Совместная деятельность воспитателей и детей с родителями и специалистами в создании и использовании мини-музея в детском саду.


Паламарчук Зоя Александровна

Воспитатель ИЗО

МБДОУ №29 «Сказка»

Мурманская область г.Ковдор


Консультация для воспитателей

«Мини-музей как средство ознакомления дошкольников с прекрасным»

Музейная педагогика стала играть существенную роль только в последние десятилетия. В это время она в значительной мере изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями. Создаются разнообразные детские музейные центры, объединения и т.п.

В настоящее время в дошкольной педагогике можно выделить два направления:

  1. Сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т.п.);

  2. Создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.

Музейная педагогика помогает решать все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

В детских садах всех регионов создаются самые разнообразные мини-музеи, разрабатываются занятия с их использованием, реализуются интересные формы работы с семьей. В регионах проводятся конкурсы на лучший мини-музей, конференции, мастер-классы, фестивали дошкольных музеев. Педагоги самостоятельно или совместно с музейными работниками разрабатывают музейно-образовательные программы, циклы занятий. Первое место по популярности среди музеев в детских садах принадлежит музею народного быта, нередки также музеи истории родного края,

боевой славы игрушек, книги, природы.




Цели и задачи мини-музея:

Музейная педагогика в условиях детского сада

- позволяет реализовать комплексные и дополнительные образовательные программы;

- является действенным модулем развивающей предметной среды; средством индивидуализации образовательного процесса;

- способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

- помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Рассмотрим разные виды мини-музеев.


Мини-музеи природы.

Главное значение таких музеев – формирование научной картины мира и поддержка у детей интереса к миру природы.

Мы выделяем два вида мини-музеев природы:

  1. Собственно мини-музеи природы, в котором представлены любые объекты природы и экспонаты, отражающие природные явления и процессы, их взаимозависимость;

  2. Мини-музеи отдельных компонентов природы (воды, воздуха, солнца, животных, растений, грибов и т.д.).

Среди первого вида музеев могут быть выделены и музеи, отражающие определенную область знаний (экологические, палеонтологические, астрономические).

Тематика мини-музеев второго вида может быть конкретизирована, например: мини-музеи животных – домашних, диких, животных леса или тундры; посвящены группам животных (насекомых, рыб); конкретным представителям (зайца, медведя…) или даже их частям (хвоста, ушей…).


Фольклорные мини-музеи.

Они могут называться по-разному: русская изба, чум, балаган, юрта, музей народной культуры, комната старинного быта, мини-музеи народной куклы, национального костюма. Тематика этих музеев отражает культуру, быт, традиции разных народов.

Фольклорные мини-музеи помогают решать задачи различных разделов практически всех основных программ дошкольного образования (воспитание ребенка в традиции отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней, комплексное изучение фольклора).

В дошкольных учреждениях для организации работы с детьми в таких музеях применяются разнообразные формы и методы: Занятия, народные праздники, народные игры и игрушки, посиделки, слушание, разыгрывание сказок и других фольклорных произведений, работа кружков народного творчества, выставки, самостоятельная деятельность детей.

В качестве экспонатов фольклорных мини-музеев можно рекомендовать следующее: различные предметы быта; один и тот же предмет, сделанный в разных регионах; старинная мебель, национальные костюмы и их элементы; куклы в национальных костюмах; декоративные элементы; игрушечные или нарисованные персонажи народных сказок, прибауток; игрушечные животные, макеты крестьянского подворья; букеты хлебных злаков; муляжи овощей, фруктов; народные игрушки; народные музыкальные инструменты; макеты различных жилищ; предметы народных промыслов; книги народных сказок, сборники потешек, пословиц, детские книги о жизни предыдущих поколений; старинные фотографии.


Исторические мини-музеи.

Исторические мини-музеи позволяют детям не просто услышать об истории своей страны, края, но и «увидеть» ее благодаря различным экспонатам.

Назову несколько видов исторических мини-музеев: посвященный истории страны; посвященный определенному историческому событию; истории родного края; истории детского сада; истории одного предмета (часов, новогодних игрушек, игрушечных солдатиков, кукол, хлеба); мини-музей государственной символики; истории семьи.


Краеведческие мини-музеи.

Краеведческие мини-музеи состоят из исторических, географических и культурных экспозиций, посвященных родному краю.


Мини-музеи искусства.

Мини-музеи искусства, которые организуют в детском саду, подразделяются на мини-музеи художественного творчества, музыкальные, театральные и музеи декоративно-прикладного искусства.

В мини-музеях художественного творчества, картинных галереях собраны репродукции картин, графика, копии скульптур, фотографии. Важно, чтобы дети познакомились с разными жанрами: пейзажем, натюрмортом, портретом, анималистикой (изображение животных).

В художественных мини-музеях могут быть размещены портреты художников, кисточки, разные краски, мелки, бумага, холст и другие материалы, которые используются в изобразительном искусстве; фотографии, буклеты музеев изобразительного искусства, в которых побывали дети.

В уголке самостоятельной деятельности дошкольники могут что-то нарисовать, слепить из глины или из пластилина, сделать свою репродукцию известного произведения из любого понравившегося материала, рассмотреть книги об изобразительном искусстве. Можно предлагать дошкольникам подбирать музыкальные фрагменты к тем или иным пейзажам, портретам, изображениям животных, включать музыку во время самостоятельной деятельности детей.

Мини-музеи одного жанра посвящены определенному жанру художественного творчества – пейзажу, портрету, натюрморту и т.п. можно посвятить отдельные коллекции графике, скульптуре, фотографии.

В картинных галереях «Мой край» выставляются самые разные произведения (оригиналы и репродукции картин, фотографии) местных художников, фотографов.

Мини-музеи художника рассказывают об определенном художнике и его творчестве. Детям бывает очень интересно узнать и об иллюстраторах детских книг. Экспонатами мини-музея станут портрет (автопортрет) художника, репродукции его картин, фотоальбомы о его жизни и творчестве, детские книги (если речь идет о художнике-иллюстраторе).

Мини-музеи декоративно-прикладного искусства знакомят детей с бытом, жизнью прошлых поколений. В некоторых дошкольных учреждениях их относят к фольклорным. Основой для этих музеев послужат коллекции дымковских игрушек, палеха, гжели, Павловских платков, которые украшают практически все изостудии и даже групповые помещения. Собирая и изготавливая своими руками образцы народных ремесел и промыслов, дети, родители и педагоги создадут свой, особый вариант такого мини-музея.

В мини-музее должны быть бумага, глина, краски, кисточки, образцы изображений, узоров, иллюстрированные книги, береста, ткань, камни для росписи и т.п. Кроме того, в мини-музеях можно поиграть с народной игрушкой, подуть в свистульку, поиграть на рожке, примерить элементы одежды и головные уборы.



Литературные мини-музеи.

Определенную роль в формировании любви к книгам и чтению играют литературные мини-музеи. Выделяются следующие виды литературных мини-музеев:

  1. Мини-музей сказки.

Музей сказки как литературного жанра связан с фольклорным мини-музеем. Здесь могут быть представлены различные «волшебные» предметы (молодильные яблоки, живая и мертвая вода, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, ступа Бабы-Яги, ковер-самолет, царская корона, горошина для принцессы, волшебный клубочек, указывающий дорогу, меч-кладинец, скатерть-самобранка и т.п.), различные сказочные герои (куклы, фигурки), коллекция сказочных домиков (пряничный домик, избушка на курьих ножках, теремок, лубяная избушка лисы, «ледяная» избушка зайца), красиво оформленные книги сказок, в том числе самодельные детские работы, иллюстрации к сказкам (рисунки, картины, фигурки оригами), макеты для режиссерских игр, выполненные детьми и взрослыми, поделки из природного и бросового материала, фотографии детей в костюмах героев сказок, костюмы сказочных героев, репродукции картин на сказочные темы.

В мини-музее сказок периодически устраиваются выставки сказочных макетов, поделок из природного и бросового материала, тематические выставки, выставки книг «Моя любимая сказка», самодельных книг-сказок, сочиненных детьми и родителями.

  1. Мини-музей любимой сказки.

После чтения и обсуждения с детьми разных сказок можно предложить создать мини-музей, посвященный сказке, которая нравится детям больше всего. Началом послужит коллекция книг, в которых есть любимая сказка детей, книги, изданные в разное время, по-разному оформленные, с разным переводом, серия иллюстраций к тексту, портрет автора.

  1. Мини-музей писателя (поэта).

В мини-музее автора помимо его портретов и книг могут быть представлены персонажи его произведений (рисунки, игрушки), макеты, отражающие фрагменты разных произведений, иллюстрации к текстам, фотографии его дома, поместья, книги о музее писателя.

  1. Мини-музей книги.

В этом музее дети знакомятся с разными видами книг, с поэтами, писателями и писательским трудом, с историей книгопечатания и современным способом создания печатной продукции и иллюстраций к текстам. Экспонатами могут стать книги разной величины и толщины, старинные и современные, звуковые, любимые книги ребенка и его семьи, книги разных жанров (сказки, книги о природе, энциклопедии, рассказы, сказочные повести, стихи и т.д.), разных стран и народов, книги для взрослых и для детей, портреты известных писателей, материалы, на которых писали и пишут люди (береста, папирус, разные виды бумаги, дощечки и т.д.), старинные свитки со старинными буквами и печатью, фотографии и книги, рассказывающие об истории книгопечатания, коллекция приборов, которыми писали поэты и писатели (чернильницы, шариковые ручки разных лет, палочки, гусиные перья, перьевые ручки.

  1. Мини-музей сказочных персонажей.

Основой такого мини-музея послужит коллекция изображений того или иного сказочного персонажа (пластмассовые, деревянные фигурки, мягкая игрушка, полиэтиленовые пакеты, открытки, марки, чашки с их изображением и т.п.). Коллекция дополняется соответствующей книгой, детскими рисунками и поделками, аудиозаписями песенок героев, дисками с мультфильмами, театральными атрибутами.

  1. Мини-музей научной книги.

В нем может быть собрана научно-популярная литература для детей – энциклопедии, книги о природе, различные атласы, словари, различные географические и астрономические карты, глобусы и другие предметы.

  1. Мини-музей букваря (азбуки).

Поскольку в старшем дошкольном возрасте дети готовятся к обучению в школе, можно организовать мини-музей букваря (азбуки).

Экспонатами такого мини-музея станут по-разному оформленные книги – буквари и азбуки и другие, знакомящие детей с буквами, с чтением, могут быть экспонатами иностранные буквари, изготовленные детьми фигурки, рисунки разных букв, кроссворды и другие интеллектуальные игры, наборы букв для чтения, кубики, мозаика для чтения, книги со стихами, рассказами, посвященные азбуке, букварю, фотографии старших братьев и сестер, мам и пап, сделанные на школьных праздниках, посвященных букварю.

В уголке самостоятельной деятельности дети учатся складывать слова из отдельных букв, писать их на бумаге, лепить буквы из пластилина, соленого теста, рисовать на песке и на досках разного типа, рисовать, вырезать из бумаги, раскрашивать готовые формы, выполнять задания, играя в электронные игры, обучающие чтению.

Главная задача такого мини-музея – не только заинтересовать детей процессом чтения, познакомить с буквами, научить читать, но и сформировать положительное отношение к школе, к учебе.



Музыкальные мини-музеи.

Мы выделяем несколько вариантов музыкальных мини-музеев.

  1. Мини-музей музыкальных инструментов.

Главная задача такого мини-музея – познакомить с разнообразием музыкальных инструментов, с особенностями национальных музыкальных инструментов, их историей.

Здесь могут быть собраны разные виды музыкальных инструментов и их фотографии, игрушечные аналоги, сувениры, сделанные в виде музыкальных инструментов, материалы, из которых делают музыкальные инструменты, книги по соответствующей тематике. Желательно познакомить детей с основными группами музыкальных инструментов: ударными, духовыми, клавишными, смычковыми, щипковыми.

В таком мини-музее может быть и информация об оркестре, профессиях музыканта, дирижера, композитора. В мини-музее организуются выставки одного музыкального инструмента.

  1. Музыкальный мини-музей.

Здесь дети знакомятся с музыкальной культурой в целом.

Экспонатами могут быть любые предметы, имеющие отношение к музыке: музыкальные инструменты, листы с нотами, портреты известных композиторов и музыкантов, музыкальные игрушки, сувениры в форме скрипичного ключа. Мини-музей используется руководителем на занятиях, для самостоятельной деятельности детей.

  1. Мини-музей колокольчиков.

Его основу составляют колокольчики разного размера, по-разному оформленные, изготовленные из разного материала. Можно дополнить фотографиями настоящих колоколов и колоколен, Царь-колокола, который находится в Кремле, записями колокольных звонов и даже фотографиями, рисунками растения колокольчика, аудиозаписями колокольного звона.

  1. Мини-музей композитора.

Можно выделить два вида такого мини-музея: первый посвящен композитору, сочиняющему классическую музыку, второй – современному композитору, сочиняющему детскую музыку.

Экспонатами музея могут портрет композитора, книги о нем и о его доме-музее, копии нот произведений, фигурки персонажей спектаклей. Дополнят иллюстрированные книги произведений, к которым композитор написал музыку, фигурки или персонажей, элементы их костюмов, аудиозаписи музыки, видеозаписи спектаклей, балетные туфельки, фотографии сцен спектаклей, старые пластинки с записями.

В мини-музее, посвященному композитору, сочиняющему детские песни, дополнительно могут находиться диски с мультфильмами, к которым он сочинял музыку.

  1. Мини-музей музыкальных игрушек.

Такой мини-музей больше подходит для малышей. Его экспонатами станут музыкальные шкатулки и другие музыкальные коробочки; детские мобили, которые вешают над кроватками младенцев; куклы и другие игрушки, поющие песенки, музыкальные книжки и т.п.

  1. Мини-музей народных музыкальных инструментов.

Коллекция народных музыкальных инструментов может войти в состав фольклорного мини-музея или мини-музея декоративно-прикладного искусства. К ряду экспонатов желательно подобрать игрушечные аналоги, которыми дети могут воспользоваться по своей инициативе. Еще могут быть материалы, из которых когда-то изготавливали инструменты, рисунки, изображения людей, играющих на народных инструментах.


Мини-музеи театрального искусства.

Такие музеи позволяют детей заинтересовать миром театра, развивать творчество. Театральные мини-музеи помогают решать задачи многих разделов основных программ дошкольного образования, например: по развитию речи, творчества, овладению навыками коммуникации, а также программ дополнительного образования по театрализованной деятельности.

Основой театрального мини-музея может стать коллекция программок спектаклей, афиш, театральных билетов, которые дети приносят в детский сад. Используя эти материалы, воспитатель может попросить ребят, которые были в театре, о свои впечатлениях, обсудить с дошкольниками, что такое спектакль, театр, и для чего он нужен, поговорить о профессии актеров, вспомнить спектакли детского сада.

  1. Мини-музей театра.

Здесь могут быть собраны экспонаты, рассказывающие о театре: программки, театральные билеты, разные виды театральных кукол, маски, костюмы и их элементы, фотографии наиболее известных и местных театров, отдельные портреты артистов, декорации к спектаклям, парики, косметика для грима, специальные краски, которыми можно разрисовывать лицо, ширма для игр и спектаклей, макеты сцены, кукла-балерина.

  1. Мини-музей театрального костюма.

Здесь представлены театральные костюмы, головные уборы, короны, обувь (балетные туфли, лапти, туфелька Золушки и т.п.). Можно использовать уголок ряжения, в котором: различные украшения, шарфики, лоскуты ткани и зеркало. Можно самостоятельно изготовить детям билеты, программки, декорации, афиши. Можно выделить отдельную коллекцию или мини-музей головных уборов, карнавального, новогоднего, «Сказочного» костюма, костюма из бросового материала, венецианских масок.

  1. Мини-музей театральных кукол.

Экспонаты мини-музея – самые разные виды театральных кукол – ростовые, перчаточные, пальчиковые, би-ба-бо, тростевые, куклы-марионетки, театральная ширма или домик.
































Мини-музей «Наша Родина – Ковдор»


Краеведческий мини-музей нашего детского сада № 29 «Сказка» называется «Наша Родина – Ковдор». Находится он в небольшом отдельном помещении детского сада.

Посещать музей могут дети и гости детского сада. Здесь проходят занятия о знакомстве детей с историей нашего города, а также с градообразующими производствами, где работают многие родители наших воспитанников.

Экспонаты музея предоставлены с целью патриотического воспитания – любви к родному городу, знания истории появления и развития Ковдора; экологического воспитания – любви к природе Севера.

В мини-музее представлены два больших стенда, на которых можно проследить возникновение города, начиная с геологических раскопок геологических экспозиций, строительства поселка до настоящего времени. Вся информация на стендах проста для детского восприятия и воспитатели с легкостью могут познакомить детей с ней.

На 1 стенде есть информация о геологе К.М. Кошице, именем которого названа одна из улиц. Хронология развития города – строительство улиц, предприятий, общественных учреждений показана старыми фотографиями, которые принесли родители наших детей.

На 2 стенде отражена информация о Ковдорском ГОКе – предприятии, которое входит в состав компании «ЕВРОХИМ». Многие родители воспитанников трудятся на этом предприятии.

В мини-музее есть герб и карта города.

В удобном шкафу находятся: книги, посвященные людям, которые открыли месторождения железных руд и слюды, а также людям, которые много лет работали на нашем предприятии; книги о минералах нашего месторождения с коллекцией камней; книга об истории северного края; сборники песен и стихов о Ковдоре, а также фильм о городе; вымпелы со спортивными достижениями родителей на традиционных городских лыжных соревнованиях.

В мини-музее находится два макета, выполненные воспитателями, детьми и родителями детского сада. Родители вместе с детьми вылепили из пластилина грузовые машины и буровые вышки для макета карьер – «Рудника «Железный». Дети могут познакомиться с добычей железных руд на этом макете. В макете «Ковдорский ГОК», воспитатели изготовили макеты фабрик, где можно проследить переработку добытых на руднике руд в железный концентрат, апатит, вермикулит, бадделеита, дети вылепили целый железнодорожный состав.

Каждый год наши воспитанники пополняют наш музей. Так его дополнили две рукописные книги «Улицы нашего города» и «История города в фотографиях». Дети вместе с родителями описали возникновение каждой улицы, почему ее так назвали или кому она посвящена, какие в городе есть памятники, достопримечательности, много детских рисунков. В книгах есть кроссворды о нашем городе, составленные детьми вместе с воспитателями.

Помимо экспозиций в мини-музее, в холлах детского сада находятся стенды, посвященные Мурманской области, областному центру – Мурманску, нашему городу, а также стенды о природе Севера и коренным народам Севера – саамам.

Наши дети очень любят рисовать наш город, в холле детского сада каждый год организовывается выставка рисунков.




























Сказки про камушки.

Сокровища земли ковдорской.

Слюда

Когда ходишь по Ковдорским дорогам и лесным тропинкам, иногда ярко сверкнет что-то на солнце под ногами, так, что ослепит глаза. Часто таких вспышек много, яркими искрами загораются они. Это мелкие чешуйки слюды. Много ее в нашей земле. Слюда – удивительный материал. Даже трудно назвать камнем ее тонкие прозрачные пластинки. Много разновидностей у слюды. Это и темно-зеленые пластины флогопита, и золотисто-коричневые мягкие чешуйки вермикулита, и лучистые звезды астрофиллита.

Мусковит.

Самая знаменитая слюда – мусковит. Это название произошло от названия столицы нашей Родины – Москвы.

Когда-то давно, в старые времена, когда люди еще не придумали стекло, окон в домах вообще не делали, а если в доме были окна, то они ничем не закрывались и по всему дому гуляли сквозняки. И только у нас, в России, в окна вставляли тонкие, прозрачные, нежно-розовые пластинки мусковита. Иностранные купцы называли эту слюду «московит», покупали ее за большие деньги и увозили в разные страны.

Магнетит.

Геологи, изучавшие наши сопки, обратили внимание на то, что стрелки компасов здесь, на месте нашего города, начинают «обманывать», показывать неправильное направление. Ученые подумали, почему так происходит, и догадались, что под поверхностью земли находится какой-то магнитный минерал. А такой минерал только один. Это магнитный железняк или магнетит. По одному слову «магнетит» можно догадаться, что из этого минерала добывают железо. Магнетит бывает в виде красивых черных кристаллов в белом, как кальците, а бывает, что в камне перемешаны мелкие кристаллики магнетита и кальцита. И тогда такой камень называют «железистый кальцит». Приходится очень потрудиться, чтобы отделить магнетит от кальцита.





Кварц.

В наших сопках встречаются красивые прозрачные и дымчатые кристаллы кварца. Они бывают большие и маленькие, одиночные или сразу много кристаллов. А иногда они растут на породе, как трава на лугу – тесно прижаты друг к другу. Тогда их называют «щетка» или «друза». Кварц – это будущий песок. Именно из кварца под действием ветра, воды и солнца получаются маленькие песчинки на дорогах, берегах рек и морей.

У кварца бывает много разновидностей. Они отличаются по цвету и составу. Один из самых красивых видов кварца называется аметист. Его цвет бывает от нежно-розового до ярко-фиолетового. Из аметиста делают женские украшения, вставляют кристаллики в сережки, кольца. У нас можно увидеть много северных сувениров с аметистом.

Еще одна разновидность кварца встречается только недалеко от нашего города. Этот камень так и назвали – ковдорскит. Он бывает светло-розовый и светло-голубой.

Апатит.

Очень часто в наших сопках встречается минерал апатит. Он похож на слипшиеся кристаллики сахара. Обычно апатит бывает светло-зеленого цвета, но иногда попадается и темно-зеленый, и коричневый, и даже черный. Другое его название – «камень жизни». И это неспроста.

Из этого камня делают удобрение для растений. Как только это удобрение попадает в землю, растения начинают быстрее расти, набирают силу, плоды вырастают крупные и сочные.

Эвдиалит.

Иногда, среди каменистых россыпей, можно увидеть красивые малиновые камни – капельки. Они бывают яркие, красные, бывают тусклые, почти коричневые. Это эвдиалит. Народное название его – «саамская кровь». Есть легенда, как получился этот камень. Когда-то давно в наших местах жили только саамы – местные жители. И напали на них враги – грозное племя – «чудь, чудины». Хотели чудины убить саамов, занять их земли. Страшная была битва. Насмерть стояли саамы, защищая свою землю. И выстояли, прогнали чудь. А там, куда падали капли крови, появились красные камни, и назвали их «саамская кровь».



Пегматит.

В окрестностях нашего города часто встречается очень красивый камень – минерал пегматит. На розовом или коричневатом фоне расположены длинные острые треугольнички, как будто кто-то много раз приложил тонкую кисточку. Эти треугольнички очень похожи на древнее письмо, поэтому его народное название – «письменный гранит». Из этого камня делают красивые поделки, украшения, отделку для домов, зданий.

У пегматита есть очень красивый родственник – амазонит. Он зеленый, как свежая весенняя трава, с тонкими мелким и снежно-белыми черточками – полосочками. Из амазонита, так же, как из пегматита делают недорогие украшения, отделку для строительства зданий.


























Экскурсия в мини-музей «Наша Родина – Ковдор»

детского сада № 29 «Сказка» г. Ковдора

для детей старшего дошкольного возраста.


«Наш город-музей под открытым небом»


Программные задачи:

Посредством уточнения и расширения представлений об истории и культуре Ковдора способствовать становлению взгляда на город как единое культурно-историческое пространство.

Вызвать интерес к изучению и сохранению культурного наследия, желание посещать музеи родного города, «путешествовать» в пространстве, замечать прекрасное.

Развивать умение откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах, эстетически их оценивать.

Формировать бережное отношение к памятникам культуры, желание принимать участие в их сохранении.

Активизировать использование слов и словосочетаний: город-музей, геолог, архитектор, скульптор, здания, памятники,


Предварительная работа: беседа на тему «Правила поведения в музее», экскурсии по городу с целью рассматривания достопримечательностей (архитектура зданий, площадь, памятники), рассматривание фотографий и набора карточек «Ковдор», посещение краеведческого музея города, библиотеки, организации выставок рисунков детей: «Мое любимое место в городе», «Город зимой», просмотр фильма о Ковдоре.


Материалы: Стенды мини-музея в ДОУ, информация «История возникновения Ковдора», «Схема города», альбом «История Ковдора в фотографиях».


Ход экскурсии:

Ребята, мы с вами пришли в мини-музей нашего родного города. Как называется наш город? (ответы детей)

- Вы очень любите гулять с родителями по городу, в котором живем и мы с вами много гуляли по улицам нашего города, ходили на экскурсию, в музей. Во многих интересных местах побывали. А вот как появился наш город, не знаем. А помочь нам в этом сможет этот замечательный мини-музей в нашем детском саду.

Как вы думаете, почему он называется мини-музей? (предположения детей) он называется мини-музей, потому что он маленький. Поэтому мы не смогли прийти сюда всей группой. А вот этот стенд расскажет нам о том, как появился не свете наш родной город Ковдор.

Рассказ воспитателя:

Наш город – это единственное место в нашей стране, где на маленьком клочке земли добывают разные полезные ископаемые: магнетит, апатит, бадделеит, флогопит, вермикулит. Давным-давно, в далеком 1932 году, на горе Лейвова, что вблизи поселка Ена, было обнаружено геологом Г.Л.Третьяковым месторождение слюды – это полезное ископаемое, которое используется для космических кораблей.

Через год в районе нашего озера Ковдор было обнаружено месторождение магнетитовых руд. Затем началось строительство железной дороги. Долгое время только разрабатывали месторождение. И только через 20 лет прибыли молодые строители, которые жили в деревянных бараках и вагончиках. Послушайте стихотворение, которое написала Е.Грибова, строитель с 1954 года.


Ковдор.

Прошло с тех пор немало – двадцать лет,

Сюда пришли строители Ковдора.

И расступился древний дикий лес,

Ладонями обняв красивый город.

Мы помним, как все это началось:

Ютились мы в бараках и вагонах,

И черствый хлеб нам есть тогда пришлось,

Что на попутках поступал из Ены.

Мы брали воду прямо из ручья –

Для бани ли, обеда, для пеленок,

А в десять вечера давала свет свеча,

Движок захлебывался – не было силенок.

Нас радовало все, что открывалось:

И школа первая, детсад и гастроном,

Мы каждым новым домом любовались:

Какое счастье поселиться в нем!

Деткомбинат, кинотеатр, Дом быта…

Как буднично, и все же чудеса!

Ну а железа столько здесь добыто –

Что не стихи, поэмы бы писать!

Взгляните вечером на фабрику и рудник,

Прислушайтесь, что говорит руда…

Чего скрывать, подчас бывает трудно,

Но счастье не дается без труда.


А теперь давайте посмотрим альбом с фотографиями, на которых мы увидим старые улицы и здания города Ковдора, сравним их с новыми (рассматривание альбома и карточек, с изображением современного города).


Физминутка: Мой рябиновый край. Людмила Парфенова


Что ни улица – сопкой кончается, развести руки в стороны

Вправо – влево позорче взгляни, повороты вправо, влево

Город в чаше стоит, получается, руки соединить в кольцо перед собой

По краям – только сопки одни. Поднять руки вверх.

Город наш позабудешь не скоро, погрозить пальцем

Не сумеешь, увидев хоть раз, посмотреть вдаль, руку приставить ко лбу

От рябиновых улиц Ковдора посмотреть влево вправо.

Отвести зачарованных глаз. Приложить руки к груди


Гимнастика для глаз.


Наш город изменился с тех пор, как только появился на свет. Стал большим, красивым, интересным и его сейчас можно назвать город-музей. Давайте разберемся, почему?

- В нашем городе есть музеи? Какие, назовите их (ответы детей).

- В нашем городе есть памятники, как настоящие экспонаты? Какие? (ответы детей с демонстративными картинами или фотографиями).

А теперь обратите внимание на схему нашего города. У нас есть культурные центры: Дом культуры, который можно назвать музей искусств. Какие виды искусства можно увидеть или услышать в ДК, какими мероприятия там проходят? (ответы детей).

Правильно, ребята, в ДК можно увидеть артистов театра, балета, послушать музыку, посмотреть выставки рисунков, сходить в библиотеку и т.д.

А вот ЦДТ можно назвать музей искусств для детей, почему? (ответы детей). Расскажите, кто из вас посещает ЦДТ, чем там занимаются дети, что там интересного? (ответы детей).

В нашем городе есть школы искусств – музыкальная и художественная – это музеи знаний. И в школах тоже есть небольшие музеи, в какой музей в школе мы ходили, что вам запомнилось? (ответы детей).

В группе вы создавали несколько мини-музеев вместе с родителями, назовите их (ответы).

Ребята, так мы можем назвать наш город музеем? Почему? (ответы детей).

Правильно, наш город как музей, в нем есть памятники, здания, музеи, искусство – красота вокруг нас.

А как надо относиться к этим экспонатам и самому городу, чтобы он стал краше и интереснее? (ответы детей).

Я очень надеюсь, что наш город-музей благодаря вам станет лучше и краше.



























В нашем городе Ковдоре есть единственный музей – районный краеведческий музей г. Ковдора.

В музее представлены коллекции:

На 1 этаже:

Экспонаты, посвященные геологическим исследованиям в районе города Ковдора;

«Выставка творчества педагогов дошкольных учреждений, воспитанников и их родителей».

На 2 этаже:

Экспозиция о коренных жителях севера – саамах (фотографии саамов, национальная одежда и обувь, бытовая утварь, предметы для охоты и рыбалки, сувениры с национальными орнаментами.

Большая экспозиция о возникновении города, начиная с геологических исследований, строительства поселка, а затем города, коллекция экспонатов пограничного отряда, так как город находится на границе с Финляндией. Так же экспонаты, посвященные военной тематике: о партизанских отрядах нашего района, о находках поисковых отрядов, о ветеранах Великой Отечественной войны, воинах-интернационалистах Афганистана, о солдатах, воевавших в Чечне.

Большое место в музее занимает коллекция документов о почетных гражданах нашего города.

Есть экспозиция флоры и фауны нашего края.

Созданию музея послужила коллекция полезных ископаемых, добываемых в районе нашего города, исследованиях геологической группы под руководством Кошица Н.П., именем которого названа одна из улиц города.

Музей ведет большую работу с разными образовательными учреждениями: школами нашего города и района, с детскими садами, с детским домом, с Центром Детского Творчества, с Центром Социальной помощи семье и детям.

Знакомство с коллекциями проходят в разной форме: для детей дошкольного возраста это может быть в форме сказки, экскурсии, занятия. Для детей школьного возраста в основном ознакомительные экскурсии.

Во время посещения музея, в некоторых случаях организовывают: прослушивание музыки, проигрывание сказок, чтение стихов, изготовление небольших поделок, рисование по теме экскурсии (например: рисунок ветеранам Великой Отечественной войны к празднику).

В нашем музее бывают разные коллекции:

«Времена года» - фотографии природы нашего края жителей нашего города или области.

«Души прекрасные порывы» - картины художников области и города.

«Шерстяная акварель» - поделки из шерстяных ниток и войлока, изготовленные пенсионерами нашего города.

«Этих дней не смолкнет слава», «Они расскажут о войне в Заполярье» - новые данные о ветеранах и поисковые экспонаты.

В музее организовываются выставки рисунков и поделок из Школы Искусств нашего города.

«Каменный цветок», «Сказка самоцветов» - коллекция картин, изготовленных из каменной крошки, а также поделки и украшения из камня.

Бывают выставки и об игрушках – «Мишка Тодди», «Лягушка-квакушка».

Коллекции одежды, сшитой детьми кружка кройки и шитья из Центра Детского Творчества.

Наш музей радует всех жителей нашего города, ведь он у нас единственное место, где можно увидеть разные экспозиции, а также познакомиться с историей города и края.

Детей музей встречает с удовольствием, экскурсоводы рассказывают с учетом возраста детей. При посещении музея в присутствии родителей или педагогов дети узнают правила поведения в общественных местах, учатся слушать, запоминать, рассказывать об увиденном. Свои впечатления они рассказывают взрослым и детям, участвуют в различных выставках.

Я думаю, наш музей нужно посещать детям с дошкольного возраста, так как многие экспозиции подходят для детей разного возраста.

В нашем детском саду был создан мини-музей о нашем городе, некоторые документы предоставили нам работники музея.
















Источники материалов:

  1. Н.А.Рыжова «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями. Москва. Педагогический университет «Первое сентября» 2010г.

Слайд 1
«Мини-музей как средство ознакомления дошкольников с прекрасным» Паламарчук Зоя Александровна Воспитатель ИЗО МБДОУ № 29 «Сказка» Г.Ковдор Мурманская область
Слайд 2
Мини-музей МБДОУ №29 «Сказка» «Наша Родина – Ковдор»
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Карьер рудника «Железный» и Ковдорский Горнообогатительный Комбинат
Слайд 6
Слайд 7
Рукописные книги
Слайд 8
Стенды в холлах детского сада
Слайд 9
Выставка детских рисунков «Город зимой»
Слайд 10
Экскурсия в мини-музей детей детского сада «Теремок» г. Ковдора

Полный текст материала Совместная деятельность воспитателей и детей с родителями и специалистами в создании и использовании мини-музея в детском саду. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Паламарчук Зоя Александровна  PZoy@
10.06.2012 5 8223 918

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК