Статья "Пути развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка"


Проходит, а может быть, уже прошла эпоха чистых исполнителей, людей-автоматов, которые, не задумываясь, «брали под козырёк», выполняя любое указание вышестоящего руководства. В последние десятилетия выросла явная социальная потребность в думающей, ищущей и творческой личности.

Современное общество предъявляет своим гражданам требования овладения навыками творческого мышления. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание личности с активной жизненной позицией - важнейшая задача современной школы.

Данная проблема актуальна не только в пашей стране, но и во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи каждому ребёнку. Важно их раскрыть и развить, чтобы выпускник не только овладел материалом школьных программ, но и сумел творчески применить его в различных жизненных ситуациях, найти решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных.

А как добиться того, чтобы ученик смог раскрыть свой творческий потенциал? Какие тропинки и  пути надо выбрать, чтобы не засохли ростки творчества у ребёнка?  Несомненно, у каждого учителя свой ключик. Я бы хотела поделиться некоторыми наработками из  опыта  своей работы на уроках русского языка.

По моему глубокому убеждению, развитие творческих способностей необходимо проводить в системе на уроках русского языка как традиционных, включающих задания, развивающие творческие способности так и нетрадиционных на уроках по развитию речи

Одно из важнейших условий интереса к учебной деятельности - его разнообразие: разнообразие изучаемого материала, разнообразие поисков работы, разнообразие уроков

Интересны,     на    мой    взгляд,  эвристические    задачи, которые приближают возможность открытия. Например, предлагается стандартное задание: вставить буквы в текст упражнения, но это же задание можно сделать моделью интересного творческого процесса.

Предлагаю учащимся:   
-Мы с вами составляем упражнение для учеников, которые будут учиться после вас. Замените буквы точками, чтобы ребята вспомнили изученные орфограммы.

Другое эвристическое задание направлено на формирование обобщенного лингвистического умения: «Докажи, что слово «чудесный» является именем прилагательным». Эвристические задачи я предлагаю и для домашней работы.

Уместно корректирование и редактирование текста, содержащего  опечатки. Предлагаю учащимся выписать слова, которые они написали  бы по-другому, и объяснить, почему. Можно выдавать непроверенные тетради одноклассников, чтобы попробовать себя в роли учителя.

Не оставляют учеников равнодушными этимологические экскурсы. Например, в пятом классе при изучении раздела «Фразеология» уместно дать задание, дополнительно к учебнику (заменить группу фразеологизмов одним глаголом) «Почему возникло такое устойчивое словосочетание как «точить лясы», «завязать на память узелок», «петь дифирамбы». Благодаря таким заданиям пробуждается живой интерес к слову, его структуре.

Развивает творческие способности составление учащимися опорных сигналов.   Особенно  уместны  они  при изучении  трудных  тем:  «Личные окончания глаголов», «Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий», «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи». Часто ученики допускают ошибки не из-за невнимательности, а потому что когда-то   не   поняли   тему.   Поэтому индивидуальная   работа   над   ошибками необходима  и  здесь.   Надо   выбирать  либо   аргументированную   позицию: (почему была сделана ошибка?), либо творческую (ошибка ли это?) Диалог при этом ведется как проблемно-поисковый. Проблемно-поисковая беседа приводит к самостоятельному исправлению ошибок, помогает создать на уроке творческие ситуации, привносит элемент игры.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.

Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей.

Интересны для ребят игровые задания, направленные па отработку орфоэпических норм, минутки разминки под общим названием «Говорите по-русски правильно». Вот лишь некоторые из них: «Составь текст и озвучь его». Предлагаю учащимся набор слов, которые представляют какие-то трудности в произношении (километр, шинель, помощник, свитер, средство, начал). Задача учащихся: за две, три минуты составить связный текст, используя данные слова, прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Можно назначить экспертов, которые внимательно слушают отвечающего и рецензируют ответ. Оценку получают сразу двое учащихся.

Игровые ситуации использую на уроках не только с учащимися среднего звена, но и в старших классах, когда готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Например, предлагаю составить текст «В эфире - новости». Тематика текста: события, происходящие в мире, стране, городе. Подобные задания позволяют не только отрабатывать произносительные нормы, но и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Вариантом данного задания может стать «Конкурс дикторов». Задача участника — прочитать данный текст, обращая внимание на выделенные слова (дебаты, углубить, начатые, тенденция, премировать и т.д.).

Большое поле игровой деятельности представляет раздел «Лексика и фразеология. Предлагаю детям самим придумать игру и провести ее. Особенно активно игра проходит в 5 - 6 классах («Подбери синонимы», «Угадай профессию», «Закончи фразеологизм», «Прямые и переносные слова»). Не менее интересно проходят уроки с игровыми заданиями, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Например, такие игры, как «Третий лишний», «Лингвистический футбол», «Найди пару», «Помоги Пете Ошибкину»

Учащиеся среднего звена живо включаются в лингвистические игры, проявляя интерес, активность, творчество. Например, в начале изучения темы «Члены предложения» я приношу предмет и не показываю его детям, а предлагаю им задать столько вопросов, чтобы стало ясно, что я принесла.
Дети спрашивают, из чего этот предмет, для чего он нужен, какие у него свойства, и т.п. Вопросы я записываю на доске (это все члены предложения). Далее ребята обобщают все, что узнали о предмете, читают свои предложения. Главным становится совместный поиск, попытка осознать тот внутренний смысл, который, конечно же, есть в любом языковом явлении.
 
Особое место среди различных видов работ по развитию речи занимает творческий диктант. Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, потому что они являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине. Такие сочинения всегда вызывают у учащихся затруднения, если не проводить предварительную работу. Например, в 5 классе ученики описывают картину «Сирень» Кончаловского. После рассмотрения картины, после анализа содержания, авторского замысла, я читаю предложения, а ребята ставят вопросы к словам, подыскивают прилагательные.

В системе работы большую роль играют изложения. Это и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности (текст). При работе над изложениями не только активизируется пассивный словарь ученика, но и обогащается его устная речь, так как он вводит новые слова.

На уроках я использую все виды изложений: подробные и сжатые, полные и выборочные и т.д. Часто в изложения ввожу творческие задания: озаглавить текст, описать внешность героя, описать поведение героя, сформулировать свое мнение о поступке героя и т.п.

Особое место в развитии творческих способностей я отвожу сочинениям. Я планирую творческие работы в соответствии с программой по развитию речи и изучаемым грамматическим материалом и в определенной системе: от небольших работ творческого характера (миниатюр) к большим сочинениям на специальных уроках по развитию речи.

Помимо написания сочинений привычных жанров я использую творческие работы нетрадиционных жанров, например, «сочинение-развлечение» и «бином фантазии».

 Следует отметить и творческие лаборатории , которые предполагают вовлечение учащихся в поисковую лингвистическую деятельность с различным уровнем способностей, причем начиная с 5 класса. Например, при изучении в 5 классе темы «Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных» я даю дифференцированные творческие задания на уроке:

1.    составить таблицу для распределительного диктанта
2.    выполнить упражнение с графическим комментированием
3.    написать творческую работу,    используя   слова с окончаниями Е и И.

Задание на дом ученики выбирают для себя сами; подбирают тексты, разрабатывают самостоятельно таблицы для обобщающих уроков, делают доклады на основе дополнительной лингвистической литературы (например, «Секреты грамматики», «Глаголы-исключения»), ищут лингвистические задачи, кроссворды, шарады, создают иллюстрации к урокам грамматики, выпускают лингвистический листок «Это интересно».

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского язык дает большие возможности для дальнейшей педагогической деятельности не только на уроках, но и во внеклассной работе. Если учитель будет методически грамотно развивать творческие способности учащихся, то познавательная активность творчество учащихся будут эффективно повышаться.

Работая в этом направлении, я заметила, что повысился интерес к знаниям у учащихся - это способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению учебного материала, формированию умений и навыков.

Мои ученики принимают участие в конкурсных сочинениях. Отрадно то, что пишут не только сильные ученики, но и слабые учащиеся. Объединяясь в творческие группы, в конкурсах участвует весь классный коллектив. Творческие работы учащихся получают высокую оценку на разных уровнях: международных, областных, районных.

Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку. На протяжении нескольких лет мои ученики занимают призовые места па районных и областных олимпиадах и являются победителями конкурсов сочинений.

Каждый год мои выпускники поступают в ВУЗы на филологический факультет, факультет журналистики, а некоторые уже преподают в школе русский язык и литературу. А это значит, что, развивая творческие способности учащихся, мы готовим востребованную обществом творческую личность.

Полный текст материала Статья "Пути развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Карегина Светлана Васильевна  KareginaSV
25.06.2013 0 7838 613

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК