Литературно-музыкальная композиция "Я песни Родине слагал...", посвящённая творчеству Н.А.Некрасова ( 5-10 классы).
Литературно – музыкальная композиция «Я песни Родине слагал»,
посвящённая творчеству Н.А.Некрасова
Цели:
Образовательные:
1) продолжить знакомство с творчеством Н.А.Некрасова;
2) обогащение знаний уч-ся;
Развивающие:
1) развитие выразительности речи;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) формирование умения работать в коллективе;
4) выработка опыта публичного выступления.
Воспитательные:
1) воспитание культуры чтения;
2) формирование нравственного мировоззрения;
3) воспитание художественного вкуса;
4) привитие интереса к русской классической литературе.
Оформление зала: на журнальном столике – портрет поэта, свеча,
на занавесе – рисунки-символы: терновый венок,
женский профиль, мальчик с котомкой, мужичок
с ноготок; на стене – рисунки уч-ся
к произведениям Некрасова,
плакат со словами – эпиграфом:
Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слёз!
Родитесь вы в минуты роковые
Душевных гроз
И бьётесь о сердца людские,
Как волны об утёс.
Н.А.Некрасов
Звучит музыка.
Ведущий(1), в руках томик стихов Н.А.Некрасова:
Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слёз!
Родитесь вы в минуты роковые
Душевных гроз
И бьётесь о сердца людские,
Как волны об утёс.
Подходит к портрету поэта и кладёт рядом цветы.
Ведущий(2). 10 декабря 1821 года родился русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. Его стихи, искренние и душевные, грустные и печальные, посвящены русскому народу, России. «Я песни Родине слагал»,- говорил поэт.
Ведущий (1). И сегодня в этом зале будут звучать стихи, которым неподвластно время, написанные с искренней любовью и теплотой.
Ведущий (2). Стихи, в которых выражены человеческие страдания и народный гнев, нравственный подвиг жён декабристов и тяжёлая судьба крестьянки, доброе отношение к детям и вера в великое будущее России.
Звучит «Колыбельная песня» в исполнении ученицы.
Ведущий (1). Неподалёку от Волги, на равнине, среди бесконечных полей и лугов, раскинулось село Грешнево. Здесь провёл своё детство Николай Алексеевич Некрасов.
При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесённый глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишни. Конечно, господскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян, но, улучив удобную минуту, мальчик убегал к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, делал «грибные набеги».
Ведущий(2). Некрасов любил детей и по-доброму, с теплотой и улыбкой писал:
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей…
Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» исполняют уч-ся младших и старших классов:
Автор
Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши – живётся легко.
Вчера, утомлённый ходьбой по болоту,
Забрёл я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся весёлого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи,
Летит и другая какая – то птица –
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! Шёпот какой - то…а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки –
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье…
Чу! Шёпот опять!
Мальчик(1)
Борода!
Мальчик(2)
А барин, сказали!..
Девочка(1)
Потише вы, черти!
Мальчик(2)
У бар бороды не бывает – усы.
Мальчик(1)
А ноги-то длинные, словно как жерди.
Девочка(2)
А вона на шапке, гляди-тко – часы!
Мальчик(1)
Ай, важная штука!
Девочка(1)
И цепь золотая…
Мальчик(1)
Чай, дорого стоит?
Девочка(2)
Как солнце горит!
Мальчик(2)
А вона собака – большая, большая!
Вода с языка-то бежит.
Мальчик(1)
Ружьё! Погляди-тко: стволина двойная,
Замочки резные…
Девочка( 1)с испугом
Глядит!
Мальчик(2)
Молчи, ничего! Постоим ещё, Гриша!
Мальчик(1)
Прибьёт…
Автор
Испугались шпионы мои
И кинулись прочь: человека заслыша,
Так стаей с мякины летят воробьи.
Затих я, прищурился – снова явились,
Глазёнки мелькают в щели.
Что было со мною – всему подивились
И мой приговор изрекли:
Мальчик(1)
-Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
Мальчик(2)
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой…
Девочка(1)
-Услышит, молчи!
Автор
О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как «низкого рода людей»,-
Я всё-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай бог балованным деткам твоим…
Играйте же дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните своё вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой –
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..
Чтец( отрывок из стихотворения «Саша»):
В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Няня кричит: «Не убейся, родная!»
Саша, салазки свои погоняя,
Весело мчится. На полном бегу
Набок салазки – и Саша в снегу!
Выбьются косы, растреплется шубка –
Снег отряхает, смеётся, голубка!
Не до ворчанья и няне седой:
Любит она её смех молодой…
Чтец( мальчик-первоклассник в тулупе и валенках):
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии
чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке
овчинном,
В больших рукавицах…а сам
с ноготок!
-Здорово, парнище! – «Ступай себе мимо!»
-Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? – «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
( В лесу раздавался топор дровосека.)
-А что, у отца-то большая семья?-
«Семья – то большая, да два человека
Всего мужиков – то: отец мой да я…»
Так вон оно что! А как звать тебя?-
«Власом».
- А кой тебе годик? – «Шестой миновал…
Ну, мёртвая!» - крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
Ведущий(1). Так и видишь этого шестилетнего мальчика, важного и гордого. Им любуется поэт и говорит о нём с доброй улыбкой.
Ведущий (2). Однажды на пустынной проезжей дороге Некрасов встретил голодного, оборванного мальчишку, в руках которого были книжки. Поэт вспомнил «великого архангельского мужика», Михаила Васильевича Ломоносова.
Чтец ( стихотворение «Школьник»)
-Ну, пошёл же, ради Бога!
Небо, ельник и песок –
Невесёлая дорога…
-Эй, садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! Что за дело?
Это многих славных путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаёк.
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?...Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый –
Не робей, не пропадёшь!
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете-
Кто-нибудь свезёт в Москву,
Будешь в университете-
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-
Сколько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
Ведущий (1 ). На просёлочной дороге можно было встретить и вожака с медведем. Показывали медведя на деревенских базарах, на городских площадях. Об одной из таких встреч ямщика с медведем, которого вёл по дороге вожак, и рассказывает Некрасов в стихотворении «Генерал Топтыгин».
Четверо уч-ся читают стихотворение «Генерал Топтыгин»
Чтец («Несжатая полоса»)
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зёрна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролётной прожорливой
птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьёт…
Где же наш пахарь? чего ещё ждёт?
Или мы хуже других уродились?
Или не дружно цвели-колосились?
Нет! мы не хуже других – и давно
В нас налилось и созрело зерно.
Не для того же пахал он и сеял,
Чтобы нас ветер осенний развеял?..»
Ветер несёт им печальный ответ:
-Вашему пахарю моченьки нет.
Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге – не ест и не пьёт,
Червь ему сердце больное сосёт.
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли как
плети,
Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал,
Как, на соху налегая рукою,
Пахарь задумчиво шёл полосою.
Ведущий(2). Слушаешь стихотворение «Несжатая полоса» и понимаешь, что это очень личные стихи, что глазами пахаря поэт смотрит на себя.
Ведущий(1). Образ «несжатой полосы» обретает у Некрасова переносный смысл: это и крестьянская нива, и «нива» писательского труда, тяга к которому у большого поэта сильнее смерти.
Ведущий (2). Вершиной творчества Некрасова стала поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней решаются вечные для народа вопросы: о правде и кривде, о добре и зле, о горе и счастье.
Учащиеся старших классов разыгрывают сцену из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:
глава «Счастливые» - от начала и заканчивая словами: «Эй, счастие мужицкое!// Дырявое с заплатами,// Горбатое с мозолями,//Проваливай домой!»
Ведущий(1). По дорогам России в поисках счастливого бродили не только мужики-странники. Вот идут по сельским просторам старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька, деревенские торговцы. Это герои поэмы «Коробейники».
Ведущий (2). Главное достоинство «Коробейников» - неподдельная народность. Не случайно первая глава поэмы стала любимой народной песней «Коробушкой».
Звучит песня «Коробушка» в исполнении ученика.
Ведущий(1). В центре многих произведений Некрасова – образ русской женщины, гордой и величавой, красивой и статной, не сломленной под бременем нищеты и бесправия.
Чтец ( отрывок из поэмы «Мороз красный нос»)
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдёт – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублём подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идёт,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветёт
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой работе красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна!
Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут,
Какой – то парнёк изловчился
И кверху подбросил их, шут!
Тяжёлые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит…
По будням не любит безделья,
Зато вам её не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха
И песни и пляски такой
За деньги не купишь.-«Утеха!» -
Твердят мужики меж собой.
В игре её конный не словит,
В беде – не сробеет, - спасёт:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт!
Ведущий(2). « Бесконечная тянется дорога, и на ней, вслед промчавшейся тройке, с тоскою глядит красивая девушка, придорожный цветок, который сомнётся под тяжёлым грубым колесом».
В исполнении преподавателя музыки звучит романс на стихи Н.Некрасова «Тройка».
Ведущий(1). Опять бесконечная тянется дорога, «проторённая цепями», и по ней в мёрзлой кибитке спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина.
Чтец ( отрывок из поэмы «Русские женщины»)
Ведущий(2).
В столицах шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России –
Там вековая тишина.
Лишь ветер не даёт покою
Вершинам придорожных ив,
И выгибаются дугою,
Целуясь с матерью-землёю,
Колосья бесконечных нив…
Чтец ( стихотворение «Перед дождём»)
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл!» - привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…
Чтец ( отрывок из стихотворения «Тишина»)
Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
За дальним Средиземным морем,
Под небом ярче твоего,
Искал я примиренья с горем,
И не нашёл я ничего!
Я там не свой: хандрю, немею,
Не одолев мою судьбу,
Я там погнулся перед нею,
Но ты дохнула – и сумею,
Быть может, выдержать борьбу!
Я твой. Пусть ропот укоризны
За мною по пятам бежал,
Не небесам чужой отчизны –
Я песни Родине слагал!
Ведущий (1). О чём бы ни писал Некрасов: о природе, крестьянских детях, о судьбе русской женщины, о тяжёлой доле пахаря – все стихи поэта о России.
Ведущий (2).
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
Ведущий (1). Это строки из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Глава «Русь» - одно из самых бодрых и радостных стихотворений Некрасова. Это одно из самых современных стихов поэта.
Ведущий (2). В нём величие и слабость Руси, непокорность, гордость и красота народа русского, великие победы и свершения, сила и стойкость характера.
Ведущий (1). В нём – трагедии и беды, войны и поражения, ошибки вождей, террор, лагеря, катастрофы и стихийные бедствия.
Ведущий (2). Но главное в этом стихотворении Некрасова – вера в великое будущее России, любовь к русскому народу.
Чтец.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка – Русь!
В рабстве спасённое
Сердце свободное-
Золото, золото
Сердце народное!
Сила народная,
Сила могучая –
Совесть спокойная,
Правда живучая!
Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не называется –
Русь не шелохнется,
Русь – как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая –
Встали – небужены,
Вышли – непрошены,
Жита по зёрнышку
Горы наношены!
Рать подымается –
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка – Русь!
Ведущий (1).
Ты к нам приходишь через бездну лет.
По – прежнему язвительный и нежный,
Мятежный и трагический поэт.
Ведущий (2). Настоящему Поэту неподвластно время. Стихи Некрасова учат нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет обострённая чуткость к другому человеку, умение понять его, помочь в нужную минуту.
Ведущий(1). Настоящий поэт учит нас любить свою Родину, верить в её великое будущее.
Звучит музыка. Ведущие кладут цветы к портрету Некрасова.
Использованная литература:
Н.А.Некрасов. Полное собрание сочинений.
И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина 19 века. 10 класс. М.: «Вако», 2003 г.
Автор: Захарчук Алла Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МОУ СОШ№ 2 г. Унеча Брянской области
Категория: высшая
На странице приведен фрагмент.
Автор: Захарчук Алла Ивановна
→ Aliva1011 30.10.2011 4 11314 1863 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.