«… Жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей»: анализ уроков литературы, посвященных рассказу А.П. Чехова «Ионыч» (10 класс))


Лоскутова Дина Николаевна,

Методист

Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева,

Россия, Тамбовская область

«… Жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей»: анализ уроков литературы, посвященных рассказу А.П. Чехова «Ионыч»

Многие преподаватели литературы согласятся с тем, что творчество Антона Павловича Чехова достаточно сложно воспринимаются старшеклассниками и обучающимися первого курса колледжа. Им сложно понять, в чем состоит трагизм пошлости и неизменности жизни в рассказе «Ионыч», жанровые черты и особенности конфликта пьесы «Вишневый сад»… Они еще дети, которые не понимают, что такое обывательская жизнь, застывшая и огрубевшая, люди, которые спрятались в свои футляры или отгородились от мира условностями и равнодушием, что такое тусклая, скучная жизнь без эмоций и впечатлений. Ведь молодежи это так несвойственно! В 2007 году в газете «Литература» была опубликована обширная статья Ольги Михайловны Скибиной о трудностях, с которыми встречаются и учителя, и ученики при изучении творчества Антона Павловича Чехова [1].

Что же делать? Не исключать же великого писателя из программ школы и колледжа. Да и трудности возникают с творчеством чуть ли не каждого писателя и поэта 19 века: другая эпоха, другое восприятие ценностей, жизни. Это для нас уже стало прописной истиной. На фоне проблем, возникающих с неразвитостью культуры чтения современного подростка, этот вопрос особенно важен.

А может надо поменять ракурс? Сделать так, чтобы все эти сложные для восприятия наших детей темы «ничтожности, мелочности, гадости», до которых может снизойти человек, деградации человека и т.д. и т.п. вплелись незаметно в другую тему, которая так волнует подростка – тему любви. Сейчас всё труднее становится предугадать ответы учеников. Иногда это просто невозможно. Невозможно предугадать, какую реакцию произведение и взаимоотношение героев могут вызвать у детей, о чём они подумают в первую очередь, какую тему для обсуждения обозначат, предложат. Сами. Не в рамках наших построений, имеющих зачастую (к сожалению!) для детей декларативный характер.

Попробуем. Попробуем вместе с героями Чехова пережить необыкновенные глубокие чувства, которые затронут нашу душу и потребуют от нас размышлений и эмоций. И мы многое узнаем о человеке. Нам всё о нём расскажет то, как он проявляет себя в чувствах и отношениях. В рамках этого небольшого анализа я попробую только наметить те мысли, от которых можно оттолкнуться в ходе урока, тот возможный вариант, который, по моему мнению, позволил получить отклик у детей.

Все произведения Антона Павловича Чехова оказываются связанными между собой тонкими смысловыми нитями, превращая творческое писателя в полотно со сложным рисунком – картиной обыденной жизни человека. «Чехов довел до виртуозности, до гения обыкновенное изображение обыкновенной жизни», - известные слова В.В. Розанова.

Взгляд на Ионыча сквозь призму его отношений с Екатериной Ивановной вызвал обсуждение и отклик у обучающихся. Особенно у девочек. Старцев был недостаточно убедителен с Катей, ухаживания обязательно необходимо было продолжать, - настаивали девочки в начале обсуждения. А может её выдумка с встречей на кладбище – это всего лишь шутка? Испытание чувств? И он не должен был сдаваться!

Эпизод, описывающий поездку Старцева на кладбище в надежде на встречу и объяснение с Катей, считается исследователями кульминацией рассказа. См., например, об этом [2]. Традиционно внимание уделяется эмоциональным переживаниям Старцева. Сомнения: «Котик дурачится» [3]. Обращаем внимание на то, сколько вопросов возникает у Старцева. Сомнения, сомнения… Но Старцев решается и едет на кладбище. Гамма чувств сменяется в душе Старцева, пока он ждёт Котика на кладбище. На фоне умиротворенности кладбища его посещают печаль и понимание того, что «он видел теперь первый раз в жизни и чего, вероятно, больше не случится увидеть», «тоска небытия», «подавленное отчаяние», страстное ожидание любви, тягостное томление … В эту ночь Старцев пережил многое. Ночь на кладбище становится для него рубежом. «На другой день вечером» он уже думает о том, «что приданного они [родители Котика] дадут, должно быть, немало»…

Получается, что Старцев способен на глубокие переживания? Ребята предполагают, что «переживаний для Старцева в ту ночь было так много, что он не успел и не смог их пережить» (!!!!!). Действительно, не успел, не смог. Не хватило сил, чувств, эмоциональной глубины. Запасы истощились. Не выдержал «испытание любовью»? Не выдержал. Но на кладбище его ощущения были более разнообразны, любовь – одна лишь нотка, звучавшая сильнее остальных.

Анализируем эпизод, когда Старцев делает предложение Котику. Обращаем внимание на мастерки выписанную художественную деталь – «одетый в чужой фрак и белый жесткий галстук, который как-то всё топорщился и хотел сползти с воротничка», Старцев говорил пылкие слова Екатерине Ивановне. Старцев был словно не на своем месте, в чужом для него мире. Его раздирали внутренние сомнения, тяготило то, что он – сын дьячка и простой земский врач. Ему было неудобно и неловко. После отказа Котика Старцев срывает «жесткий галстук» – вдыхает воздух «полной грудью».

Кульминацией следовало бы, возможно, признать именно этот момент. Если до этого Старцев мучился, размышлял, сомневался, приходил в восторг, увидев Катю, то после отказа у него «перестало беспокойно биться сердце». Именно этот момент стал «точкой невозврата»: жалости к себе, раздражения, чувства оскорбленного самолюбия, переросших в холодность, равнодушие, а потом и в жажду наживы… «Вы вот спрашиваете, как я поживаю. Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День за ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей…», - говорит Старцев Екатерине Ивановне спустя четыре года в мимолетном порыве, и в этих словах звучит печальный итог жизни, черта, которую уже невозможно переступить – силы ушли и не вернуться. И Екатерина Ивановна «ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже не доставало в ней, или что-то было лишнее…». Может, не в Екатерине Ивановне недоставало, может, это в Старцеве недоставало той глубины, тех эмоций и жизни? Ребятам становится жалко Старцева: его жизнь проходит зря, скучно и неинтересно, он одинок, ему никто не может помочь, даже в богатстве он не ощущает радости, скучно и однообразно проводит время. И это мнение очень важно. Очень важно, что ребята приходят к такому выводу. Если Старцев неспособен сам отказаться от «пошлости жизни», справиться со своим духовным угасанием, то Екатерина Ивановна могла бы помочь сделать это… Но почему не помогла?

А Екатерина Ивановна? Уже и не кажется ребятам её шутка с кладбищем безобидной и смешной. Зачем же она это сделала? – спрашивают ребята. Предлагаем подумать: а вы бы так поступили? И почему «нет» или «да»? Чего же ждала Екатерина Ивановна? Семья Туркиных была творческой и примечательной губернском городе С: Иван Петрович так необыкновенно встречал и развлекал гостей, Вера Иосифовна «читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотека и как она полюбила странствующего художника». Екатерина Ивановна тоже должна была обладать талантами: играла. Правда, читатель чувствует тонкую иронию автора – не была так талантлива… Какой же она казалась Старцеву? «Она восхищала его своей свежестью, наивным выражением глаз и щек. Даже в том, как сидело на ней платье, он видел что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией. И в то же время, несмотря на эту наивность, она казалось ему очень умной и развитой не по летам. С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться её на жизнь, на людей…». Лиричное описание «от имени» Старцева молодой, тонкой и умной героини Чехов вдруг прерывает – «хотя во время серьёзного разговора, случалось, она вдруг некстати начинала смеяться или убегала в дом». Ненавязчиво и осторожно автор будто пытается открыть глаза Старцеву на душевную несформированность героини. И здесь снова едва уловимая деталь – имя Писемского – Алексей Феофелактыч, - которое так смешит Котика, что при отказе Старцеву (судьбоносный момент в жизни любого человека) она «чуть-чуть улыбнулась, так как, произнеся «Дмитрий Ионыч», вспомнила «Алексей Феофелактыч»…».

После длительного периода, когда герои не видятся и встречаются вновь, внутренний мир героев изменился… не меняется только жизнь вгороде С. И в доме Туркины тоже… И для героев это создает внутреннее напряжение: будто Екатерина Ивановна «уже не чувствовала себя дома», а Ионыча раздражает и отталкивает неизменность в доме Туркиных, так же, как неизменное течение жизни во всём городе. Больше нет накала чувств. Нет до такой степени, что ничто уже даже не способно поддержать вдруг разгоревшийся огонёк в душе Ионыча. И порыв, слова Екатерины Ивановны о его важной миссии врача помогать людям, который был, наверное, искренним, а не «штампованным» мнением, не трогает Старцева. Для него эти слова звучат так же, как и слова обывателей, которые «своими разговорами, взглядами на жизнь … раздражали его». Старцев вспоминает в этот момент о материальном, и огонь в его душе потухает. Ничто уже не способно разжечь его… Хотели бы мы прожить свою жизнь также?

Обращаем внимание на то, как Чехов тонко меняет имена героев: до встречи в дому Туркиных после четырех лет перед нами не Котик, а Екатерина Ивановна, но это пока и не Ионыч, а Старцев, будто есть надежда на возрождение чувств, на взаимоотношение, на любовь, которая могла бы оживить Старцева. Четыре года – ведь это не так много! Есть ещё надежда на возрождение из тупости и безразличия к жизни! Старцев не оправдывает надежд. У него нет желания и воли. Материальное и пошлое поглотило его…

И вот в финале рассказа перед нами уже Ионыч, а не Старцев, и всё та же Котик, которая «играет на рояле каждый день»… Ребята высказываются: жизнь потеряна! Без любви, без чувств, без встреч! Ионыча уже не жалко, он не нравится ребятам – у него же был шанс! Шанс вновь любить! А Котик уже не интересна. Она тоже для ребят – серое и безликое существо. Ребята, может, это и есть духовная деградация и пошлость жизни?


Список литературы

1. Скибина О.М. Чехов в школьном изучении: pro et contra // Литература, 2007, № 8 [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200700818

2. Белых Е. Рассказ А.П. Чехова «Ионыч». Анализ эпизода «На кладбище»: место, роль, содержательные функции Литература, 2003, № 3 [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200300304

3. Рассказ цитируется по изданию: А.П. Чехов. Избранные сочинения / Сост. Вступ. ст. З. Паперного; примечания Е. Сахаровой. М., Художественная литература, 1988. 639 с.




Полный текст материала «… Жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей»: анализ уроков литературы, посвященных рассказу А.П. Чехова «Ионыч» (10 класс)) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лоскутова Дина Николаевна  kapsula
24.06.2011 0 3930 613

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК