Статья "Формирование метапредметных и личностных учебных действий через технологию интегрированного обучения"
Ханты–Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
г. Мегион
Учитель английского языка Брынская Инна Михайловна,
учитель русского языка и литературы Воденникова Татьяна Витальевна.
Формирование метапредметных и личностных учебных
действий через технологию интегрированного обучения
( на примере интеграции предметов
«Английский язык» и «Литература»)
Процесс внедрения ФГОС требует профессионального развития педагогов. Одним из условий этого развития является овладение современными технологиями. Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся применяются современные педагогические технологии, такие как:
технология развивающего обучения,
игровые технологии
технологии проблемного, дифференцированного, информационного и проектного обучения.
Одной из технологий является интеграция уроков.
Интегрированные уроки используются в образовательном процессе давно, но в условиях внедрения ФГОС, они приносят уже положительные результаты, потому как их деятельный характер делает главной задачей развитие личности ученика.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС требуют внедрения реальных видов деятельности учащихся и педагогов, что, в свою очередь влечет за собой принципиальные изменения в их совместной деятельности.
Обязательным условием воспитания новой личности является решение задачи общего развития учащихся. Решить эту задачу, реализуя учебные программы отдельных дисциплин очень трудно. Необходима интеграция учебных предметов, преподающихся сейчас независимо друг от друга.
В
2013 – 2014 учебном году в нашей школе был
создан творческий союз учителей (учитель
английского языка Брынская Инна
Михайловна, учитель русского языка и
литературы Воденникова Татьяна
Витальевна), активно применяющий в своей
педагогической деятельности интеграцию
не только на уроках, но и во внеурочной
деятельности.
Современному обществу нужен человек,
самостоятельно критически мыслящий,
умеющий видеть и творчески решать
возникающие проблемы. Поэтому очень
важен переход от исполнительной,
репродуктивной деятельности учащихся
к творческой, поисковой деятельности
на всех этапах учебного процесса и
внеурочной деятельности.
Так
родилась идея проекта «Литературная
гостиная» (параллель
10- х классов). Проект рассчитан на
обучающихся 7-х – 11-х классов.
Цель данного проекта:
- способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
- создать условия для формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции и межкультурного общения;
- воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором.
- способствовать приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.
План мероприятий на 2013 – 2014 учебный год.
Планируемый период |
Мероприятие
|
Ответственные |
Примечание |
Сентябрь |
Подготовка к мероприятию Литературная гостиная «О, великий Шекспир!» |
Брынская И.М. Воденникова Т.В. |
Репетиции, изготовление костюмов и декораций. |
Октябрь |
Литературная гостиная «О, великий Шекспир!» Жизнь и деятельность английского поэта и драматурга У. Шекспира. |
Брынская И. М. Воденникова Т.В. |
Место проведения: актовый зал школы. Целевая аудитория: 7-11 классы. Статья на сайте http://shkola9.edu.ru/ |
Ноябрь |
Подготовка к мероприятию Литературная гостиная «Любовь, музыка, стихи...» Творчество Роберта Бёрнса |
Брынская И.М. Воденникова Т.В. |
Репетиции, изготовление костюмов и декораций.
|
Декабрь |
Литературная гостиная «Любовь, музыка, стихи…» Творчество Роберта Бёрнса |
Брынская И.М. Воденникова Т.В. |
Место проведения: актовый зал школы. Целевая аудитория: 7-11 классы. Статья на сайте http://shkola9.edu.ru/ |
Январь |
Самообразование по данной теме. Работа с литературными источниками, научными статьями. |
Брынская И.М. Воденникова Т.В. |
Репетиции, изготовление костюмов и декораций. |
Февраль |
Литературная гостиная «Поэзия Сергея Есенина за границей» |
Брынская И.М. Воденникова Т.В. |
Место проведения: актовый зал школы. Целевая аудитория: 7-11 классы. Статья на сайте http://shkola9.edu.ru/ |
Март |
Участие в творческой сессии и научно-практической конференции в рамках интегрированного проекта.
|
Брынская И.М. Воденникова Т.В. |
Статья на сайте http://shkola9.edu.ru/ Репетиции, изготовление костюмов и декораций |
Апрель |
Подготовка и проведение Литературной гостиной «Знаменитые мастера перевода». (С.Я. Маршак. В.А. Жуковский) |
Брынская И.М. Воденникова Т.В. |
Место проведения: актовый зал школы. Аудитория: 7-11 классы. Статья на сайте http://shkola9.edu.ru/ |
Май |
Самоанализ работы. Подведение итогов совместной деятельности. Планирование работы на следующий учебный год. |
Брынская И.М. Воденникова Т.В. |
Публикации и размещение статей по интегрированному обучению на сайтах интернет-ресурсов |
В октябре литературная гостиная распахнула двери для всех учеников школы. Встреча с английским поэтом и драматургом Шекспиром (литературная гостиная называлась «О, великий Шекспир!») прошла на одном дыхании. Этому предшествовала кропотливая работа. Ребята учили сонеты на английском и на русском языках, готовили биографию Шекспира на двух языках, делали сценки, готовили презентации, самостоятельно были изготовлены и декорации В подборе материала, редактировании, правильной постановке произношения участвовала учитель английского языка. Всех захватила сцена свидания на балконе Ромео и Джульетты. Диалог ребята читали на языке Шекспира На данном мероприятии совершенствовались коммуникативно-познавательные умения, направленные на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся. Тексты художественных произведений являлись важнейшим средством приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка.
Хочется отметить, что во внеурочной деятельности ученики раскрываются совсем иначе, чем на уроках: ярче выражаются их творческие способности, возникает потребность в самообразовании и воспитании.
Исходя из вышеизложенного заключаем:
технология интегрированного обучения является одним из способов повышения продуктивности процесса обучения, поскольку нтегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность;
интегрированные уроки способствуют повышению мотивации учения: ученик подчас неожиданно для себя обнаруживает способность понимания одного из ранее недоступных, трудных предметов, включенных в связку с его любимым учебным предметом, у многих школьников пробуждаются дремавшие интересы и творческие силы;
интеграция способствует не только интенсификации учебно-воспитательного процесса, но и снимает перенапряжение, перегрузку учащихся;
огромный воспитательно-образовательный потенциал межпредметного взаимодействия учебных предметов литературы и иностранного языка обусловливает формирование у школьников целостного мировосприятия, позволяющего обнаружить уникальность человека как носителя разума и культуры, развиваются межличностные связи, отношение к себе, возникают потребности в самообразовании и самовоспитании.
Школа
призвана развивать творческие способности
учеников, а этого можно достичь путём
интеграции предметов гуманитарного
цикла.
Интеграция предметов в школе
находится в постоянном поиске новых
педагогических решений. В словаре
Ожегова: «Интегрировать – объединять
в одно целое». Следовательно, интеграция
– объединение всех частей в единое
целое, качественно новое.
Таким
образом, интеграция предметов в
современной школе – одно из направлений
активных поисков новых педагогических
решений, способствующих развитию
творческого потенциала педагогических
коллективов и отдельных учителей с
целью более эффективного и разумного
воздействия на учащихся. Такие уроки
развивают нравственную культуру,
творческие способности учащихся. Ученики
становятся более самостоятельными в
своих суждениях, имеют свою точку зрения
и умеют аргументированно её отстаивать.
Самое
главное – у ребёнка развивается
эмоциональная сфера, его чувства, душа,
а думающий и чувствующий человек – это
и есть тот человек, воспитать которого
мы стремимся.
Использованная литература
В.В.Давыдов Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика. - 1996.
В.К.Дьяченко Основное направление развития образования в современном мире. – Москва. - 2005.
Закон Российской Федерации «Об образовании». - Москва. - 2006.
Д.А.Иванов Компетентный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий.
Д.Ш.Матрос Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – Москва. – 2010.
Т.П. Сальникова Педагогические технологии. – Москва. – 2009.
Г.К.Селевко Альтернативные педагогические технологии. - Москва. - 2005.
Г.И.Щукина Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986.
В.А.Доманский Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе. Учебное пособие. – М.: Флинта Наука, 2002
Л. П. Ильенко. Интегрированный эстетический курс. Пособие для учителя. М., 2001.
Л. Л. Кочергина, Л. А. Тропкина. История-литература. Интегрированные уроки в 5-11 классы. Волгоград., 2002.
Т.Г. Браже. Интеграция предметов в современной школе// Литература в школе. 2008. №5. С.150.
О.Н.Подгорская, Е.К.Черничкина Английский язык:предметные недели в школе.-Волгоград:Учитель,2007.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Воденникова Татьяна Витальевна
→ ВТВ 04.12.2013 0 2340 411 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.