Внеклассное мероприятие по русскому языку "Поле чудес"; 5-6 класс


Внеклассное мероприятие

игра «Поле чудес»

по русскому языку для обучающихся 5-6 классов.

Составила: Долгачёва Н.В.

Тема: Слово и его лексическое значение.

Цели: формирование познавательной активности;

привитие интереса к предмету;

познакомить обучающихся с казачьим говором, историей появления казачьего говора в родном крае, прививать любовь к своей малой родине.

Оборудование: круг для проведения игры, предметы казачьего быта, призы.

2012 г.



Поле чудес: «Край казачий»

Учитель: Здравствуйте дорогие друзья!

Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Казачий край».

Игра построена по принципу известной телевизионной передачи «Поле чудес». А начать я хотела бы строками из стихотворения поэта, жителя ст. Нехаевской Ю.Кузнецова:

Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный.

Не раз и ханы, и паши

Над Русью руку заносили,

Но обнажали палаши

Лихие пасынки России.

Ты помнишь, край, как в грозный миг

В атаку шла казачья лава,

Как на концах казачьих пик

Дымилась кровь, сияла слава?

Ты помнишь тех, кто в смерче битв

Остались там, на поле брани,

За Русь святую без молитв

Упали, землю окровянив?

Как возвращаясь к куреням,

Победно били в тулумбасы,

И с кровью алой пополам

Струились алые лампасы.

Святая память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья.

Иную жизнь узнал Хопёр,

И ритмы музыки иные,

Но милы сердцу до сих пор

Казачьи песни разливные.

Да будут славны в наши дни,

Кто возвращает память краю.

Я перед ними до земли

В поклоне голову склоняю.

Учитель: Да, знать и помнить историю своей малой родины необходимо. Давайте вернёмся на много лет назад.

«… Широко и привольно раскинулись прихопёрские степи. В прошлом более четырёх столетий тому назад – носили они название Дикого поля.

Степь здесь никто и никогда не пахал, и она лежала не тронутая человеком.

Весной степи зарастали высокими густыми травами. Изумрудный ковёр трав был испещрён алыми, тёмно-голубыми, фиолетовыми и золотисто-жёлтыми цветами. На солнце отливали серебром ковыли. В небе , где причудливыми громадами проплывали кучевые облака, кружили степные орлы и коршуны, Повсюду паслись стада сайгаков, которые могли за день пройти более ста километров, На Хопре и других реках держались стаи белоснежных лебедей, Пришли в этот край казаки. Бескрайняя степь, леса непроходимые, болота топкие. Богат был наш край зверем, рыбой, птицей, грибами-ягодами…» (Из книги Б.Лащилина. На родных просторах). Как раз здесь и обосновались первые поселенцы, в этом месте, где мы с вами живём, где наш город Урюпинск стоит. Охотились, рыбачили, коз-овец разводили.

Изначально называли казаков-«люди в лодках». Да, лошадей им заменяли струги. В случае неожиданного нападения степняков казаки бросали свой стан и, выйдя на стремнину реки говорили, что они живут не «не у реки»,а «на реке».

А теперь, внимание! Прошу выйти и занять места у игрового барабана участников тура.

Первый тур

(Представление участников)

Вопрос: Как называется казачья лодка, сделанная из ствола целого дерева?

( Плоскодонка) 11 букв.

Лодка-долблёнка или плоскодонка была неотъемлемым предметом в хозяйстве. На ней не только рыбачили, но и перевозили что-либо с одного берега на другой. А плоское дно у лодки - потому что Хопёр мелеет, появляются плёсы и перекаты - обычной лодкой легко оказаться на мели.

Проходит игра: участники по очереди крутят барабан и отгадывают слово. Всем участникам вручаются призы.

Учитель: Особенности жизни донских и хопёрских казаков отразились на их одежде. Своеобразный вид казачьей одежды складывался веками. Приходили беглые на Дон и Хопёр в своей одежде, а здесь носили то, что давало войско.

Сапог было великое множество - без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдёшь босиком. Надо вам сказать, что казаки никогда не носили лаптей.

Внимание! Второй тур. Прошу занять места за игровым барабаном следующую тройку игроков.

Второй тур

( Представление участников второго тура)

Вопрос: Как называлась праздничная обувь - туфли с гладкой подошвой и вырезом сверху, которые носились на шерстяных чулках как казачками, так и казаками.(эта лёгкая обувь делалась из цельного куска сыромятной кожи).

(ЧИРИКИ) 6 букв.

Среди казаков было распространено поверье, что носки из овечьей шерсти предохраняют от укуса тарантулов, т.к. запах овечий отпугивает насекомых.

Учитель: Смысл многих когда-то религиозных и магических действий сегодня забыт, и почему люди поступают так, а не иначе , сами они, как правило объяснить не могут. Но стоит присмотреться ко многим казачьим обычаям, и след древней веры обнаруживается. Самый важный, почитаемый во всех казачьих областях войсковой праздник – Покров (1 октября по старому стилю). Праздник древний, православный, но так широко, как в России, он не отмечается ни в одной другой православной стране. А ведь 1 октября у степняков - половцев начинался новый год.

Казак считал себя защитником веры Христовой. Свою жизнь казак принимал как служение Богу оружием, воинским мастерством. Только у казаков было принято входить в храм с холодным оружием и во время чтения Евангелия чуть обнажать клинок или класть руку на рукоять сабли, «чтобы сталь слушала».

Сотни ещё существующих обычаев доказывают преемственность культур, когда одно и тоже действие, передаваясь от народа к народу, истолковывается по-разному, но сохраняется. Ребёнок, который слышит сказку про гусей-лебедей, не подозревает, что она о его предках и о работорговле, которая когда-то процветала в Степи. А слова-считалки «эники-беники» были когда-то молитвой древних тюрок, живших в этих местах. («Энныке-бенныке-« Мать Всемогущая»). Много воды утекло в Хопре с тех пор, много раз приходили морозные зимы, долгими вечерами рассказывали бабушки своим чадам не только сказки, но и предания, былины о прежней жизни о славных казачьих походах, об известных казаках-атаманах – Ермаке. , С. Разине., М. Платове и других. Излюбленный мотив таких преданий клады.

Внимание! Следующая тройка игроков…

Третий тур.

Представление участников третьего тура.

Задание: Назовите казачьего атамана, который вошёл в историю края, как воплощение идей свободы и независимости. Он возглавил крестьянское восстание, центром которого и стал Хопёр.

(БУЛАВИН)

По преданию, вошедшему в сборник Б. Лащилина, этот атаман спрятал войсковую казну в надёжном месте у нас в Прихопёрье. Пристанский городок был сожжён царскими войсками, но заветный клад отыскать не удалось. И до сих пор Булавинский клад не даётся никому.

А в хуторе Лысогорском есть родник, названный именем мятежного атамана.

Учитель: «Здесь издревле ценят песни дедов,

Ведь в верховьях вольного Хопра

Голыдьба казачья, всё изведав,

Первою тянулась к топорам.

И слагались песни: как Булавин

Выводил крамольные полки,

Как казачью волю Стенька славил,

Как врагов бивали казаки».

Учитель: Первым и бесценным кладом, который получает каждый человек от своих предков, является , конечно, родной язык, родная речь.

На разговорный язык хопёрских казаков оказало влияние, повседневное их общение с другими народами. Но и язык, говор на котором общались между собой, да и до сих пор, говорит старшее поколение, красив, неповторим, колоритен.

Как красиво, необычно звучит: «сдогадаться», вместо «догадаться», «супротив лица садится», вместо «напротив», «наскрозь пламень пролетел», вместо «отчаянно, страха не испытывая» и т. д.

Финал.

Представление участников финала.

Задание: Как на тюрском языке звучит сочетание «притон диких гусей?» (ХОПЁР) 5 БУКВ

Учитель: Теперь вы знаете, что река наша любимая в переводе В. Даля означает «притон диких гусей». Действительно, весной и осенью на Хопре множество гусей во время перелёта, т. к. Хопёр находится на одном из важнейших путей миграции этих птиц. А если мы обратимся к совсем уже древним верованиям, то «гуси-лебеди» - древний символ казачества. Есть версия, по которой название «казак» переводится с тюрского как «белый гусь».

Много изменилось с тех пор, а казаки весёлыми, умелыми остались.

И закончить нашу встречу я хотела бы строками из стихотворения местной поэтессы – Т. Д. Поповой:

«Улыбнись моему Хопру-

Я грустинку с лица сотру,

Потому что у этих вод

Мой казачий народ живёт

И свободу, храня в веках,

Всласть гуляет в разлив река,

Потому что мой вольный нрав

Передался мне от Хопра.

Здесь о детстве качая грусть,

Для меня начиналась Русь…



Награждение победителей.




Полный текст материала Внеклассное мероприятие по русскому языку "Поле чудес"; 5-6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Долгачева Наталья Васильевна  Notika
06.11.2012 0 9604 1788

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК