Статья "Формирование базовых национальных ценностей на основе изучения вопросов истории русского языка "
Аннотация
Одной из важнейших составляющих образования в настоящее время является формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, национального достоинства и самосознания, духовности и культуры, чувства "историзма". А обращение к истории языка - это эффективный способ формирования ценностного мировоззрения учащихся
Антонова Надежда Николаевна
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №36 г. Владимира
Статья "Формирование базовых национальных ценностей на основе изучения вопросов истории русского языка ".
Одной из важнейших составляющих образования в настоящее время является формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, национального достоинства и самосознания, духовности и культуры, чувства "историзма". А обращение к истории языка - это эффективный способ формирования ценностного мировоззрения учащихся.
Вспомним лингвистов и методистов 19 века: Ф. Ф. Фортунатова, Ф. И. Буслаева, Л. И. Поливанова и А.А. Шахматова. Все они прекрасно понимали, что язык народа – это огромное национальное богатство, поэтому настойчиво стремились связать преподавание русского языка в школе с его историей. Ведь овладение языком будет в большей степени результативным, когда каждое новое поколение будет приобщаться к прошлому языка, к его истории. И это не случайно, так как культурная традиция, идущая из глубины веков, помогает правильно понимать современные грамматические явления, открывает взаимосвязь с многосторонней культурой народа, а значит, воспитывает в детях толерантность к другим народам, любовь к своей Родине, языку.
Вот почему так необходимо на уроках русского языка использовать материал, выходящий за рамки школьной программы, особенно такой, который связан с историей языка и народа. Это могут быть увлекательные лингвистические задачи.
Карточка №1.
Являются ли с исторической точки зрения целый, целина, целебный, поцелуй, целовать словами- родственниками? ( Да. У них общая сема - "здоровье" или "нетронутый, неповрежденный". Поцелуй в старину был не выражением любви или привета, а ритуальным пожеланием здоровья и удачного возвращения из похода. Сравним со словесным пожеланием вернуться целым и невредимым. Первоначально поцелуй был только формой повелительного наклонения глагола поцеловать.)
Одной из форм приобщения учащихся к истории своего народа являются и этимологические, культуроведческие экскурсы: "В мире слов", "В гости к фразеологизмам", "Разрешите представить" (краткий рассказ о народных промыслах, праздниках, обычаях, традициях своего народа).
1.Что из этого списка носили наши предки? Какими вы представляете себе названные предметы одежды? Прочитайте главу о названиях одежды в книге Ю. А. Федосеева "Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта".
Капот, архалук, бешмет, шлафрок, тальма, салоп, лицедей, эшарп, епанча, сюртук, визитка, пачули, ермолка, ландо, армяк, тюрлюрлю, ферязь, десница, зипун, френч, макинтош, чекмень, казакин, жабо, бекеша, роброн, кафтан, шемизетка.
2. Посаженное дерево – посаженый отец
Прощенная обида – прощеное воскресенье.
От чего зависит правописание н в словах второго столбика? Какова история возникновения данных выражений?
3. Объясните, как возникла пословица "Не все коту Масленица" и что она обозначает?
4.Все мы представляем себе, что такое черствый хлеб. Как могло получиться, что в родственном русскому чешском языке черствый означает "свежий", "прохладный"? Нет ли у этого слова в чем-то похожего значения и в русском языке?
5.Какие из приведенных слов являются родственниками и почему: а) пятка, пятно, пять (цифра), опять; б) друг, вдруг, другой, водружать?
Формировать базовые национальные ценности у школьников помогает и обращение к пословицам, поговоркам, отражающим историю развития языка. В книге В. И. Даля "Пословицы и поговорки" есть удивительная пословица:
До чего язык не договорится!
Языце, супостате, губителю мой!
Работая на уроке с данной пословицей, обращаю внимание ребят на слово
"супостат", рассказываю о том, что это слово употребляется в звательном падеже. Если ученики затрудняются определить лексическое значение данного слова, предлагаю им разобрать его по составу. В процессе размышлений приходим к выводу, что супостат – противник, недруг, неприятель, враг. В слове есть непродуктивная приставка су-, которая обозначает "напротив". А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов в своих произведениях употребляли слова с данной приставкой. ("В кровавых битвах
супостата себе я равного незрел". "Супротив него он становится./ Боевые рукавицы натягивает,/Могутные плечи распрямляет/ Да кудряву бороду поглаживает).
Познакомившись со значением нового слова, объясняем смысл пословицы. Записываем в тетрадь другие пословицы, в которых говорится о супостате, т. е. враге. ( Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет. Язык голубит, язык и губит. Всякая сорока от своего языка погибает. Лишнее говорить - себе вредить. Держи язык за зубами. От одного слова да навек ссора). Затем учащиеся письменно отвечают на вопрос: "Почему русский народ так много сочинил пословиц о вреде лишне сказанного слова?"
Народные песни – также прекрасный дидактический материал для формирования основных базовых ценностей школьников.
Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны.
( Что вы знаете о Стеньке Разине? Почему его челны выплывают на стрежень? Мысленно проплывите по реке вместе с ним и поищите в ее течении однокоренные слова к слову "стрежень". Стремнина – место со свободным, сильным течением
Стрежень - глубокая часть речного русла с быстрым течением)
Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет воспитание толерантности, ведь любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества. Осознать, что все народы, живущие
на Земле, - родственники, дальние и близкие, помогает знакомство учащихся с генеалогическим древом языков.
Школа сегодня обязана не только учить, но и воспитывать, а где, как не на уроках русского языка, мы имеем возможность донести до наших детей самые важные общечеловеческие ценности.
Список используемой литературы:
1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М: "Просвещение", 1995
2. Шанский Н. М. В мире слов. – М: Просвещение, 1985 г.
3. Иванова В. А. , Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. Ленинград. "Просвещение", 1990 г.
4. Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку. Москва "Просвещение", 1980 г.
5. Русская народная песня "Стенька Разин"
На странице приведен фрагмент.
Автор: Антонова Надежда Николаевна
→ antonovan33 15.11.2012 0 3012 425 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.