Внеклассное мероприятие по русскому языку "Поле чудес"; 5-6 класс
Внеклассное мероприятие
игра «Поле чудес»
по русскому языку для обучающихся 5-6 классов.
Составила: Долгачёва Н.В.
Тема: Слово и его лексическое значение.
Цели: формирование познавательной активности;
привитие интереса к предмету;
познакомить обучающихся с казачьим говором, историей появления казачьего говора в родном крае, прививать любовь к своей малой родине.
Оборудование: круг для проведения игры, предметы казачьего быта, призы.
2012 г.
Поле чудес: «Край казачий»
Учитель: Здравствуйте дорогие друзья!
Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Казачий край».
Игра построена по принципу известной телевизионной передачи «Поле чудес». А начать я хотела бы строками из стихотворения поэта, жителя ст. Нехаевской Ю.Кузнецова:
Казачий край! Во тьму веков
Смотрю я, твой потомок дальний.
Я вижу славу казаков,
Казачек слышу плач печальный.
Не раз и ханы, и паши
Над Русью руку заносили,
Но обнажали палаши
Лихие пасынки России.
Ты помнишь, край, как в грозный миг
В атаку шла казачья лава,
Как на концах казачьих пик
Дымилась кровь, сияла слава?
Ты помнишь тех, кто в смерче битв
Остались там, на поле брани,
За Русь святую без молитв
Упали, землю окровянив?
Как возвращаясь к куреням,
Победно били в тулумбасы,
И с кровью алой пополам
Струились алые лампасы.
Святая память славы той
От молодого поколенья
Давно уж кроет пеленой
Туман холодного забвенья.
Иную жизнь узнал Хопёр,
И ритмы музыки иные,
Но милы сердцу до сих пор
Казачьи песни разливные.
Да будут славны в наши дни,
Кто возвращает память краю.
Я перед ними до земли
В поклоне голову склоняю.
Учитель: Да, знать и помнить историю своей малой родины необходимо. Давайте вернёмся на много лет назад.
«… Широко и привольно раскинулись прихопёрские степи. В прошлом более четырёх столетий тому назад – носили они название Дикого поля.
Степь здесь никто и никогда не пахал, и она лежала не тронутая человеком.
Весной степи зарастали высокими густыми травами. Изумрудный ковёр трав был испещрён алыми, тёмно-голубыми, фиолетовыми и золотисто-жёлтыми цветами. На солнце отливали серебром ковыли. В небе , где причудливыми громадами проплывали кучевые облака, кружили степные орлы и коршуны, Повсюду паслись стада сайгаков, которые могли за день пройти более ста километров, На Хопре и других реках держались стаи белоснежных лебедей, Пришли в этот край казаки. Бескрайняя степь, леса непроходимые, болота топкие. Богат был наш край зверем, рыбой, птицей, грибами-ягодами…» (Из книги Б.Лащилина. На родных просторах). Как раз здесь и обосновались первые поселенцы, в этом месте, где мы с вами живём, где наш город Урюпинск стоит. Охотились, рыбачили, коз-овец разводили.
Изначально называли казаков-«люди в лодках». Да, лошадей им заменяли струги. В случае неожиданного нападения степняков казаки бросали свой стан и, выйдя на стремнину реки говорили, что они живут не «не у реки»,а «на реке».
А теперь, внимание! Прошу выйти и занять места у игрового барабана участников тура.
Первый тур
(Представление участников)
Вопрос: Как называется казачья лодка, сделанная из ствола целого дерева?
( Плоскодонка) 11 букв.
Лодка-долблёнка или плоскодонка была неотъемлемым предметом в хозяйстве. На ней не только рыбачили, но и перевозили что-либо с одного берега на другой. А плоское дно у лодки - потому что Хопёр мелеет, появляются плёсы и перекаты - обычной лодкой легко оказаться на мели.
Проходит игра: участники по очереди крутят барабан и отгадывают слово. Всем участникам вручаются призы.
Учитель: Особенности жизни донских и хопёрских казаков отразились на их одежде. Своеобразный вид казачьей одежды складывался веками. Приходили беглые на Дон и Хопёр в своей одежде, а здесь носили то, что давало войско.
Сапог было великое множество - без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдёшь босиком. Надо вам сказать, что казаки никогда не носили лаптей.
Внимание! Второй тур. Прошу занять места за игровым барабаном следующую тройку игроков.
Второй тур
( Представление участников второго тура)
Вопрос: Как называлась праздничная обувь - туфли с гладкой подошвой и вырезом сверху, которые носились на шерстяных чулках как казачками, так и казаками.(эта лёгкая обувь делалась из цельного куска сыромятной кожи).
(ЧИРИКИ) 6 букв.
Среди казаков было распространено поверье, что носки из овечьей шерсти предохраняют от укуса тарантулов, т.к. запах овечий отпугивает насекомых.
Учитель: Смысл многих когда-то религиозных и магических действий сегодня забыт, и почему люди поступают так, а не иначе , сами они, как правило объяснить не могут. Но стоит присмотреться ко многим казачьим обычаям, и след древней веры обнаруживается. Самый важный, почитаемый во всех казачьих областях войсковой праздник – Покров (1 октября по старому стилю). Праздник древний, православный, но так широко, как в России, он не отмечается ни в одной другой православной стране. А ведь 1 октября у степняков - половцев начинался новый год.
Казак считал себя защитником веры Христовой. Свою жизнь казак принимал как служение Богу оружием, воинским мастерством. Только у казаков было принято входить в храм с холодным оружием и во время чтения Евангелия чуть обнажать клинок или класть руку на рукоять сабли, «чтобы сталь слушала».
Сотни ещё существующих обычаев доказывают преемственность культур, когда одно и тоже действие, передаваясь от народа к народу, истолковывается по-разному, но сохраняется. Ребёнок, который слышит сказку про гусей-лебедей, не подозревает, что она о его предках и о работорговле, которая когда-то процветала в Степи. А слова-считалки «эники-беники» были когда-то молитвой древних тюрок, живших в этих местах. («Энныке-бенныке-« Мать Всемогущая»). Много воды утекло в Хопре с тех пор, много раз приходили морозные зимы, долгими вечерами рассказывали бабушки своим чадам не только сказки, но и предания, былины о прежней жизни о славных казачьих походах, об известных казаках-атаманах – Ермаке. , С. Разине., М. Платове и других. Излюбленный мотив таких преданий клады.
Внимание! Следующая тройка игроков…
Третий тур.
Представление участников третьего тура.
Задание: Назовите казачьего атамана, который вошёл в историю края, как воплощение идей свободы и независимости. Он возглавил крестьянское восстание, центром которого и стал Хопёр.
(БУЛАВИН)
По преданию, вошедшему в сборник Б. Лащилина, этот атаман спрятал войсковую казну в надёжном месте у нас в Прихопёрье. Пристанский городок был сожжён царскими войсками, но заветный клад отыскать не удалось. И до сих пор Булавинский клад не даётся никому.
А в хуторе Лысогорском есть родник, названный именем мятежного атамана.
Учитель: «Здесь издревле ценят песни дедов,
Ведь в верховьях вольного Хопра
Голыдьба казачья, всё изведав,
Первою тянулась к топорам.
И слагались песни: как Булавин
Выводил крамольные полки,
Как казачью волю Стенька славил,
Как врагов бивали казаки».
Учитель: Первым и бесценным кладом, который получает каждый человек от своих предков, является , конечно, родной язык, родная речь.
На разговорный язык хопёрских казаков оказало влияние, повседневное их общение с другими народами. Но и язык, говор на котором общались между собой, да и до сих пор, говорит старшее поколение, красив, неповторим, колоритен.
Как красиво, необычно звучит: «сдогадаться», вместо «догадаться», «супротив лица садится», вместо «напротив», «наскрозь пламень пролетел», вместо «отчаянно, страха не испытывая» и т. д.
Финал.
Представление участников финала.
Задание: Как на тюрском языке звучит сочетание «притон диких гусей?» (ХОПЁР) 5 БУКВ
Учитель: Теперь вы знаете, что река наша любимая в переводе В. Даля означает «притон диких гусей». Действительно, весной и осенью на Хопре множество гусей во время перелёта, т. к. Хопёр находится на одном из важнейших путей миграции этих птиц. А если мы обратимся к совсем уже древним верованиям, то «гуси-лебеди» - древний символ казачества. Есть версия, по которой название «казак» переводится с тюрского как «белый гусь».
Много изменилось с тех пор, а казаки весёлыми, умелыми остались.
И закончить нашу встречу я хотела бы строками из стихотворения местной поэтессы – Т. Д. Поповой:
«Улыбнись моему Хопру-
Я грустинку с лица сотру,
Потому что у этих вод
Мой казачий народ живёт
И свободу, храня в веках,
Всласть гуляет в разлив река,
Потому что мой вольный нрав
Передался мне от Хопра.
Здесь о детстве качая грусть,
Для меня начиналась Русь…
Награждение победителей.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Долгачева Наталья Васильевна
→ Notika 06.11.2012 0 9552 1788 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.