Статья "Развития творческих способностей учащихся на уроке литературы.
Использование творческих заданий как средство решения проблемы развития творческих способностей учащихся на уроке литературы.
В решении проблемы развития творческих способностей учащихся, мне помогает работа по учебно-методическому комплексу под редакцией А.Г. Кутузова. В её основе – концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Эта программа помогает мне в решении заявленной педагогической проблемы. Составители предлагают систему коммуникативных творческих работ, обозначенных как «Проба пера», «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Итоговая конференция». Обязательным этапом работы по программе Кутузова, предполагающим развитие творческих способностей учащихся, является выполнение творческих заданий. Они «строятся на междисциплинарной, интегративной основе и способствуют развитию психических свойств личности, лежащей в основе развития творческих способностей – памяти, внимания, мышления, воображения»
В.А. Сухомлинский писал: « Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, музыки, фантазии, творчества». Поэтому с 5 класса начинаем выполнять творческие задания в рубрике «Проба пера». Ребята пробуют свои силы в сочинении сказки, в которой они становятся носителями добра, выступают против зла и несправедливости. Постигнув азы творческого поиска, они в состоянии ответить на вопрос: «Как ты относишься к героям своей сказки? Почему победили добрые герои?» Интересно проходит урок-игра с использованием «Карт Проппа». Объясняю детям, что Владимир Яковлевич Пропп, советский литературовед, известный фольклорист, исследуя сюжетно-композиционную структуры волшебной сказки, выделил ее основные элементы:
1. Предписание или запрет.
2. Нарушение.
3. Вредительство или недостаток.
4. Отъезд героя.
5. Задача.
6. Встреча с дарителем.
7. Волшебные дары.
8. Появление героя.
9. Сверхъестественное свойство противника.
10. Борьба.
11. Победа.
12. Возвращение.
13. Прибытие домой.
14. Ложный герой.
15. Трудное испытание.
16. Беда ликвидируется.
17. Узнавание противника.
18. Ложный герой изобличается.
19. Наказание противника.
20. Свадьба.
С картами Проппа можно работать несколькими способами: 1.Последовательное соединение ходов. Карточки раздаются учащимся, и они придумывают свой сюжет, героев.
2.Использование части карточек по выбору учащихся и создание своего способа соединения ходов.
3.Параллельное развитие нескольких сюжетов по одним и тем же ходам.
Применяя карты Проппа, учащиеся создают свою сказку. Я ставлю перед ними задачу: использовать основные законы волшебной сказки и её жанровые особенности. (Соблюдение закона борьбы добра и зла, наличие зачина, концовки, присказок, присловий, постоянных эпитетов, магических чисел, волшебных событий и предметов). В результате такой работы получается единая сказка со своей идеей и композицией.
Я заметила, что детей особенно привлекаю такие творческие задания, когда им предлагается написать эпилог к тексту художественного произведения, в котором они домысливают судьбу любимых героев. Такие работы отражают их собственные жизненные позиции. Так, например, ребята писали эпилог к роману А.С. Пушкина «Дубровский» («10 лет спустя»), или по произведению И.С. Тургенева «Ася» («Письмо господина Н.Н)
В 6 классе после изучения жанра басни, творческое задание - написать басню, было встречено ребятами с большим интересом. Многие дети захотели попробовать себя в роли баснописцев. И справились с заданием неплохо. Главное было ими усвоено прочно: басня – это аллегорический рассказ, в котором есть мораль, выраженная автором открыто. Многие работы порадовали глубиной и нестандартностью образов. Приведу пример басни, которую сочинили Кудрявцева Катя и Репникова Лиля.
Осёл, собака и петух.
Собака и петух, затеяв спор о том, кто лучше
Отправились к ослу, чтоб разрешил их спор.
Собака говорит: «Дом стеречь – обязанность моя,
И если бы не я, тогда б прокрались воры,
К тому ж я – друг людей, помощник им во всём:
Овец стеречь, детей беречь, и на охоте я выслеживаю дичь».
Петух в ответ: «Что возомнил ты о себе? Не слишком ли хвастлив?
А рано утром кто с зарёй всех будит, кто украшением двора вам служит?
Чьи перья украшают шляпки дам? Кто песни звонкие поёт вам по утрам?»
Что скажешь нам осёл, как разрешишь наш спор?
Минуту помолчав, осёл ответил так:
«Вы оба гордецы и слишком своенравны,
Но на победу претендента нет.
Нет смысла сравнивать себя с другими,
ведь в добром деле – равного вам нет.
У каждого своё предназначение.
И это есть вам мой ответ».
После изучения темы «Система стихосложения» дети, познакомившись с основными размерами стиха, видами рифм, научились подбирать рифмующиеся слова, с удовольствием приступили к работе над сочинением собственных стихов. Много неплохих стихов «родилось», когда была предложена школьная тематика. Мне очень понравилась групповая работа ребят, написанная в стихотворной форме «Письмо авторам учебника»:
Вы помогли открыть нам чудесную страну,
В которой наше сердце нашло свою мечту.
Прочли мы много сказок,
Стихов, рассказов и былин,
Различных песенок, загадок,
А также повести и быль.
Ваша книга вела нас к познанью.
Видеть мир научила вокруг.
В ней нашли описанье природы,
Разъяснили Вы смысл слова «друг».
Сказки мира, народов России
В вашей книге смогли прочитать
А герои, что шли с нами всюду,
Помогли нам всё это понять.
Ученики 5 «А» класса.
Итогом этой работы был выпуск стенгазеты «Школьная страна». Может быть, эти небольшие стихотворения и не представляют художественной ценности, но сам факт, что ученики пытаются сочинять, очень ценен. Ведь это говорит об их любви к литературе. Интересными были работы семиклассников на «Итоговой конференции» в конце года. Группа ребят 7 А класса представила стихотворение, которое они назвали «Наш путь»:
Наш путь был очень труден, загадочен и весел,
Забавен, порою нуден, но очень интересен.
Учились вместе мыслить, читать писать, мечтать.
Мы разбирали тексты, учились отвечать.
Составляли план ответов, сочинения писали,
Разгадали сто секретов и стихов насочиняли.
Теперь же мы – поэты! Баллады сочиняем,
Поэмы и сонеты, артистами бываем.
Создаём сценарии по сюжетам книг,
Рисуем диафильмы, озвучиваем их.
Выполняем в группах различные задания,
Устраиваем в классе литературные состязания.
Учащиеся старших классов принимают активное участие в городских конкурсах творческих работ и становятся победителями.
Мельникова Светлана «Я песнь пою тебе, родимый край».
Я песнь пою тебе, родимый край,
Как дорог мне, ты это знай.
Мне дороги просторы
Поля леса и горы.
Как много у тебя зеркальных родников,
Полей широких и лесов.
Речушек и больших, и малых,
Бегущих по высоким травам.
А сколько рыбы в прохладных реках!
Ныряют гуси на прудах.
Вдали курлычет журавлей косяк,
И где – то слышен уток кряк.
Как много у тебя в лесах зверей,
И как задористо поёт в них соловей,
А сколько в них цветов душистых,
Деревьев и кустов пушистых.
А как шумит берёзовая роща,
И сколько в ней грибов,
А сколько ягод мёда слаще,
Такой чудесный запах от цветов!
А на полях уж зреет нива,
И на лугах стоят стога.
Заря здесь сказочно красива…
Что будет здесь через года?
Ну и людей здесь много добрых,
Трудолюбивых, умных и простых.
Они живут здесь очень дружно,
Их невозможно разлучить.
Так процветай же, край любимый!
Живи, цвети и богатей!
Так славься ,край мой, сердцу милый!
На много-много тысяч дней!
Не всегда работы детей совершенны, но в них я вижу стремление к созданию нового, что помогает моим ученикам самоутвердиться в глазах ровесников, даёт возможность проявить свои творческие способности в новых, незнакомых видах деятельности, увлекает их, меняет отношение к урокам литературы.
Для развития творческих способностей очень важны такие темы, которые бы предоставляли учащимися полную свободу в выборе жанра. Особое значение имеют формулировки тем, их эмоциональное представление. Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, создают условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей. Поэтому я стремлюсь вызвать у ребят интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации речевого творчества, ведь именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнение. Исследования психологов показали, что не изжит в среде молодых людей пресловутый инфантилизм. Они не научены думать об окружающем мире, не привыкли брать на себя ответственность и слабо понимают, что в 16 лет от житейских проблем опасно прятаться или отмахиваться. Поэтому я стараюсь внимательно относиться к сочинениям на материале современной жизни, в которых невозможно избежать актуальных проблем. Такие темы побуждают к размышлениям об окружающем мире, к общественной и политической жизни страны, помогают выработать собственную гражданскую позицию.
Анализ работ по теме «От чего болит душа?» показал, что в 15 лет подростки задумываются о своём будущем, о взаимоотношениях между родителей и детей. Эти сочинения явились хорошим материалом для проведения родительского собрания. Приведу некоторые отрывочки из сочинений: «Мне очень плохо, моя душа болит, я не могу жить в семье, в которой меня не хотят понять» , « Душа болит за самых близких мне людей: папу и маму, так как они очень старенькие», «В моей жизни есть одна проблема, от которой у меня постоянно болит душа. Это мои родители, которые не понимают меня. В семье я чувствую себя одинокой и чужой. Меня грызёт чувство ревности и порой ненависти к младшему брату, которого родители любят больше, чем меня», « Я никогда не могу довести дело до конца. Возьмусь за него с большим интересом, а под конец эта работа становиться для меня каторгой», «Главная проблема моей жизни – лень, стараюсь побороть её, но в большинстве случаев победа достаётся ей», « Наверное, нет такого человека, у которого бы не болела душа. Причин для этого достаточно. Многие мои ровесники считают, что главное в жизни – деньги. Но это не так. Есть многие вещи, которые нельзя купить: настоящую любовь, верную и бескорыстную дружбу, уважение».
«От чего болит душа?»
Порой я чувствую необъятность жизненных сил, радость и любовь ко всем. Но иной раз жестокая тоска и одиночество охватывают меня, ничего не радует, жизнь представляется бессмысленной. Я заметил, что чаще всего это бывает тогда, когда я сталкиваюсь с несправедливостью, жестокостью, бесчеловечностью. Я много размышлял о том, откуда же берется жестокое отношение, и почему оно так часто торжествует. Конечно, причин очень много: войны, различные конфликты, сталинские лагеря, через которые прошло чуть ли не полстраны, пьянство, проституция, наркомания и т.д.
Мне бы хотелось сказать о двух явлениях нашего общества, которые, как мне кажется, являются причинами возникновения жестокости. Это тюрьмы и армия. В колонии господствует сплошное унижение и насилие. Общество перестаёт замечать человека, попавшего туда. Лагерное начальство сознательно использует часть заключённых, которым предоставляют различные льгот, чтобы те держали порядок в своих руках, правили «зоной». И я очень сомневаюсь, что время пребывания здесь поможет человеку исправиться, измениться …
Не лучше дела обстоят и в армии. Нравы и интересы здесь не отличаются от зоны. Порядок поддерживает «дедовщина». Всё чаще в средствах массовой информации появляются сведения о том, что солдаты покидают место службы, или того хуже, берут в руки оружие и направляют его на служащих. Возникает вопрос: «В чем дело?» Так чем же армия лучше тюрьмы?
Скоро и мне предстоит идти служить. Мне страшно подумать: «Неужели придется два года служить с парнями, в которых отсутствуют человеческие чувства?» Лобанов Костя 9 А класс.
Каждая детская работа – это всегда собственное открытие радости общения с книгой, счастливая попытка самовыражения в слове, ещё один шаг в освоении мира литературы. Поэтому я считаю, что при выполнении творческих работ в среднем звене нельзя оценивать грамотность. Это условие прямо противоположно требованиям традиционной методики, но вполне соответствует психологическим законам творчества: ребенок не может удержать в поле зрения одновременно несколько разных и сложных задач. Оценка грамотности убивает творчество. Лев Кассиль предупреждал: « Нельзя подрезать крылья трепетно порхающих бабочек творческого ребячьего воображения, но и безмерно восторгаться малейшим проявлением той или иной способности в детях тоже опасно». Развитие литературно-творческих способностей ученика происходит и во время обсуждения сочинений в классе, потому что дети с большим интересом слушают того, кто готов представить их вниманию сою работу. Перед прочтением я комментирую работу: демонстрирую оформление, делаю акцент на старательном и ответственном отношении. Ученики сами решают, что им понравилось больше и почему, я же выполняю роль равноправного жюри, а не председателя. Это создает необходимую раскрепощенность учеников, способствует тому, что и в дальнейшем дети будут с удовольствием выполнять задания этого вида. Очень часто я использую индивидуальные пометки на полях, которые делаются в виде понятных ученику сигналов: ! - знак одобрения, ? - знак недоумения, * - знак поощрения или слова «молодец, умница».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Уланова Ольга Анатольевна
→ alonya 17.08.2009 0 5695 2753 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.