внеклассное мероприятие "Знатоки русского языка"
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(в рамках декады русского языка)
ЗНАТОКИ
РУССКОГО ЯЗЫКА
|
|
РАЗРАБОТАЛА:
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 Пелипенко Ольга Викторовна
|
|
Форма проведения мероприятия: игра- путешествие по станциям
Аудитория: учащиеся 8-10-х классов.
Задачи внеклассного мероприятия: - расширить знания учащихся о русском языке, формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности учащихся; - развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку; - воспитывать гордость за свой родной язык, потребность его сохранять.
Подготовительная работа и оборудование: - формирование команд из учащихся 8-9-х классов; - подготовка судей для различных станций из учащихся 10-х классов; - подбор вопросов для игры, изготовление карточек с вопросами; - подготовка вступительного слова для открытия игры; - почетные грамоты и призы для победителей.
|
|
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Команды путешествуют по различным станциям в соответствии со своим маршрутным листом (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). На станциях они выполняют различные задания, связанные с русским языком: его историей, правилами и нормами языка, устным творчеством русского народа и т. п. в маршрутном листе отмечается время, потраченное на выполнение заданий и оценка, которую получает команда: отлично, очень хорошо, хорошо, удовлетворительно. Помимо этого команда получает лепестки разного цвета, соответствующие той или иной оценке: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно. В конце игры команды составляют из лепестков цветок и прикрепляют его на стенде. Состав команд – 10 человек, количество команд – 5. Маршрут определяется жеребьёвкой. На станциях находится по 3 судьи. Время выполнения задания 7-10 минут. После того, как время истекло, команда покидает станцию.
СТАНЦИИ
«ГРАМОТЕЙ» – выполняются задания, связанные с орфографическими и пунктуационными умениями. Оценивается правильность и количество выполненных заданий.
«АЗ, БУКИ, ВЕДИ» - перед участниками карточки с буквами русского алфавита (карточки лежат обратной стороной). Выбрав карточку, надо назвать пословицу, поговорку или строку из известного стихотворения, которая начинается на эту букву.
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ» - на листе бумаги (ватман) написать пословицы, поговорки, загадки, высказывания о языке или речи (краски, карандаши, фломастеры предоставляются). Оценивается правильность, грамотность, творческий подход в исполнении.
«ОРФОЭПИЧЕСКАЯ» - прочитать слова с верным ударением.
«В МИРЕ СЛОВ» - выполняются задания, связанные с историей языка, этимологией, толкованием слов, фразеологизмов, историей возникновения некоторых фразеологизмов и «крылатых выражений». Оценивается правильность и количество выполненных заданий.
ХОД ИГРЫ:
ОТКРЫТИЕ ИГРЫ
Звучат фанфары
1-й чтец: Язык есть исповедь народа.
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной.
2-й чтец: По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
4-й чтец:
|
У торговцев, у послов (да в любой газете) Появилось много слов, Непонятных, умных слов, Вот таких, как эти: Брифинг, картридж, фитнес, Модем, файтер, клиринг, Селинг, лизинг, дилер, Пейджер, рэкет, киллер… Нет от них покоя мне Наяву, да и во сне, И никак я не пойму, Что к чему и почему.
|
1-й чтец:
-
О, бедный мой язык родной,
О, прелесть русской речи чистой!
2-й чтец:
-
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!
3-й чтец: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
1-й чтец: Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.
2-й чтец: Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу…
Ведущий: Ребята, сегодня вам предстоит испытать себя в роли знатоков русского языка. На различных станциях вы выполните задания по русскому языку и не только.… И в конце игры, встретившись вновь в этом зале, мы определим, кто из наших старшеклассников – знаток русской речи.
Ведущий объясняет правила следования по маршруту. Проводится жеребьёвка, раздаются маршрутные листы, и путешествие начинается.
СТАНЦИЯ «ГРАМОТЕЙ»
1 задание: найти ошибки и исправить их. Каждая команда получает листок с записанными словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и имеет возможность вносить исправления, затем показывает свою работу судьям, а те оценивают правильность выполнения задания.
|
Комерсант, количество, коллега, колоквиум, коллежский, коллектив, коллекция, колизия, колонтитул, командор, коммедия, коментарий, коммерческий, комивояжер, коммутатор. |
Коммерсант, количество, коллега, коллоквиум, коллежский, коллектив, коллекция, коллизия, колонтитул, командор, комедия, комментарий, коммерческий, коммивояжер, коммутатор. |
2 задание: восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Каждая команда получает листок с записанными словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и имеет возможность вносить исправления, затем показывает свою работу судьям, а те оценивают правильность выполнения задания.
|
Я уверен что для полного овл…дения русским языком для того чтобы (не)потерять чу…ство языка нужно не только постоя…ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с п…р…свистом птиц и с каждым цв…тком что кивает г…л…вой (из)под куста лещины. Тогда все слова оживают крепнут нап…лняют(ь)ся выразительной силой. Тогда (за)каждым таким словом видиш… и чу…ствуеш… то о чем говориш… а (не)произносиш… его машинально по одной привычке. (по К.Г.Паустовскому) |
|
Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины. Тогда все слова оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке. (по К.Г.Паустовскому) |
|
Ответ команды оценивается по четырёхбальной шкале: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно.
СТАНЦИЯ «АЗ, БУКИ, ВЕДИ»
Перед участниками карточки с буквами русского алфавита (карточки лежат обратной стороной). Выбрав карточку, надо назвать пословицу, поговорку, скороговорку, загадку, которая начинается на эту букву.
( подсказки для судей)
|
А |
А ну-ка, друзья, кто угадает: На десятерых братьев двух шуб хватает.(Перчатки) |
|
Б |
Бомбардир бомбардировал Бранденбург. |
|
В |
Водовоз вёз воду из-под водопровода. |
|
Г |
Гуляю в поле, гуляю на воле, Кручу, бурчу, знать никого не хочу, Вдоль села пробегаю, Сугробы наметаю. (Ветер) |
|
Д |
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. |
|
Е |
Ели – потели, работали – замёрзли. |
|
Ж |
Жутко жуку жить на суку. |
|
З |
Зелёный луг, Сто скамеек вокруг, От ворот до ворот Бойко бегает народ. На воротах этих Рыбацкие сети.(Футбольное поле) |
|
И |
Избушка новая, для всех столовая, Зовёт обедать, крошек отведать.(Кормушка) |
|
К |
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. |
|
Л |
Лес рубят – щепки летят. |
|
М |
Медный ковш упал на дно: и обидно, и досадно, ну да ладно – всё одно! |
|
Н |
Не велика птица синица, да умница. |
|
О |
От топота копыт пыль по полю летит. |
|
П |
Протокол про протокол протоколом запротоколировали. |
|
Р |
Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глаза раскрывает. |
|
С |
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. |
|
Т |
Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят. |
|
У |
У семи нянек дитя без глаза. |
|
Ф |
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. |
|
Х |
Хороши в дорожку пирожки с горошком. |
|
Ц |
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. |
|
Ч |
Чужим добром не разбогатеешь. |
|
Ш |
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, а две мыши поплоше несли два гроша. |
|
Я |
Язык до Киева доведёт. |
Ответ команды оценивается по четырёхбальной шкале: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно. Оценивается правильность и количество выполненных заданий
СТАНЦИЯ « ХУДОЖЕСТВЕННАЯ»
на листе бумаги (ватман) написать пословицы, поговорки, загадки, высказывания о языке или речи (краски, карандаши, фломастеры предоставляются). Оценивается правильность, грамотность, творческий подход в исполнении.
( подсказки для судей)
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
( К.Г.Паустовский)
Перед вами громада – русский язык.
(Н.В.Гоголь)
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.
(А.П.Сумароков)
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу…
(Н.М.Карамзин)
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных мыслей.
(В.Г.Белинский)
Без языка и колокол нем.
(пословица)
Живое слово дороже мёртвой буквы.
(пословица)
На великое дело – великое слово.
(пословица)
Язык мал, а великим делом ворочает.
(пословица)
…Как вы поймёте без любви
Всю прелесть русской речи?
(И.Сельвинский)
Ответ команды оценивается по четырёхбальной шкале: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно.
СТАНЦИЯ «ОРФОЭПИЧЕСКАЯ»
1 задание: прочитать слова с верным ударением. Перед командой карточки со словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), игроки могут совещаться между собой, один из них после обсуждения читает слова. Судьи оценивают правильность ответов.
|
Диспансер, апостроф, добела, мизантроп, иконопись, тотчас, донизу, взята, фронты, газопровод, крапива, кроить, гербовый, деньгами, торты, приняла, надолго, загнутый, засмолит, банты.
|
|
ДиспансЕр, апострОф, добелА, мизантрОп, Иконопись, тОтчас, дОнизу, взятА, фронтЫ, газопровОд, крапИва, кроИть, гЕрбовый, деньгАми, тОрты, принялА, надОлго, зАгнутый, засмолИт, бАнты.
|
2 задание: фраза «Теперьяподнимитетоже» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) может обозначать несколько речевых ситуаций (т.е. смысловых вариантов), которые отличаются интонационно (постановкой пауз, логическим ударением), а также знаками препинания и орфографическим оформлением. Определите эти варианты.
Теперь я, под ними те тоже.
Теперь я, поднимите тоже.
Теперь я, подними те тоже.
Теперь я под ними, те тоже.
Теперь я под ним, и те тоже.
Те перья подними, те тоже.
Те перья под ними, те тоже.
Те перья под ним, и те тоже.
Те перья поднимите тоже.
Судьи оценивают правильность ответов. 17-20 правильных ответов – красный лепесток, 13-16 – жёлтый, 9-12 – синий, 1-8 – зелёный.
СТАНЦИЯ « В МИРЕ СЛОВ»
выполняются задания, связанные с историей языка, этимологией, толкованием слов, фразеологизмов, историей возникновения некоторых фразеологизмов и «крылатых выражений». Оценивается правильность и количество выполненных заданий.
1 задание: глагол робеть (пугаться, стесняться) произошёл от древнего слова робя, т.е. ребёнок. Подумайте, что означало в устах нашего прапрапрадеда восклицание «Не робей!». Что он хотел передать этой фразой?
( «Не робей!» - буквально: «Не будь как ребёнок! Ты же не ребёнок!»)
2 задание: объясните значения устаревших слов.
-
Тать
Вор
Вепрь
Кабан
Ланита
Щека
Агнец
Ягнёнок
Рамо
Плечо
Десница
Правая рука
Око
Глаз
Зеница
Зрачок
Стезя
Путь
Лихо
горе
3 задание: Владимир Иванович Даль (1801-1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова? (перед игроками карточки со словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
|
Волнователь |
Агитатор |
|
Глазоём |
Горизонт |
|
Ловкосилие |
Гимнастика |
|
Подобень |
Портрет |
|
Сине-алый |
Фиолетовый |
|
Дальнеразговорня |
Телефон |
|
Путевик |
маршрут |
4 задание: Из какого языка пришли в нашу речь эти слова? Назовите их буквальное значение. (перед игроками карточки со словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
-
Тинейджер
Английск. «человек в возрасте от 10 до 19 лет»
Тайфун
Китайск. «большой ветер»
Фол
Английск. «нечестный, подлый»
Карате
Японск. «голыми руками»
Шабаш
Еврейск. «суббота»
5 задание: исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов.
|
Деньги выпускаются в трубу |
Вылетают в трубу |
|
Душа кровью обливается |
Сердце кровью обливается |
|
Похоронить на корню |
Загубить на корню |
|
Власть предержащие |
Власть предержащая |
|
Скрепя зубы |
Стиснув зубы, скрепя сердце |
|
Мне тоже хотелось не упасть лицом в грязь |
Не ударить лицом в грязь |
Ответ команды оценивается по четырёхбальной шкале: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно.
ЗАКРЫТИЕ ИГРЫ
Подводятся итоги игры: на большом стенде размещаются плакаты о русском языке, созданные командами во время игры, здесь же команды создают цветок из полученных лепестков, определяется команда знатоков русского языка – та команда, в цветке которой больше всех красных и жёлтых лепестков. Победителям вручаются грамоты и призы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Колесов В.В. История русского языка в рассказах.-М.,1982.
2. Нянковский М.А.1000 вопросов для умников и умниц. - Ярославль: Академия развития, 2007.
3. Соколова В.В. Культура речи и культура общения.-М.:Просвещение,1995.
4. Успенский Л.В. Слово о словах.-Л.,1962.
5. Шанский Н.М. Занимательный русский язык. - М. : Дрофа, 1996.
СЛОВАРИ:
6. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И.Аванесова. - М. : Рус. яз., 1987.
7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М.: Рус.яз.,1985.
8. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.-М.:Азбуковник,1998.
9. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова.-М.:Рус.яз.,1986.
10. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов /Н.М.Шанский, Т.А.Боброва.-М.:Дрофа,2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 1
|
Станция |
«Грамотей» |
«Аз, буки, веди» |
«Художественная» |
«Орфоэпическая» |
«В мире слов» |
|
Время |
|
|
|
|
|
|
оценка |
|
|
|
|
|
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 2
|
Станция |
«Аз, буки, веди»
|
«Художественная» |
«Орфоэпическая» |
«В мире слов» |
«Грамотей» |
|
Время |
|
|
|
|
|
|
оценка |
|
|
|
|
|
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 3
|
Станция |
«Художественная» |
«Орфоэпическая» |
«В мире слов» |
«Грамотей» |
«Аз, буки, веди»
|
|
Время |
|
|
|
|
|
|
оценка |
|
|
|
|
|
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 4
|
Станция |
«Орфоэпическая» |
«В мире слов» |
«Грамотей» |
«Аз, буки, веди»
|
«Художественная» |
|
Время |
|
|
|
|
|
|
оценка |
|
|
|
|
|
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 5
|
Станция |
«В мире слов» |
«Грамотей» |
«Аз, буки, веди»
|
«Художественная» |
«Орфоэпическая» |
|
Время |
|
|
|
|
|
|
оценка |
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 задание
Комерсант, количество, коллега, колоквиум, коллежский, коллектив, коллекция, колизия, колонтитул, командор, коммедия, коментарий, коммерческий, комивояжер, коммутатор.
2 задание
Я уверен что для полного овл…дения русским языком для того чтобы (не)потерять чу…ство языка нужно не только постоя…ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с п…р…свистом птиц и с каждым цв…тком что кивает г…л…вой (из)под куста лещины.
Тогда все слова оживают крепнут нап…лняют(ь)ся выразительной силой. Тогда (за)каждым таким словом видиш… и чу…ствуеш… то о чем говориш… а (не)произносиш… его машинально по одной привычке.
(по К.Г.Паустовскому)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1 задание
|
Диспансер, апостроф, добела, мизантроп, иконопись, тотчас, донизу, взята, фронты, газопровод, крапива, кроить, гербовый, деньгами, торты, приняла, надолго, загнутый, засмолит, банты.
|
|
|
2 задание
«Теперьяподнимитетоже»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
3 задание
|
Волнователь |
|
Глазоём |
|
Ловкосилие |
|
Подобень |
|
Сине-алый |
|
Дальнеразговорня |
|
Путевик |
4 задание
-
Тинейджер
Тайфун
Фол
Карате
Шабаш
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Пелипенко Ольга Викторовна
→ olgapelipenko |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.