Статья "Чудо воскресения в рассказе А. П. Чехова "Студент"; 9 класс


Крылова Наталья Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №1 г. Кунгура Пермского края


Чудо воскресения в рассказе А. П. Чехова «Студент»

(опыт прочтения рассказа)

Особенностью русской литературы является то, что она пронизана христианскими мотивами.

Темы покаяния, милосердия, добра и зла – сквозные темы русской литературы. Поэтому изучение произведений русских писателей в русле христианской тематики способствует духовно-нравственному воспитанию молодого поколения.

Поэтому изучение русской литературы в русле христианской тематики позволяет решать насущные нравственные вопросы, важные для духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Программа по литературе под редакцией А. Г. Кутузова дает замечательную возможность обращаться как к духовной литературе (притчи, жития, духовные стихи, письма и наставления святых отцов), так и к произведениям русских писателей, отражающим христианские мотивы.

Одним из таких произведений является рассказ А. П. Чехова «Студент». Очень короткий, всего на четырех страницах, но глубокий и содержательный по своей тематике и проблематике. Это рассказ о мучительном обретении веры, которая спасает от мрака и внутренней пустоты и отчаяния. Главный герой рассказа – студент духовной академии Иван Великопольский. Накануне Пасхи, в Страстную Пятницу, с ним происходит чудо: сомневающийся, мятущийся, потерявший смысл жизни, он обретает веру и воскресает для новой жизни, полной высокого смысла.

Студент духовной академии Иван Великопольский накануне Пасхи, в Страстную Пятницу, возвращается с охоты домой. На душе у него тоскливо и мрачно. Вдруг он замечает огонь. Это вдовы Василиса и Лукерья заканчивают работу на своих огородах. Иван рассказывает им историю об апостоле Петре и Иисусе, которая произошла девятнадцать веков назад в такую же страшную и тоскливую ночь. И тут происходит чудо – пробуждение, воскресение души героя, обращение к вере, к новой жизни.

При первом прочтении рассказа учащиеся обращают внимание на историю апостола Петра. Они пытаются разобраться, почему Петр отрекся в ту ночь от Иисуса Христа. К сожалению, дети иногда не знают эту историю, поэтому возникает необходимость прокомментировать евангельские события. Значение праздника Пасхи дети в основном понимают, а вот что такое Страстная неделя, Страстная Пятница объяснить затрудняются.

А для понимания рассказа важно понять, как эти евангельские события связаны с сюжетом, темой и идеей рассказа.

Размышляя над этой историей, учащиеся определяют круг тем рассказа:

  • тема страданий

  • тема России

  • тема дома

  • тема пробуждения, воскресения,

  • тема духовной связи поколений

  • тема правды и красоты

  • тема веры в Бога

  • тема смысла жизни

  • тема пути, дороги

  • тема счастья

Анализируя тематику рассказа, находим центральную тему – пробуждение, воскресения души человека.

Именно чудо воскресения души происходит с героями рассказа – Иваном и вдовами Василисой и Лукерью.

Чтобы понять, как случилось это чудо, обращаем внимание на детали рассказа, которые у Чехова всегда имеют глубокое идейное значение.

В первую очередь задаемся вопросом: почему именно образ апостола Петра так интересует Ивана, чем он близок ему. Оказывается, Иван так же, как и Петр, измучен тревогой и тоской, он почти готов отречься от Бога. В чем же его отречение от Бога?

Дети находят следующую деталь: Иван, будущий священник, в Страстную Пятницу возвращается с охоты. Раскатистый и веселый выстрел звучит в такой день кощунственно.

На душе у героя тоскливо и мрачно. Это состояние подчеркивается пейзажной зарисовкой: «некстати подул холодный пронизывающий ветер… в лесу стало глухо и нелюдимо». Кажется, что и в душе героя, и в природе воцарилось зло.

Следующая важная деталь – Ивану не хочется идти домой, потому что там тоже мрак, чувство гнета, пустота, голод. Эти чувства вызывают у Ивана физические и нравственные страдания.

Эти детали помогают понять, что Иван так же, как и апостол Петр, в эту ночь мог отречься от Бога, т.к. он, как и Петр, испытывает страх, тоску, сомнение, и ему не верится, что послезавтра наступит Пасха, он уверен, что эти «ужас, мрак, чувство гнета» никогда не кончатся, он потерял смысл жизни.

Что же способствует освобождению души от неверия и страха?

Обращаем внимание на следующие детали в рассказе: вспаханная земля, огонь, слезы. Это символические детали, связанные с темой жизни и воскресения.

Огонь, который появляется в начале и в конце рассказа, - это символ горячей веры в Бога, которая живет в сердцах двух простых женщин. Они, несмотря на свою тяжелую жизнь, сохранили любовь к Христу.

Именно этот огонь веры освещает жизненный и духовный путь студента. Поэтому потемки и мрак теперь не пугают его. Он сумел отстраниться от тьмы и направился к свету, навстречу пробуждающейся заре.

Слушая евангельскую историю, Василиса заплакала «крупными, изобильными» слезами. Горькими слезами плачет и Петр. И Иван понимает, что между Петром, Василисой и им самим есть какая-то неразрывная нравственная связь. Именно это ощущение духовного единства вызывает у студента душевный восторг и ощущение счастья. Он осознает смысл человеческой жизни и понимает, что в жизни есть не только зло и мрак, но и правда и красота, которые направляют человеческую жизнь. Теперь он с радостью спешит домой, жизнь кажется ему теперь «восхитительной, чудесной и полной высоко смысла».

И теперь, укрепленный в вере, освобожденный от страха, сомнения, внутренней пустоты, он понесет слово Божие людям, подобно апостолам. Не случайно имя героя – Иван – и его возраст – 22 года – ассоциируются с апостолом Иоанном Богословом. История, рассказанная Иваном вдовам, была его первой проповедью, которую он понесет людям, зажигая в их сердцах веру и надежду.

Заканчивая разговор об этом удивительном рассказе, спрашиваю у детей, почему Чехов называл этот рассказ самым любимым.

Дети отмечают, этот рассказ – утверждение высоких нравственных идеалов – веры, правды, любви, красоты.

Интересным является сопоставление этого рассказа с другими произведениями художественной литературы, в которых говорится о страданиях и очищении души.

Так, после чтения рассказа А. П. Чехова обращаемся к стихотворению Б. Пастернака «На Страстной», в котором обнаруживаем схожие мотивы: через ужас, отчаяние, сомнение, страх и боль человек приходит к вере и воскресению души, пасхальной радости.

Замечательно и то, что в учебнике вслед за рассказом А. П. Чехова дается «Слово на Светлой Пасхальной Седмице» архимандрита Иоанна Крестьянкина, в котором объясняется смысл пасхальной радости.

Вес это помогает детям укрепиться в мысли, что истинный смысл жизни, подлинная радость жизни – в вере, правде и нравственной красоте.


Список использованных источников

  • Злочевская А. В. Рассказ А. П. Чехова «Студент» //Русская словесность. – 2001. – №8

  • О рассказе А. П. Чехова « Студент » //Вопросы литературы. – 1991. – №8

  • http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/4da58a58.pdf


5



Полный текст материала Статья "Чудо воскресения в рассказе А. П. Чехова "Студент"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Крылова Наталья Васильевна  natkryl
18.07.2012 0 4500 445

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК