Конспект урока русского языка "Тайна пяти колец", 6 класс










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



«ТАЙНА ПЯТИ КОЛЕЦ»

/урок письма в 6 классе/







Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №12» города Ржева Тверской области города Ржева

Шубелева Марина Евгеньевна







Методическая разработка урока русского языка «Тайна пяти колец»- один из вариантов построения уроков развития речи в теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» в 6 классе по программе под редакцией В.Т.Баранова,Т.А..Ладыженской , Л.А.Тростенцовой

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Расширить представления учащихся о роли и значении письма в жизни человека;

  • Познакомить обучающихся с особенностями письма как эпистолярного жанра, имеющего свою структуру и стилистические особенности;

  • Научить культуре письма- несправедливо забытой формы человеческого общения, соединяющей людей, помогающей их взаимоотношению;

  • Познакомить обучающихся с правилами и вежливыми формами переписки, научить правильно и грамотно оформлять текст писем и конверты;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Способствовать формированию информационной культуры школьников;

  • Способствовать развитию интереса к эпистолярному жанру;

  • Развивать творческие способности;

  • Развивать устную и письменную речь учащихся;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к окружающим;

  • Желание пользоваться услугами связи, дарить радость другим и получать удовольствие самому от процесса созданияписем и их получения;







МЕТОДЫ РАБОТЫ:

  • Поисковые (поиск материала для написания писем, по истории развития олимпийского движения)

  • Исследовательские (знакомство со структурой и особенностями письма как эпистолярного жанра)

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:

  • Индивидуальные

  • Парные

  • Групповые



Техническое оснащение, оборудование, оформление:

мультимедийный проектор;

компьютер;

презентация об истории Олимпийских игр;

книжная выставка (из истории почты );

карточки (памятки) для учащихся;

раздаточный материал ;



































Вступительное слово учителя:

Вновь наступило время для письма,

И тяга есть у нашего народа,

Традиция, приятная весьма:

Опять на письма появилась мода.

И значит, рано начали тужить,

Что очерствело сердце человека

Нет, жанр эпистолярный будет жить.

Не поддается он причудам века.(Н.Вершинин)

Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш традиционный урок, который, как Вы поняли ,будет посвящён продолжению знакомства с эпистолярным жанром.

А вы можете дать определение, что такое эпистолярный жанр?

Эпистолярный жанр – это один из жанров литературного произведения, который характеризуется формой личных писем.

Эпистолярный жанр - это жанр литературного произведения, который характеризуется тем, что повествование преподносится читателю в форме переписки.

Попросту говоря , наш разговор сегодня пойдёт об умении писать письма. Да-да, вот так просто и незатейливо можно перевести интригующее название «эпистолярный жанр» .Мы с вами будем учиться писать большие и красивые письма ,которые почему-то незаслуженно уходят в прошлое.

Сейчас настала эра Интернета и мобильных телефонов, и уже никто больше трёх строчек не пишет. Да и «письма» получаются какие-то однобокие, без вступительных слов , слов «Здравствуй» и «До свидания». Ваше современное письмо выглядит примерно таким образом:

«Приветик! Как дела, как сходили в поход или не ходили?»

Практически одна строчка…Современный вид переписки стал больше похож на письма в стиле СМС, только перешёл в электронную почту…Но письмо, написанное на бумаге, можно хранить долгие годы, читать и перечитывать…Ведь эти письма несут в себе тепло сердец тех, кто их вам написал…

Наверное, подошло время раскрыть все карты , обозначить маршруты и отправиться в путешествие, чтобы узнать , как создавались письма, как их правильно писать и оформлять. Да и узнать наконец-таки Тайну пяти колец….

Итак, первый этап: ЗАЧЕМ ПИСАТЬ ПИСЬМА???

В принципе, это мы уже знаем . Письма пишут, чтобы передать какое-нибудь сообщение, или, как сейчас принято говорить, информацию. С этого все начиналось. Хотят, например, жители африканской деревни сообщить своим соседям, что у них удачно прошла охота и потому объявляется пир горой. Передать это надо быстро, пока мясо не испортилось под жарким африканским солнцем. Как быть? Придумали. Застучали, загремели барабаны – тамтамы, далеко разнесся их рокот, докатился до ближайшей деревни. Там послушали, разобрались в условных сигналах, своих барабанщиков вызвали и дальше передают.

Другие дымом «переписываются»: поднимаются на холмах столбы дыма – выше, ниже, светлее, темнее. «Язык» этот понятен многим племенам индейцев: война, собирайтесь к ущелью, прячьте детей и женщин.

И много еще способов придумывали люди: вязали разноцветные узелки на длинных шнурах, передавали букеты, т.е. использовали язык цветов, очень древнее изобретение.

Но у всех этих способов «переписки» было много недостатков, и самый главный – неточность. Представьте, пожалуйста: сидите вы у себя в шатре на персидском ковре, попиваете чай, вдруг появляется гонец от скифов и торжественно раскладывает перед вами такие странные предметы: мышь, лягушку, птицу и пять стрел. Попробуйте-ка, разберитесь, что все это значит. А разобраться надо, потому что дело тут серьезное. Вот что, оказывается, сообщил гонец: «Если вы не умеете прятаться под землей, как мыши, скакать по болотам, как лягушки, летать по небу, как птицы, то погибнете, осыпанные нашими стрелами».

С рисунками тоже не лучше. Надо, например, передать: «Я тебя уважаю». «Я» - нарисуешь себя, «тебя» - нарисуешь его. А как нарисовать «уважаю»?

Нет, это просто замечательно, что люди изобрели письменность и теперь каждый грамотный человек может написать письмо. Почти триста тысяч почтальонов ежедневно разносят эти письма адресатам.

Мы сегодня даже не можем представить себе то, что когда-то почты вообще не существовало.

Самостоятельная работа с текстом в группах (ксерокопии).

  • Прочитайте текст про себя и ответьте письменно на вопросы:

  • Зачем людям потребовалось письмо?

  • Что изменилось в жизни людей с изобретением письма?

Когда-то люди не имели письменности и общались друг с другом только с помощью устной речи. Но потребность общаться на расстоянии и закреплять достижения своего ума для следующих поколений была жизненной необходимостью, и люди изобрели специальную систему знаков (алфавит), с помощью которых свои мысли, свою речь закрепляли на определённом материале: коже, восковых дощечках, берёсте, бумаге.

Изобретение письма открыло новую эру в жизни людей, это было как волшебство. Возникло дополнительное к устной речи средство общения. Люди, живущие далеко друг от друга (в разных городах, странах, на разных континентах), получили возможность обмениваться своими мыслями, делиться открытиями.

Возникла связь поколений: благодаря письменности мы можем познакомиться с трудами учёных и философов, с произведениями поэтов и писателей, которые жили ещё до нашей эры. (Я.К.Грот)

Вы правильно ответили на вопросы: действительно потребность общаться и привела к «изобретению» письма, и соответственно, открыло новую эру в жизни людей.

А значит, с появлением писем стали возникать и новые слова, которые мы используем в наше время.

Второй этап : ЗАГАДОЧНЫЙ.

Я вам предлагаю послушать загадки, и записать в тетради и специальные-профессиональные - слова, и отгадки (словарная диктовка)

1.Газеты разносит он по домам,

А также письма и журналы,

Спешит доставить телеграммы,

Ему мы благодарны с вами (почтальон)

2.В деревню, город и село

Спешит корреспонденция,

Чуть свет, пока не рассвело( почтовый груз, почтовая машина)

3.На полки легли

Посылки и бандероли.

Для граждан они

Играют большие роли.

А также письма заказные ,

Которые шлют родные.

В здании этом

Переводы принимают

И подписку оформляют.

(главпочтамт, почтовое отделение связи)

4.Вот чехольчик для письма

Без него же нет письма.

Почтой срочной я отправлю,

Только индекс вот поставлю( конверт)

5.Я синего цвета,

Вишу на стене,

И много приветов

Хранится во мне (почтовый ящик)

5.Сложу, вложу, за море пущу,

А там заговорит (письмо)

Записать слова, найти по толковому словарю С. Ожегова толкование слов письмо-

индекс-

конверт-

Молодцы, вы замечательно справились с заданием.

И я думаю, что настало время отдыха и занятий спортом . Упражнения на снятие эмоционального напряжения ( музыкальный видеофайл –улучшатель настроения. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните: вдох-выдох, вдох-выдох и ещё раз вдох-выдох. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится, расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи: вдох – выдох, вдох –выдох).

И теперь мы готовы покорять следующий этап: НАПИШИ МНЕ ПИСЬМО.

Но прежде, чем мы приступим к написанию писем, подскажите, какие вы знаете виды писем по назначению?

  • поздравительное;

  • благодарственное;

  • деловое;

  • официальное;

  • уведомление;

  • сообщение;

  • просьба;

  • приглашение;

  • исповедь;

  • личное;

А как же оформляются письма?

Письмо-творчество каждого человека, он вправе затронуть в письме любую тему, но существуют основные, общепринятые всеми правила переписки:

  • вежливый тон письма;

  • внимание к адресату, к его вопросам;

  • умение писать о себе мало и кратко;

  • о других больше и подробнее:

  • стремление писать об интересных фактах и событиях;

  • добиваться живости и выразительности речи;

  • обязательно отвечать на полученные письма.



«Как мало все же человеку надо, одно письмо, всего-то лишь одно….»-сказал поэт. А вот, чтобы это письмо красиво и грамотно выглядело, нам необходимо запомнить , как ,из каких кирпичиков «строятся» письма (работа с таблицей)

Композиция письма и речевые формулировки, используемые в письме.

Основные части письма

Содержание письма

Речевые формулировки

1.Вступление

1.Приветствие

Обращение

3.Круг вопросов ,которые хочется обсудить с адресатом

Здравствуйте!

Привет!

Дорогой(ая).родной(ая),уважаемый(ая)

Имя и все его формы

2. Основная часть

Изложение информации, которой хочет поделиться автор письма

Сообщение информации

Рад(а) сообщить

Хотел(а) бы рассказать

Новостей немного

Ты спрашиваешь..

Что у тебя нового…

3Заключение

1.Прощание с адресатом, в котором выражается благодарность, уверение в дружбе, просьба писать.

2. Дата написания письма, подпись(имя автора)

3.P.S (PostSkriptum), что означает «после написанного». Это та информация, которую забыли написать


С уважением..

Уважающий(ающая)

До свидания

До скорого свидания

Всего доброго

Передавай привет

прощай



Я думаю, что теперь стало понятно, что нужно делать, чтобы письмо получилось содержательным, грамотным и интересным.

А вот сейчас мы перейдём.. Нет, пока всё ещё не к написанию писем, а к ответу на вопрос: почему наш урок называется « Тайна пяти колец»

Я вам предлагаю обратиться к подсказке: Что это такое???

Скажите, а какое отношение Олимпийские кольца имеют к нашему уроку? (ответы детей) Всё , что Вы назвали, действительно имеет отношение к уроку. Но, как мне кажется, Вы не назвали главного: Это пиктография, т.е. образное письмо, передача образов, впечатлений, событий , мыслей с помощью рисунков. Точно так же как передавалась информации в далёком прошлом. И это действительно так. Я вам не называла , что изображено на эмблеме. Я просто показала рисунок, и Вы сами определили его сущность и назначение. А что вы знаете об Олимпийских играх? презентация «История олимпийских игр» (опережающее задание-письмо спортсмену «Что я знаю об олимпийских играх»)(зачитывают строчки из письменных работ)

«Олимпийские игры - это проверка истинности спортивного таланта. И вряд ли здесь могут быть случайные победы.

Взорвётся тишь над городом России,

Олимп и здесь воздвиг свой бастион,

Хвала героям - что покажут нашу силу,

И в Сочи зажёгся греческий огонь…»(Кулинец И)

«В роли символа олимпийских игр выступают пять переплетённых между собой колец .Принято считать, что Кубертен , предложивший такую символику, подразумевал под кольцами пять континентов. Синим кольцом обозначена Европа, черным –Африка, красным-Америка, желтым –Азия и зеленым –Австралия…Следующий символ олимпийских игр-олимпийский огонь, который зажигают в специальной чаше на центральном стадионе города –организатора игр…» (Левтеева О)

«Меня всегда захватывали Олимпийские игры, как самый яркий спортивный праздник. Я с интересом наблюдала за прямой трансляцией соревнований и искренне переживала за спортсменов.. История игр берет начало в глубокой древности, с античного периода…Первые Олимпийские игры проводили в Древней Греции, и уже тогда спортсмены выходили на старт во многих видах спорта , будь то метание диска или копья…»(Терещенко А)

«Я жду Олимпиаду 2014 года. Ведь она будет проходить в России, в городе Сочи! Я бы хотела, чтобы победили представители России…»(Иванова А)

Саморефлексия. Зачитывается одно письмо полностью , ученик анализирует своё письмо: что получилось, что не удалось.(приложения – письма учащихся) Письмо Евгению Устюгову



Здравствуйте, Евгений!

Я давно наблюдаю за Вашими спортивными успехами, поэтому и решил написать Вам. Биатлон- один из самых зрелищных видов спорта, представляемых на Олимпийских играх. Стрельба по мишеням, подъемы, спуск на лыжной трассе-всё это захватывает дух!

К великим рекордам приходят не сразу, но ваш упорный труд доказал, что нет невозможного в совершенстве. Ваш талант, упорство, сила воли к победам дали Вам пропуск в число лучших спортсменов мира=это замечательный пример нам, которые болеют за Вас и хотят быть на Вас похожими. Для любого спортсмена большая честь стать участником и тем более победителем таких ответственных соревнований как Олимпиада 2010.Мне кажется, не столь важна победа, сколько сама атмосфера дружелюбия, общения между спортсменами и болельщиками всего мира. Олимпийские игры-это проверка истинности спортивного таланта. И вряд ли здесь могут быть случайные победы. Имя чемпиона навечно заносится в историю спорта. Дружба и взаимопонимание, зародившиеся между спортсменами, помогают в сохранении и упрочнении мира на Земле.

Я желаю Вам поймать ветер удачи и добиться наивысших результатов в предстоящих Олимпийских играх 2014 года, которые пройдут в Российской Федерации в городе Сочи. Отличного Вам настроения, уверенности, спортивного счастья и побед во славу нашей Родины-России.

Взорвется тишь над городом России,

Олимп и здесь воздвиг свой бастион,

Хвала героям-что покажут нашу силу,

И в Сочи зажёгся греческий огонь.

И ярче солнца заблестят медали:

Поверьте-это всё же не пустяк.

Не зря ко всем богам взывали,

И реет гордо бело-сине-красный флаг..

С уважением ,Ваш болельщик Кулинец Игорь.



Ну что ж, наш четвёртый этап покорён. И мы переходим к пятому этапу, ПРАКТИЧЕСКОМУ, к написанию писем на тему «Спорт в моей жизни» Почему именно эту тему я вам предлагаю? Всё очень просто - Олимпиада - это праздник спорта, а значит, к каждому из вас имеет непосредственное отношение .

Я предлагаю вам «подсказку», которой вы сможете воспользоваться при написании писем . А также помните , о чем шел разговор на уроке: и о композиции письма, и об употреблении вежливых слов. И тогда у вас всё обязательно получится.

Памятка -«подсказка»

Основные правила искусства написания писем.

Письмо пишут только на хорошей бумаге

Письмо лучше писать от руки

Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки

Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения

Письмо следует продолжить хотя бы несколькими словами, в которых содержится упоминание о ранее полученном от адресата письме

Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей

Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение.

Письмо следует писать разборчиво; если почерк не совсем разборчив – извинитесь за плохой почерк.

Письмо должно быть написано грамотно

Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни

Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum , а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.

Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.

Письмо перед отправлением следует перечитать.

Письмо нужно запечатать в конверт, который следует правильно надписать. Принято сначала указывать фамилию, имя и отчество адресата, затем – название города, потом – название улицы и номер дома. Не забудьте указать индекс

Подведение итогов урока: Давайте попытаемся вспомнить, что мы узнали сегодня на уроке , и я вам предлагаю выполнить следующие задания:

Закончить предложение (каждому выдается карточка- дописать слова)

1.Правила хорошего тона требуют ответа на … письмо.

2. Бумага для письма ни в коем случае не должна быть …

3.Поля … .

4. Дата ставится в … углу под заголовком.

5.После даты, посредине первой строки, обычно пишут … .

6. В конце письма следует отчетливо … .

7. Если вы случайно забыли написать о чем-то, можете добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы … .

8. Письмо складывается текстом… .

9. Нельзя смачивать языком … конверта.

10. Адрес нужно писать … .

11.Не забывай указать на конверте… .

(взаимопроверка; выставление баллов-оценок за выполнение задания)

Вывод:

- Итак, какую роль в жизни человека играют письма?

- Должны ли современные средства связи вытеснить традиционное письмо?

- Несмотря на достижения технического прогресса, эпистолярный жанр имеет право на существование. Письмо – это не просто бездушный носитель информации, оно может много рассказать о своём авторе: его настроении, характере. Получать письма в конверте – большое удовольствие. Но этому искусству нужно учиться.

Как хочется, заглядывая ежедневно в почтовый ящик, увидеть маленькое чудо – письмо. И вот свершилось: ты дождался его, читаешь, а потом садишься за письменный стол “рука тянется к перу, перо – к бумаге…..” Ведь письмо может открыть внутренний мир человека, подчеркнуть оригинальность натуры, своеобразную манеру излагать свои мысли, если, конечно, он владеет этим непростым искусством - писать письма. «Дневник – это Я, письмо - это Ты».

Спасибо Вам за работу на уроке. Я думаю, что полученные сегодня знания Вам обязательно пригодятся, и не только на уроках русского языка.

Рефлексия :

Я узнал…

Я научился..

Урок мне …

Какую оценку я бы поставил себе за урок-

Д.з. Творческая работа- письмо «Спорт в моей жизни» (приложение - письма учеников )

Использованная литература.

  1. «Русский язык» 6 класс под.ред. М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой,-М., Просвещение , 2006

  2. К Вашим услугам – почта -Е.Л.Карлова, В.Г.Скропышева –справочное издание.- Л,1985г

  3. Правила вежливости и светского этикета.- М, Белый город,2009г.

  4. Интернет-ресуры ( сайт Почта России, Всероссийский урок письма и т.п.)












Полный текст материала Конспект урока русского языка "Тайна пяти колец", 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шубелева Марина Евгеньевна  mari65
16.06.2012 2 3087 628

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 2
avatar
1 R-Elena • 21:22, 16.06.2012
Марина Евгеньевна, спасибо за интересную разработку! Только в конспекте урока цель и задачи нужно разграничить. За один урок - 10 целей! В списке источников Вы написали: сайт Почта России, Всероссийский урок письма и т.п. Это неправильно. Нужно указывать конкретную страницу в интернете, с которой Вы брали информацию.
[Материал]
avatar
2 mari65 • 20:34, 17.06.2012
спасибо , учту Ваши пожелания.Но по поводу поставленных целей готова поспорить: обратите внимание, что все они переплетаются между собой:учебных-4 цели, а все остальные сопутствуют тому, чтобы реализовать данные образовательные цели...И тогда уже реализуются и воспитательные, и развивающие...
[Материал]