Интеллектуальная игра по литературе, 9 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №33 станицы Архангельской

муниципального образования Тихорецкий район












Интеллектуальная игра по литературе между школь­никами 9 классов













Составитель

Завальская Галина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы








Интеллектуальная игра по литературе между школь­никами 9 классов



Интеллектуальная игра между школь­никами включает в себя комплект заданий и вопросов, рассчитанных на проверку знания и понимания тек­ста литературного произведения, историко-культур­ного контекста, знания основ теории литературы и умения грамотно пользоваться литературоведческой терминологией.


1. В левом столбике даны портреты персонажей раз­личных произведений русской литературы. До­полните эти портретные характеристики названи­ем предмета одежды, выбрав нужное из правого столбика. Объясните свой ответ. Назовите героя, произведение, автора.

а) У оратая кудри качаются,

Что не скатан ли жемчуг

рассыпаются;

У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя.


фрак брусничного
цвета с искрой

новая шинель

ситцевая рубаха

кафтан черна бархата

шаровары шириной с Черное море

б) Низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, не­сколько даже на вид подслепо­ват, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называ­ется геморроидальным.

демикотоновый халат накрахмаленная ма­нишка

белый китель с золо­тыми пуговицами бобровый воротник


в) Одна она, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь. В ее голубых глазах редко блистала ра­дость. Щеки ее пылали, как заря в ясный летний вечер.

спальный чепец

персидская чадра

ситцевая косынка

пушистое боа


2. Укажите, какому литературоведческому термину соответствует приведенное определение.

... — это употребление слова в переносном зна­чении, перенесение признаков и свойств одних предметов на другие, сходные с ними.

Приведите 3—4 примера этого явления. С ка­кой целью оно используется в художественной литературе?

3. Определите, персонажи каких произведений рус­ской литературы представлены в следующем списке. Назовите авторов произведений.

Максим Петрович, Иван Тряпичкин, Татьяна Юрьевна, Андрей Иванович Чмыхов, княгиня Марья Алексеева, Иван Кириллович, департамен­тский сторож Михеев, Кузьма Петрович, племян­ник князь Федор, кухарка Мавруша, Фома Фо­мич, Пушкин.

Что объединяет персонажей этих произведе­ний? Каковы их художественные функции? Про­должите список именами 3—4 персонажей в со­ответствии с заданным принципом.

4. Представьте, что чеховский «Хамелеон» не рассказ, а басня. Как изменились бы сюжет, герои, язык басни «Хамелеон»? Сочините мораль к этой басне.

5. Найдите и исправьте терминологические и фак­тические ошибки в литературоведческом сужде­нии; дайте правильный вариант:

В драме «Горе от ума» кульминация компози­ции происходит в пятом действии, когда Чацкий восклицает: «Прощай, Россия! Страна рабов, стра­на господ!»

6. Характерные особенности индивидуального стиля писателя отчетливо проявляются в изображении внешнего облика персонажа, интерьера, пейзажа. Определите, в какой интерьер (правый столбик) может быть вписан персонаж с соответствующей портретной характеристикой (левый столбик). Объясните ваш выбор. Укажите имя героя, про­изведение, автора.

а) ...На них явились, вмес­то прежних запачканных сапогов, сафьянные красные,
с серебряными подковами; шаровары шириною с Чер­ное море, с тысячью складок и со сборами, перетяну­лись золотым очкуром. Саб­ля брякала по ногам.
Молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белиз­ну их и здоровый цвет молодости.

а) Приземистый одно­этажный дом, окрашен­ный грязно-розовой краской, с нахлобученной низкой крышей и выпученными окнами. Двор весь завешан ог­ромными мокрыми тряпками, заставлен ча­нами с густой разно­цветной водою.


б) Девушка лет осьмнадца­ти, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели. Я смотрел на нее с предубеждением: он описал мне ее совершенною дурочкою.

б) Все было чисто, вы­мазано цветной глиной. На стенах — сабли, на­гайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для по­роху.


в) Квадратный, широко­грудый, с огромной куд­рявой головой, он явил­ся под вечер, празднично одетый в золотистую шел­ковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапо­ги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали рас­косые веселые глаза под густыми бровями

в) Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; око­ло него красовались лубоч­ные картинки, представ­ляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.


7.В левом столбике приведены названия стихотвор­ных произведений Пушкина, в правом – жанровые определения. Соотнесите название произведения и
его жанр; охарактеризуйте (используя примеры из названного произведения) наиболее существенные черты каждого жанра в лирике Пушкина.

«Песнь о вещем Олеге»

«Поэту»

«Погасло дневное светило...»

«Вольность»

«К Чаадаеву»

«На Александра I»

ода

баллада

дружеское послание

эпиграмма

сонет

элегия

Ответы:


1. а) Былинный богатырь (портрет — обобщенная характеристика русского богатыря): кафтан черна бархата.

б) Акакий Акакиевич («Шинель» Гоголя): деми­котоновый халат.

в) Лиза («Бедная Лиза» Карамзина): ситцевая ко­сынка.

2. Метафора.

3.В задании приводятся имена вне сценических пер­сонажей из драматургических произведений рус­ских писателей:

Максим Петрович, Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексеевна, Кузьма Петрович, племянник князь Федор, Фома Фомич — персонажи коме­дии Грибоедова «Горе от ума»;

Иван Тряпичкин, Андрей Иванович Чмыхов, Иван Кириллович, департаментский сторож Михеев, кухарка Мавруша, Пушкин — персонажи коме­дии Гоголя «Ревизор».

Список можно продолжить именами таких вне сценических персонажей, как князь Григорий, барон фон Клоц, Воркулов Евдоким, Прасковья Федоровна, княгиня Ласова («Горе от ума»);

Анна Кирилловна, Николай, Иван, Елизавета, Марья и Перепетуя Земляника, отец Хлестакова («Реви­зор»). В конечном итоге, подлинный ревизор, на самом деле прибывший из Петербурга, тоже ока­зывается вне сценическим персонажем.

4. Сюжет басни, как правило, сводится к одному эпизоду (без предыстории и подробностей биогра­фии каждого героя); герои носят аллегорический характер, логика их поступков определяется не реалистическими мотивировками, а за данностью типа характера. Если в рассказе психологическая модель характера «хамелеона» открывается чита­телю постепенно, то в басне она будет задана заранее, и события послужат лишь иллюстраци­ей, позволяющей наглядно ее представить. Речь повествователя в басне ориентирована на законо­мерности разговорной, обиходной речи, в то вре­мя как в чеховском рассказе роль повествователя вообще сведена к минимуму и скорее напоминает систему ремарок в драматической сценке.

5. «Горе от ума» — не драма, а комедия; выражение «кульминация композиции» ошибоч­но, поскольку кульминация — элемент сюжета, высшая точка в развитии действий, событий (а композиция, наоборот, статична);

в комедии не пять действий, а четыре; строчка «Прощай, Россия! Страна рабов, страна господ!» принадлежит Лермонтову и никогда Чац­ким не произносилась.

Фраза может быть исправлена следующим обра­зом: кульминация событий в комедии «Горе от ума» происходит в четвертом действии, когда Чацкий, бросая свое знаменитое «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок», покидает дом Фамусова.

6. В левом столбике даны портреты следующих ли­тературных героев:

а) сыновья Тараса Бульбы — Остап и Андрий (Го­голь «Тарас Бульба»);

б) Маша Миронова (Пушкин «Капитанская дочка»);

в) Цыганок (Горький «Детство»).

В правом столбике даны описания:

а) дома деда Алеши;

б) дома Тараса Бульбы;

в) дома капитана Миронова.

7. «Песнь о вещем Олеге» Баллада

«Погасло дневное светило...» Элегия

«Вольность» Ода

«К Чаадаеву» Дружеское послание

«На Александра I» Эпиграмма

«Поэту» Сонет


Литература.

Задания составлены с учетом действующей программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классов. Под редакцией В.Я. Коровиной. Москва: «Просвещение», 2009 год.





Полный текст материала Интеллектуальная игра по литературе, 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Завальская Галина Алексеевна  zavuch55
01.11.2013 0 5116 645

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК