Статья "Развитие внимания через использование игровых приемов. а уроках русского языка и во внеурочной деятельности"
Государственное специальное коррекционное образовательное учреждение № 480
(VII вида)
Кировского района г. Санкт-Петербурга.
Учитель русского языка и литературы
Бунегина Наталья Геннадьевна.
Развитие внимания через использование игровых приемов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.
Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.
Недостаточный уровень развития внимания часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспеваемости школьников, задержки их психического развития.
Внимание и внимательность формируются у учащихся в активной учебной и внеучебной деятельности. Под невнимательностью понимается, как частичное, так и полное ослабление сосредоточенности внимания, отсутствие должной направленности на изучаемый объект.
Виды невнимательности
Ослабленность внимания
Отвлекаемость
Рассеянность
Ослабленность внимания
Основная причина – ослабленность или нарушение деятельности коры головного мозга.
Может быть:
Временной
Органической, т.е. постоянным свойством.
Временная ослабленность внимания может возникнуть у школьника в результате какого-либо заболевания и продолжаться некоторое время после хронической болезни, переутомления, недосыпания и т.д.
Отвлекаемость
Отвлекаемость проявляется в том. Что ученик не может глубоко сосредоточить свое внимание, его постоянно что-нибудь отвлекает. Порой ребенок сосредоточен долго, но малейшая помеха и он отвлекается.
Рассеянность
Истинная рассеянность – вид невнимательности, которая определяется недостатком сосредоточенности и устойчивости внимания, проявляется в легкой и частой отвлекаемости. Рассеянный ученик не может долго и глубоко сосредоточиться на уроке, при выполнении домашнего задания не может вникнуть в суть материала. Этот вид рассеянности не редко является одной из причин снижения работоспособности и неорганизованности поведения.
В деятельности детей с ЗПР преобладает игровая мотивация над учебной, что следует учитывать при подборе содержания для коррекционных занятий.
Дети нуждаются в игре, в развитой культуре игры, ведь это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми.
У игры есть прекрасное свойство - она сама организует обучение. Игра сама учит, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.
Классификация игр преведена условно, т. к. почти все игры могут оказаться сразу в нескольких разделах.
Учебные – наиболее простые и традиционные, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;
Комбинаторные – эти игры требуют умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации;
Аналитические – игры, которые развивают аналитическое мышление, помогают приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, научиться видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие;
Ассоциативные – игры, в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека;
Творческие задания – разнообразные задания, обычно на соблюдение некоторых более или менее трудных условий, они способствуют развитию воображения, изобретательности, а также способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу.
Любая игра будет во много раз эффективнее, если обсудить с детьми, зачем проводиться игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить и т.д. Не редко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребенка, и кроме того, закладывая фундамент игровой культуры. Можно сказать, что обсуждение правил игры равно по значимости самой игре.
Успех игры зависит прежде всего от атмосферы, которая сложиться в группе. Есть игры, которые немыслимы без азарта, шумных выкриков, стремительно принимаемых решений. А есть другие, требующие спокойной, доверительной обстановки, тишины, неспешности. Если состояние ребят в какой-то момент не соответствует настроению игры, лучше отложить ее для другого случая.
При использовании игровых технологий на уроках русского языка необходимо соблюдение следующих условий:
соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
доступность для учащихся соответствующего возраста;
умеренность в использовании игр на уроках;
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
ролевые игры;
игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые
обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи
один из видов разбора и т.д.);
использование игры на определенном этапе урока (начало, середина, конец,
знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков,
повторение и систематизация изученного);
различные виды
внеклассной работы по русскому языку
КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между
учащимися разных классов одной параллели.
Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном
процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов
и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует
память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и
познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив,
каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как
можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех
учащихся.
Используемая литература:
Ананьев Б.Г. «Воспитание внимания у школьников». Москва: Бук-мастер, 2003 год.
Гоноболин Ф.Н. « Внимание и его воспитание» Москва: Педагогика , 1973 год.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми (под редакцией И.В.Дубровиной). Москва: Академия, 2001 год.
Спиваковская Т.В. « Игра –это серьезно». Москва: Педагогика, 2001 год.
http://www.pokrov8.siteedit.ru/page68
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бунегина Наталья Геннадьевна
→ Bunegina 31.05.2011 0 4037 482 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.