Комплексный анализ лирического произведения (для подготовки к ЕГЭ по русскому языку)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33 станицы Архангельской
муниципального образования Тихорецкий район
Комплексный анализ лирического произведения
(для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку)
Составитель
Завальская Галина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
Комплексный анализ лирического произведения.
И. А. Бродский писал о процессе стихосложения: «Существует, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки, - посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал... Стихосложение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения».
План анализа лирического произведения (Вариант №1).
1.Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?
2.Настроение стихотворения.
3.Как выражается настроение в стихотворении?
1). Как оно построено?
2). Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина
строк, наличие или отсутствие рифмы.)
3). Какие приемы использует автор? (Метафора, эпитет,
олицетворение, сравнение, светопись, повторы;
употребление слов одной семантической группы,
определенной части речи; использование предложений
определенной конструкции.)
4.Каким представляется мне лирический герой этого стихотворения?
5.Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?
6.Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.
7.Личное впечатление от стихотворения.
Можно подсказать учащимся опорные слова:
-«В стихотворении... (автор, название) говорится о.-. .
-В стихотворении... (название)... (фамилия поэта) описывает...(что?).
-В стихотворении царит... настроение.
-Стихотворение пронизано ... настроением.
-Настроение этого стихотворения ....
-Настроение меняется на протяжении стихотворения.
-Стихотворение можно разделить на ... части, так как....
-Композиционно стихотворение делится на... части, потому что....
-Звучания стихотворения создает... ритм.
-Короткие (длинные) строки подчеркивают....
-В стихотворении мы словно слышим звуки ....
-Постоянно повторяющиеся звуки ... позволяют услышать ....
-Поэт хочет запечатлеть словами ....
-Для создания настроения автор (поэт) использует ....
-С помощью ... поэт дает нам возможность увидеть (услышать) ...
-Используя..., поэт создает образ....
-Лирический герой этого стихотворения представляется мне …ассоциируется с...
-Образ ... вызывает ассоциации с …»
План анализа лирического произведения (Вариант №2).
1.Историко-биографический материал.
2.Место стихотворения в творчестве поэта.
3.Ведущая тема.
4.Лирический сюжет.
5.Проблемы.
6.Лирический герой.
7.Преобладающее настроение.
8.Жанр.
9.Композиция.
10.Строфа.
11.Основные образы.
12.Лексика.
13.Изобразительные средства иносказания (метафора, метонимия, эпитет, сравнение, аллегория, символ).
14.Поэтический синтаксис (обращение, восклицание, риторические вопросы, инверсии)
15.Звукопись (аллитерация, ассонанс).
16.Музыкальность стиха.
17.Размер стиха (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).
18.Рифма и способы рифмовки.
Задания составлены с учетом действующей программы общеобразовательных учреждений.
Русский язык 5-9 классы. Под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Москва: «Просвещение», 2010 год.
Литература 5-11 классов. Под редакцией В.Я. Коровиной. Москва: «Просвещение», 2009 год.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Завальская Галина Алексеевна
→ zavuch55 01.11.2013 0 4155 516 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.