Статья "Автор, читатель и литературное образование"
Автор: Соловьёва Лариса Николаевна
Место работы: МБОУ СОШ №38 г. Сургут
Должность: учитель русского языка и литературы
АВТОР, ЧИТАТЕЛЬ И ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПИСАТЕЛЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ).
Литературное образование в школе вытесняется более практико-ориентированными дисциплинами: причём, если это математика, то прикладная, если физика – то тоже, отнюдь не теоретическая. А чтение художественной литературы - процесс, затратный в духовном плане и не предполагающий особых материальных дивидендов в будущем. Надо только понять, что духовное потому и окрыляет, что оно невесомо. А поняв это, надо учиться читать, обращая внимание на фамилию на обложке: возможно, она станет знаковой, притягательной и оформится в образ автора – «другого», с которым хочется соотнестись собственным восприятием отражённого мира – мира художественного произведения.
А кто такой автор? Тот, чьё имя на обложке? Но на обложках и сейчас много вымышленных имён. Кто стоит за этим именем? Создатель художественного мира – творец. А ещё он человек, живущий в определённую эпоху, обладающий определённой системой ценностей. Но автор – человек так ли для нас важен, пока мы едва прикоснулись к его творению? Но вот чудо свершилось! Книга прочитана, и мы хотим знать, кто он – автор, если, конечно, диалог состоялся. Я это всё к тому, что логичнее выстраивать знакомство с писателем- автором в такой последовательности: сначала мы знакомимся с автором – творцом - через художественное произведение; а уже потом – с автором – человеком, его биографией, очерком жизни и творчества.
Вступая в диалог с художественным текстом, читатель приобщается к индивидуально – авторской оценке творящей личности. Происходит как бы « удвоение бытия» (определение М.Бахтина): возникает «двухголосое слово»- слово, в котором две точки зрения на бытие! Это открытие М.Бахтина помогает отрешиться от монологизма в понимании литературного чтения как эстетической деятельности. «Войти творцом» - только так постигается произведение и достигается та самая «дуальность» («удвоение бытия»).1
Как научить читателя – ученика формулировать свою точку зрения на произведение, сопоставляя её с точкой зрения автора и с точками зрения персонажей? Впрочем, научить этому – значит научить мыслить. И чтобы не было поздно, начинать надо рано. Долгое время я работала в старшей школе и думала, что литературное образование начинается с этой ступени. Теперь – то я понимаю, что там оно не может начинаться, ибо целые две эпохи - детство и отрочество – пройдены. И если в них не было места систематическому общению с книгами, то компенсировать этот пробел ничто не сможет. Ступенчатость важна в литературном образовании!
Мы часто сетуем на то, что дети не читают, что они не различают, «что такое хорошо и что такое плохо». А ведь многим из них в детстве (до школы) даже сказок не читали – ни русских народных, ни А.С.Пушкина, ни П.Ершова, ни В.Гаршина, ни К.Чуковского! Одна родительница удивляется, что её сын – подросток не смотрит советских мультфильмов и смеётся над своими «родоками», которые прилипли к экрану, где показывают старую сказку про Марью–искусницу. И что же тут удивительного? Не все мы вышли из гоголевской «Шинели».
Есть читающие дети. Но что они читают? Порой – случайные книги, которые могли бы и пропустить, не прочитав в своё время Жюля Верна, Марка Твена, Сетона-Томпсона, Бориса Житкова, Александра Грина, Аркадия Гайдара, Владислава Крапивина!
А как составлены школьные программы? Мы занимаемся по программе В.Я.Коровиной уже не первый год. Выбрали эту линию, как положено, и, не задумываясь, - задумываться нельзя! – ей следуем. В пояснительной записке читаем: «В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем ( например, в 5 классе – внимание к книге, в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы»2. Откуда взяты эти подходы к подбору произведений? Что значит такой акцент в курсе 5 класса (« внимание к книге»)? Это что - такая экстрасенсорная установка? Рассмотрим содержательную составляющую курса: вначале несколько уроков отводится сказкам фольклорным в соответствии с классификацией – волшебные, про животных, бытовые; а затем - линейный курс на историко-литературной основе с некоторым учетом возрастных особенностей. Монотонно, потому что напоминает автобусную экскурсию: «Посмотрите направо, посмотрите налево». И скучно – потому, что каждый урок – новая ступенька – шатающаяся, зыбкая…
Одной из главных задач литературного образования является освоение «языка» художественной литературы. А как можно освоить что – либо, если действовать по принципу «посмотрите направо»? Как же должно строиться литературное образование? Мне импонирует принцип, положенный в основу учебников, одним из авторов которых является С.П.Лавлинский (ИФИ РГГУ). ( В марте этого года я имела удовольствие принять участие в его семинаре – тренинге «Современное литературное образование: задачи, проблемы, перспективы»). Учебники начальных классов составлены на основе игры (игровая деятельность – главное в этом возрасте), среднее звено – ролевая деятельность (авантюрная литература приоритетна в этот период), ну и в старшей школе – рефлексия (логично, не правда ли?). А посмотрите, как ясно выстроены задачи литературного образования:
- Освоение «языка» художественной литературы;
- Освоение способов позиционной читательской деятельности, направленной на понимание художественного смысла;
- Развитие коммуникативно-эстетических способностей читателей через активизацию их речи и творческого мышления;
- Развитие ответственного отношения к «чужим» художественным смыслами ценностным позициям других читателей;
- Формирование установки на самостоятельное постижение и оценку смыслов не только известных классических текстов, но и произведений современной литературы (цитирую собственный конспект лекции С.П.Лавлинского).
Хочется верить, что придёт время, и у нас появится возможность работать по подобным программам, дети будут любить литературное чтение не потому, что «надо», потому что нельзя не любить. Мариэтта Чудакова написала замечательную книгу «не для взрослых» - «Время читать». В ней автор формулирует три закона чтения:
«Первый: нет книг, которые читать - рано.
Второй: есть книги, которые читать – поздно.
И третий: именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть»3. По–моему, задача учителя литературы – помочь детям составить этот список. И диалог случится, даже если это произойдёт не на уроке литературы. Это произойдёт в душе читателя, которая соприкоснётся с художественным миром писателя- творца.
Литература
Бахтин М. «Проблема содержания и художественной формы в словесном художественном творчестве»
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я. Коровиной. М.; «Просвещение», 2008
3. Чудакова М. Время читать! М., 2010
1 Бахтин М. «Проблема содержания и художественной формы в словесном художественном творчестве»
2 Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я. Коровиной. М.; «Просвещение», 2008
3 Чудакова М. Время читать! М., 2010
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соловьёва Лариса Николаевна
→ larilari 14.06.2011 0 2552 391 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.