Статья на тему "КамАЗ и Набережные Челны в творчестве Михаила Гоголева".


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»













КамАЗ и Набережные Челны

в творчестве М.Н.Гоголева.




Работа написана

учителем русского

языка и литературы

Наврузовой И.Н.











Набережные Челны

2010

КамАЗ и Набережные Челны – два наименования, вспыхивающие в памяти людей одновременно. В самих звуках этих имен – плодородные земли, богатейшие недра,просторы и, конечно, могучая Кама.

Евгений Кувайцев, приехавший на строительство КамАЗа и Набережных Челнов в 1971 году, писал:

Эгей!

Комсомольцы,

молодо – зелено!

Вам

эта стройка доверена.

Самая крупная,

самая важная!

Вперед,

неотступная,

братва отважная!

Гудеть

КамАЗу!

Городу –

быть!

Давайте разом

мечту творить!

А мечта действительно прекрасна: построить заводы, лучшие в мире, создать одновременно красавец город. В котором бы жилось радостно, удобно, счастливо.

Это событие вошло на страницы не только истории, но и литературы , да и сам город породил плеяду великолепных поэтов и писателей: Инну Лимонову, Николая Алешкова, Нину Грязнову, Мансура Сафина. Достойное место среди них принадлежит Михаилу Николаевичу Гоголеву.

Уроженец села Ижевки Елабужского района, закончивший химико-технологический институт в Казани (1973 – 1976г.), он приехал в Набережные Челны в 1983 году. И с тех пор завод, город и люди, населяющие его, стали неотъемлемой частью жизни и творчества писателя.

Как и его друзья по литературному объединению «Орфей», поехавшие когда-то по велению сердца на стройку века, отправляется в Набережные Челны и герой рассказа Гоголева «Стрела в вечность» Мансур, рано начавший размышлять о смысле жизни , «думать: как надо жить, чтобы каждый день встречать, словно праздник…»

Прогуливаясь по улицам своего города и наблюдая неприглядные стороны жизни, в частности «мужиков и баб с пустыми и бессмысленными, словно пуговки, глазами», толпившихся у винного магазина, он думал о строящемся заводе и городе, который снился Мансуру и «казался похожим на описанный Грином город Зурбаган, куда ехали за надеждой обиженные судьбой люди!»

На строительство в день иногда прибывало по несколько сот человек, отозвавшихся на голос времени , на зов мечты. «…интересных людей в Набережных Челнах оказалось много. Ведь на стройку ехали не только за длинным рублем». Самое главное, чтобы у человека была «тяга к новому, необычному и желание почувствовать себя в жизни не пустым местом». А уж этого-то у Мансура хватало. Да и все они торопились жить, торопились оставить свой след на земле.

Мансур познакомился с теми, кто прочитал объявление в местной газете о первом занятии литературного объединения и , не считаясь с дождливой погодой, пришел на огонек. Они совершенно серьезно полагали, что без стихов и песен КамАЗ не построить. И даже когда с конвейера завода сошел первый автомобиль и первая колонна из десяти автофургонов своим ходом пошла в Москву, они считали, что главное еще не достигнуто: «Надо сделать, чтобы в городе жили духовно богатые люди. В этом смысле сколько еще работы».

Это герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. И все оказывается очень просто: «…человеку в жизни надо посадить дерево, построить дом и воспитать сына! И тогда ты с гордостью можешь сказать: «Вот. Уже что-то сделал на этой земле!»

Гоголев избегает натужного оптимизма и не завершает произведение счастливым концом. Мансур умирает, а в послесловии мы узнаем далеко не лицеприятные сведения, которые как бы оставляют финал открытым и позволяют заглянуть нам в будущее и завода-батыра, и белого города-красавца, и людей, его населяющих.

Что же стало с Зурбаганом? Что стало с теми романтиками, ехавшими за мечтой?

Чтобы понять это, мы должны заглянуть на страницы других произведений М.Н.Гоголева: «Бизнесменша», «Пожар на заказ», «Было, было», «Ясень на семи ветрах». И перед нами встает далекая от мечты и романтики картина.

Вот молодой художник Сеня из рассказа «Было, было» долго не решается подписаться под письмом, направленным против переименования города Набережные челны в Брежнев, думая о том, что его могут передвинуть в конец очереди на добротную квартиру, что, числясь слесарем-ремонтником на КамАЗе, он работает художником-оформителем и у него могут отнять кисти и заставить чинить унитазы. И не уйдет ли от него жена, узнав, кто виновен во всех бедах. С каким облегчением в душе, узнав, что акция не удалась, он говорит журналистке Свете: «Жизнь все поставит на свои места!» Да, жизнь все поставила на свои места: городу вернули его поэтическое название. Но автор с возмущением спрашивает: откуда у нас всеобщее попустительство, «наш всеобщий одобрям-с», откуда равнодушие к судьбе города, черствость…

Вот Света из рассказа «Бизнесменша», работающая на низкооплачиваемой должности в гостинице, полная желания жить не хуже, а лучше других в лихие 90-е годы, начинает заниматься нелегальным бизнесом, предлагая приехавшим в город покупателям нужные запчасти по цене дешевле заводской, прекрасно зная, что эти коленвалы и коробки передач ворованные. И уже мало ей 30% прибыли, она хочет получать все сто. Как велик соблазн быстрого обогащения, соблазн, который ведет к полнейшему разрушению личности, продаже дружбы, любви, совести, потере жизни…

Он приводит в «тесную комнатку с низким потолком, так что некуда двинуться, некуда толкнуться, чтобы вновь и вновь не ткнуться головой в стену и больно удариться…» И не остается ничего, кроме крепкого капронового бельевого шнура…

Вот Марсель, бывший мастер на КамАЗе, а теперь успешный бизнесмен, торгующий запчастями завода, из рассказа «Пожар на заказ», всеми правдами, а чаще неправдами пробивающийся к богатству. Ради получения быстрой прибыли он покупает на крупную сумму денег, взятых в кредит в банке, большую партию товара. Но ожидаемого повышения цен не происходит. И Марсель, дабы расплатиться с долгами, пошел на преступление: на его совести гибель завода. Завода, на котором работал всю жизнь его отец и тысячи горожан, которые теперь по его милости остались без работы и значит без средств к существованию. Основой его жизнедеятельности является личный успех. Какое ему дело «до радостей и бедствий человеческих», до смерти отца. Этот хищник уже радостно подсчитывает будущий навар со сгоревшего завода.

И этот пожар освещает страшные пороки времени, становясь «пугающим символом» конца хх века, обнажая разлад жизни на заводе и в городе. На глазах автора совершается «великий перелом», принесший с собой неисчислимые бедствия, приведший к нравственным потерям.

С болью и горечью Гоголев пишет о судьбе КамАЗа. Нет больше гордого скакуна-аргамака. Вместо него забитые склады продукции (ее выпускали еще в прежних советских объемах, а потребности упали), которую с выгодой для себя продают начальники коммерческих отделов, вывозят целыми грузовиками какие-то сомнительные личности, у которых подкуплены все: и начальство, и охрана, и милиция; продают люди, толпящиеся у проходной и предлагающие ворованный товар по более низкой цене. При этом через проходную завода можно было пройти беспрепятственно даже бывшему работнику. И как закономерный итог этой бесхозяйственности, халатности, беспечности – пожар, который не смогли потушить, хотя на заводе была лучшая в стране пожарная система безопасности.

Но для эффективной борьбы с пожаром необходимы усилия многих людей, это бедствие, борьба с которым не терпит отлагательств и тушить пламя нужно «всем миром». Но готово ли общество тушить этот пожар, зарево которого осветило и все темные уголки жизни города?

Так же, как и М.Н.Гоголев, Саша, герой повести «Ясень на семи ветрах», размышляет о жизни современного города.

Прямая публицистичность изначально свойственна этому произведению. Но не только в прямом обличении бездуховности современного общества, конкретных виновников зла смысл повести. Натура честная, взыскующая, Саша пытается докопаться до истоков негативных явлений.

Жизненный идеал героя повести – это активная совесть человека, неравнодушие и бескорыстие. Преодолев физические и особенно моральные последствия тяжелой травмы, Саша активно включается в жизнь «Ясеня на семи ветрах», но с горечью видит вокруг себя разруху и материальную, и нравственную.

Те, кто призван защищать невиновных, устанавливать справедливость, поддерживать законность, сами превратились в преступников. Они не только закрывают глаза на спекуляцию, воровство, рэкет за определенную плату в виде денег («Милиция ведь тоже кушать хочет») и автомобилей («…на них можно воздействовать. Предложи им новые «Жигули»…у них же зарплаты не ахти какие…»), но и ходят в друзьях у преступников, не боясь даже на служебных машинах приезжать к должникам для «выколачивания» денег. Писатель не боится говорить правду во весь голос о том, что коррумпированы все структуры правоохранительных органов, разговор уже идет об организованной преступности. Дела о кражах редко доходят до судов (для этого существует много методов запугивания несчастных очевидцев и истцов). Но если и доходят, то даже судьи, а не только продажные адвокаты, «выгораживают» обвиняемых и «топят» свидетелей.

«Все кругом повязаны, все продажно!» - говорит Доля, героиня повести. И нельзя с ней не согласиться.

Автора беспокоит разгул преступности: в городе растет число краж, все более изобретательными становятся мошенники, пытаясь добывать деньги нечестным путем.

Но даже лично сталкиваясь с обманом. Теряя деньги и товары, Саша не разочаровывается в людях, верит, что не все так плохо и не все так плохи. Могут же люди оказаться в сложной ситуации. И он дает в долг, и не требует срочного возврата денег, и не «отсуживает квартиры, чтобы страдали ни в чем не повинные жены и дети».

Ужас окружающего негармонического мира виден не только в жизни взрослых; но, колесом вторгаясь в мир детства, разрушает и его. Открыто, без прикрас, подчас срываясь на повышенные тона, говорит автор устами героя Саши о росте детской преступности, о вовлечении ребят в организованную преступность, о физической расправе над теми, кто не соглашается идти на поводу у бандитов и не хочет платить дань взамен на спокойную жизнь.

Этот спрут вымогательства все больше и больше окутывает школы. И мало уже просто пожурить за содеянное, дожидаясь определенного возраста, чтобы привлечь к уголовной ответственности. Мало уже вовлекать в кружки и факультативные занятия.

Неравнодушное к человеческому горю сердце автора позволяет ему не только констатировать беспощадную правду, но и искать пути выхода из создавшегося положения: в простаиваемых сейчас лагерях и базах отдыха создать хотя бы один экспериментальный лагерь для трудных детей, что-то подобное суворовскому училищу, чтобы показать этому еще не смышленому человечку другую жизнь: жизнь без пьянок, драк, голода, наркотиков.

Во многом причину духовного одичания людей Саша видит в изменении интересов нового поколения: люди становятся практичнее, меркантильнее, все реже берут в руки книгу. Ее им заменяют «чековые книжки» и гламурные журналы, низкопробные телевизионные шоу и слезливые латиноамериканские мелодрамы.

Показывая далеко не радужные картины современной действительности с ее бездушием, черствостью, узостью интересов, эгоизмом, с сожалением рассказывая о нравственном разрушении города-мечты, города-весны, автор называет тех, кто, по его мнению, виноват во всех этих бедах, которые еще вчера искоренить считалось чуть ли не утопией.

А все началось с распада великой страны. «Рыба гниет с головы»,- говорит народная мудрость. Так и в повести лестница виновных начинается сверху. Это и «весьма ограниченный президент», тратящий последние силы на удержание власти в руках; и чиновники, растащившие и распродавшие почти все государственное имущество; и депутаты, в борьбе за кресло готовые обливать грязью друг друга в прямом и переносном смысле слова. «Народ же предоставлен сам себе. Как может, так и выживает».

Публицистичность повести проглядывает и сквозь рассказ о судьбе героя. И уже мы слышим не Александра, а самого М.Н.Гоголева, человека принципов, человека убеждений. Быть верным самому себе – это его природа, его естество. Он не может лгать ни в большом, ни в малом. Его стремление к правде, к честности перерастает в нечто большее – в общественную, в гражданскую принципиальность: «Теперь можно было говорить и писать. Что угодно и про кого угодно, но никто уже тебя не слышал, ибо твое пищание было тоньше комариного. И все твои призывы к справедливости и порядку тонули в кабинетах чиновников, как в болоте. Был странный круговорот. Когда милиция ловила, суды отпускали, или миловал президент, а бандиты вновь шли убивать, грабить, резать…»

Активная жизненная позиция автора проявляется не только в обвинении и отражении всего беспросветного из минувшей жизни. Он не созерцатель, он советчик и работник. Он осуждает совершенно здоровых людей за их лень, потребительское отношение к жизни, постоянное сетование над трудностями судьбы, за ожидание того, что благополучие придет само по себе, без приложения усилий с их стороны, и призывает «идти и работать, фермерствовать, разводить в прудах карасей, создавать столярные мастерские». «Не можете – научитесь сами и научите своих детей ремеслам и уважительному отношению к труду!»- призывает и автор, и его герой, называя труд одним из источников выхода из создавшегося положения . Труд как создание нового, а не перепродажа старого (как это было все последнее время).

И все-таки в «темном царстве» города писатель намечает для своего героя путеводный «луч света», который состоит из многих направляющих. Это и добросовестный труд не только для заработка, но и для души - литературное творчество. Это и издательское дело: публикация и своих сборников, и сборников талантливых детей города. Это и семья: жена, верный спутник и помощник, бывший рядом во все минуты жизни, и еще не родившийся, но уже так много значивший ребенок. Это и дом. Но не городская квартира, в окружении тысяч таких же маленьких клетушек, а дом в деревне, там, где он родился и вырос.

Вот те основы, на которых держится честная жизнь, те силы, что помогают человеку: «…дом с семьей, работа, люди, с кем править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом». Что же еще нужно для человеческого счастья? Но… «Я их в покое не оставлю!.. Бюрократов, которые нам жить хорошо не дают…»- слышим мы в конце повести слова главного героя. И это его нравственный выбор: не жить благополучно за высоким забором, а взяться за трудную и опасную для собственного покоя работу : бороться со злом . Этот же выбор был сделан писателем Гоголевым, который продолжает нести свое честное и горькое слово правды нам, читателям, будя и волнуя, тревожа и заставляя верить в лучшее.






























Список используемой литературы



  1. Алешков, Н. П.Энциклопедия города Набережные Челны. / Н. П. Алешков,

М. Ш. Бибишев. – Казань. : Иделpress, 2007.


  1. Шестенников, Л. Цвет Челнов. / Л. Шестенников. – М. : Молодая гвардия, 1976.

  1. Балашов, Э. В. Камаз-25. / Э. В. Балашов, Н. Н.Скворцова. – М., 1994.

  1. Видрашку, Ф. Лебеди над Челнами. / Ф. Видрашку, А. Метс, А. Василевский. – М. : Известия, 1981.


  1. Роговер, Е. С. Русская литература ХХ века. / Е. С. Роговер. – Санкт-Петербург : Паритет,1999.


  1. Кузнецов, Ф. Беседы о литературе. / Ф. Кузнецов. – М. : Детская литература, 1977.


  1. Гоголев, М. Жажда счастья. Повести и рассказы. / М.Гоголев. Набережные Челны : Жажда счастья, 2009.


  1. Гоголев, М. На мели. М. Гоголев. – Набережные Челны : Коррида, 2004.


9. Гоголев М. О судьбе и творчестве. / М. Гоголев. – Набережные Челны, 2006.


10. Гоголев, М. Повесть, рассказы. Собрание сочинений. Т.2 / М. Гоголев.

Набережные Челны : Коррида, 2002.


11. Гоголев. М. Убить депутата. / М. Гоголев. – Набережные Челны, 2009.








Полный текст материала Статья на тему "КамАЗ и Набережные Челны в творчестве Михаила Гоголева". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Наврузова Ирина Наврузовна  IrinaNavruzova
21.03.2012 0 3782 391

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК