Статья "Интеграция как средство формирования УУД на уроках русского языка и литературы"


И.И. Копытина, Е.В. Саберова, учителя русского языка и литературы

ГБОУ Центр образования № 491 «Марьино» г. Москвы


«Интеграция как средство формирования УУД

на уроках русского языка и литературы»



Современное образование в настоящий момент переживает период перехода к деятельностному обучению, в процессе которого формируется личность, способная к самореализации и самоопределению. В соответствии с новыми стандартами необходимо усилить мотивацию ребёнка к получению знаний.

Наиболее эффективной формой проведения урока, на наш взгляд, является интеграция.

Учебную деятельность в соответствии с новыми стандартами учащиеся осуществляют с помощью универсальных учебных действий (УУД).

Мы пришли к выводу, что именно интегрированный урок даёт возможность не только сформировать у учащихся нужные УУД, но раскрывает перед ними объёмную картину мира. Интеграция предметов в рамках школьной программы позволяет ребёнку увидеть, что всё в мире взаимосвязано, что нет ни одной области науки, взаимоисключающей другую. Ребёнку важно понять, что знания и умения, полученные на одном предмете, обязательной найдут практическое применение в области других наук.

На каких же уроках возможна интеграция? По нашему мнению, это уроки обобщения и систематизации знаний и уроки изучения нового материала. Обобщая знания о разделах русского языка, в качестве иллюстративного материала можно использовать текст классического литературного произведения и применить полученные знания. Тогда литературоведческий анализ этого произведения будет наиболее полным. Примером такого урока может послужить урок в 5 классе по теме «Особенности поэзии Сергея Есенина на примере стихотворения «Я покинул родимый дом…».

Данный урок помогает решить такие задачи:

Создание условий для повторения материла по русскому языку (разделы науки о языке).

Обучение навыкам выразительного чтения стихотворения Сергея Есенина.

Выявление знаний по темам «Лексика», «Морфемика», «Фонетика», «Синтаксис».

Изучение назначения изобразительно-выразительных средств.

Способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности (иллюстрации, создание кластера по изобразительно-выразительным средствам).

Способствование формированию научного мировоззрения на примере изучения стихотворения Сергея Есенина.

Обеспечение условий для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных вопросов (Как поэт выражает свою любовь к родному краю, родной природе в стихотворении?).

Обеспечение условий для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.

Содействие развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях (интегрированный урок, работа в группах).

Основным средством формирования УУД является учебное задание (например, постановка проблемного вопроса) и учебная ситуация. С помощью интеграции возможна такая организация учебной деятельности, которая инициирует самостоятельную деятельность учащихся. На протяжении урока дети, работая в группах, анализируя стихотворение, создают учебное пособие (кластер изобразительно-выразительных средств), которое будет использовано и на других уроках литературы, русского языка.

Для составления кластера учащимся можно предложить такие вопросы:

1. Каким прилагательным характеризует Есенин свою малую Родину? Как называется это средство художественной выразительности? (Эпитет)

2. Как называется троп, основанный на скрытом сравнении? (Метафора)

3. Какой раздел языка изучают звуки? На какие группы делятся звуки? Как называется приём, основанный на повторе согласных звуков? (Звукопись. Аллитерация)

4. Что нужно сделать, чтобы найти олицетворение в 3 строфе.

5. Разберите по составу слово ЯБЛОННЫЙ. Что необычного в этом слове? Какое прилагательное сегодня вы привыкли слышать (яблоневый сад, яблочный сок)? (Авторский неологизм)

6. Какое средство выразительности использует Есенин во второй строфе? (Сравнение)


При этом формируются следующие виды УУД:


Познавательные УУД

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, умеют заменять термины определениями.

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Выдвигают гипотезы и их обосновывают.


Регулятивные УУД

Планирование, контроль.


Коммуникативные

Умеют слушать и слышать друг друга.

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

Учатся владеть монологической и диалогической речью.


Личностные УУД

Ценностный компонент.

Эмоциональный компонент.

Поведенческий компонент.


При реализации ФГОС изменились требования к результатам освоения основной образовательной программы: личностным, предметным и метапредметным. Итогом интегрированного урока по теме «Особенности поэзии Сергея Есенина на примере стихотворения «Я покинул родимый дом…» стали:

Личностные

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину

Метапредметные

Овладение навыками смыслового чтения текстов художественного стиля в соответствии с целями и задачами. Овладение логическими действиями анализа, обобщения.

Предметные

Анализ поэтического текста, применение теоретических знаний о разделах лингвистики на практике.


Чтобы вырастить гармонично развитую личность, которая умеет читать осмысленно, обдумывать прочитанное, делать выводы, начинать нужно с малого: с анализа прочитанного текста. Как писал великий русский классик Ф.М. Достоевский: «Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное».



Полный текст материала Статья "Интеграция как средство формирования УУД на уроках русского языка и литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Саберова Елена Валерьевна  ЕленаСаберова
14.06.2013 0 2894 496

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК