Статья "Применение диалоговой технологии на уроках литературы с целью формирования нравственных качеств у учащихся"


Процесс социализации личности средствами литературы  в современном  информационно – гуманитарном образовательном пространстве приобретает первостепенное значение. Сила русской литературы  - в ее способности вызывать в читателе не только сильные эмоции, но и сострадание, сочувствие, не зависимо от исторического времени, состояния и возраста. Она дает нам нравственные ориентиры, которые помогают нам различать добрые дела и злодеяния, честь и подлость, искренность и лицемерие, и  главный нравственный критерий в оценке человека – его совесть. Без этих ориентиров невозможно нормальное становление личности ребенка,  нормальное развитие общества.  Без них сложно ответить на вопросы: в чем смысл и назначение человеческой жизни? Как бороться со злом в самом себе и в обществе? Можно ли нарушить нравственные законы во имя достижения общего блага? Над этими вопросами обязан задуматься каждый человек,  начиная с детского возраста.

Также перед средней общеобразовательной школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Литература как учебный предмет предлагает школьникам такое знание о мире, которое не дает никакой другой учебный предмет, потому что литература как искусство словесного образа – это особый способ познания жизни, представление художественной модели мира,  обладающей таким важным преимуществом перед собственно научной картиной бытия, как высокая степень эмоционального воздействия. Кроме того, литературное творчество как своеобразная игра со словом – это и одно из проявлений игрового начала, присутствующего в самых разных сферах нашей деятельности.

Курс литературы в средней общеобразовательной школе, как и все другие учебные предметы, содействует решению комплекса воспитательных задач: становлению гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота своего Отечества. Основные собственно воспитательные задачи связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. Чтение, комментарий, анализ и интерпретация являются неотъемлемой частью всякой знаковой деятельности, используются во всех науках. В своей работе для активизации читательского понимания и развития культуры учащихся применяю частнометодическую диалоговую технологию, разработанную профессором Волгоградского государственного педагогического университета С.В. Беловой.

Рассмотрим наиболее важные технологические характеристики диалоговой технологии, а также ее практическое применение на конкретном литературном материале.

Существуют различные разновидности диалогов, которые можно использовать в общении с учащимися на уроках:
1.    Мотивационный – интерес участников к теме разговора, к диалогической форме общения
2.    Критический – критическое осмысление содержания, гипотетичность предлагаемых решений.
3.    Рефлексивный – обратная связь между учителем и учащимися, адекватные реакции личности на внешнее воздействие.
4.    Конфликтный – противоречивое отношение личности к себе, своему участию в разговоре.
5.    Автономный – размышление не вслух, а «про себя», молчаливое участие в диалоге.
6.    Самопредъявляющий – дает возможность производить желаемое впечатление.
7.    Самореализующий – личность утверждает себя в глазах других и в собственных, раскрывает свои потенциальные способности.
8.    Смыслотворческий – связан с поиском смыслов, определением индивидуальной системы ценностей
9.    Духовный – отличается высоким уровнем духовности,  проблемности, глубоким пониманием предмета разговора и собеседника.
Конструируя ситуацию диалога, необходимо принимать во внимание диалогический опыт учащихся, в котором выделяют  три этапа развития:
1.    Сюжетно – познавательный
2.    Чувственно – аналитический
3.    Личностно - рефлексивный

Суть личностно ориентированного диалога – глубже понять  «жизнь человеческого духа». Психолог и философ М.М. Бахтин утверждал: «Жизнь по природе своей диалогична…жить – значит…вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться…».

Остановимся подробнее на характеристике духовного диалога, который имеет место на третьем (личностно – рефлексивном этапе) готовности к поиску смысла ценностей, когда у учащихся формируются способности их духовного осмысления, определяется система жизненных смыслов, умение передавать друг другу личностно – значимые ценности. К данному моменту должны выработаться определенная система знаний по предмету, умение самостоятельно творчески выявлять проблемы в учебном материале.
Цель духовного диалога – рассмотрение проблем на языке эстетических, философских, философских категорий, размышление с позиций общечеловеческих непреходящих истин о жизни, человеке, его предназначении, судьбе.

Отбор содержания для духовного диалога происходит на основе выявлений единой темы («маленький человек»  в русской литературе), единой проблемы, единых принципов изображения в разных произведениях, с тем, чтобы увидеть тенденции в развитии литературы, особенности эволюции в решении отдельных проблем.

Вопросы чаще всего носят обобщающий характер, отражают глубину постановки проблем, требуют глубокого проникновения как в текст произведения, так и в самого себя. Например: 1) Жертвенная любовь. Как вы ее понимаете после прочтения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? 2) Может ли безответная любовь осчастливить человека? (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

В русской литературе масса имен, которые учат на примере своих произведений мудрости, развивают нравственную зоркость. Обратимся к творчеству писателей  20 столетия, к такому имени как А. А.Платонов и его  сказки – были  «Неизвестный цветок». Учащиеся знакомятся с текстом,  решают проблемный вопрос:   можно ли назвать сказку быль продолжением  разговора о прекрасном, о непредполагаемых, но уже заложенных в человеке чувствах прекрасного, о неожиданно проявляющихся в нем чувств доброты, справедливости, страдания, любви. Разговор  по сказке – были «Неизвестный цветок»  можно начать со слов Ф. И. Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…». Очень важно донести до учащихся мысль о том, что это утверждение кажется очевидным, мы над ним не всегда задумываемся. Но если оглянуться вокруг, то можно увидеть, что в мире до сих пор  существуют зло, обида, ненависть. Значит, любить умеют не все. И любят тоже не всех.

К моменту изучения сказки – были «Неизвестный цветок» у учащихся уже накоплен некоторый духовный опыт прочтения платоновских произведений. И все же каждый раз хочется глубже проникнуть в авторскую философию жизни, уберечь их от поверхностного восприятия Платонова. С этой целью целесообразно изучение  произведения «Неизвестный цветок» проводить  параллельно с изучением библейской притчи о добром самарянине.  На первый взгляд, эти тексты далеки друг от друга и по времени создания, и по тематике, и по системе персонажей. Что может быть общего между притчей, возвращающей нас в далекие времена пребывания Иисуса Христа на земле, и сказкой Платонова, события которой происходят в 20 веке? Этот вопрос становится предметом исследования на уроках. Дети приходят к выводу о том, что оба произведения рассказывают о добрых поступках, учат помогать тому, кто оказался в беде. Следует помнить, что именно библейские сюжеты помогают глубже проникнуть в идейную суть произведения, постичь авторский замысел. На следующем этапе целесообразно решить следующие вопросы:

- В каких произведениях русской литературы писатели обращаются к библейским сюжетам?
- Вспомните пушкинскую повесть «Станционный смотритель». Какой библейский сюжет и с какой целью использует автор? (Притчу о блудном сыне, которая помогает глубже понять содержание повести. Судьба Дуни напоминает историю блудного сына, только героиня вернулась к отцу слишком поздно).
- Итак,  притча о блудном сыне стала ключом для читательского понимания проблем нравственности, поднятых автором в сказке – были «Неизвестный цветок»

Особую значимость имеет заключительный этап урока, на котором учащиеся  вспоминают финал притчи о добром самарянине и сравнивают его  с финалом сказки. (Самарянин помог и уехал, обещая вернуться; Даша помогла, уехала и тоже вернулась). Самое главное – это то, что  семиклассники понимают, что это возвращение – зов совести, зов доброго сердца. Звучат последние строчки каждого из произведений : у Платонова: «Он (цветок) зовет к себе безмолвным голосом благоухания…»; в притче:  «Тогда Иисус сказал ему: «Иди и поступай также»».  Перед детьми встает вопрос : А как?  (Оказывай милость, твори добро. Всегда есть те, кто нуждается в помощи, кто зовет «безмолвным голосом» Надо уметь разглядеть страждущего, почувствовать чужую боль, увидеть и услышать зовущего). «Неизвестный цветок» - это притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, любви, веры в справедливость детей».  Отвечая на вопрос почему Платонов  обращается к детям, семиклассники приходят к выводу о том, что именно дети учатся различать добро и зло, поэтому автор помогает им ненавязчиво  сделать правильный выбор.

Андрей Платонов, возрождая лучшие традиции русской классики, доносит до нас  вечные ценности, которые дают возможность в сложном современном мире  не потерять себя, своей души. Эти ценности – любовь, милосердие, сострадание. Именно любовь наполняла смыслом жизнь писателя, любовь предоставляет и каждому из нас  право называться Человеком…

Подводя итог,  важно отметить: нельзя измерить чувство, уложить в графики степень духовности, но наблюдать отношение к искусству, литературе привлекать к участию в прекрасном возможно. И именно диалог способен создать ситуацию поиска смысла ценностей, закрепление их в переживаниях, он является основой бытия и мышления современного человека.

Полный текст материала Статья "Применение диалоговой технологии на уроках литературы с целью формирования нравственных качеств у учащихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванова Оксана Геннадьевна  Okssanochka
25.01.2012 0 7737 727

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК