Статья "Интегрированные уроки как диалог наук" (11 класс)


Федулова Е.А., учитель русского языка и литературы

МБОУ г.Астрахани «СОШ №36»

Интегрированные уроки как диалог наук

В условиях глобального кризиса культуры, в условиях поиска новых альтернативных путей развития российского социума процесс образования должен адекватно и мобильно реагировать на происходящие изменения в обществе, ведь именно он создаёт почву для будущего[1:96]. Образование должно подготовить человека к жизни в открытом обществе, человека толерантного, культурного. Повысить эффективность образования позволяют интегрированные курсы, основанные на современных образовательных технологиях и новых педагогических знаниях.

Языковые явления тесно связаны с явлениями литературы, которая ещё сравнительно недавно именовалась словесностью. Язык и литература находятся в неразрывном единстве[2:67]. Осуществлению комплексного подхода к анализу языковых фактов способствует использование интеграционных форм подачи материала.

В течение многих лет наряду с общеобразовательными классами существуют профильные: правовые, технические, гуманитарные, технические, экологические (как актуально профильное образование!). Работа на уроках в таких классах─ синтез нескольких предметов, задача, которая превращает учителя в режиссёра. При подготовке уроков решается предварительно ряд педагогических задач:

- отбор содержания с вычислением блоков учебного материала, где характерные особенности языковой единицы в комплексе языковых фактов проявляются наиболее ярко;

- структурирование содержания внутри блока материала;

- выбор формы подачи материала в зависимости от степени его сложности, от базы знаний учащихся.

«Образовательная область… возникает из общности нескольких предметных областей…Например, область «Язык и литература» включает родной , русский, иностранный языки и литературу. На их стыке всегда формируется новое знание, совершенствуется и развивается личность»[1:205]. Так, при изучении спряжения глагола в английском языке ведётся опора на знания спряжения русского глагола. А на уроках литературы по творчеству У.Шекспира звучит русская и английская речь одновременно, используется драматизация.

Пересечься могут не две, а три и более учебных дисциплин. Интеграция отдельных тем и уроков иногда оказывается совершенно неожиданной, а на элементарном уровне может иметь примитивный, фрагментарный, часто компилятивный характер. Но если отнестись к уроку креативно, то он становится настоящим диалогом наук.

В течение многих лет преподаю русский язык и литературу в экологических классах, а потому веду обучение на текстовой основе, осуществляя экологическое воспитание, выискивая точки соприкосновения предметных программ, желая расширить кругозор учеников и повысить их познавательную активность. Шаг за шагом веду ребят от экологии слова к «экологии души». (Термин «экология души» означает представления о взаимоотношениях внутреннего мира человека с окружающим миром).

Проводя урок литературы в 11 классе по теме «Роль художественно-изобразительных средств в раскрытии идейного содержания текста», интегрирую русский язык, литературу, экологию и МХК. Схематично эту интеграцию можно представить так:









Чтобы включить в работу все три вида мышления учащихся (активное, самостоятельное , творческое) , в начале урока использую синектику: предлагаю выбрать творческие группы.(Условно они названы «Лингвисты», «Экологи», «Статист», «Искусствовед»). Используя учебный и жизненный опыт, методом проектов учащиеся вовлекаются в дискуссию. Смоделировать ситуацию помогают слова Н.Рериха: « Мы не знаем. Но они знают. Камни знают. Даже знают деревья. И помнят. Помнят, кто назвал горы и реки. Кто сложил бывшие города. Кто имя дал незапамятным странам. Неведомые нам слова. Все они полны смысла. Все они полны подвига». [3:90].Задачи современной науки топонимики, определённые художником, путешественником, учёным , философом и романтиком, подводят к пониманию того, что мифология, культовые поклонения, религия─ всё, что волновало человечество на протяжении тысячелетий , нашло своё место на карте и глобусе. Вспоминаем, что с января 1820 года, благодаря русской экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена ─ М.П.Лазарева , людям стало известно о существовании Антарктиды, что в 1982 году этот материк оказался под пристальным вниманием учёных и общественности. «Экологи» объясняют, что этот интерес связан с открытием озонной (озоновой) дыры. «Статист» уточняет, что открыл её английский учёный Фарман. «Экологи», опираясь на научный текст, выявляют природу явления, результатом которого стали антропогенные воздействия. (Использую компьютерную технологию, видеозапись сообщения двух учеников-экологов). Логической связью вступительной части урока с работой по теме служат слова Генриха Гейне о том, что « если мир треснет, трещина пройдёт через сердце поэта». От них [слов] переходим к анализу отрывка из стихотворения М.Ножкина «Дыра»:

Озонная дыра над Антарктидой!

А не было её ещё вчера.

Зачем она учёными открыта?

Неужто в вечность нам уже пора?

Неужто судный день для бела света

Подкрался вдруг космической тропой?

И под жестоким ультрафиолетом

Нам корчиться беспомощной толпой?

Неужто всё, что дорого и свято

В единой человеческой судьбе,

Вдруг будет уничтожено, распято

Потоками диапазона В?

На миллионы квадракилометров

Пробита наша вечная броня,

И даже антарктические ветры

От страха взвыли, душу леденя.

Великая озонная защита

Разорвана отныне навсегда.

Виновников незримых не ищите.

Виновники ─мы с вами, господа!

В ходе дискуссии выявляем этимологию отдельных слов, лексическое значение, сферу употребления. Выявляем стиль, отмечая публицистическое звучание авторской речи, включающей научные термины. Основная часть урока─ анализ художественно-изобразительных средств( на этом этапе урока активизируются «Лингвисты»). Отыскивая лексические средства ( метафору, перифраз, олицетворение, эпитеты, гиперболу и фразеологизмы), синтаксические фигуры ( риторические вопросы, риторическое обращение и восклицание, ряды однородных членов) и стилистические фигуры( градацию и анафору), определяем роль каждого средства, отмечаем богатство авторской речи, стилистическое мастерство. Выяснив, что художественные средства придают яркость звучанию текста и раскрывают его идейное содержание , определяем идею стихотворения, которая сводится к утверждению мысли о том, что человек─ виновник образования озоновой дыры. В диалог включается «Статист», апеллирующий к фактам загрязнения окружающей среды( один из них: ежегодно в мире производится примерно 1 млн.300 тыс. тонн озоноразрушающих веществ), указывает на попытку предотвратить катастрофу, сославшись на принятие Венской конвенции(1985г.) и Монреальского протокола(1987г.) . « Эколог» говорит о том, что «расплачиваться за ошибки приходится самым дорогим─ здоровьем. Кто-то должен прервать цепочку ошибок, нельзя думать только о личной выгоде, нужно задуматься об экологии души. Нужно помнить о главной заповеди «не навреди»то есть не причини вреда ни в экологическом, ни в человеческом, нравственном масштабе. Экология объединяет в единую цепь наше прошлое, настоящее и будущее». Далее слово « Искусствоведа», с ним обращаемся к «Сотворению Адама», фреске Микеланджело, выполненной на потолке Сикстинской капеллы. Используя проектор, демонстрируем работу Мастера, затем оставляем в кадре только протянутые друг другу руки Бога и Адама. Этот эпизод урока имеет сильное эмоциональное воздействие, вызывая ассоциации необходимости взаимопомощи Человека и Природы. Возникшая рефлексия отражает интегрированную область данного урока─ экологию души. А сам урок доказывает правильность слов Г.Н.Поспелова: «Урок литературы … таинство сообщения добра и становления личности»[5:16].

Актуальность поднятых на уроке проблем находим в строках Е.Винокурова:

И с каждым днём

Сильнее ценим все мы

Покой лесов и чистоту воды.

В кругу экологической проблемы

Охраны окружающей среды

И наш язык.

Он ─ часть большой Вселенной.

Таким образом, креативное мышление учителя способно создать маленький шедевр─ урок, объединяющий материал различных областей человеческих знаний; урок, отражающий «характерные для современного образования процессы гуманитаризации, информатизации, экологизации, регионализации─ не что иное, как интеграционные процессы»[1:208].



Примечания:

1.Кукушин В.С., Буланова –Топоркова М.В.Педагогические технологии.-М., Р.-на-Д., 2004.

2.Наровчатов С. Необычное литературоведение.-М., 2003.

3. «Терра»// «Книжный клуб».2003.-№4

4. «Вестник АсЭкО».//2001.-№3.

5. Поспелов Г.Н.Уроки литературы в старших классах.- М.,1998.


Полный текст материала Статья "Интегрированные уроки как диалог наук" (11 класс) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Федулова Елена Андреевна  Элфед
01.01.2012 2 2420 423

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК