Статья "Хочу. Могу. Играю. Фольклорные игры как вектор патриотизма"
«Хочу. Могу. Играю». Фольклорные игры как вектор патриотизма
Яковлева Людмила Иосиповна
педагог-психолог
Золотуева Татьяна Ивановна
воспитатель
В статье представлен опыт сохранения национального культурного кода у детей младшего дошкольного возраста через разработку системы фольклорных игр.
Ключевые слова: культурный код, вектор патриотизма, фольклоротерапия, оздоровительная педагогика, инициативность ребенка.
Сегодня в системе образования, да и не только, много говорится о патриотизме, любви к Родине, сохранении ее исторических ценностей, нравственном здоровье подрастающего поколения. То, что было веками наработано национальной культурой, традициями, преемственностью поколений постепенно становится архаикой. Вектор нравственного здоровья, а с ним и психологического благополучия, резко ушел в сторону цифровизации, растворения культурного кода воспитания.
В связи с этим многие неравнодушные педагоги всерьез задумываются над тем, как вернуть эти связи поколений, не дать им совсем раствориться в неопределенности настоящего, как сохранить здоровье ребенка, вернув его в мир национальной культуры. Ведь здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства и в конечном итоге - отношение государства к проблемам здоровья.
Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала неуклонное ухудшение состояния здоровья детей, их физического и психического развития. Поэтому формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается целым рядом нормативных документов: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.
Система образования как неотъемлемая ступень становления и развития гражданина страны также сориентирована в этом аспекте ФГОС дошкольного образования. В связи с этим становится очевидным необходимость организации превентивной психологической помощи детям в условиях ДОУ. Применяемая в этой связи система специально разработанных на основе достоверных научных данных и организованных мероприятий, имеющих целью создание условий для обучения навыкам самостоятельного разрешения ребенком проблем в период возрастных кризисов, оказывает положительное влияние на индивидуализацию развития личности в образовательном процессе.
Осуществление индивидуального подхода к детям в условиях нашего ДОУ достигается созданием для ребенка рациональных условий психологического комфорта, где фольклоротерапия, как метод превентивной психотерапии, широко представлен фольклорными играми.
Внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями позволяет нам постоянно совершенствовать социально-деловое и психолого-педагогическое взаимодействие с семьей. Создание такого союза заинтересованных в полноценном здоровье детей партнеров, как «детский сад - семья», мотивация родителей на совместную оздоровительно-профилактическую деятельность, модернизация информационно-просветительской функции сотрудничества позволяет нам посредством стимуляции самостоятельности и активности родителей наиболее оптимально и продуктивно включать детей в самоценную деятельность, а именно игру, которая одновременно является и содержанием психологического воздействия.
Так, например, педагог (это может быть и родитель) начинает сворачивать народную тряпичную куколку. Дети заинтересовываются, задают вопросы, в диалоговом общении взрослого и детей обсуждается в какой игре можно ее использовать. Педагог предлагает детям попробовать самим свернуть куколку, подражая увлеченности взрослого.
Известно, что любое воздействие на ребенка должно быть научно обосновано и строиться на определенных принципах. Это особенно важно при формировании психофизического, нравственного здоровья. Поэтому изучению принципов оздоровительной педагогики нами уделяется самое пристальное внимание. Особую популярность у нас приобрела разработка так называемых «личностных точек роста»: воспитатель в течение года представляет коллегам творческий план самосовершенствования с учетом своего интереса к фольклорным играм, возрастных особенностей детей и в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Формы представления самые разнообразными: презентации, видеосюжет, фотоколлаж, игровое моделирование, иммерсивные постановки.
Такой креативный подход позволяет педагогу формировать достаточно устойчивый личностный интерес к фольклорным играм и желание широко использовать их в образовательном процессе для сохранения и укрепления психофизического и нравственного здоровья детей.
Почему мы выбрали именно фольклорные игры? Во-первых, потому что фольклорная игра по своей сути безоценочна, импровизационна. В ней ребенок может использовать наиболее удобный для него способ выражения собственной проблемы, так как является субъектом деятельности, а не объектом воздействия взрослого. Важно и то, что фольклорная игра бессоревновательна. Это обеспечивает, особенно на начальных этапах, благоприятное усвоение информации, заложенной в игре и, следовательно, не создает психотравмирующей ситуации – ребенок успешен и уверен, что у него все получится.
Во-вторых, в такой игре наиболее «мягко» происходит освобождение от проблемы и «овладение» ребенком условным «добром», и, что также немаловажно, создается атмосфера коллективного эстетического и нравственного переживания.
В - третьих, здесь ребенок включен в самодостаточную деятельность без излишней «коррекции». В результате на психологическом уровне отмечается нормализация самооценки, повышается эффективность коммуникации и поведения, актуализируются скрытые ресурсы личности ребенка, приобщение его к культурному коду своей страны. Соответственно происходит и повышение общей адаптации личности ребенка в процессе развития, воспитания и оздоровления.
Мы убедились в этом, разработав систему включения детей в фольклорные игры, учитывающей не только принципы оздоровительной педагогики (педагогическая этика, личностно-ориентированный подход, воспитательная терапия, индивидуализация и социолизация образовательной деятельности, здоровьесберегающее и эффективное образование), но и своеобразную «физиологичность» фольклорных игр.
Научно доказано, что ритмическая организация фольклорных игр соответствует частоте нормального здорового пульса. Кроме того, в фольклорной игре участвуют все ведущие анализаторы, в силу этого достигается полнота восприятия игрового действия. Немаловажным является и особый, культурный строй таких игр, их общность, коллективность.
В оздоровительной практике с детьми младшего дошкольного возраста мы используем такие игры как: «Дедушка Матвей», «Воробей», «Заинька вокруг сада», «Летели две птички», «Катюшенька черноброва», «Дрема» и другие. Уже на этом этапе дети научаются доверять друг другу (ведь каждый раз нужно образовать пару с новым партнером). В ситуации игры естественно отрабатываются способы реагирования ребенка на ситуацию (постепенно исчезает расторможенность, эмоциональная неустойчивость, зажатость, стереотипность).
В чем же заключаются особенности разработанной нами системы психофизического и нравственного оздоровления детей с использованием фольклорных игр? В ФГОС особый акцент делается на развитии и поддержке детской инициативы в различных видах деятельности, и в частности, в игре. Мы сделали упор именно на этот принцип, так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является именно игра. Система предполагает поэтапное включение детей в фольклорно - игровую деятельность.
На первом этапе происходит побуждение детей к активной фольклорно - игровой деятельности, стимулирование желания играть в фольклорные игры, поддержка и поощрение своеобразия исполнения ребенком манеры и выражения своего отношения к образу. Мы использовали такие приемы стимуляции ребенка, как внесение красочных атрибутов, интригующий момент, народную музыку, изменение образа самого педагога. Например, педагог находил в группе необычную шапку: «А чья это шапка?». Рассматривал ее с детьми, все вместе определяли, что это шапка Дремы. Так организовывалась игра «Дрема». Или взрослый запевал текст игры. Например, «Заинька - горностаинька, а некуда заиньке выскочить…» или «По загороду гуляет, по загороду гуляет…». Дети подхватывали запев и игра начиналась.
На втором этапе мы создавали условия для выражения инициативы ребенка в фольклорно - игровой деятельности. Здесь особое внимание уделялось обеспечению детей всем необходимым инвентарем и оборудованием для творческого самовыражения и воплощения инициативы в игре. Особый акцент здесь ставится на свободном доступе детей ко всем материалам.
Каждое утро у нас начинается с проигрывания той или иной игры, как правило, по выбору детей. Постепенно такая возможность выбора помогает ребенку приобретать опыт осмысления любой жизненной ситуации. Психологи отмечают, что любое насилие воспринимается ребенком негативно. В связи с этим мы стремимся обеспечить каждому ребенку психолого-педагогическую поддержку, возможность попробовать себя в той или иной игровой роли (а возможно, и просто понаблюдать за играющими). В конечном итоге, право выбора всегда остается за ребенком, воспитатель же показывает возможные способы осуществления этого выбора.
Опять же по желанию детей игра может развернуться как в группе, так и в музыкальном или физкультурном зале. Родители по желанию (и возможностям) могут быть либо участниками, либо зрителями. Особый настрой на игру, как коллективное действие, создает народная музыка, звучащая во время приема детей. Родители принимают самое активное участие в создании такой фонотеки: подбирают любимые народные мелодии, записывают их на носители и затем мы используем их.
Далее в течение дня фольклорная игра «оживает» в образовательном процессе и как самостоятельный компонент, и как часть НОД в зависимости от задач, решаемых педагогом группы, либо как превентивное средство специалистами ДОУ.
Понимая важность формирования детской инициативы, мы стремимся побуждать детей к самостоятельной свободной фольклорной двигательно-игровой активности, не давая при этом готовых решений, а создавая условия для ее возникновения и реализации. Так, например, для новой игры нам нужны атрибуты. Что делать? Какой материал использовать? Чем заменить, если нет подходящего материала? Где можно взять необходимый материал?
Таким образом, мы побуждаем детей не только к разрешению проблемной ситуации, но и расширяем их внутрисадовые социальные контакты. Например, за недостающим материалом можно обратиться в соседнюю группу, или к другому специалисту детского сада (музыкальному руководителю, педагогу-психологу, инструктору по физической культуре). Задача воспитателя - вызвать у детей желание, интерес, т.е. мотивацию. Особенно ценным является совместное изготовление ребенком и педагогом (родителем) атрибутики для фольклорной игры. И даже если кажется, что сделанная маска «несовершенна», она, безусловно, принимается всеми. Так дети научаются доверять друг другу и ценить труд и вклад каждого участника в общую игру.
Интересной находкой являются периодические организуемые нами так называемые «моменты новизны»: педагог включает незнакомые детям народные наигрыши на магнитофоне, использует звуковой сигнал (сам играет на свирели или на дудочке, свистульке), надевает платочек, веночек (тем самым привлекая внимание детей) или загадывает загадку и предлагает детям найти в группе маску-отгадку. Очень нравятся детям разыгрываемые педагогом мини-сценки с куклами би-ба-бо на темы фольклорных игр, в которых какой-либо персонаж никак не «включается» в общее действо. Посредством общего обсуждения дети помогают ему войти в игру. Так, исподволь, ненавязчиво дети научаются создавать общее поле игры.
Третий заключительный этап фольклорно - игровой деятельности – рефлексия. Здесь основная задача педагога заключается в подкреплении инициативы ребенка словесным поощрением. «Как Маша красиво ходит, как пава…», «А Сережа - заинька, очень ловкий, он сумел проскочить через «города турецкие, замочки немецкие…». Сложившиеся доверительные отношения с семьями помогают нам расширять используемые методы и приемы: так появились глиняные игрушки-свистульки, корзинки ряжения с элементами народных костюмов. Родители пробуют себя в роли «гостей группы»: проводят мастер-классы по народным промыслам, например, вместе с детьми изготавливают простых тряпичных народных куколок «Зайчик», «Куватки», «Закрутка».
К сожалению, приходится признать, что сегодня многие дети воспитываются в неполных семьях. И ребенку порой бывает достаточно сложно овладеть половой самоидентичностью, в которой он не только способен относить себя к определенному полу, но и положительно воспринимать себя в качестве объекта того или иного пола и выделять характерные черты противоположного пола.
И здесь ведущую роль играют создаваемые в ДОУ условия формирования половой самоидентичности. К описанным выше условиям хочется добавить и то, что у нас сложились тесные дружеские отношения с детским фольклорным коллективом «Красная горка» школы № 103. Разновозрастный состав участников коллектива дает возможность нашим детям не только увидеть «в перспективе» поведенческие особенности мужского или женского, но и попробовать себя в «нормативном» утверждении через движение, ритмизованный текст игры, эмоциональное принятие себя в ролевом поведении.
Кроме того, немаловажным мы считаем и тот факт, что наши дети с раннего возраста имеют прекрасную возможность расширять свои социальные контакты через игровое взаимодействие с участниками коллектива «Красная горка». Так у нас уже стало доброй традицией отмечать народные календарно - обрядовые праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица».
На всех этапах внимательный педагог и учитель, и наставник, и великодушный герой, являющийся примером для подражания. Неторопливость, спокойствие и рассудительность-то, что помогает взрослому передавать культурный код следующему поколению.
Список литературы:
-
Зыкова, М.Н. Фольклоротерапия /М.Н. Зыкова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 156 с.
-
Михайлова - Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста /Л.В. Михайлова- Свирская. – М., Просвещение, 2015, - 128 с.
-
Пенькова Л.А., Коннова З.П., Малышева И.В., Пыркова С.В. Развитие игровой активности дошкольников /Л.А. Пенькова, З.П. Коннова, И.В.Малышева, С.В. Пыркова.- М., ТЦ Сфера, 2010.- 128 с.
-
Смирнова Е.О. Условия формирования и поддержки детской инициативы в детском саду. //Детский сад: теория и практика.- 2016.- № 6.- 18-31с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Золотуева Татьяна Ивановна
→ Публикатор 29.01.2023 0 510 35 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы