Статья "Роль устного народного творчества в нравственном воспитании детей среднего школьного возраста"
Тасеменова Гульмира Сырымовна,
учитель русского языка и русской литературы
средней общеобразовательной школы № 21
города Уральска ЗКО
Роль устного народного творчества в нравственном
воспитании детей среднего школьного возраста.
«Процесс изучения литературы – это не только обучение, но и своеобразное сотворчество между педагогом и учащимися. Опора на постижение устного народного творчества развивает воображение, критическое и логическое мышление, эстетический вкус, творческую фантазию, духовно обогащает ребенка».1
Программа по русской словесности в 5 классе очень интересная, насыщена замечательными произведениями, которые остаются в памяти детей, в их сердцах. Через весь курс проходит тема «Фольклор и литература», ребятам интересно читать произведения, познавать их. «Существует расхожая фраза: «Каждый ребёнок способен учиться». Но стоит задать вопрос себе: как его учить? Как сделать так, чтобы он учился со всем «пылом души»? У каждого учителя находятся для этого свои способы.» 2 В своей статье я расскажу о тех способах, которые применяю на уроках словесности в 5 классе.
Никого из моих учеников не оставляет равнодушным раздел « Устное народное творчество», особенно тема «Малые нелирические жанры фольклора». На уроке « Старая пословица век не сломится» дети устно объясняют значение пословиц, находят синонимы, антонимы в них, подбирают к пословицам и поговоркам похожие по значению выражения, подбирают пословицы по определенной теме ( о дружбе, о труде, о Родине), находят аналогичные русским казахские пословицы и поговорки , пишут эссе « Жизнь прожить – не поле перейти», « Без труда не выловишь рыбку из пруда».
Много творческих заданий мы выполняем на уроке по теме « Загадки». Я предлагаю ребятам подобрать к загадке подходящий рисунок- ответ, к рисунку подобрать текст- загадку, вспомнить как можно больше загадок о том или ином предмете, явлении, сочинить загадку, составить шутливые вопросы- задачи, нарисовать отгадку. В рисунке выделить именно тот признак предмета, который подсказал правильный ответ.3
На этом уроке мы знакомимся с приемом сравнения. « Человек живет среди предметов или явлений, часто в чем-то схожих между собой. Если человек замечает такое сходство, то у него возникает желание сравнивать. Сравнение должно быть ярким, образным».4 Мы с ребятами «играем» в сравнения: определяем, на что похож предмет ( по форме цвету, издаваемым звукам, по характеру работы, выполняемой с помощью данного предмета), решаем у кого сравнение точнее, у кого – самое неожиданное. В заключительной части этого урока на последнем этапе ребята в группах составляют Книгу загадок, изготавливают обложку к книге, устраивают презентацию своих Книг. Заканчивается раздел « Устное народное творчество» конкурсом знатоков пословиц, поговорок и «Загадочным» турниром». Хорошие задания предлагают авторы учебника: «1.Отгадайте загадки и скажите, какие художественные средства используются в них. 2 Сочините загадку о тучах. 3 Кто больше знает загадок об одном предмете? 4 Кто вспомнит самую весёлую, самую красивую, самую хитрую загадку? »5 Загадки - это игра и работа, гимнастика для развития речи. Они учат понимать иносказательную речь, развивают поэтическое видение мира, сообразительность, умение сопоставлять, видеть сходство предметов.
На уроке изучения былин я предлагаю ученикам сравнить русский героический эпос и казахские былины, былинных героев ( батыр Алпамыс- богатырь Алёша Попович). Пишем пятистишье, сочинение- миниатюру на тему: «Если бы герой попал в современный мир, то…». Персонаж переносится в современную обстановку. Задание, помимо фантазии, развивает чувство юмора, актуализирует читательский опыт. В конце урока задаю ученикам вопрос: «Какой враг опаснее, страшнее: Соловей или вражеские полчища?» Мне нравится этот вопрос тем, что на уроке возникает дискуссия. Одни утверждают, что опаснее внутренний враг, другие считают, что внешний. Ребята доказывают, приводят аргументы и контраргументы.
Домашнее задание ученики получают тоже творческое:
1 Устное рисование героя-богатыря или сказителя былины.
2 Изготовление воинского снаряжения и инсценирование отрывка из былины. Очень важна серьёзная, продуманная работа со сказкой. «Сказочное» творчество базируется на игре. Многие задания рассчитаны на детскую фантазию, «вживание» в образ. Максимально необходимо обогатить работу со сказкой элементами игровой деятельности: рисование иллюстраций к тексту, создание собственной сказки, лепка сказочных персонажей из доступных материалов, изготовление масок, костюмов, инсценирование. Ребятам нравится узнавать отрывок, эпизод по ключевым словам, фразам, домысливать судьбу героев. На этом же уроке пишем эссе «Мой любимый герой сказки». Необходимо аргументированно показать достоинства героя. Составляем диаграмму Венна , находим сходства и различия в сказе и сказке. Домашнее задание предлагаю следующее: написать сочинение от имени волшебного предмета (скатерти-самобранки, волшебной палочки, дубинки).
Урок-обобщение по теме «Сказки» провожу в форме читательской конференции «Моя любимая сказка». Ребята на этой конференции не только читают отрывки из своих любимых сказок, обмениваются мнениями, рисуют героев, но ещё и пишут обращение к ученику, не любящему читать сказки, сообща вырабатывают правила пользования книгой.
Постепенно от народной сказки мы переходим к литературной. Урок по творчеству Ганса Христиана Андерсена «Рождение сказки» я начинаю со слов: «Он понял, что сказки его- лучшее в мире золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и из уст их родителей». После знакомства со сказками Андерсена, мы находим сходства и различия в сказке «Дикие лебеди» и народной сказке «Шесть лебедей».Также составляем вопросы к викторине по сказкам Андерсена, сочиняем собственные сказки, инсценируем их. Во время просмотра художественного фильма «Жизнь как сказка», посвященного жизни и творчеству Андерсена, ребята заполняют таблицу:
-----------------------------------------------------------------------------------------
Что меня удивило? Комментарий
После просмотра кинофильма мы сравниваем экранизацию с прочитанными сказками «Стойкий оловянный солдатик», «Русалочка» и др. В конце урока пишем отзыв о кинофильме. Заканчиваем урок словами: «Самой удивительной сказкой является жизнь человека».
Часто на уроке совершаем виртуально- фантастические путешествия в сказки. Каждый ребёнок чувствует себя настоящим путешественником.
В одной статье невозможно рассказать об огромной роли устного народного творчества в духовно-нравственном воспитании детей. «Современный урок литературы может быть весьма разнообразным, главное, чтобы уроки не были однотипными ».8
2) Журнал Международной Ассоциации Чтения «Перемена» том 6 №1 январь 2005 год стр.26
3) Русская словесность. Дидактический материал для 5 класса. А: Атамура, 2001 год стр 11-13
4). «Методика преподавания русской литературы в казахской школе» г.Алма-Ата 1988 год
5). «Русская словесность: фольклор и литература» 5 класс Алматы «Атамура» 2001 год
6 «Уроки литературы». Приложение к журналу «Литература в школе» №5 2001 год. Статья Н. Погореловой «Изучение сказок» 5 класс
8 Современный урок русского языка Л: Просвещение, 1990 год
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тасеменова Гульмира Сырымовна
→ гс0525 10.10.2013 0 3599 589 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.