Изучение теории литературы как основного инструмента влияния на повышение читательской компетентности и развития ученика-исследоватетеля
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Октябрьский район, п.Талинка
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» п.Талинка
Педагогический проект на тему: «Изучение теории литературы как основного инструмента влияния на повышение читательской компетентности и развития ученика-исследователя».
Автор:
учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ№7» п.Талинка Безруков Дмитрий Николаевич
2012 год
Аннотация.
Стремительно меняющийся окружающий мир ставит перед человеком совершенно непривычные задачи. Школа как естественный барометр происходящего в обществе никак не может отставать от требований времени. Наверное, именно поэтому так популярна стала тема проблем школьного образования.
Не избежала этих проблем и литература как учебная дисциплина. Как у любого школьного курса задача литературы научить. Но «чему учить и как учить» - это вопросы не только всей педагогики, но и литературы как общеучебной дисциплины.
Действующие программа по литературе, казалось бы, учитывают все нюансы изучения предмета, все тонкости получения школьниками знаний, но на деле получается так, что большая часть этих знаний не усваивается учащимися только по причине отсутствия видимых связей между знаниями и реальной жизнью. Значит, необходимо определить приоритеты в изучении литературы в школьном курсе для достижения общей цели.
Как и во всяком другом предмете, теория выступает как основной залог успеха и в изучении необходимого материала, и в понимании изучаемой науки, и в развитии предметных и межпредметных компетентностей.
Решая основные задачи с опорой на теорию, учитель получает важный инструмент влияния на всестороннее развитие обучаемого. Касательно литературы теория помогает связать воедино общее восприятие художественного текста с необходимой научной подоплекой. Тесная связь художественного мира произведения с окружающей подростка действительностью естественным образом повлияет на саморазвитие и самосовершенствование ученика. От глубокого восприятия литературы к восприятию окружающей действительности осуществляется погружение ученика-читателя в литературу как науку, побуждая развитие ученика-исследователя, который будет способен перенести свои знания, умения и навыки не только на изучение отдельных предметов, но и на анализ жизненных явлений, фактов, событий, что в итоге и будет способствовать развитию всецело самостоятельной личности.
Обоснование необходимости проекта.
Работа советской школы при всех своих плюсах и минусах была направлена на развитие гармонично развитой личности. И были достигнуты в итоге эти результаты или нет, но каждый, и педагог, и ученик, прекрасно осознавали, пусть и абстрактные, требования времени.
Эту же цель преследовала литература как школьная дисциплина. Поддержка государственной идеологии, направление на всестороннее развитие личности привело к созданию в обществе идеализированного героя, которому необходимо было найти место и в окружающей действительности. Идеальные люди сходили со страниц книг в реальном облике граждан сверхдержавы и устремлялись в космос, становились первооткрывателями, добивались высоких результатов в труде.
Сейчас трудно не согласиться с тем, что подчас подобная идеализация общества и человека приводила к тому, что часто человек выпадал из общего течения государственной политики. Его социализация заключалась в обывательстве, отсутствии самостоятельности суждения, своей собственной малозначимости.
Но времена сильно изменились. Время диктует новые правила, в которых человек не только сам должен определить свое место в обществе, но и уровень своей гражданской активности и значимости. И образование, как один из исполнителей социального заказа, должно меняться в ногу со временем.
В основе современного Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который направлен на обеспечение «формирования готовности обучаемого к саморазвитию и непрерывному образованию; проектированию и конструированию социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся» [8]
Другими словами, современное образование направлено не на абстрагированные цели, а на решение конкретных задач по воспитанию человека грамотного и в полной мере независимого.
Отсюда и основные требования к «портрету выпускника основной школы»:
- активно и заинтересовано познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. [8]
То есть современная школа должна получить такого ученика, который будет не только полностью адаптирован к внешним условиям, но и сам сможет активно влиять на какие-либо общественные явления.
Из самих требований ушло понятие об идеальности. Ведь теперь эту идеальность, по самостоятельно определяемым критериям, должен определять сам человек.
Можно много говорить о результатах социального заказа, но вряд ли кто-нибудь будет оспаривать то, что выдвинутые требования нежизненноспособны.
И как один из важнейших инструментов достижения требуемого результата является литература.
Как это ни печально, но на деле литература превратилась в какой-то прикладной предмет. И ни у кого не должно вызывать удивление тот факт, когда десятиклассник на первых уроках литературы вдруг не узнает предмета.
Из какого-то легкого, полуразвлекательного курса литература вдруг превращается в науку. Заметное снижение качества знаний обусловлено не плохой подготовкой ученика, не отсутствием преемственности между ступенями обучения, а именно самим подходом. Ученик теряется в столь резком переходе. Теперь его личного мнения явно недостаточно для ответа, теперь уже мало понимать общий смысл произведения, его надо знать. Знать его особенности, пространственно-временные рамки, отображаемые эпоху, строение, особенности языка писателя и многое, многое другое.
Возникает закономерный вопрос: «А разве со всем этим ученик не сталкивался раньше?» Конечно, сталкивался. Учащиеся 5 класса, занимающиеся по программе под редакцией В.Я.Коровиной, в ходе изучения курса литературы знакомятся с более сорока писателями, шестьюдесятью произведениями и тридцатью шестью литературоведческими понятиями. Важно осознавать, что сама программа направлена на то, чтобы избежать какого-либо дискомфорта изучения в будущем. Но все же он возникает.
Значит, сама поэтапность изучения литературы, подход педагога, выбор им форм и методов закладывает основу создавшейся ситуации. То есть, чтобы превратить школьный предмет «Литература» в единый курс, учитель должен изменить сложившийся стереотип в изучении предмета.
Общая цель изучения литературы в школе: «Приобщение учащихся к искусству слова, богатству классической и зарубежной литературы». [6]
Но когда приходит ученик 5 класса в школу, он еще активный читатель. И пусть многие указывают, что литература не является их любимым предметом, а читать не любят, потому что «скучно», на деле охотно читают предлагаемые произведения, смеются над героем гоголевского «Заколдованного места», открыто сопереживают «детям подземелья» В.Г. Короленко.
Ведь литература – наука жизни. Именно в ней заложен огромный опыт человечества. Мысли, чувства, поступки, события – все то, с чем ребенок обязательно столкнется при выходе из школы. И тем не менее, более чем прохладное отношение учащихся к изучению предмета должно вызывать настороженность и педагогов, и ученых, и в целом общественность.
- низкий читательский опыт учащихся;
- низкая мотивация чтения;
- низкий уровень читательской грамотности;
- внешняя оторванность художественного произведения (в силу небольшого жизненного опыта читателя) от реалий жизни;
- отсутствие самостоятельности суждений;
- отсутствие видимых связей предметных знаний, умений, навыков с практическим применением;
- невысокий рейтинг предмета в системе образования;
- проблемы семейного воспитания.
Все эти факторы создают основные противоречия между реальным положением дел в изучении литературы с запрашиваемым обществом результатом. Поэтому и была выдвинута гипотеза о поиске не только эффективных приемов и методов, но и общей стратегии решения имеющихся проблем. Необходимо было найти такой способ, который, не идя вразрез с общей концепцией образования, не требующий серьезных материальных затрат на исследование проблем и внедрение способов их устранения, явился бы приемлемым в сложившихся условиях. Такой формой, предполагается, должно стать изучение теории литературы, которая, образовав единое целое с изучаемым произведением, пожжет устранить самые главные противоречия и станет важнейшим инструментом влияния на развитие ученика.
Именно теория литературы призвана объединить художественное произведение с наукой, направленной на формирование полноценной личности, на развитие основных компетентностей.
В руках каждого учителя литературы лежит такой важный инструмент воздействия на развитие школьника как теория. Общие принципы и приемы изучения элементов теории литературы в школе обоснованы в фундаментальном труде академика В.В. Голубкова: «Формирование у учащихся основных понятий в области той или иной дисциплины, имеющие целью дать им систему научных знаний, составляет одну из главных задач нашей школы. Но работа по формированию понятий, так же как и все другие виды учебных занятий, должна быть поставлена в тесную связь с общими задачами…» [4] Тесное взаимодействие личных ощущений, переживаний, знаний способствует появлению грамотного читателя, для которого чтение – это не приятное времяпрепровождение, а форма самопознания, самообразования, развития. Отсутствие подобной связи может превратить изучение теории литературы в «пустой формализм» [3]
Уход от формализации изучения литературы и в частности ее теоретических понятий способствует (особенно в среднем звене) появлению читателя, который подходит к художественному произведению как исследователь. Именно ученик-исследователь способен в будущем стать тем независимым от обстоятельств и чужого мнения гражданином, о котором так много говорится на разных уровнях.
Цель и задачи проекта.
Основной целью проекта является создание условий для целостного изучения художественного произведения, основанного не столько на общем понимании и восприятии текста, сколько на его художественно-научном осмыслении, позволяющем развивать читательскую, познавательную, творческую и исследовательскую активность читателя.
Для более эффективного достижения результатов необходимо решить следующие задачи:
Определить уровень восприятия подростком художественно произведения;
Повысить мотивацию учащихся к изучению школьного курса литературы и, как итог, читательской потребности;
Развить познавательную деятельность учащихся на уроках литературы;
Изучить теорию литературы как основной инструмент, влияющий на развитие позитивных тенденций в образовании, самообразовании подростка;
Формировать прочные теоретические знания, позволяющие подростку ориентироваться в художественном пространстве произведения;
Создать необходимые условия развития читателя-исследователя, воспринимающего литературу как обязательную составляющую окружающей действительности.
Новизна проекта.
Сложившаяся ситуация в изучении литературы на среднем звене общего образования, где теория литературы выступает как обязательная, но неинтересная форма дополнения знаний, которые учащиеся открыто не понимают и редко связывают с изучением конкретного художественного произведения, привела к тому, что литература все прочнее переходит в разряд «ненужных» предметов, и в опросах учащихся занимает место рядом с музыкой и изобразительным искусством, подчас после таких предметов как физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. Объяснения учащихся просты: «А зачем нам?» Часто учителя при аргументации ответа обращаются к тому, что ученик должен знать культурное наследие своей страны. Но, как показывает практика, именно этого ответа оказывается недостаточно. Ведь почему надо знать русский язык и алгебру ученик знает прекрасно. Надо сдавать экзамен. Вот эта привязанность или оторванность к ближайшим перспективам и служит определением значимости предмета. На момент подобных вопросов-ответов ученик просто-напросто не умеет строить долгосрочных планов своего будущего, у него отсутствует возможность здраво и полномасштабно мыслить.
Изучение литературы как науки уже в 5 классе призвано стимулировать ученика, который в долгом поиске ответов на многочисленные вопросы по произведению, будет развивать в себе способности видеть не только проблему, но и способы ее решения. Знание особенностей художественных образов, образной системы в целом, проблемы произведения, конфликта и много другого подготовит учащегося связывать все это уже не только с произведением, но и с самой жизнью. Знания изобразительно-выразительных средств языка позволят учащемуся в будущем сделать свою речь яркой, выразительной, убедительной.
Изучение теории литературы на среднем звене поможет учащемуся не только при переходе к изучению историко-литературного курса в старших классах, но и создаст необходимые условия для появления ученика думающего, знающего, умеющего.
Изучение теории литературы перестанет быть обыденной формальностью, оно стане частью целого, уже не отдельного произведения, уже не только школьного предмета, а всей жизни.
Теоретическая новизна проекта заключена в том, что при учете личностных и возрастных особенностей учащихся изучение программных теоретических понятий должно быть мобильным по мере закрепление понятия, что позволит:
повысить уровень теоретической грамотности учащихся;
позволит осуществить переход к углубленному изучению предмета;
устранит формализм в изучении теоретических понятий;
создаст необходимую теоретическую базу для реализации знаний на практике.
Практическая новизна состоит в том, что, получив крепкие теоретические знания, учитывая личностно-ориентированный подход, педагог получает возможность:
координировать общую работу на уроке;
создать необходимые условия для общего развития ученика;
повысить мотивацию не только изучения предмета, но чтения вообще;
развивать творческие, познавательные способности учащихся.
Методологическая основа.
Теоретическую оснащенность и методологическую основу проекта составляют ведущие идеи и положения теории познания, которые позволяют выделить особенности и закономерности усвоения предметного материала; личностно ориентированный подход обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.
Определяя содержание научно-методической базы, стоит исходить из следующей гипотезы: изучение теории литературы в 5-8 классах на уроках по литературе будет успешным, если педагогическая технология уроков чтения и анализа произведений (цель уроков, выбор и конфигурация образовательных задач, методы, приемы, формы и средства обучения) будет обусловлена не только требованием последовательного наращивания у учащихся опыта чтения произведений, накопления знаний о произведении и умений его анализа, но и обучением на материале теоретических понятий чтению и анализу как способам читательских действий.
В теоретико-методологической основе работа опирается на исследования вопросов теории литературы в школьном изучении, отраженные в трудах В.В.Голубкова, М.А.Снежневской, В.Г.Маранцмана, О.Ю.Богдановой, Г.И.Беленького). Формирование теоретико-литературных понятий прослеживается на нескольких этапах:
Первоначальные стихийные представления;
Целенаправленное абстрагирование признаков;
Определение понятия;
Уточнение понятия, определение его характерных признаков;
включение его в систему понятий и применение к новому материалу.
Основными критериями овладения понятиями, по мнению Г.И.Беленького, является «критерий единства обобщения и конкретизации». [1]
Формирование методологической основы необходимо проводить, учитывая компетентностный подход к изучению теории литературы. Именно он предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по-иному определяется система методов обучения.
В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.
Определение ведущей технологии для достижения необходимого результата определяется в структуре технологии обучения по следующим компонентам:
диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы с одноуровневым уровнем уже имеющихся знаний и опыта;
мотивация и организация учебной деятельности учащихся. (Основная задача учителя на этом этапе – привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса);
действие средств обучения. (Этот этап и есть собственно процесс обучения, на котором происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии со средствами обучения);
контроль качества усвоения материала.
Выбор определяемой технологии руководствуется тем, что «новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону…» [5]
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ работ по теории литературы, по методике преподавания литературы, психологии и педагогике; анализ проекта Государственного стандарта и иных нормативных документов, программ, учебных пособий; проектирование методической модели, направленной на достижение результата обучения.
Этапы проекта.
За годы работы пришлось увидеть резкое снижение интереса к изучению литературы школьниками. При многообразии многочисленных внешних факторов, влияющих на интерес школьников, были выявлены и внутренние причины низкой мотивации учащихся:
- снижение техники вдумчивого чтения;
- увеличение количества произведений для изучения;
- доступность требуемой информации в «легкой» форме (интернет, телевидение);
- неумение учащимися видеть в изучаемом произведении ответы на интересующие вопросы.
Все это привело к тому, что необходимо было задуматься не только о возвращении престижа предмета, но и над тем, как при изучении школьного курса не потерять ученика-читателя и при этом воспитать ученика думающего, знающего, стремящегося к открытиям.
Поэтому на первом этапе ( 2006-2008) работы над проектом «Изучение теории литературы как основного инструмента влияния на повышение читательской компетентности и развития ученика-исследователя» была проведена диагностическая работа (Приложение 1), определены цели и задачи проекта, изучение передового опыта и методики преподавания теории литературы в среднем звене.
Второй этап (2009- 2010) связан с конкретной реализацией проекта, с формированием необходимой теоретической и практической базой, исследованием обучающихся с целью определения индивидуально-типологических особенностей.
Третий этап (2010-2011) был направлен на подведение итогов, формирование выводов, анализ достигнутых результатов и определение дальнейших перспектив.
Описание проекта.
Еще в 60 годах ХХ века академик В.В.Голубков предупреждал об угрозе формального подхода в изучении теории литературы в школе. И тем не менее, часто в погоне за выполнением программы учитель сбивается на блокирование изучаемого материала, и подчас это не только объединение тематическое, но и обобщенный подход к изучению произведения. Казалось бы, соблюдены не только все формальные требования к уроку, но и к изучению произведения. Но вот реальная действительность показывает совершенно другое. Увлечение скороизучением быстро становится самоцелью. За таким подходом теряется не только литература, не только ученик, но и сам учитель.
В арсенале учителя лежит огромная база методического и дидактического материала, призванного уйти от любой формы искусственности, «прохождения» материала.
Проект опирается на достижения современной методики и педагогики. Использование традиционной формы образования вместе с личностно-ориентированной технологией или предметно-ориентированной в тесном симбиозе при меньших материальных, физических и духовных затратах поможет решать основные задачи как для опытного учителя, так и для начинающего. Ведь основная мысль проекта – исключение формализма в изучении науки.
Ученик, прочитав произведение, волей-неволей проходит этап обсуждения, делая выводы, основанные на его личностном восприятии, житейском опыте и степени собственного развития. Неумение выделить теоретическую основу произведения приводит к тому, что само произведение воспринято поверхностно, без выдвинутых проблем и задач.
Такая практика приводит к тому, что у ученика складывается ошибочное представление о произведении и о самой литературе. При этом снижается желание читать. Читать, развивая себя. Ведь необходимая, требуемая информация не только получена, но и оценена учителем. И вдруг в старших классах ученик сталкивается с тем, что этих знаний становится явно недостаточно. Возникает конфликт ученика не только с преподавателем, сколько с изучаемым курсом.
В связи с этим необходимо разработать не только программу общих действий (рабочую программу учителя), но и конкретных задач, решаемых на отдельно взятом уроке, с использованием необходимой педагогической технологии, направленной на кратчайший путь к достижению знаний. На первом этапе подходит дифференцированный подход или диалоговая технология. Именно они помогут не только определиться с изучением и формой получения первичных знаний, но и тщательное их закрепление.
Теория литературы должна перестать быть второстепенным дополнением в изучении художественного произведения, а должна быть направлена на получение специальных предметных знаний, углубление их и, как следствие, повышение мотивации изучения литературы.
Подросток, проникая в мир литературы, должен проникаться глубинным смыслом художественного произведения, получать необходимый допинг, направленный на реализацию потребностей к познанию, творчеству, исследованию.
Теория литературы в современной школе является частью общего курса литературы. Анализ программ для средней школы позволяет выявить систему теоретико-литературных понятий (Приложение 2).
В раскрытии определенного понятия необходимо придерживаться такой последовательности:
Накопление фактов, характеристики литературных явлений.
Общее представление о признаках этого явления.
Определение понятия или установление его характерных признаков.
Закрепление существенных признаков понятия или его определения.
Применение понятия при анализе конкретного литературного явления.
Дальнейшее развитие понятия, обогащение его новыми признаками.
При этом необходимо учитывать, что большая часть понятий в старших классах получает дальнейшее развитие и углубление, а знакомство с ними происходит на среднем звене.
Учитывая психологические и возрастные особенности обучающихся учитель при изучении курса теории литературы, естественно, должен использовать дифференцированный подход, но нисколько не должен сбиваться на работу только с сильными учениками.
В.Г.Маранцман в своем учебнике по методике преподавания литературы основной акцент сдвигает на наглядность в изучении теоретических понятий, что говорит о том, что сами понятия ни в коей мере не могут быть направлены на ученика сильного.
Наглядность в изучении теории литературы особенно продуктивна на уроках литературы в 5-6 классах. Способствует этому комфортность изучения произведения как сильным учеником, так и слабым. Тем более, что необходимо учесть, что понятия «сильный» и «слабый» ученик в этот возрастной период, а особенно касательно литературы, абсолютно условны.
Работая над художественными образами русских народных сказок, ученик не только воочию представляет себе эти образы, но может их воспроизвести (например, в рисунке). И умственно, и психологически ребенок способен показать всю многогранность художественного образа, выделить место и роль героя в произведении, дать ему полную характеристику, установить тесную взаимосвязь между главным и второстепенными героями. Конечно же, большая заслуга в этом принадлежит полученному читательскому опыту, приобретение которого началось в раннем детстве. Это заметно при переходе к изучению более сложных произведений, когда именно этого самого опыта оказывается явно недостаточным. Но именно отсюда и вытекает главный вывод: у ученика изначально сформированы (пусть и на интуитивном уровне) необходимые первичные навыки, развитие которых зависит только от учителя.
Работа над изобразительно-выразительными средствами в 5-6 классах не выглядит монотонной и скучной. Ученики охотно определяют и эпитеты, и сравнения, и другие средства выразительности. Ребенок интуитивно видит те приемы, которые использует автор.
По мнению З.Я.Реза, «ребенок способен необычайно искренне и бурно воспринимать доступное ему литературное произведение, чаще всего перевоплощаясь при этом в любимых героев. Может показаться, что он начисто забыл об окружающей действительности. Но его читательские реакции отличаются от реакций на жизненные факты: это внутренние переживания и их внешнее выражение с помощью жеста, мимики, возгласа, но не действия и поступки, характерные для реального быта». [7]
Эти особенности читателя-ребенка необходимо учитывать, знакомы его с литературой, надо бережно сохранять и поддерживать искренность читательских переживаний ученика, постепенно внося в его сознание понятия о литературном произведении как творении писателя, как искусстве, создаваемом по особым законам.
Целостное восприятие художественного произведения позволяет ученику связать изучаемые понятия с теми реалиями, которые его окружают. Уже не прочтение, а исследование художественного произведения развивает в нем тягу к знаниям, к реализации собственных способностей через искусство и собственное творчество.
Подобная практика целостного восприятия произведения позволяет уже к 7 классу сформировать у учащихся прочные теоретические знания и успешно решать более сложные задачи. Так при изучении произведения М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» учащиеся легко устанавливают взаимосвязь героев, особенности авторского влияния на раскрытие героев. Композиция художественного произведения перестает быть просто построением произведения, а является приемом раскрытия идейно-тематического содержания. Легко определяя проблемы, поднимаемые автором, ученики уже не интуитивно, а осознанно определяют конфликт, являющийся основополагающим в произведении.
И все же среди методистов-словесников нет единого мнения о системе, объеме и последовательности изучения вопросов теории литературы в школе, а особенно в среднем звене.
Сформулируем ряд положений по данной проблеме. Прежде всего, это проблема взаимоотношения науки и искусства имеет на протяжении столетия две крайние точки зрения.
Философом В.П.Ивановым она решается через анализ существа художественной формы деятельности. Академик В.В.Голубков обозначил пути слияния этих единичных представлений, что дает обобщенное представление.
Тем не менее, выбранная форма изучения материала должна быть направлена на решение частных и обобщенных задач. Умение ученика не только знать теоретические понятия, но и видеть их в конкретном произведении в итоге позволит обучающемуся сгладить границы между произведением и реальной жизнью.
Теория литературы, изучаемая в комплексе основных знаний, становится важным фактором в развитии ребенка.
По мнению О.Ю.Богдановой, теория литературы как важный инструмент влияния на познание ученика стремительно развивает его уже не столько как читателя какого-либо художественного произведения, а человека, познающего все многообразие жизни.
«На каждой новой ступени обобщения необходимо сохранить знание предыдущей и научить школьников обратному движению от уровней понятийных к проникновению в конкретную ткань произведения. Каждый уровень понятийного обобщения должен быть соотнесен с определенным уровнем образного обобщения.
Поэтому важно подвести школьников к овладению общей концепцией изучения литературных произведений, выяснив слабые звенья ученического восприятия, учесть познавательные возможности учащихся. В противном случае деятельность школьников будет лишена внутреннего смысла и живого интереса. Решая ряд взаимосвязанных задач, преподаватель учитывает необходимость развития образного восприятия и аналитического мышления, эмоциональной восприимчивости и навыков самостоятельности…» [2]
Переход от конкретного образа к понятиям различного уровня и от них вновь к художественной реальности произведения поможет научить учеников владению понятиями как инструментом познания литературных фактов и решить на деле проблему системности и концептуальности познания литературных фактов и решить на деле проблему системности и концептуальности школьного изучения литературы. Процесс овладения понятиями предполагает взаимодействие и образного, логического, обобщенного конкретно-действенного и эмоционального компонентов мышления. Положение о значении мысленного обобщения (в применении к литературе – и логического, и образного) снимает мыслимое противоречие между целенаправленной работой над теоретико-литературными понятиями, которую нередко считают излишним «теоретизированием», и развитием эмоционального эстетического отношения к тексту, чувства слова. Исходя из данных психологических исследований, можно считать это противоречие мнимым, ибо без повышения теоретической образованности трудно решать задачи эстетического и эмоционального воздействия литературы на школьников, обогатить приемы работы над текстом.
Подросток, вооруженный необходимой теоретической базой, подходит к познанию произведения уже не интуитивно, а вполне осознанно, что позволяет моделировать и дальнейший процесс. Самостоятельность суждения, выработанная при общении с наукой, является залогом полноценного развития не только на отдельном уроке, а в системе общего обучения.
Подобная форма целостного изучения литературы позволяет учащимся комфортно чувствовать себя при изучении любого произведения, стимулирует учащихся к поиску нового материала. Так, например, при изучении произведений И.С.Тургенева ученику среднего звена явно недостаточно знаний истории, и подросток для получения большей информации вынужден получать ее самостоятельно.
Самостоятельность получения знаний является одной из приоритетных задач данного проекта. Знания, полученные самим ребенком, наиболее прочны. Но и, кроме того, именно подобная форма учит ребенка работать с дополнительной литературой.
Конечно же, на первом этапе изучения теории литературы в 5-6 классах необходимо проводить диагностику уровня усвоения знаний. Ведение таблицы учета (Приложение 3) позволит учителю наблюдать определенную динамику роста знаний. Тесты по определению теоретических понятий позволяют определить степень запоминаемости первичной информации. Но, как говорилось выше, этого явно недостаточно. Необходимо предлагать учащимся однотипные произведения для определения практической направленности усвоенных знаний. Бесспорно, это работа трудоемкая и объемная, но в арсенале учащихся уже имеются произведения, принадлежащие перу изучаемого автора. При подобном подходе исчезает формализм преемственности начальной школы и среднего звена. Теперь ученик уже на практике убеждается в необходимости «старых» знаний.
Вовлечение учащихся среднего звена в проектно-исследовательскую деятельность способствует не только повышению мотивации чтения, не только к самостоятельности изучения основного и сопутствующего материала, но и развитию творческих способностей.
Ученик-исследователь направляет свою деятельность на изучение литературы, прежде всего, как на необходимую возможность самореализации. Так учениками 5б класса была создана инициативная творческая группа по изучению возможностей повышения читательской мотивации. Применяя полученные знания на практике, учащиеся провели анализ не только популярной в подростковой среде литературы, но и изучили факторы, влияющие на эту популярность. В итоге через два года ими был создан исследовательский проект, занявший второе место на районной научно-практической конференции «Шаг в будущее».
Психологическая целесообразность данного проекта заключена в том, что важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся. С урока напрочь уходит то, что вызывало настороженность, ощущение своей безграмотности. Именно теория литературы стала ключиком, открывающим разнообразные способности ученика. Дети, относящиеся к разным уровням возможностей усвоения материала, теперь наглядно могут оценить степень своей адекватности и умственных способностей. То, что ребенком, воспринималось по принципу необходимости заучивания «скучных» правил, нашло свое отражение в реальном применении не только на уроках литературы, не только при изучении теории каких-либо других предметов, но и самой жизни.
Конечно, степень определения сложности и дозирования материала должна исходить из принципа психолого-возрастных особенностей, но именно в подростковом возрасте наблюдается особенно успешное усвоение базы знаний.
Социальная направленность проекта обусловлена скорейшей социализацией подростков в обществе. Как уже отмечалось выше, часто подросток не видит тесной связи себя с социумом, изучаемые произведения с окружающей действительностью. Но создание ситуации успеха, развитие стремления познать себя, общественные процессы позволяют своевременно вносить необходимые коррективы не только в процесс образования, но и в процесс воспитания, особое внимание уделяя адаптированности ребенка во внешней среде.
Ресурсы.
Для достижения результатов проекта необходимо решить вопросы ресурсного обеспечения. Необходимо учитывать, что новизна проекта не в самой методике, а в способах достижения целей. Так или иначе, педагогический коллектив владеет необходимым багажом знаний, требуется лишь целенаправленная корректировка этих знаний и конкретная направленность. Создание инициативных творческих групп на базе школы, района позволят скоординировать общую работу педагогов, повысить эффективность уроков. Современное материально-техническое обеспечение школ позволит повысить мастерство педагогов, разнообразить формы и методы изучения предмета.
Целевая аудитория.
Проект направлен на работу с учащимися второй ступени обучения. Учет психолого-физиологических особенностей детей позволит учителю своевременно реагировать на малейшие изменения в обучении. Углубление в понятийный аппарат помогает подросткам исключить нежелание изучения и познания, что достигается развитием познавательной деятельности, творческих способностей ребенка. Сам проект, опираясь на дифференцированный подход в изучении материала, исключает направленность работы исключительно на слабого или сильного ученика. Стремление к повышению уровня знаний не только на разных уровнях развития ребенка, но и как итоговая цель всей работы, отражает необходимые требования современного государственного образовательного стандарта. Создание психологически комфортной ситуации позволит использовать теорию литературы как важнейший инструмент в достижении поставленных целей, определяемых уже не только и не столько образовательным стандартом, но и велением времени.
План реализации проекта.
Дата |
Мероприятие |
Цель |
Ожидаемый результат |
1 этап (подготовительный этап) |
|||
май |
Создание инициативной группы. |
Создание рабочей группы для реализации проекта. |
Появление рабочей группы для реализации проекта. |
Июнь-август |
Ознакомление с материалом проекта участниками рабочей группы. |
Ознакомление с материалами проекта, определение собственного видения на проблему, разработка каждым собственных форм и методов реализации проекта. |
Выработка необходимых положений, замечаний для общей коррекции работы. |
сентябрь |
Семинар по проекту. |
Разъяснение необходимых требований, условий, целей и задач; детальное ознакомление с проектом. |
Составление плана работы инициативной рабочей группы, определение основного направления работы. |
В течение года |
Прохождение педагогами курсов повышения квалификации по теории литературы, литературоведению, современным образовательным технологиям, методике преподавания. |
Повышение уровня квалификации. |
Наработка необходимой теоретической базы для реализации проекта. |
2 этап (работа по реализации) |
|||
сентябрь |
Необходимая корректировка программного материала |
Обеспечение условий вариативности обучения, определение наиболее эффективных форм и методов достижения результата. |
Корректировка базового материала, определение эффективных форм и методов; начало работы над проектом. |
октябрь |
Проведение мониторинга знаний контрольных классов; определение критериев и способов отслеживания результативности. |
Разработка диагностического аппарата и критериев отслеживания уровня знаний, умений, навыков учащихся. |
Определение первичных знаний учащихся, прогнозирование дальнейших действий и форм коррекции знаний. |
В течение года |
Создание дидактической базы. |
Создание необходимого рабочего материала (заданий, тестов, рабочего материала, словарей, рабочих тетрадей). |
Появление дидактического материла, направленного на решение задач проекта. |
апрель |
Обработка первичных, промежуточных и итоговых показателей. |
Диагностика и анализ результатов, определение причин удач и просчетов. |
Появление возможности тщательно проанализировать результаты работа коллектива. |
май |
Круглый стол по обсуждению особенностей работы по проекту, корректировка работы на будущий год. |
Передача опыта работы, определение сильных и слабых сторон проекта, корректировка работы группы на следующий год. |
Прогнозируемость дальнейшего результата работы группы, расширение состава участников, переход проекта на изучение других предметов. |
Ожидаемые результаты и социальный эффект.
Работа над комплексным изучением художественного произведения с использованием такого важного инструмента воздействия на познавательную активность учащихся как теория позволяет повысить качественный уровень знаний. При подобной системе работы, когда для ученика создаются все условия для совершенствования и развития, изначально создается ситуация успеха, многие отвлеченные понятия напрямую связываются школьниками с результатом их трудов. Отсюда и высокий процент сдающих литературу как предмет, определяемый выбором ученика в 9 классе и качественно высокий уровень показанных на экзамене знаний (до 90%). Целенаправленная работа по изучению теории литературы как важного инструмента формирования основных компетентностей выпускника позволяет:
- повысить качественный уровень знаний по предмету;
- исключает монотонность в изучении основ теории литературы;
- позволяет ученику работать с произведением не на общем восприятии, а на осмысленном уровне;
- повышает мотивацию чтения, при котором ученик не выполняет необходимую обязанность, а целенаправленно ищет ответы на интересующие его вопросы;
- воспитывает любовь к художественному миру литературы и национальному наследию;
- учит учащихся получать знания самостоятельно;
- развивает познавательные, творческие, исследовательские возможности ученика.
Но стоит признать, что достижение подобного результата обеспечивает и обычная работа учителя-предметника, заинтересованного своей работой и любящего свой предмет. Поэтому конечным результатом проекта стоит считать:
- углубление изучения курса литературы уже в среднем звене;
- формирование у учащихся стойких навыков получения необходимой информации и исследование ее;
- развитие самостоятельной в суждениях и поступках личности, умеющей конструктивно подходить к решению общественных, гражданских, политических проблем времени;
- развитие ученика в рамках требования современного Федерального государственного общеобразовательного стандарта к «портрету выпускника»;
- полная социализация ученика и адаптированность его к современным условиям.
Диагностика знаний учащихся 8 классов, активных участников проекта, говорит о заметной динамике роста знаний, умений, навыков (Приложение 4).
Кроме того, успешное выступление участников эксперимента на различных предметных олимпиадах, конкурсах, викторинах говорит о важности и своевременности проекта.
Разработка программы элективного курса для учащихся среднего звена по изучению теории литературы будет способствовать развитию проекта.
Перспективы дальнейшего развития.
Стоит отметить, что в экспериментальных классах литература перестала быть ненужным довеском к «главным» предметам.
Уже в 8 классе учащиеся отмечают важность изучения литературы для собственного многостороннего развития. Достигнутые результаты позволяют прогнозировать дальнейшую работу уже на старшем звене, где теория литературы является основополагающим фактором в изучении художественного произведения. Это естественным образом приведет к расширению контингента участников проекта.
Возможность распространения педагогического опыта на школьном и районном семинарах учителей-словесников по проблемам современного образования привлечет соратников и даст возможность создать инициативно-творческие группы, которые начнут работу не только по внедрению проекта, но и по созданию необходимой теоретической, методической и дидактической базы.
Литература.
1. Беленький Г.И., Теория литературы в школе.// Современные проблемы методики преподавания литературы., Роткович Я.А. – Куйбышев, 1974, - стр.46
2. Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. Методика преподавания литературы. Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям, - М., «Академия», 2002
3. Богданова О.Ю., Маранцман В.Г., Методика преподавания литературы: Учебник для пед.вузов. - Ч. 2. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. стр.149
4. Голубков В.В., Методика преподавания литературы, - М., 1962, стр. 202-203
5. Горбич О.И., Материала курса «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе»: лекция 1-4, - М., Педагогический университет «Первое сентября», 2009, - стр. 8
6. Коровиной В.Я., Литература. Программа общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2009, - стр.3
7. Рез З. Я. Методика преподавания литературы: учеб. для студентов пед. ин-тов / – М., 1985. – стр. 100)
8. Федеральный государственный образовательный стандарт, 2010
Приложение 1
Знаете ли вы поэта, писателя? (50%)
Знаете ли вы его произведения? (40%)
Знаете ли вы теоретические понятия? (10%)
Приложение 2
Изучение теоретических понятий в среднем звене.
|
V класс |
VI класс |
VII класс |
VIII класс |
Литература как вид искусства и как учебный предмет. Произведение и писатель |
Начальные сведения о литературном герое, теме, идее произведения. Устное народное творчество и литература |
Значение художественной литературы в жизни человека. Выражение позиции автора, развитие понятия об идее, о литературном герое |
Человек как главный предмет изображения в художественном произведении, начальные понятия о литературном герое. Взаимосвязь характеров и обстоятельств |
Художественная литература и действительность, образное отражение в художественной литературе и жизни.Жизненная правда и художественный вымысел в литературе. Образ — характер в литературе |
Композиция |
Повествование. Начальное понятие о сюжете и конфликте в эпическом произведении, портрете, построении произведения |
Начальное понятие о композиции. Развитие понятия о портрете литературного героя, пейзаж |
Развитие понятия о пейзаже, сюжете, композиции, виды описания. Роль рассказчика в повествовании |
Развитие понятия о сюжете и композиции, антитеза как способ построения произведения |
Роды и жанры |
Понятие о видах устного народного творчества. Пословица, поговорка, загадка, сказка, былина. Сказка литературная. Басня, рассказ как эпический жанр. |
Былины как один из видов устного народного творчества. Повесть. Древнерусская летопись. Понятие о балладе. |
Понятие о поэме, о лирике, начальное понятие о сатире. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Народная драма. Комедия |
Развитие понятия об основных родах художественной литературы. Традиции устного народного творчества в литературе |
Язык и средства художественной выразительности |
Слово в художественном контексте. Поэтическая и стихотворная речь, рифма, сравнение, эпитет, олицетворение. Аллегория. Иносказание |
Гипербола, постоянный эпитет, метафора, развитие понятия об олицетворении. Интерьер и его роль. Портрет и пейзаж. Внутренний монолог |
Развитие понятия о метафоре. Значение художественной детали. Гротеск. Юмор и сатира как средство выражения авторской позиции |
Понятие о языке художественной литературы. Эпиграфы. Афоризмы. Начальное понятие о символе |
Стихосложение |
Различие прозаической и стихотворной речи |
Размеры стиха. Былинный стих |
Развитие понятия о рифме и строфе, понятие об основах стихосложения |
Развитие понятия о двух- и трехсложных стихотворных размерах |
Приложение 3
Диагностика усвоения литературных понятий учащимися 5б класса.
№ |
ФИ
|
Сказка |
Виды сказок |
Постоянные эпитеты |
Сравнение |
Жанры литературы |
Басня |
Стихотворная и прозаическая речь |
Ритм и рифма |
Эпитет |
Метафора |
Портрет |
Пейзаж |
Литературный герой |
Композиция |
1. |
Галеева Аделина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2. |
Гахраманова Саида |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
3. |
Дмитришина Аня |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
4. |
Дюсенбекова Алина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
5. |
Закиева Рита |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6. |
Иванюк Тая |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7. |
Казанцев Илья |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
8. |
Карпенко Вероника |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9. |
Колбин Денис |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
10. |
Кудряшов Костя |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
11. |
Лупу Виолетта |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
12. |
Малов Никита |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
13. |
Овчинников Саша |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
14. |
Пивкина Ирина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
15. |
Рекало Карина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
16. |
Рязапова Камилла |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
17. |
Самойленко Аня |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
18. |
Самойленко Кирилл |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
19. |
Стоцкий Дима |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
20. |
Фалимонова Юля |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
21. |
Хамматова Айгуль |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Приложение 4
Результаты обучения по литературы учащихся 8б (экспериментального) класса.
-
8б
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
обученность
качество
обученность
качество
обученность
качество
обученность
качество
обученность
качество
100%
65%
100%
75%
100%
80%
100%
80%
100%
85%
Результативность участия учащихся экспериментально класса в олимпиадах, конкурсах, викторинах.
-
Всероссийская олимпиада школьников (литература, муниципальный этап)
Олимпиада УрФО по основам наук
Районный конкурс «Письмо водителю»
Викторина по литературе, посвященная истории мировых религий (православие)
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» (муниципальный уровень)
7 класс: Самойленко А., 2 место.
8 класс: Пивкина И., 1 место.
Участники 1-2 тура высшей лиги (2011-2012 уч.г)
6 класс: Пивкина И., 1 место
12 участников, набравших более 50 баллов
7 класс: Лупу В., 2 место
На странице приведен фрагмент.
Автор: Безруков Дмитрий Николаевич
→ bdn 21.02.2012 0 2224 465 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.