Статья "Развитие творческих способностей школьников на уроках русского языка и литературы"




М ОУ «Марьевская основная общеобразовательная школа

им. В.Д.Федорова»





Развитие

творческих способностей школьников

на уроках русского языка

и литературы



Учитель русского языка и литературы

ПЕТРУХИНА ВЕРА НИКОЛАЕВНА









I. Развитие творческих способностей школьников – одна из главных образовательных задач современной школы.

Одна из задач языкового образования в современной школе - речевое развитие учащихся. И это не веяние времени. Еще в1884 году В.П. Острогорский писал «Школа обязана давать государству, прежде всего, благородно мыслящих и чувствующих людей, вполне владеющих устно и письменно одним из лучших даров человеческой природы – даром живого слова». При этом развитие речи учащихся должно осуществляться в процессе работы с текстом художественного произведения, изучаемого на уроках. Так Ф.И.Буслаев отмечал «…классический писатель служит и материалом для собственных сочинений …Чтение писателя и для материала, или так называемого изобретения мыслей, и для расположения и для выражения приносят самые надежные плоды».

Школа должна готовить учащихся к творческому труду, формировать у них потребность работать инициативно, развивать их творческие возможности, познавательную самостоятельность, т. е. формировать каждого школьника как самостоятельную творческую личность. В процессе обучения на первый план выступает проблема включения всех учащихся в посильный, постепенно усложняющийся творческий процесс.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

Психологи изучают творчество и как процесс создания нового, и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность и в этот процесс. Оно присуще человеку от рождения, но, тем не менее, требует от человека работы и развития творческих способностей.

По мнению В. А. Сухомлинского, проблема творчества в рамках учебного процесса продолжает оставаться одним из участков «педагогической целины».


I. Организация речевой деятельности учащихся.

Развитие речи учащихся всегда было важнейшей дидактической задачей каждого урока русского языка и литературы, не говоря уже о специальных уроках и внеклассной работе. Однако успешность речевого развития зависит от решения ряда проблем:

- эффективных форм и приемов развития речи;

- учета особенностей рода и жанра художественного произведения при организации речевой деятельности учеников;

- структуры урока или занятия по развитию речи;

- интегрирования курсов литературы и русского языка в аспектах речевого развития школьников.

Не менее значима и проблема, связанная с разработкой методики обучения школьников 5-11 классов построению высказываний разных жанров на основе текстов и художественных произведений. Опора на текст (в качестве исходного или образцового) дает возможность формировать у обучающихся чувство стиля, жанра, умение отбирать языковые средства с учетом намерений автора.

Основой для построения высказываний может стать практически любое художественное произведение, которое изучается на уроках или входит в курс самостоятельного чтения, независимо от объема и жанра. Во-первых, художественное произведение многомерно: в нем рассматривается довольно широкий круг тем и вопросов, которые могут быть выделены и могут стать предметом различной речевой деятельности учащихся. Во-вторых, высказывание создается учениками, как правило, уже после знакомства с произведением на уроках литературы и развития речи. Повторное же обращение к тексту и его анализ в процессе подготовки к творческой работе способствует к более глубокому осмыслению той или иной проблемы, того или иного образа персонажа. Это позволяет организовать творческую речевую деятельность школьников в нескольких направлениях:

- создание высказываний, представляющих собой характеристики литературных персонажей;

- создание речевых высказываний, связанных с идеей исходного текста;

- построение высказываний на основе трансформации опорного текста (сценка - в мелодраму, анекдот – в фельетон и т.д.);

- создание высказываний, представляющих собой распространение или продолжение какой-либо части, сюжетной линии опорного текста;

- создание высказываний на основе выделения в исходном тексте темы, связанной с психологическими или общественными явлениями, которые в нем раскрываются, и осмысление ее в речевом произведении заданного жанра;

- создание высказываний, представляющих собой подражание стилю писателя (стилизация, пародия).

Итак, речь пойдет о формах и методах, которые позволяют эффективно осуществлять развитие творческих языковых способностей учащихся в процессе работы над художественными произведениями разных родов и жанров на уроках русского языка и литературы, а также во внеклассной работе.

Как сконструировать урок развития речи? Какие методы использовать? Как сформировать речевые умения? На эти вопросы каждый педагог-словесник ответил бы по- своему, но пути развития речевых навыков учащихся в конечном итоге должны привести к решению одной из главных задач литературного образования в современной школе – развитие творческих способностей детей.

Почему это так важно? А потому, что разбуженное творческое начало в какой–то области непременно послужит импульсом творческого подхода к любой работе. Конечно, задачи сделать учащихся поэтами, писателями нет. Просто дети учатся образному видению, логическому осмыслению виденного, учатся понимать себя и других, что самое главное осознавать свое «я» среди людей.

В основе работы по развитию творческих способностей лежат два принципа.

Первый - охватить этой работой как можно большее количество детей, признавая в каждом из них способность что-то творить. Так в нашей школе появилось творческое объединение юных дарований «Радуга». А начинали с того, что необходимо было подготовить детей к конкурсу поэтов. Стали искать способных детей, привлекая их к сочинению стихов. Конечно же, прежде всего это умение, а главное- желание должно быть у педагога- словесника. Попробовали с ребятами, кое-что получилось, отобрали лучшее и послали работы на конкурс. Первые успехи начинающих творить детей дали ребятам ощущение радости творчества, уверенности в значимости своего поэтического дара для окружающих и желание творить дальше. А для учителя это была находка ценнее самого дорогого клада. Ведь каждый учитель растворяется в своих учениках, а результаты его труда - это не всегда процент качества успеваемости и не количество медалистов и обучающихся в вузах выпускников. Это, на мой взгляд, заблуждение. Главный результат труда творческого педагога - это удивительные минуты в жизни школьника, который получает удовольствие в момент труда, в момент творчества и видит отражение своего успеха на лицах сверстников, а главное - своего учителя. Поэтому к такому «счастливому труду» надо привлекать как можно больше детей. Не зря же говорят, что все дети талантливые, и раскрыть дар дано не каждому учителю, но под силу такому, которому захочется это сделать. Удивительно, как раскрываются в процессе работы те дети, которые чаще всего незаметны на уроках или, наоборот, очень заметны своим «активным поведением», создающим много неудобств на уроках.

Второй, основополагающий принцип, без которого нельзя работать по данной методике - это глубокое взаимодоверие между учителем и учениками, построенное на взаимном уважении и подлинном, живом интересе друг к другу. Без доверия и уважения может произойти разрыв, который травмирует душу ребенка, навсегда отторгая желание раскрыть себя окружающим.

Без понимания и доверия не может быть подлинного воспитания. Основная роль в установлении доверительных отношений принадлежит, конечно, учителю. Взаимодействие начинается тогда, когда учитель умеет уважать чужое мнение, как бы наивно, неправильно абсурдно оно не было. Ученик должен быть уверен, что его высказывания не будут опубликованы без его согласия, не будут прочитаны ни родителям, ни другим учителям. И еще одно важное предупреждение: мироощущение детей и взрослых неодинаково, порой мы пытаемся как-то подправить их мысли, т. к. они то слишком наивны, то неожиданны. Надо найти в себе такое важное свойство, а в учителях оно чаще всего утрачено, как уважение и терпеливое отношение, т.е. толерантность, к чужим взглядам, мнениям, и, конечно же, к детскому взгляду на окружающее.

Дальнейшими шагами в создании системы работы над развитием творческих способностей детей стало создание творческой группы учителей, которая способна была сознательно работать в этом направлении. Такой союз у нас сложился с библиотекарем школы. Его живое участие в работе помогло поднять ее на качественно новый, с точки зрения современных технологий, уровень - у нас появилась возможность публикации произведений, их компьютерная обработка, оформление, которое выгодно подчеркивает значимость детского творчества. Теперь у нас есть своя книга стихов, рассказов, она здесь находится в школьной библиотеке - хранилище величайшего дара человеку - СЛОВА.

Так от стихийного, т.е. бессистемного подхода к работе по развитию творческих способностей детей мы пришли к целенаправленному решению проблем, возникших на этом пути.

Первая проблема- это самообразование учителя. Не секрет, что учитель учится всю жизнь. Чтобы научить чему-то стоящему, сначала научись это делать сам. Читай! Перенимай опыт! Овладевай! Ищи свое! Это надо было сделать делать на первых порах. Нехватку знаний приходилось восполнять необходимой информацией из печатных изданий, особенно по теории стихосложения, приемам и средствам выразительности речи и т. п.

Вторая проблема, стоящая на пути создания системы работы по развитию творческих способностей детей - это организация занятий с детьми в урочное и внеурочное время. Решается она, на первый взгляд, просто. Есть урок русского языка или литературы, есть занятия в кружке - творите! Но тут мы сталкиваемся с почти непреодолимым препятствием – «Программой». Как совместить программный материал с творчеством? Дилемма! Но “препятствие” в виде программы само подсказывает решение проблемы - создание системы развития творческих способностей на основе программных материалов. Необходимо было разработать творческие задания (классные и домашние) так, чтобы дети не были перегружены трудными, мало интересными вопросами, а предложить им сочинить что-либо подобное или же пойти дальше - развить мысль, создать произведение «по поводу» в различных жанрах, на которые способны дети. Конечно же, не следует обольщать себя, что все ученики “воспламенятся” идеей. Как подойти с предложением выполнить творческое задание? Не приведет ли это к перегрузке детей, ведь помимо творческих работ необходимо выполнить и другие задания? На этот случай есть такое понятие, как «индивидуальное задание». Подготовка к нему должна идти в особо отведенное время, а именно на внеклассных занятиях, которые решат проблему перегрузки детей. Учитель поможет и подскажет, как подойти к решению творческого задания, а, может быть, и вдохновит.

Удивительное открытие сделано. В течение нескольких лет мне пришлось вести кружок «Русские народные традиции, обычаи и обряды». Очень интересен материал, столько познавательного в содержании! Казалось бы, это должно было заинтересовать детей настолько, что на эти занятия они будут ходить с удовольствием. А вот научить детей сочинять что-то, тем более стихи, нереально. Современная молодежь несколько цинична. Для нее поэзия - пустой звук. Возникло некое недоверие к детям и к себе. Ничего не получится! Вот традиции - это то, что нужно и важно. А оказалось не совсем так. Как-то незаметно нам не стало хватать одного занятия в творческом объединении, и поэтому с «Традициями …» пришлось пока отложить. Иногда по некоторым причинам занятия могут не состояться, детей это очень огорчает, но мы находим минуты для общения в другое время.

Следуя вышесказанному логично перейти к следующей проблеме, а именно - разработке тех самых творческих заданий, которые будут способствовать развитию творческих способностей школьников. Работа эта трудная, но увлекательная. Строится она на подборе программного материала, который может быть интересен как исходный материал, как глина для ваятеля, создающего свое творение. Занятия творческого объединения посещают ребята 5, 7-х классов, но этой работой занимаются и другие дети, но чаще самостоятельно, т.к. не имеют возможности их посещать из-за отдаленности проживания. За основу разработки системы творческих заданий взято содержание программы уроков литературы и развития речи с 5-го по 11-е классы, начиная с устного народного творчества. Все жанровое многообразие литературы охватить творческими заданиями теоретически возможно, но педагог-практик знает, что именно могут сделать его дети, т.к. учитывает многие факторы, которые служат отправными точками в реализации задачи творческого языкового развития детей.

Далее представлена система творческих заданий для учащихся 5-11-х классов на уроках литературы и развития речи, основанной на программе по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф. Курдюмовой и программе по русскому языку для 5-9-ых классов под редакцией М.М.Разумовской.

Структура курса литературы

Ведущие аспекты курса литературы

Теоретическое оснащение

Виды творческих заданий

1

2

3

4

5 класс

Литературный процесс от древности до наших дней

Первое знакомство со структурой курса литературы.

Демонстрация богатства и многообразия произведений искусства слова в процессе его становления и развития. В центре анализа конкретного произведения - сюжет

Знакомство с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы и фигуры (эпитет, метафора, гипербола и др.), элементарные вопросы стихосложения (ритм, строфа, стопа и др.)

-составление словарика тропов в дневник читателя;

-детский фольклор (считалочки, анекдоты и т.д.);

-сочинение былины на современный лад;

-сочинение сказок различных видов с опорой на сюжет;

-собирание произведений малых жанров фольклора (частушки, песни…);

-сочинение загадок;

-пьеса-миниатюра на основе русской народной сказки;

-основы стихосложения (проба пера);

-ведение словарика старинных слов и понятий;

- отзыв о прочитанном произведении;

-написание сценария;

-создание волшебной сказки, сказки-фэнтэзи;

-творческая переработка народной сказки;

-рассказ по данному началу;

-юмореска;

-лирические зарисовки о природе;

- “Мы …Мюнхгаузены!” (небылицы);

-детский детектив.

6 класс

Литературный процесс от древности до наших дней

Герой художественного произведения.

Часто герой – подросток – активный и равноправный участник событий на страницах художественных произведений.

В центре анализа - герой

Дальнейшее освоение теоретических понятий на материале, адресованном герою. Теоретические понятия: портрет, характер, автобиографическая проза и др., связанные с раскрытием образа героя. Представление о детской и юношеской литературе.

-пейзажные зарисовки;

-дневник читателя;

-послания;

-эпиграммы;

-собирание народных поверий;

-приключенческий рассказ;

-моя Новогодняя или Рождественская история;

-патриотические стихи.

7 класс

Литературный процесс от древности до наших дней

Богатство и разнообразие жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В центре анализа - жанр

Систематизация понятий, которые помогают освоить лирику, эпос и драму в их специфике (роман, повесть, рассказ, жанры лирики, жанры драмы). Сведения об истории некоторых жанров.

-школьный фольклор;

-былина на современную тему;

-переработка сказки под пьесу;

-басни на школьные темы;

-толкование притчи (эссе);

-элегия, стансы (освоение жанра);

-водевиль;

-отзыв о поэтическом произведении;

-«новая» развязка комедии «Ревизор»;

-стихотворение в прозе (проба пера);

-портретные зарисовки;

-написание сценария эпизода;

-юмореска;

-сонет (проба пера);

-пишем как Маяковский (тонический стих);

-пародия, карикатура, шарж (проба пера);

-фельетон.

8 класс

Литературный процесс от древности до наших дней

История в произведении искусства слова.

Исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения в литературе разных времен и народов. В центре анализа - связь жизни с искусством (авторская позиция)

Определение специфики использования знакомых теоретических понятий при анализе произведений исторической тематики. Некоторые сведения из истории терминов теории литературы.

-подбор эпиграфа;

-сочинение о жанрах древнерусской литературы;

-исследование;

-анализ рассказа;

-патриотическая лирика (проба пера).

9 класс

Литературный процесс от древности до наших дней

Шедевры родной литературы. В центре анализа - отражение жизни на страницах классики русской литературы.

Систематизация сведений по теории литературы. Общее представление о логике развития русской литературы. Теоретические понятия, связанные с осмыслением связей искусства и жизни (литературный процесс, отражение жизни в произведениях искусства и др.)

-анализ любимого стихотворения ( восприятие, истолкование, оценка);

-новаторство Пушкина - «онегинская строфа», попытка восстановить пропущенные главы;

-эссе;

-развернутый ответ;

-составление теста по прочитанному материалу;

-из анекдота в рассказ;

-публицистическая статья;

-сочинение стихов…

10 класс

Литературный процесс от древности до конца XIX века

Курс русской литературы XVIII-XIX веков на историко-литературной основе с включением кратких сведений по зарубежной литературе. В центре анализа - литературный процесс в XX веке. Автор и художественное произведение в этом процессе.

Овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом; литературные направления, литературные школы, традиции, новаторство в литературе и др.

- сочинение- анализ эпизода;

-освоение жанра пародии;

- опорный конспект художественного произведения;

-сочинение- рассуждение;

-аннотация;

- доклад;

-реферат;

-путевой очерк;

-портретный очерк;

-проблемный очерк.

11 класс

Литературный процесс в XX веке

Курс русской литературы XX века на историко-литературной основе с включением кратких сведений по зарубежной литературе. В центре анализа - литературный процесс в XX веке. Автор и художественное произведение в этом процессе

Овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: новые направления в литературе, судьбы русской литературы в XX веке, пути воссоединения русской литературы.

- сочинение- анализ эпизода;

-освоение жанра пародии;

- опорный конспект художественного произведения;

-сочинение- рассуждение;

-аннотация;

- доклад;

-реферат;

-путевой очерк;

-портретный очерк;

-проблемный очерк.







III. Виды творческих заданий на уроках русского языка.


5 класс:

- деловая инструкция;

-объявления;

-изложение (подробное и сжатое);

-сочинение-описание;

-письменное высказывание.

6 класс:

-выборочное изложение текста художественного стиля;

-план к сочинению (простой и сложный);

-сочинение – описание;

-аннотация к любимой книге;

-отзыв о прочитанном произведении.

7 класс:

-заметка в газету;

-рекламное сообщение;

-портретный очерк.

8 класс:

- репортаж-описание;

- репортаж-повествование;

- портретный очерк;

-изложение с элементами сочинения.

9 класс:

- сочинение-рассуждение;

- сочинение-размышление;

- эссе;

- статья;

- рецензия;

- тезисы, конспект;

- изложение с элементами сочинения.

10-11 класс:

- реферат;

- статья;

- обзор;

- творческий пересказ;

- язык таблиц и схем, язык рекламы;

- эссе;

- доклад;

- сочинение обобщающего и проблемно-дискуссионного характера;

- художественная зарисовка;

- рассказ;

- стихотворение;

- драматический фрагмент;

- небольшая пьеса из жизни сверстников;

- сценарий мини-фильма;

- воспоминания.

Таково содержание рабочей программы по развитию творческих способностей на уроках литературы и развития речи.

Внеклассная работа по развитию творческих способностей направлена на ознакомление с основными теоретическими понятиями и приёмами работы над творческими заданиями. Далее представлено её тематическое содержание.

1.Вводное занятие. Выражение прозаическое и стихотворное.

2.Описание, повествование, рассуждение.

3.Качества словесного выражения.

4.Средства художественной выразительности.

5.Ритм и интонация в прозе.

6.Основы стихосложения.

7.Роды, виды и жанры словесности.

8.Создание текста. Способы связи частей текста.

9.Тема, идея и содержание текста.

10.Возможнность различного словесного выражения одной темы.

11.Композиция словесного произведения.

12.Образ автора и образ рассказчика в словесном произведении.

13.Видоизменения авторского повествования.

14.Образность произведений художественной литературы.

15.Строение художественного текста.












IV . Самореализация творческих возможностей школьников

как результат системной работы по развитию речи.


Данное содержание внеклассной работы стало основой в организации занятий кружка «Литературная мастерская». По инициативе ребят в школе было создано объединение юных дарований «Радуга», которое объединило детей, занимающихся разными видами творчества. Объединение обрело свой печатный орган с одноименным названием. В газете печатаются стихи, рассказы, эссе, сказки – словом. Все, что достойно всеобщего внимания. Каждая новая публикация вызывает неподдельный интерес у всех.


В школе «Радуга» зажглась –

Стало всем светлее.

Мир, расцвеченный дугой,

Ярче и добрее.

Слов чудесных переплет,

Мысли вольной птицей…

Так стихи наши живут

На лугах страницы,


- эти строки детского стихотворения точно отражают настроение и смысл творческой работы в литературной мастерской. Еще одним интересным и важным направлением в работе кружка является литературное краеведение. Поисковая работа дает свои результаты – открыты новые имена. В их числе Г.Н. Соловьевой. Ее стихи дышат теплом и нежностью:

Забегу в траву густую,

Упаду и спрячусь,

И сольюсь с землей родною,

Нежась этим счастьем.

Обхвачу в охапку землю,

Клевер и ромашку,

Окунусь в ее купели

Испугав букашку.

А потом, как в детстве, пела

Мать, меня качая,

Я усну, как в колыбели,

Годы забывая.


Ребята горды тем, что Марьевка дала России поэта В. Д.Федорова, стихи которого вдохновляют их. Но больше всего они любят природу, которая их окружает и побуждает к творчеству. Представляю подборку стихов юных поэтов из сборника «За околицей светло».











































ПРОБА ПЕРА







































Творческое объединение юных дарований

Марьевской средней школы


«Р А Д У Г А »












Руководитель творческого объединения

«Радуга»

учитель литературы

Петрухина Вера Николаевна




















Алёна

Арышева


Весна

Журчат весенние ручьи,

Снега неспешно тают,

Скворец на ветке,

Старый друг,

Нам песни распевает.

Уж солнце светит высоко,

И на душе теплее.

Мы скажем солнцу:

«Добрый день!»

И станет веселее.





























Юля

Суржанская



Снег

Этой ночью снег пошёл.

Звёзды заблестели –

Значит, к нам мороз пришёл,

Вьюги и метели.

Посмотрел он на кусты,

Краски взял простые,

Разукрасил все мосты

В снежно – голубые


Речка прячется под лёд…

Только ключик бьётся,

Кажется, вот-вот замрёт,

Но всё дышит, льётся.



















Виктория

Васильева


Осень

Наступила осень золотая

И шагнула в лес босой ногой.

Стаи птиц над нами пролетая,

Песнь поют о девушке такой:

В сарафане и венке из листьев ярких.

Лёгкою взмахнув рукой.

Палочку волшебную достала –

Сделала берёзку золотой.

Словно королева так стояла

На опушке леса, всех маня,

Ей завидовали сосны, ели,

Нежно красоту её храня.





























Иван

Юрин

Радость


В поле рожь высокая,

Самоцветов – тьма.

Нам дано великое – природой:

Жизнь, земля, вода …

Ветер, обдувая, словно бережёт,

Словно сохраняет жизни корешок.

Птицы, как на праздник,

Трели – на заказ,

Распевая песни,

Радуют всех нас.

Солнышко – хранитель вечного огня,

Дождь – земли спаситель, радуют меня!

И пускай стихии – вечные враги,

Главное, чтоб нашу Землю берегли.












Юля






Юлия

Суржанская


Ночью

Вдруг утихли все метели,

Стало тихо и тепло,

В небе звёзды заблестели,

За околицей светло.

Месяц на небо взошёл,

Светлый и лучистый,

Снег на землю он послал

Лёгкий и пушистый.

А оконце в серебре

Льдинками искрится,

Спать ложись ты поскорей –

Сказка будет сниться.

























Юля

Суржанская

Времена года

Кругом такая тишина…

Зимой в снегу всё спит.

Когда проснётся вдруг весна,

Она всё оживит.

Проснётся лес весь в птичьих трелях.

Проснусь и я от зимних дней…

И в счастье снова я поверю,

И миру распахну я дверь.

Проснётся вновь подснежник первый,

Собою украшая мир.

Капели радостное пенье,

Звонкоголосья шумный пир…

С весёлым тёплым ветерком

Придёт ко мне, конечно, лето

И в краски зелени одето,

Поманит в росы босиком.

Как быстротечно тает время…

И вот уж осень лист кружит,

В осеннем вальсе вдохновенье

К перу, бумаге поманит.












Юлия

Суржанская


Осенний диалог

Осенний листок по дороге со мной

Бежит, сорванец, снова в школу.

И, проводив до школьных дверей,

Улетая, мне машет рукою.

На уроке пишу сочинение

Про любимое время года.

Всем о лете пришло вдохновение,

Ну а мне о листке охота.

Вот он снова со мной играет,

Лёгким парусом взмылся в небо.

Часто в жизни с нами бывает,

Очевидное, словно небыль.

В эту сказку прошу поверить

И в окно посмотреть сейчас.

Мой дружок – листок осенний,

В лес чудесный зовёт всех нас.





















Светлана

Егорова


Промчалось лето


Промчалось лето, словно сказка.

И вот листва в путь собралась,

Оделась в радужные краски,

Ждёт ветерка. Вот он как раз

Летит на лёгких чудо – крыльях…

Цветная, милая толпа

За ним, друг друга обгоняя,

Умчалась быстро, навсегда.


























Юлия

Суржанская


Друзья


Скажи погромче слово «жук».

Тебе послышится: «Жу – жу».

Жужжит над ухом мой жучок…

Вьёт паутинку паучок.

Им вместе быть

Никак нельзя …

А так они давно друзья.
































Адам

Каурнукаев


Снежинка и росинка


Снежинка за окном …

Летит она с небес,

Летит как ангелок,

Неся мне мир чудес.

Но вот пришло тепло

Как свечка таешь ты,

В росинку превратилась,

Украсив все цветы.

Снежинка и росинка

В ладошке у меня …

Какие вы красавицы,

Не бойтесь вы тепла.

Прозрачно – белым облачком

Вспорхнёте, улетя.

«До скорого свидания», -

Скажу вам тихо я.


















Стихов юных поэтов много, они составляют несколько тематических сборников. И это гордость литературного объединения. Это творческий поиск учеников, которых побуждает учитель к творчеству и это рождает интерес детей к литературе и сочинительству. Эти книги – результат детского самовыражения в слове. Рассмотреть самостоятельный художественный замысел, уловить ценность собственного взгляда, мнения, по-настоящему проверить своего ученика в «свободном полете», научить быть самим собой – вот основные задачи учителя словесности. Работа со словом – своеобразный тренаж интеллекта, гимнастика ума и духа. Создавая свое произведение, ученик должен помнить, что главное – писать искренне о том, что сегодня волнует, «не стараясь угодить». Предлагая задания, учитель как бы приглашает ребят «к придумыванию», дает первый толчок к созданию собственного текста.

Как оценить итоговую творческую работу? Одной из форм оценки является защита. Вначале произведение звучит в живом авторском исполнении; затем юный сочинитель рассказывает о своем замысле и его реализации. После представления звучат мини-рецензии со стороны учащихся и учителя. Ни в коем случае нельзя сравнивать работу с работами других детей и давать наставления в присутствии всех. Ребенок должен вырасти в глазах сверстников только в сравнении с собой. Со стороны учителя должно прозвучать благодарственное слово, отражающее успех юного сочинителя. Одной из форм поощрения можно считать публикацию произведения в школьной газете, на сайте.

Выступление на литературном вечере со своей работой подчеркнет значимость творческого достижения молодого автора.


В заключение особо подчеркнем, что творческое задание в многообразной работе по развитию речи школьников, каждая детская книжка – это результат осмысления какой- либо темы, связанной с грамматикой, с изучением конкретного раздела науки о языке и литературе. И качество этого результата определяется глубоко продуманным, комплексным подходом учителя к речевому развитию своих учеников на творческом уровне.

Логика и системность, подкрепленные доверием, искренностью, бескорыстием, высоким чувством ответственности, душевной устремленности, энергией и любовью к детям приносят свои плоды.

Отсюда сложные предметы – русский язык и литература – признаны интересными и дающими ощущение успеха для многих ребят, у них появилось желание создавать, творить что-то свое, радоваться даже маленькой выдумке. Одно из важных достижений – появление интереса к поэзии, дети научились чувствовать поэтику слова, стиха, научились выразительно читать. Оживилась кружковая работа, которая стала более востребованной, многообразной, и интересной, раскрывающей все новые и новые способности детей, как литературные, так и театральные. И последнее: дети нашли в учителе друга, а для педагога это очень важно, когда в нем нуждаются как в единомышленнике и помощнике.

Использование в работе словесника данных форм и приемов развития творческих способностей школьников может быть определяющим в решении одной из главных задач языкового образования в современной школе – задачу речевого развития учащихся.











34



Полный текст материала Статья "Развитие творческих способностей школьников на уроках русского языка и литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрухина Вера Николаевна  Vera1
23.10.2009 1 8543 2496

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 [Материал] Елена • 13:04, 30.10.2009
Мне статья понравилась, без "заумностей", автор - человек, знающий, какой "продукт" хочет получть. Спасибо!
[Материал]