
Володя и Николенька пишут. Карл Иваныч подходит проверить и видит кляксы.
К.И. Что это? Что за упрямство? Это кукольная комедия.
К.И. Приготовьте тетрадь для писания под диктовку.
Чтец:
Карл Иваныч садится и начинает диктовать.
Из всех пороков самый ужасный…написали? (смотрит на мальчиков). Самый ужасный – это неблагодарность…не-бла-го-дар-ность. Точка.
Чтец:
Дети дописывают предложение и подают тетради Карлу Иванычу. Тот несколько раз вслух читает предложение, улыбаясь.
Сцена замирает. Николенька понимает, что нельзя быть неблагодарным.
Чтец 1. Чему же учится герой и мы вместе с ним? Наверно, мы учимся быть добрее, нежнее к близким, понимаем, что очень часто, как и герой повести, бываем несправедливы. Не всегда ценим добрые дела и бываем неблагодарны. Но мы осознаем свои поступки и пытаемся исправиться, ведь ошибки легче исправлять и показывать свою любовь к близким именно в детстве. Будьте добрее, нежнее, честнее, гуманнее.
Думаем, мы достигли определенных результатов.
Учащиеся прочли повесть, узнали новые факты из биографии Л.Толстого, не просто прочли текст, а попытались его проанализировать, проявив свои творческие способности; показали свое видение героев повести, увидели, насколько сложны бывают взаимоотношения между детьми и взрослыми, начали анализировать свои поступки.
Взрослея, ученики поднимаются на более высокий уровень самосознания, самодисциплины, способны сделать правильный нравственный выбор. В этом им помогают уроки литературы. На уроках литературы духовно-нравственное воспитание осуществляется посредством слова, слова Л.Н.Толстого.
Автор: Елинова М.В., Муравская Г.А.
→ МарияЕлинова 25.11.2010 7 11433 1740 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.