Статья "Некоторые формы развития и формирования познавательных интересов в период адаптации пятиклассников"
А. В. Алимова, Почетный работник общего образования,
учитель высшей категории русского языка и литературы
ГОУ Гимназии № 56 г. Санкт-Петербурга
Некоторые формы развития и формирования познавательных
интересов в период адаптации пятиклассников.
Ни для кого не секрет, насколько труден бывает адаптационный период для ребенка при переходе из начальной школы в среднее звено.
Вот была «вторая мама» - первая учительница. С ней было тепло, уютно. В большинстве случаев ребенок считает первого учителя непререкаемым авторитетом. Иногда настолько непререкаемым, что даже вызывает ревность родителей. А потому самым сложным для выпускника начальной школы является переход от одного, привычного учителя к взаимодействию с несколькими предметниками. И вот здесь самую большую роль играют, конечно, классные руководители. Но не менее значимы и учителя русского языка и математики. И не потому, что эти предметы в 5 классе наиболее важные, а прежде всего потому, что на изучение этих дисциплин отводится больше всего часов, что дает учителю возможность ближе познакомиться с каждым ребенком, понять его сильные и слабые стороны. Действия этих предметников должны быть согласованы и с классным руководителем, и с родителями.
Наша Гимназия – очень большой комплекс: пять корпусов. И для наших детей 5 класс сопряжен не только с расставанием со «второй мамой» и знакомством со многими учителями-предметниками, но и с переходом в другое здание. Вот уж где проблемы!!! Они, бывшие четвероклассники, только что были самыми старшими в своей «маленькой» школе, а теперь превратились снова в «малышей». Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка. Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: им кажется, что никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы "шалеют" от внезапной свободы. Все это влечет за собой снижение успеваемости, и именно поэтому возрастает роль учителей русского языка и математики.
Я учитель русского и литературы. В школе работаю больше около тридцати лет и не понаслышке знаю, насколько трудно многим детям дается переход из начальной школы в среднюю. Да еще и некоторые родители способствуют увеличению проблем, свалившихся на долю ребенка, считая, что в 5 классе дети уже большие и способны все решать самостоятельно.
Как же помочь ребенку не растеряться, не замкнуться в себе?
На первом же уроке я всегда рассказываю о себе: что люблю, как хочу учить детей, говорю о дочери и внуке, о домашних питомцах, о книгах и фильмах, которые люблю. Детей об учителе интересует все! После этого прошу их написать мне письмо-сочинение и поделиться «по секрету» всем тем, что бы они хотели рассказать своему будущему другу, приятелю, партнеру. Послание так и называется: «Давайте познакомимся». Дети с радостью рассказывают о семье, друзьях, о своих увлечениях. Такая работа наиболее успешна при условии, что учитель не будет обращать внимания на ошибки (об этом я предупреждаю сразу), не будет читать вслух в классе (дети уже начинают стесняться). Более того, я всегда говорю пятиклашкам, что эти их письма я сохраню до 11 класса, а потом мы вместе их почитаем. (Сколько неподдельной радости вызывают эти послания из детства после «Последнего звонка»!) Для детей это игра, а для меня – материал для изучения и характера ребенка, и его орфографической и лексической подготовленности к обучению в 5 классе. Сами того не подозревая, дети мне рассказывают, на что нужно обратить внимание при повторении всего, что изучали в начальной школе!
Преемственность не может начинаться с 1 сентября! Она начинается гораздо раньше, с того момента, когда становится ясно, кто какой класс берет. В нашей Гимназии - это март-апрель. Есть время походить на уроки, праздники, полистать учебники и программы (ведь теперь учатся не по одной программе).
Да, русский язык - один из сложнейших предметов, изучаемых в курсе школьной программы. Для усвоения всех норм и правил необходимо использовать весь спектр методик и приемов, накопленных дидактикой. Основные принципы преподавания - это доступность и занимательность, особенно в 5 классе. Только в случае органичного сочетания этих двух принципов можно достигнуть определенных успехов.
Задача учителя русского языка не только научить детей грамотно писать, но и развивать их интерес к языку, слову. Я всегда говорю детям, что если они не понимают смысла слова, то никогда не смогут правильно его написать. Значит, напрашивается вывод: формирование познавательного интереса - необходимое условие обучения.
Школьникам, как каждому человеку, необходимо понимание успеха. Успех может быть как личным, осознаваемым самим учеником, так и публично признанным. Часто на уроках я провожу работу в парах. С этой целью детям после изучения наиболее сложных орфограмм предлагается небольшой, но орфографически и пунктуационно насыщенный текст, который они записывают под диктовку. Например, такой (его составляли сами дети, и потому текст невозможно назвать высокохудожественным):
Цирк.
Ст..лич..ный цирк ехал после г..строл..й в Швец.. в Р..стов.
Д..ректор ц..рка Ж..ра Птиц..н славился обж..рством. На обе.. он пре..п..читал суп с лапш..й и печ..нку. Но се..одня перед ним ст..ял б..ч..нок с крыж..вником и тарелка со сгущ..нкой.
В ц..рке у него был любим..ц. Его ж..лтая ш..рстка ч...стенько была видна в ра..пахнутом д..ректорском окне.
Этот пиж..н Р..ст..слав – ц..плёнок-ц..ркач. Его чере..чур пиж..нистая одежда прив..дила всех в ш..к. Р..ст..слав носил ч..рный к..лпач..к и ш..лковые ш..ртики. Он не любил деш..вые одеж..нки. Любимые его цветы – ц..ния и нарц... – р..сли на подоко..ике. Ж..ре ц..плёнок достался от ц..гана, который умел ходить на ц..поч..ках по к..нату и научил Р..ст..слава ж..нглировать ж..лудями, ск..ча на лош..ди с ра..ч..санной гривой.
Затем, в течение 7-10 минут, дети обсуждают написанное с соседом по парте, исправляют текст, пользуясь и «Толковым», и «Орфографическим» словарями, проверяют друг друга, аргументируя исправления, и переписывают мини-диктант начисто. Оценивается эта работа по совместно достигнутому результату. Происходит процесс взаимообучения. С одной стороны, такой метод дает возможность каждому ученику проверить свои знания, применить их на практике, научиться, опираясь на справочный материал, отстаивать свою точку зрения и обрести навык доступного объяснения усвоенного материала соседу по парте. С другой стороны, дети, менее успешные в предмете, имеют возможность получить более высокую оценку за урок, запомнить или повторить те орфограммы, которые встретились в тексте.
Начиная с пятого класса, я не устаю повторять детям, совершенно не любящим писать, что русский язык - предмет письменный. И часто «руки бывают умнее головы». С раннего возраста дети должны понимать, что существует три вида памяти: умственная, зрительная и механическая. Чем больше ребенок пишет, и пишет правильно, тем «умнее» становятся его руки.
Часто родители жалуются: «Пишем, пишем диктанты, а все без толку». Действительно, без толку. Я твердо убеждена, что от такого способа познания русского языка проку не будет. Правила русского языка можно повторять при любом удобном случае. Есть три замечательных вопроса, на которые дети могут отвечать и для себя, и для родителей при подготовке домашнего задания по любому предмету. Это вопросы «что? где? почему?» Допустим, читает ребенок параграф по физике. Нет ничего проще, как проанализировать два-три предложения из любого параграфа с точки зрения орфографии и пунктуации, ответив на предложенные вопросы. Например, такая фраза из учебника физики: «Уменьшение освещенности на оси пучка обусловлено тем, что вторичные волны, возникающие при прохождении света сквозь малое отверстие, могут ослабить друг друга.» , - дает богатую практику в русском языке. Ребенок может обратить внимание на постановку знаков препинания. Здесь стоят три запятые, следовательно, возникает вопрос: «Почему?». В данном предложении две основы, значит, предложение - сложное, во второй, придаточной, части есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Предложение богато орфограммами: здесь и проверяемые безударные гласные в корне, и О - Е после шипящих, и НН и Н в причастиях, и правописание падежных окончаний, и парные согласные, и ЧК - ЧН. Видя правильно написанный текст, ученик может проверить свои знания, совершенствовать навык узнавания орфограмм.
В 5 классе я часто, проводя словарно-орфографическую работу, сама называю количество орфограмм, которые должны найти дети. Например: «Попробуйте в слове «расположиться» найти шесть орфограмм». И пятиклашки с удовольствием приступают к поискам.
Детям иногда надо дать возможность «поучить учителя». Это не должно быть часто, но понимание того, что чему-то научился, для пятиклассника очень значимо. Поэтому в 5 классе я в написанном на доске тексте допускаю определенное количество ошибок, предлагая детям найти их, я прошу не только поставить учителю оценку, но аргументированно исправить, применив знания и орфографический опыт, все допущенные ошибки. Но и это еще не все. Отвечать может только тот, кто нашел точное количество ошибок. Дети сначала называют не ошибки, а их количество. Происходит что-то вроде соревнования, где все стремятся ответить: ведь тот, кто правильно назовет все ошибки учителя да еще докажет их, имеет право поставить на доске жирную двойку.
В пятом классе изучают «Фонетику». Дети еще хорошо помнят программу начальной школы и успешно применяют свои знания, что способствует адаптации ребенка в новых условиях предметного преподавания. С большим воодушевлением они выполняли такое задание:
Запишите отрывок из известной басни И.А.Крылова, пословицу, загадку или поговорку при помощи транскрипции и предложите классу на уроке прочесть ( и отгадать, если это была загадка). Вот что у них получилось:
1. [а т ы к у к ш э н’к а б а ж у с' л’ и ш т о л’ к а з а м а л ч’и ш т о ж д у и’а н’и д а ж д у с’ш т о п н а ч’а л а т ы с н о в а а т к о л’т а к о й’б’и р’о ц а г а л а с о к’и ч’и с т и н’э ж э н’ и в ы с о к]
«А ты, Кукушенька, божусь,
Лишь только замолчишь,
то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..)
2. [j э л’ э j э л’ э л’ э н а j э л аj э с’ т’ и с л’ э н’ и н’ и х а т’ э л а]
(Еле-еле, Лена ела, есть из лени не хотела.)
3.[j’ а щ’ э р к а н а j а л’ и к’ э j а б л а к’ и н а j а р м а р к у в j а щ’ и к э в’ э з л а] .
(Ящерка на ялике яблоки на ярмарку в ящике везла.)
Очень важен материал, подобранный для урока. Жить в Санкт-Петербурге и не знать его историю и культуру стыдно. Поэтому я подобрала большое количество текстов, в которых содержатся сведения о нашем городе, его истории, архитектурных памятниках. Есть такая форма работы, как диктант (или изложение) с продолжением. Пятиклассники должны описать тот или иной памятник или здание, используя, например, сложноподчиненные предложения. Эта работа предполагает и помощь родителей, потому что закончить описание каждый ребенок должен дома. Всей семьей нередко выполняют такое домашнее задание, что способствует и развитию ребенка, и повышению его культурного уровня, и более тесному общению с родителями не только на бытовом уровне. Например, написанное детьми на уроке изложение (или свободный диктант), предполагает, что дома они напишут продолжение. Вот одно из таких заданий:
Архитектура - застывшая музыка.
Архитектуру, друзья, иногда называют застывшей музыкой. И в самом деле эти два искусства многое роднит: ритм, гармония, стройность, соразмерность.
Подобно музыке, архитектура способна возбудить в человеке глубокие переживания и стать источником истинного наслаждения. Но в отличие от музыки, которая является искусством мгновения, живёт лишь в момент исполнения, архитектура - долговечное искусство. Её плоть создаётся из прочного материала, её произведения живут века, тысячелетия. Из глубины веков дошли до нас египетские пирамиды, афинский акрополь, памятники Рима.
Петербург - город молодой, здесь много сохранилось от самого начала его истории: Петропавловская крепость, Александро-Невская лавра, дворец Меньшикова, Кикины палаты, Кунсткамера. Этот список можно было бы умножить.
Задания.
Продолжите текст, сохранив стиль и тип речи.
Объясните постановку в тексте знаков препинания.
Выделите графически изученные орфограммы
Выполните морфемный разбор слов: наслаждение, соразмерность, создаётся.
Часто при изучении тех или иных пунктограмм я прошу детей выписать предложения из конкретного произведения. С одной стороны, это заставляет мало читающего ребенка все же взяться за книгу, а с другой - не дает воспользоваться так распространившимися в последнее время сборниками «ГДЗ». Иногда бывает, что очень внимательные дети находят в недавно изданных книгах и орфографические, и пунктуационные ошибки (именно ошибки, а не опечатки). Они видят речевые «неуклюжести» тех или иных авторов. И это очень меня радует.
Всем хорошо известно, как часто допускаются речевые и стилистические ошибки в СМИ. Чтобы научить детей быть чуткими к языку, я предлагаю ребятам в качестве домашнего задания прослушать определенную передачу и записать допущенные в ней ошибки. Чаще всего это какая-либо информационная передача. Естественно, ее приходится смотреть самой и наравне с детьми выполнять их домашнее задание. Поскольку детям больше нравится выполнять творческие работы, а не переписывать не всегда веселый учебник, приходится придумывать такие задания. Например, недавно в 8 классе мы проходили тему: «Сравнительный оборот». Правило содержит примечание, на которое дети часто не обращают внимания. Оно гласит, что во фразеологическом обороте перед союзом КАК запятая не ставится. В связи с этим дети получили задание придумать небольшой юмористический рассказ, содержащий следующие идиомы; беречь как зеницу ока, белый как лунь, бубнит как пономарь, льет как из ведра, слушал как завороженный, свалился как снег на голову, гол как сокол, здоров как бык, остановился как вкопанный и т.д. Задача детей не только написать рассказ с этими выражениями, но и объяснить их. Зовут на помощь и родителей. А ведь как хорошо, когда вся семья включается в творческий процесс. На собраниях родители говорят, что им нравятся задания, которые дети не могут «скачать» с Интернета.
Также очень полезно учиться и у детей. Они намного нас, учителей, сведущи в современной технике. Их можно, например, при изучении глагола или корней с чередующимися гласными попросить написать инструкцию по эксплуатации хотя бы новой модели телефона, но так, чтобы это было понятно и доступно каждому. Ребенок с большим удовольствием выполнит такую работу.
Очень успешно проходят уроки с использованием ИКТ. Интерактивную доску я начала использовать в работе с 2004 года. Но ведь детям тоже хочется писать на такой доске. Я разработала несколько видов работ. Для этого создаю презентации с анимацией для последующей проверки. Вызванный к доске ученик, должен выполнить задание, и весь класс имеет возможность оценить результат. Использование ИКТ позволяет не только сделать урок более интенсивным (увеличить количество материала), но и разнообразить урок: «разбавить» иллюстрационным материалом, включить игровые и развлекательные моменты.
Как ни странно, но детям 5 класса очень нравится решать тесты из ЕГЭ. Некоторые задания из блоков А и Б пятиклассникам по силам. Многие дети очень азартны. Решив правильно несколько доступных заданий, они, что называется, входят в раж. Если встречаются вопросы, пока еще сложные, они лезут в справочники, словари, обращаются с вопросами к учителям и родителям. Потом с гордостью рассказывают, что готовятся к ЕГЭ. Им импонирует, что они справились с заданием, предназначенным для одиннадцатиклассников. Это возвышает детей в собственных глазах, усиливает мотивацию к обучению, увеличивает стимул.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алимова Алла Викторовна
→ Ада 27.09.2011 0 5014 523 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.