Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка в условиях ФГОС"


Методический проект

Использование ИКТ на уроках русского языка в условиях ФГОС


Мугалимова Адель Рамильевна,

учитель русского языка и литературы

муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 124 Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан



Современное образование в России с этого года перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед ОУ поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой образовательной парадигме – системно-деятельностной, которая связана в свою очередь с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, например, на активное использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в школе. Информационные технологии открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

В современной методической науке мультимедиа рассматривается как наиболее распространенный вид средств новых информационных технологий, который способствует оптимизации учебного процесса. Использование компьютера значительно повышает наглядность обучения, активизирует процесс овладения знаниями и формирования навыков и умений, помогает обеспечить индивидуализацию обучения, организовать самостоятельную работу учащихся.

Как и любой метод работы, работа с учебными компьютерными программами имеет свои достоинства и недостатки. И для того, чтобы деятельность в данном направлении была успешной, нужно взвесить все «за» и «против». В данном случае очевидны определенные достоинства. Только при работе с компьютером может активно использоваться принцип обратной связи для анализа, коррекции и исправления ошибок, а также переработки информации. Он имеет такой набор характеристик, которых нет ни у одного другого средства обучения: предъявление письменной информации на мониторе; последовательность упражнений; мультипликация, звуковые сигналы и др. Все это дает возможность перенести презентацию и тренировку учебного материала в новые условия.

Но следует учитывать и некоторые недостатки при внедрении информационных технологий в процесс урока. Нужно отметить, что часто запутанные способы представления информации становятся причиной отвлечения учащихся от изучаемого материала. Также могут возникать сложности при настройке и использовании программного обеспечения: мультимедийные средства обучения предъявляют более высокие требования к качеству и ресурсному составу используемых средств информационных технологий по сравнению с простыми средствами редактирования текстов.

Как видно, у компьютерного обучения есть как достоинства, так и недостатки, поэтому, применяя его на уроках, необходимо помнить, что компьютер не заменяет учителя, но дает ему в руки мощное средство обучения детей. Следует отметить, что повышение эффективности занятий с использованием компьютера может иметь место лишь в случае соблюдения ряда методических условий оптимизации:

  • компьютерные технологии необходимо использовать систематически;

  • отобранные средства обучения должны соответствовать целям и задачам обучения.

Определяя место компьютера на уроке, следует дать классификацию мультимедийных средств обучения по методическому назначению:

  1. наставнические, предназначенные для изучения нового материала;

  2. контролирующие, предназначенные для контроля уровня усвоения учебного материала;

  3. программы пакета Microsoft Office, позволяющие организовать проектную деятельность учащихся.

Эта классификация условна, так как одна и та же программа может включать в себя несколько видов. Поэтому на уроке с использованием информационных технологий могут применяться несколько форм работы.

Эти формы, описанные в разработке, были апробированы на уроках русского, родного (русского) языков и мировой художественной культуры.


Урок русского языка с компьютерной поддержкой в 11 классе

Тема

Сложноподчиненное предложение.

Обособление придаточных предложений.



Цели:

Обучающая: систематизировать и закрепить знания учащихся о сложноподчиненном предложении, полученные ранее, совершенствовать навыки расстановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении.

Развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать развитию логического мышления, навыков работы на ПК.

Воспитательная: способствовать формированию языковой и коммуникативной компетенции.

Оборудование урока: Компьютеры, телевизор, подсоединенный к одному из компьютеров, электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка», Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М., 2000.



Ход урока



1. Обобщение теоретического материала о сложноподчиненном предложении. Учащиеся самостоятельно изучают содержание справочника электронного репетитора-тренажера, посвященное теме урока. (Информация представлена на экране телевизора, подсоединенного к одному из компьютеров).

2. Закрепление материала.

Беседа по изученному разделу:

  • Какое предложение называется сложноподчиненным?

-В чем заключается семантика сложноподчиненного предложения?

-Что такое придаточное предложение? Где оно может находиться в составе сложноподчиненного предложения?

-Назовите все виды придаточных предложений.

-Обратите внимание на то, что цельные по смыслу выражения не являются придаточными предложениями и поэтому не выделяются запятыми. В составе этих цельных выражений пред подчинительным союзом или союзным словом запятая не ставится. Запомните некоторые из них:

  • сделать как следует (как полагается);

  • выполнить как должно (как надо);

  • хватать что подвернется;

  • явиться как ни в чем не бывало;

  • сделать во что бы то ни стало;

  • приходить когда вздумается.

(Учащиеся записывают эти выражения в тетрадь).

3. Практикум.

Учащиеся делятся на четыре группы, три из которых делают задания в тетрадях, а четвертая работает за компьютерами. Выполнив свое задание, учащиеся приступают к заданию следующей группы. Таким образом, учащиеся каждой группы выполняют все четыре задания.

Первая группа.

Перепишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения. Укажите виды придаточных. (Задание по карточкам).

Вторая группа.

Выполните упражнение № 403 из учебника.

Третья группа.

Выполните упражнение № 406 из учебника. (1-9 предложения).

Четвертая группа.

Откройте вкладку «Сложноподчиненное предложение» электронного репетитора-тренажера. Найдите раздел «Ответьте на вопросы» и откройте его. Выполните задание этого раздела. (При ответе на вопросы учащиеся отмечают мышью правильные варианты ответа. После этого они нажимают на кнопку «Проверить». Правильный ответ на вопрос обозначается зеленым прямоугольником внизу монитора компьютера, а неправильный – красным. Упражнение может быть зачтено только после того, как учащиеся ответят на все вопросы).

1.Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

    • Мы обедали в столовой, что находилась в глубине парка.

    • Дубов полагал, что звание шахтера самое высокое и почетное.

    • Загрузка прошла до того быстро, что подводы не успевали подвозить зерно.

    • В цистернах, что стояли на станции, был бензин.

  1. Найдите сложноподчиненное предложение, которое соответствует схеме: …указ. сл.+сущ., союз.сл. «где»…

    • Мы ночевали в гостинице, в которой останавливались и раньше.

    • Мы ночевали в той гостинице, где останавливались и раньше.

    • Мы ночевали в той гостинице, в которой останавливались и раньше.

    • Мы ночевали в гостинице, где останавливались и раньше.

    • Мы ночевали в гостинице, которая расположена у вокзала.

  2. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

    • Красные лучи ложились огнистым свинцом на речке там, где она пряталась под нависшие кусты.

    • Большими шагами направился я к дому, где жила Ася.

    • Везде, где солнце светит, товарищи у нас.

    • Вскоре Павел угадал, где он находится.

  3. Найдите предложение, которое соответствует схеме: …так + нареч…., союз «что»…

    • Я так распределил свое время, чтобы успеть и в кино, и на лекцию.

    • Я очень устал, так что не мог идти дальше.

    • Мы так спешили, как будто за нами кто-то гнался.

    • Я так сильно устал, что не мог идти дальше.

  4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

    • Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.

    • Было так тихо, что слышно было падение капель с нависших ветвей.

    • Когда читаешь книги о подвигах, гордишься героями войны.

    • Хотя и были сильные снегопады, поезда ходили точно по графику.

  5. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным сравнительным.

    • Там, куда не проникали солнечные лучи, все утопало в синей предрассветной дымке.

    • Все отскакивает от него, как резиновый мяч отскакивает от стены.

    • Когда затих топот его лошади, я пошла на террасу и опять стала смотреть вслед.

    • Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо.

  6. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.

    • Когда управляющий вызвал меня, я замер от страха.

    • С моря дул сильный ветер, так что переходить через реку было опасно.

    • В небольшой комнате, куда я вошел, было довольно темно.

    • Куда река пошла, там и русло будет.

  7. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.

    • Уместно будет напомнить, что язык создается народом.

    • Каждый, кто прочтет это название, будет удивлен.

    • Всякое мастерство нужно хорошо знать, если хочешь работать.

    • Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.

  8. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия.

    • Чтобы волосы не падали на лоб, Никита повязал их веткой березы.

    • Боевой порядок должен быть так построен, чтобы он как можно меньше терял от огня.

    • Суворов требовал, чтобы мужество и храбрость солдат были соединены со знанием военного дела.

    • Почти месяц мы потратили для того, чтобы выследить рыжего кота.

  9. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным цели.

    • Левинсон распорядился, чтобы к вечеру собрался для обсуждения морозкинского поступка сельский сход.

    • Я сказал, чтобы они не волновались, и попросил скорее развести огонь.

    • Чтобы совхоз укреплялся и рос, нужно было создать добрый запас хороших кормов.

Далее четвертая группа выполняет упражнение раздела «Задание с комментариями» электронного репетитора-тренажера. Вместо многоточий и знаков подчеркивания учащиеся вставляют пропущенные буквы и знаки препинания.

Задание с комментариями.

Подобно всем великим поэтам ___ Пушкин всегда на ур…не своего читателя ___ он становится величавым ____ мрачным ____ грозным ____ трагичным ____ стих его шумит ____ как море ____ как лес ____ раскачива…мый бурею ____ и в то…же время ясен ____ прозрачен ____ сверка…т полон жаждой насл…ждения и душевных волнений. Муза его _____ не…бледное создание с рас…трое…ыми нервами ____ закута…ое в саван ____ а пылкая женщина _____ сияющ…я здоровьем ____ слишком богатая подли…ыми чу…ствами ____ что…бы искать поддельных ____ и достаточно не…счас…ная ____ что…бы иметь нужду в выдума…ых не…счастьях.

(А. Герцен).

После выполнения упражнения учащиеся нажимают на кнопку «Проверить». Места, в которых были допущены ошибки, выделяются красным цветом.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок за выполнение упражнений электронного репетитора-тренажера.

Оценки проставляются рядом с названием упражнения в теме «Сложноподчиненное предложение».

  1. Домашнее задание.

Параграф 81, упражнение 410.



Урок разработала Мугалимова Адель Рамильевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 124 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан










































Список использованной литературы



  1. Кулагин В.П., Найханов В.В., Овезов Б.Б., Роберт И.В., Кольцова Г.В., Юрасов В.Г. Информационные технологии в сфере образования. – М., (Янус-К), 2004.

2.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М., (НИИ школьных технологий), 2005.

3. Кершан Б. И. Основы компьютерной грамотности. – М.,1993.

4. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. – М., 1989.



Полный текст материала Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка в условиях ФГОС" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мугалимова Адель Рамильевна  letter
16.12.2011 0 10434 1034

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК