Интеллектуальная игра по литературе, 9 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33 станицы Архангельской
муниципального образования Тихорецкий район
Интеллектуальная игра по литературе между школьниками 9 классов
Составитель
Завальская Галина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
Интеллектуальная игра по литературе между школьниками 9 классов
Интеллектуальная игра между школьниками включает в себя комплект заданий и вопросов, рассчитанных на проверку знания и понимания текста литературного произведения, историко-культурного контекста, знания основ теории литературы и умения грамотно пользоваться литературоведческой терминологией.
1. В левом столбике даны портреты персонажей различных произведений русской литературы. Дополните эти портретные характеристики названием предмета одежды, выбрав нужное из правого столбика. Объясните свой ответ. Назовите героя, произведение, автора.
а) У оратая кудри качаются, Что не скатан ли жемчуг рассыпаются; У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя.
|
фрак
брусничного новая шинель ситцевая рубаха кафтан черна бархата шаровары шириной с Черное море |
б) Низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным. |
демикотоновый халат накрахмаленная манишка белый китель с золотыми пуговицами бобровый воротник
|
в) Одна она, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь. В ее голубых глазах редко блистала радость. Щеки ее пылали, как заря в ясный летний вечер. |
спальный чепец персидская чадра ситцевая косынка пушистое боа
|
2. Укажите, какому литературоведческому термину соответствует приведенное определение.
... — это употребление слова в переносном значении, перенесение признаков и свойств одних предметов на другие, сходные с ними.
Приведите 3—4 примера этого явления. С какой целью оно используется в художественной литературе?
3. Определите, персонажи каких произведений русской литературы представлены в следующем списке. Назовите авторов произведений.
Максим Петрович, Иван Тряпичкин, Татьяна Юрьевна, Андрей Иванович Чмыхов, княгиня Марья Алексеева, Иван Кириллович, департаментский сторож Михеев, Кузьма Петрович, племянник князь Федор, кухарка Мавруша, Фома Фомич, Пушкин.
Что объединяет персонажей этих произведений? Каковы их художественные функции? Продолжите список именами 3—4 персонажей в соответствии с заданным принципом.
4. Представьте, что чеховский «Хамелеон» не рассказ, а басня. Как изменились бы сюжет, герои, язык басни «Хамелеон»? Сочините мораль к этой басне.
5. Найдите и исправьте терминологические и фактические ошибки в литературоведческом суждении; дайте правильный вариант:
В драме «Горе от ума» кульминация композиции происходит в пятом действии, когда Чацкий восклицает: «Прощай, Россия! Страна рабов, страна господ!»
6. Характерные особенности индивидуального стиля писателя отчетливо проявляются в изображении внешнего облика персонажа, интерьера, пейзажа. Определите, в какой интерьер (правый столбик) может быть вписан персонаж с соответствующей портретной характеристикой (левый столбик). Объясните ваш выбор. Укажите имя героя, произведение, автора.
а) ...На
них явились, вместо
прежних запачканных сапогов,
сафьянные красные, |
а) Приземистый одноэтажный дом, окрашенный грязно-розовой краской, с нахлобученной низкой крышей и выпученными окнами. Двор весь завешан огромными мокрыми тряпками, заставлен чанами с густой разноцветной водою.
|
б) Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели. Я смотрел на нее с предубеждением: он описал мне ее совершенною дурочкою. |
б) Все было чисто, вымазано цветной глиной. На стенах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху.
|
в) Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую шелковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали раскосые веселые глаза под густыми бровями |
в) Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.
|
7.В
левом столбике приведены названия
стихотворных произведений Пушкина,
в правом – жанровые определения.
Соотнесите название произведения и
его
жанр; охарактеризуйте (используя примеры
из названного
произведения) наиболее существенные
черты
каждого жанра в лирике Пушкина.
«Песнь о вещем Олеге» «Поэту» «Погасло дневное светило...» «Вольность» «К Чаадаеву» «На Александра I» |
ода баллада дружеское послание эпиграмма сонет элегия |
Ответы:
1. а) Былинный богатырь (портрет — обобщенная характеристика русского богатыря): кафтан черна бархата.
б) Акакий Акакиевич («Шинель» Гоголя): демикотоновый халат.
в) Лиза («Бедная Лиза» Карамзина): ситцевая косынка.
2. Метафора.
3.В задании приводятся имена вне сценических персонажей из драматургических произведений русских писателей:
Максим Петрович, Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексеевна, Кузьма Петрович, племянник князь Федор, Фома Фомич — персонажи комедии Грибоедова «Горе от ума»;
Иван Тряпичкин, Андрей Иванович Чмыхов, Иван Кириллович, департаментский сторож Михеев, кухарка Мавруша, Пушкин — персонажи комедии Гоголя «Ревизор».
Список можно продолжить именами таких вне сценических персонажей, как князь Григорий, барон фон Клоц, Воркулов Евдоким, Прасковья Федоровна, княгиня Ласова («Горе от ума»);
Анна Кирилловна, Николай, Иван, Елизавета, Марья и Перепетуя Земляника, отец Хлестакова («Ревизор»). В конечном итоге, подлинный ревизор, на самом деле прибывший из Петербурга, тоже оказывается вне сценическим персонажем.
4. Сюжет басни, как правило, сводится к одному эпизоду (без предыстории и подробностей биографии каждого героя); герои носят аллегорический характер, логика их поступков определяется не реалистическими мотивировками, а за данностью типа характера. Если в рассказе психологическая модель характера «хамелеона» открывается читателю постепенно, то в басне она будет задана заранее, и события послужат лишь иллюстрацией, позволяющей наглядно ее представить. Речь повествователя в басне ориентирована на закономерности разговорной, обиходной речи, в то время как в чеховском рассказе роль повествователя вообще сведена к минимуму и скорее напоминает систему ремарок в драматической сценке.
5. «Горе от ума» — не драма, а комедия; выражение «кульминация композиции» ошибочно, поскольку кульминация — элемент сюжета, высшая точка в развитии действий, событий (а композиция, наоборот, статична);
в комедии не пять действий, а четыре; строчка «Прощай, Россия! Страна рабов, страна господ!» принадлежит Лермонтову и никогда Чацким не произносилась.
Фраза может быть исправлена следующим образом: кульминация событий в комедии «Горе от ума» происходит в четвертом действии, когда Чацкий, бросая свое знаменитое «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок», покидает дом Фамусова.
6. В левом столбике даны портреты следующих литературных героев:
а) сыновья Тараса Бульбы — Остап и Андрий (Гоголь «Тарас Бульба»);
б) Маша Миронова (Пушкин «Капитанская дочка»);
в) Цыганок (Горький «Детство»).
В правом столбике даны описания:
а) дома деда Алеши;
б) дома Тараса Бульбы;
в) дома капитана Миронова.
7. «Песнь о вещем Олеге» Баллада
«Погасло дневное светило...» Элегия
«Вольность» Ода
«К Чаадаеву» Дружеское послание
«На Александра I» Эпиграмма
«Поэту» Сонет
Задания составлены с учетом действующей программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классов. Под редакцией В.Я. Коровиной. Москва: «Просвещение», 2009 год.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Завальская Галина Алексеевна
→ zavuch55 01.11.2013 0 5116 645 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.